Сделай Сам Свою Работу на 5

На фото: Е. Завсигалова на открытии выставки фотографий Д. Багаева с музейной кошкой Мусей.





Апреля 2011 года

Более полувека занимается фотографией павлодарка Екатерина Семеновна Завсигалова, у которой недавно в областной библиотеке им. Торайгырова открылась первая персональная выставка. Сегодня она с улыбкой вспоминает о том, как стала выписывать журнал «Советское фото», даже не имея своей собственной камеры, как училась по статьям из этого журнала, постигала азы теоретических знаний, не имея возможности применять их на практике.

 

Екатерина Семеновна родилась и выросла в селе Павловка Успенского района. После окончания школы девушке хотелось почувствовать себя взрослой и самостоятельной и она уехала в Алма-Атинскую область на строительство энергетического предприятия. Немного поработала и вернулась в Павлодар. Здесь тогда тоже росли как грибы после дождя предприятия энергетики, и Екатерина снова пошла разнорабочей на стройку. Работящую, добросовестную девушку приметили, и предприятие ее отправило на учебу в Алма-Ату, где она около двух лет училась в училище на крановщика. И в конце шестидесятых она снова приехала в родные края. К этому времени она уже была сотрудником управления «Средазэнергомонтаж», и верность своему предприятию сохранила на всю жизнь.



Примерно тогда же, в шестидесятые, к ней пришло увлечение фотографией. Она вспоминает, что тогда каждый человек с фотоаппаратом, попадавшийся ей на улице, невольно вызывал у нее уважение. Фотоаппарат не был вещью такой уж обыденной и распространенной, которой он стал сейчас. Сегодняшние «мыльницы» не требуют от человека, который снимает только для собственного альбома, особых навыков - нажимай на кнопку, меняй батарейки и относи флешку с фотофайлами в любой из многочисленных фотоотделов. А тогда любительская фотография требовала от человека множества затрат, особых знаний и умений. Так что даже «для себя» фотографировали только по-настоящему увлеченные этим люди.

Человек с фотоаппаратом привлекал молодую Екатерину Завсигалову еще и потому, что в ее детстве фотоаппарат вообще был большой редкостью, - она не помнит, чтоб в ее родной Павловке кто-то имел камеру или чтобы к ним приезжал фотограф. А в городе у нее появился шанс самой овладеть этим искусством.



Правда, фотоаппарат был довольно дорогой покупкой. Так что Екатерина начала откладывать со своей зарплаты деньги. А пока оформила подписку на журнал «Советское фото». Первым ее аппаратом стал ФЭД-3. Затем требовался увеличитель, бачок для пленки, кюветы, сама пленка, проявитель и фиксаж, фотобумага... Она вспоминает, что училась снимать буквально «методом тыка» - выбирала выдержку, положения диафрагмы. И ведь посмотреть, что получилось, можно было только тогда, когда отснимешь всю пленку, проявишь ее и сделаешь пробные фотографии.

Настоящая учеба пришла на место самообразованию, когда она увидела в газете объявление о том, что при ДК металлургов открывается фотокружок для взрослых. Так первым ее учителем стал Юрий Николаевич Кравчук, именно он увлек ее не только семейной, но и художественной фотографией, дал ей настоящие знания. Она вспоминает, что ей всегда легче давались знания, почерпнутые в обычном общении, а не благодаря печатному слову - человек всегда сможет и просто рассказать о сложном, и показать.

В начале семидесятых Екатерина Семеновна попала в только что созданный клуб «Орион», которым руководил в первые годы Виктор Шаповалов. Затем его сменил Артур Александрович Меттус, имя которого хорошо знакомо многим горожанам. Но стать членом клуба было не просто престижно, но и довольно сложно - новичок должен был выдержать двухлетний кандидатский стаж, а потом его работы оценивались художественным советом клуба. Екатерина Семеновна с честью выдержала это испытание.



Самым запоминающимся событием в жизни Екатерины Завсигаловой-фотохудожника стало участие в первой международной выставке «Фотографируют женщины», которая проводилась в 1991 году в Рязани. Узнав о выставке, она послала свои работы на конкурс, а потом получила приглашение. В этом мероприятии приняли участие много женщин со всего мира. Конечно, больше всего участниц приехало из республик Советского Союза. Из Казахстана делегация была не слишком многочисленной - всего три человека. А вот американок на конкурсе было семь. Знакомство с ними во многом поразило Екатерину Семеновну - и то, как свободно и непринужденно они держатся, и как надолго сохраняют активную жизненную позицию. Ей запомнилась семидесятилетняя американка, которая прекрасно держалась, была не на шутку увлечена фотографией, много ездила по миру, в общем, умела получать удовольствие от жизни. Позже Екатерина Семеновна еще четыре раза принимала участие в подобных конкурсах.

Екатерина Семеновна вместе с Едыге Ниязовым немало потрудилась над созданием дома-музея

Д. Багаева. Она вспоминает, как много они делали в старом обветшавшем доме своими руками в первые дни существования музея - сами чистили, наводили порядок, вывозили мусор. Этому музею она же пожертвовала свои многочисленные подшивки «Советского фото», которые собирала на протяжении не одного десятилетия, и до сих пор жалеет, что они там не сохранились. Вспоминает, как они объявили о том, что хотят открыть выставку семейных фотографий, которые делал Д. Багаев для многих павлодарцев в своем ателье. И люди с воодушевлением откликнулись на призыв и понесли старые снимки в музей. Их и оформить постарались под старину, закрепив черными округлыми «уголками».

Вспоминает Екатерина Семеновна и о том, как поднималась на самую высокую в мире промышленную трубу Экибастузской ГРЭС-2, когда там заливали последние метры бетона, - она была не только самой высокой, но и опытным экземпляром для новой технологии. Е. Завсигалова побывала на верхотуре, чтобы заснять этот исторический для предприятия момент. Вспоминает, что было очень страшно: труба раскачивалась, ноги на деревянных лесах дрожали, а от 420-метровой пропасти человека отделяли только тонкие металлические перильца ограждения.

С большим любопытством Екатерина Семеновна перешла на цифровую фотографию. Она дарит человеку дополнительные возможности и в то же время, не сопряжена для художника с такими сложностями, как черно-белое фото пленочного фотоаппарата. В этом и ее достоинства, и ее недостатки. Для выставки в библиотеке, которую ей помогли организовать А. Шар и М. Терещенко, она выбирала свои лучшие черно-белые снимки. Многих молодых людей заинтересовала эта техника, к ней подходили, спрашивали, как это делалось. Она жалеет, что это искусство уже осталось в прошлом. Потому что цифровая фотография, «переведенная» с помощью компьютерной программы в черно-белую гамму, что-то неизменно теряет - она говорит, что всегда отличит настоящий черно-белый снимок от обработанного цветного. А вообще Екатерина Семёновна считает, что хорошее черно-белое фото тоже может оставить впечатление цветного, ведь градация разных оттенков черного, белого и серого чрезвычайно велика, и эти цвета тоже могут передать многоцветье мира.

Г. ЕГОРОВА.

На фото: Е. Завсигалова на открытии выставки фотографий Д. Багаева с музейной кошкой Мусей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.