Сделай Сам Свою Работу на 5

Введение в курс управления качеством





ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственная полярная академия

 

Кафедра « Менеджмента организации»

 

Е.П.Силла

 

 

Управление качеством

 

Конспект лекций

для студентов специальности «Менеджмент организации» и «Государственное и муниципальное управление» дневной и заочной форм обучения

 

 

Рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Менеджмента организации», протокол № 3 от 17.10.2007г.

Утвержден Методическим Советом ГПА, протокол №5 от 25.10.2007г.

 

Санкт-Петербург

Г.

 


Введение

Учебная дисциплина «Управление качеством» является специальной дисциплиной для специальности «Менеджмент организации, необходимость ее изучения обусловлена местом и ролью дисциплины как составной части ступени высшего профессионального образования. Изучение вопроса управления качеством – настоятельное требование времени, т. к. эти знания крайне необходимы в условиях рыночной экономики, подразумевающей наличие остроконкурентной среды производителей товаров и услуг. Качество, становится ощутимым преимуществом в конкурентной борьбе за потребителя. В курсе рассматриваются и практические вопросы управления качеством продукции и услуг в стране и за рубежом с учетом последних постановлений Правительства, законодательных, нормативных и других материалов. Придавая вопросам организации, совершенствования управления качеством и стандартизации большое значение как на уровне фирм, предприятий и организаций, так и на государственном уровне, необходимо готовить специалистов в этой области, постоянно проводить работу по обучению студентов экономических специальностей и, прежде всего, студентов специальности “Менеджмент организации” (080507).



Целью курса

Курс «Управление качеством» имеет цели:

- обеспечение подготовки специалистов (менеджеров) по управлению качеством;

- ознакомление с передовым зарубежным опытом в области управления качеством продукции и эффективности производства и потребления на основе стандартизации;

- дать комплекс теоретических и методических знаний организации, планирования, мотивации и контроля в области управления качеством;



- приобретение студентами практических навыков помощи предприятиям в организации;

- эффективного управления качеством продукции и услуг.

Обучение приемам и методам работы по качеству не является какой-то изолированной дисциплиной, предназначенной исключительно для специалистов в области качества и стандартизации. Данная проблема носит междисциплинарный характер и касается всех сфер производственно-хозяйственной деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- экономические понятия качества и конкурентоспособности товаров и услуг;

- организационно-методические основы стандартизации и управления качеством промышленной продукции на предприятиях и фирмах всех форм собственности;

- современные методы социально-экономической диагностики.

Уметь

- разрабатывать и внедрять системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО;

- разрабатывать документы системы менеджмента качества предприятия по отраслям;

- использовать процессных подход для оценки систем менеджмента качества предприятия.

Иметь навыки:

- внедрения принципов обеспечения и управления качеством;

- работы по обеспечению качества продукции и услуг;

- методического подхода к оценке качества и конкурентоспособности продукции и услуг;

- применения международных и отечественных стандартов в области качества и в области управления качеством;

- создания систем менеджмента качества на предприятиях, порядка сертификации продукции, в соответствии с требованиями действующего законодательства.



Воспитательная задача дисциплины.

В процессе изучения дисциплины у будущего менеджера формируются сознание воспринимать свою профессиональную деятельность в совершенствовании управления качества и стандартизации, современная управленческая культура специалиста, этика ответственности, патриотизм, национальное самосознание.

Элементы, отражающие специфику вуза

При изучении данной дисциплины особое внимание уделяется этническим, региональным и социокультурным аспектам управленческой деятельности северных территорий России.

Формы проведения занятий

Основными формами проведения занятий являются лекции и семинары. Программой курса предполагается проведение контрольной работы, написание реферата, текущее и итоговое тестирование.

Организация самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная работа предполагает освоение лекционного курса, подготовку к семинарам, написание реферата, подготовку к контрольной работе, тестированию и зачету. Темы и вопросы для самостоятельной работы определяет преподаватель, ведущий семинары. Преподаватель рекомендует литературу, в которой освещены вопросы данной темы, при необходимости проводит консультацию. По вопросам написания реферата и проведения зачета преподавателем также проводятся консультации.

Формы контроля и балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студента

 

Формой контроля является сдача зачета. Для проверки знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе изучения курса «Управление качеством», проводятся контрольная работа и тестирование.

Текущий контроль осуществляется посредством:

- учета посещаемости студентами лекций и семинаров;

- активности работы в процессе семинарских занятий и качества самостоятельной подготовки;

- выполнения контрольных заданий по учебной дисциплине.

Итоговая форма контроля - зачет.

Работа студентов в процессе изучения дисциплины оценивается в соответствии с разработанной в ГПА балльно-рейтинговой системой.

Результирующая оценка выставляется в баллах по следующим видам учебной деятельности студентов:

- Посещение лекций и наличие конспектов – 10 баллов

- Участие в работе семинара – 10 баллов

- Выполнение контрольных заданий по учебной дисциплине – 40 баллов

- Итоговая аттестация знаний предмета – 40 баллов.

Для студентов, не набравших необходимое количество баллов, предусмотрены дополнительные задания.

Данная программа соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».


1. Учебно-тематическая карта дисциплины

 

  Тема Аудит. занятия Самостоятельная работа Итого
всего лекций семин.
1.Возникновение и развитие управления качеством продукции (услуг) как области знания и предмета практической деятельности. Сущность качества и управления им.
2.Основные методы управления качеством.
3. Принципы обеспечения качества и управления качеством.
4. Функции управления качеством
5. Рекомендации МС ИСО 9000 по обеспечению качества
6. Разработка систем качества на предприятиях. Сферы приложения методов управления качеством. Квалиметрия как наука, ее роль, методы и области практического применения.
7. Обеспечение функционирования систем качества
8. Сертификация продукции и систем качества.
9. Законодательное обеспечение управления качеством.
Итого:

 


 

Тема 1. Возникновение и развитие управления качеством продукции (услуг) как области знания и предмета практической деятельности(4 часа)

Лекция 1 (2 часа)

Учебные вопросы

Введение в курс управлене качеством

1.Предмет и задачи курса

21.Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе

3.История развития систем управления качеством

Вопросы по теме

Литература Литература

Базовый учебник

Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством:Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2005.- 212 с.

1. Ю.И. Ребрин Управление качеством Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.

2. . Огвоздин В.Ю. Управление качеством: основы теории и практики. Уч. пос. М.:Дело и сервис, 2002.

3. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для ВУЗов /2-е изд., доп. и перераб. СПб.: ОАО «Издательство «Наука», 2000, 912 с.

4. Отраслевая система управления качеством продукции. Состав, содержание и организация работ по совершенствованию. М.: Изд-во стандартов, 1985.

5. Шадрин А. Качество, конкурентоспособность, менталитет, сертификация// Стандарты и качество. 2002. № 6. С. 68-73.

6. Концепциясистемы стандартизации Российской Федерации. М.: Изд-во стандартов, 1992.

Введение в курс управления качеством

В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.

В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба обусло­вила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками, подтверждаемыми сертификатом соответ­ствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современных условиях имен­но сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключе­ния контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных компаний – яркое подтверждение этого. Такие компании, как «Макдональд», «Тойота», «Делта Эйрлайнз», «Термо Кинг», ОАО «Уфимское моторостроительное производ­ственное объединение», АО «Ижорские заводы» (Санкт-Петербург), АО «Нитрон» (Саратов) и др. – вот положительный пример этой зависимости. Но немало примеров, свидетельствуют о том, что фирмы терпят неудачи, т. к. качество их продукции не соответствует ожиданиям потребителей.

Вопросам управления качеством посвящены многие исследования ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества, поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в данной области.

Курс «Управление качеством» входит в стандарт подготовки специалистов в области экономики и менеджмента. Его значение обусловлено той ролью, которую играет качество в рыночной экономике.

В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собствен­ному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.

Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские свойства товара.

Качество – задача номер один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.

Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка. Отсюда вытекает и объективная связь курса «Управление качеством» с практически всеми техническими и социально-экономическими дисциплинами, а также его непрерывное пополнение и развитие новыми знаниями о процессах управления качеством.

В курсе обобщаются достижения теории и прак­тики управления качеством в настоящее время, даются рекомендации по использованию опыта стран с развитой рыночной экономикой в условиях переходной экономики России, прослежена эволюция методов обеспечения качества; сформулированы задачи службы управления качеством; изложены методологические основы управления качеством и требования к качеству в соответствии с российскими и международными стандартами; показана роль сертификации.

Основная идея курса «Управление качеством» – ознакомить студентов, изучающих экономику и менеджмент, с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности фирм независимо от их отраслевой принадлежности Именно с этих позиций написано настоящее пособие, предлагаемое вниманию читателей

Предмет и задачи курса

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое пoложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.

Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Пирамида качества

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции – характерная тенденция работы веду­щих фирм мира.

Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, определяемых техническими условиями (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции, т.е. ее оценка на соответствие требованиям.

Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:

технический уровень, материализующий в продукции научно-технические достижения;

эстетический уровень, характеризующийся комплексом свойств, свя­занных с эстетическими ощущениями и взглядами;

эксплуатационный уровень,связанный с технической стороной использования продукции (уход за изделием, ремонт и т. п.);

техническое качество – гармоничная увязка предполагаемых и факти­ческих потребительных свойств в эксплуатации изделия (функциональная точность, надежность, длительность срока службы).

Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров, поэтому изготовление того или иного изделия воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость товара. Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.

Усиление конкуренции требует от руководителей всех уровней целенаправ­ленного решения проблемы повышения качества продукции и процессов ее проектирования, производства и реализации. Для достижения этих целей широко используются идеология и положения международных стандартов серии ИСО 9000. Основными аргументами в пользу такого подхода является то, что указанные стандарты ориентированы на рыночные отношения; аккумули­руют положительный опыт организации управления (менеджмента) в промыш­ленности ведущих индустриальных держав; универсальны для применения предприятиями различных отраслей промышленности и к различным видам деятельности; признаны практически всеми развитыми странами в качестве основы для организации взаимовыгодных торгово-экономических взаимоотно­шений предприятий.

Внедрение стандартов серии ИСО 9000 в свою очередь создает базу для независимой сертификации продукции, ориентированную на подтверждение соответствующего уровня ее качества, продукции, определяющего ее конкурентные возможности. Чтобы эффективно осуществлять такую деятельность, необходимо знать как оценивать потребительские свойства продукции, какие условия и процессы и в какой мере влияют на нее, как организовать людей и управлять работой по созданию таких условий. Отсюда цель курса «Управление качеством» – изучение систем управления качеством, факторов, влияющих на их функционирование и развитие, показателей оценки и контроля их деятельности.

Предметом курсаявляется изучение параметров, определяющих потребительские свойства продукции и социально-экономические и организационно-технические характеристики процессов ее создания, потребления (эксплуатации) и утилизации, а также деятельность по совершенствованию таких свойств и процессов.

Задачи курса «Управление качеством»:

определение основных понятий, характеризующих потребительские свойства продукции;

рассмотрение критериев качества изделий и процессов;

изучение систем управления качеством продукции (услуг);

изучение видов и особенностей контроля качества продукции;

анализ процессов стандартизации и сертификации продукции

Курс «Управление качеством» охватывает широкий круг проблем и потому связан практически со всеми дисциплинами, которые преподают в вузах, т. к. его цель – не только совершенствование потребительских характеристик продукции и услуг, но и улучшение качества социально-экономических и психологических сторон жизни людей, на что и ориентированы все предметы и науки.

Главная идея методологии обеспечения качества основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, поскольку качество продукции – следствие качественного выполнения всех видов работ.

Качество — не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда. Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг – разработка — производство — потребление – утилизация), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.

Японский специалист К. Исикава утверждал также, что безнравственно говорить о повышении цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано со стабилизацией производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, а следовательно, с уменьшением себестоимости и цены. К. Исикава утверждал также, что о повышении ценыможно вести речь только тогда, когда потребитель получает продукцию принципиально нового технического уровня. Но и в этом случае сразу необходимо планиро­вать последующее снижение себестоимости за счет отладки, стабилизации и доводки производственного процесса и упорядочения деятельности в цепи «поставщик — изготовитель — потребитель». В этом залог экономического успеха фирмы, развития промышленности и состоятельности страны.

Как показывает зарубежная и отечественная практика, успех любой сферы деятельности существенно зависит от умных и энергичных руководителей, которые хотят и умеют видеть в лице каждого сотрудника заинтересованного и активного партнера. Такие руководители четко понимают три золотые истины: первая — невежество стоит денег и очень дорого обходится; вторая — качество приносит деньги (т. к. связано с резким снижением издержек) и создает устойчивую экономическую стабильность и авторитет; третья — главное достояние — это люди как внутри предприятия, так и за его пределами. Именно поэтому в стандартах ИСО делается акцент на ответственность руководителей, снижение издержек и кадровую политику.

Разработка и внедрение системы управления качеством — одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией. Качество — это здоровье, деньги, уровень душевного комфорта и достоинство нации и государства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.