Образование системы дошкольного воспитания в Норвегии зависело не только от социально-экономических процессов, проходивших в стране на пути ее исторического развития, но и от географических особенностей, культурного развития и условий урбанизации страны.
Основным сдерживающим фактором возникновения дошкольных учреждений являлось слабое заселение страны.
Отдельная семья находилась на значительном расстоянии от другой, можно было выжить только с учетом использования всех природных ресурсов и при условии тяжелого труда всех членов семьи. Дети в таких семьях были естественным путем включены в социальную и хозяйственную жизнь. До шестидесятых годов XX столетия даже дошкольники выполняли посильные трудовые обязанности в семье и могли быть важной опорой в домашнем хозяйстве.
К концу XIX столетия рост рабочих мест и образование промышленных поселков городского типа вызвали повышение уровня урбанизации в стране. По причине замедленности этого процесса большинство детей дошкольного возраста имели возможность еще долго, вплоть до послевоенного времени, играть на воздухе вблизи их домов и не нуждаться в общественном воспитании, имея домашнее.
Желание обеспечивать одинаковые возможности для образования каждому гражданину долго было центральным мотивом образовательной политики правительства государства в 30-х годах XX столетия. Такого единства мнений не наблюдалось по отношению к созданию системы общественного дошкольного воспитания. В ее создании участвовали в основном женщины страны, что и предопределило кадровую политику данного вопроса.
В настоящее время правительство ставит перед собой задачи оказания помощи каждой семье, имеющей детей в возрасте до 7лет. Оно находит решение проблемы в предоставлении всем детям до 7лет возможности посещения дошкольных учреждений.
Норвежское государство в 2009 году законодательно закрепило право на место в детском саду за всеми детьми, которые в возрасте от одного до пяти лет.
| Министерство образования и исследований (Норвегия)
Министерство образования и исследований (Норвегия) отвечает за образование, научные исследования и детские сады. Министерство было создано в 1814 году. Отдел отчитывается законодательной власти (Стортингу). Традиционно это министерство было также ответственно за церковные дела, но эта функция была передана Министерству культуры и по делам церкви в 2002 году.
Организационная структура
Министр науки и высшего образования
Министр дошкольного и младшего школьного образования
Три государственных секретаря
Политический советник
Департаменты
Департамент дошкольного образования и ухода за детьми
Департамент образования и профессиональной подготовки
Департамент высшего образования
Департамент исследований
Департамент анализа политики, пожизненного обучения и международных отношений
Департамент управления и финансов
Департамент управления и развития
Отдел коммуникации
Дочерние органы
Исследовательский совет Норвегии
Норвежский Директорат по образованию и подготовке кадров
Центр ИКТ в образовании
Норвежское агентство по обеспечению качества в образовании
Норвежский центр по международному сотрудничеству в области высшего образования
Норвежский институт по обучению взрослых
Норвежский институт международных отношений
Норвежский метеорологический институт
Норвежский институт социальных исследований
Норвежский фонд государственного образовательного займа
В группе из 20 детей должно быть 4 воспитателя, причём двое из них должны иметь высшее образование дошкольного учителя, а двум остальным это не обязательно (они могут быть ассистентами). Среди воспитателей в группе должен быть один или два мужчины, чтобы у детей было восприятие мамы и папы.
Если на одно рабочее место в детском саду есть два желающих, то мужчина всегда имеет больше шансов занять это место.
Для того чтобы получить работу воспитателя в норвежском детском саду человек должен обязательно предоставить поли-аттестат - это такой документ, в котором содержится информация о судимости. Людей с криминальным прошлым на такую работу просто не возьмут.
Минимум раз в 2-3 месяца воспитатели проходят курсы и семинары по психологии детей.
Воспитатель не имеет права ругать ребёнка, кричать на него и тем более бить!
| Развитие педагогических взглядов в области дошкольного воспитания основывается на принципах Конвенции ООН о правах ребенка.
В государстве Норвегия с 70-х гг XX века сложилась и успешно развивается единая структура существования системы общественных дошкольных учреждений, выполняющей ведущую роль в общей программе социальной защиты населения страны.
Она включена в единую систему образования норвежских детей, которая является сложной структурой государственной политики, выполняющей социальный заказ общества на развитие и воспитание подрастающего поколения.
1. Наличие единой программы воспитания и развития в стране привело к стабильности содержания воспитательной работы, включая все типы дошкольных учреждений. Главенствующей особенностью норвежской программы является ее личностная направленность и принципы гуманистической педагогики. 2. Нравственное, интеллектуальное, эстетическое, социальное и физическое развитие дошкольников реализуется в контексте формирования и становления ребенка как индивидуальности.
- Развитие интеллектуальных умений и навыков, сенсорное развитие, развитие и коррекция речи - все это составные части умственного развития ребенка.
- Для формирования здоровых привычек и культурно-гигиенических навыков, для укрепления здоровья используются методы физического воспитания.
- Как средство реализации заложенных в ребенка творческих начал используются методы эстетического воспитания.
- Формирование нравственных чувств, моральных отношений личности, эмоциональное развитие, удовлетворение потребности познания религиозных вопросов - является содержанием нравственного воспитания.
- Социальное развитие ребенка осуществляется при помощи основной деятельности ребенка - игры.
3. Игра выступает основным видом деятельности детей в дошкольных учреждениях Норвегии. В ходе игры осуществляется физическое, интеллектуальное, эстетическое и нравственное развитие детей.4. Изучение различных моделей развития и воспитания детей дошкольного возраста явилось создание собственной модели "структурной педагогики" на основе теории гуманистической психологии и гуманистической педагогики. Она лежит в основе практической работы всех дошкольных учреждений Норвегии.
5. Разработана и широко используется система перспективного индивидуального планирования с точной структурой последовательного развития, с учетом использования всех форм и видов деятельности в структуре разновозрастной группы и с учетом удовлетворения познавательных потребностей детей.
Из всех существующих педагогических методов следует выделить применение наглядных форм воздействия воспитателя на ребенка. Норвежская дошкольная педагогика, широко используя положения образовательной теории М.Монтессори, выступает за непосредственное ознакомление детей с окружающим миром. Кроме зрительного и слухового ознакомления, педагоги широко применяют осязательный. Из словесных методов чаще всего употребляются пояснение, рассказ, беседа. Норвежская педагогика выступает за приоритетность опосредованного педагогического воздействия. Педагоги изучают интересы и склонности каждого ребенка, дают советы, создают условия для их разностороннего развития, обеспечивая предметно-материальную среду.
Следует подчеркнуть, что методы воспитания, в большей степени, ориентированы на индивидуальную работу. Направленность норвежской дошкольной педагогики на воспитание самостоятельной и творческой личности предопределяет использование методов проблемного воспитания и обучения. Создание различных ситуаций, требующих принятия решений, характеризует работу детских садов.
| В Норвегии очень много детских садов как государственных, так и частных. Благодаря этому здесь нет огромных очередей как в России. Если по каким-либо причинам родители не желают отдавать ребёнка в детский сад, то государство оплачивает пребывание ребёнка дома в сумме 3 000 крон (это составляет приблизительно 15 000 руб.) в месяц.
В Норвегии можно отдать ребёнка в детский сад в возрасте до года.
Детские сады в этой стране не дешёвое удовольствие. В месяц оплата составляет от 3 000 крон и больше. Норвежское государство всячески поддерживает семью и поэтому если ваш ребёнок посещает государственный детский сад, то в конце года вам возмещается 80% затраченной на сад суммы, а если же частный-то 50%.
Питание в детских садах Норвегии сильно отличается от принятых стандартов в России не в лучшую сторону. Нет общепринятых супов и каш. Родители каждый день утром дают своим детям «матпакке»- это лоточки с обедом (бутерброды, йогурт, сок, молоко, сухой завтрак, печенье). В садике же каждый день дают свежие фрукты. Горячую еду дети едят только по вторникам в обед, в остальные же дни-бутерброды.
Что касается сладостей, разных конфет, шоколада, то их дети едят исключительно по выходным, а в остальные дни это считается неприемлемым и «незаконным».
В норвежских садиках предусмотрены походы для детей в любую погоду. Хотя бы один поход в лес, поездки в разные интересные места. Есть даже специально ориентированные группы, которые ходят в походы три раза в неделю. Зимой, детей начиная с трёхлетнего возраста, ставят на лыжи.
Днём дети не спят, спальных комнат здесь нет. Тихий час есть только у некоторых детей, которые младше двух лет. Спят они в колясках на улице, потому что норвежцев приучают спать в прохладе с раннего детства.
Что касается игрушек, тог в детских садах их очень много. Есть развивающие (их большинство), красивые и креативные. Свои же игрушки приносить из дома в сад запрещено.
Один раз в неделю воспитатели устраивают для детей «час развития». Они рассказывают детям что-то развивающее и интересное на своё усмотрение.
Каждый день обязательно проводится занятие: чтение сказок, инсценирование сказок (импровизированный театр) обучение счету, грамоте (очень начальное) конечно же рисование, лепка, конструирование, плетение (в общем занятия направленные на развитие мелкой мускулатуры рук).
У каждой группы есть своя игровая комната с кинотеатром, музыкальной аппаратурой, игрушками и т.д. В этом помещении они рисуют, играют, читают, кушают и слушают музыку. Считается, что детям необходимо слушать разную музыку начиная с детских песен и заканчивая роком и выбирать то, что им нравиться.
Норвежские детские сады обустроены и современны. Детей с раннего детства учат тому, что они личности.
Каждый из детей обязан побывать на каникулах /один месяц в летний период/.
|