Семантические особенности неолитического орнамента.
ГЕНЕЗИС И СЕМАНТИКА ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Смысловые корни орнаментики древних культур.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далёком прошлом нёсший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию.
Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлечёнными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.
Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.).
Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций.
Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «ёлочный» орнамент, плетёночный («верёвочный») узор.
Древний человек наделял определёнными знаками свои представления об устройстве мира.
Например, круг — солнце,
квадрат — земля,
треугольник — горы,
свастика — движение солнца,
спираль — развитие, движение и т. д.,
но они, по всей вероятности, ещё не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.).
Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.
Цель орнамента определилась — украшать.
Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.
В последующие времена художники просто копировали старые формы, имевшие в древности совершенно определённый смысл.
Символико-смысловое содержание орнаменту возвращает Средневековье.
Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Австралии, Океании, в орнаментах южно-американских индейцев.
В их орнаментальных и декоративных мотивах параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы.
Но и реальную форму художник обычно «геометрически» стилизует.
Часто стилизация и обобщение фигур животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости и связи с исходным образом.
Они воспринимаются просто как геометрический узор.
Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.
Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле.
Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента:
1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие;
2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом;
3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета;
4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его.
«Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики»
Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами.
На определённых этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью.
Это можно наблюдать в искусстве Египта (амарнский период), искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.
Семантические особенности неолитического орнамента.
ГЕНЕЗИС И СЕМАНТИКА ОРНАМЕНТАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Смысловые корни орнаментики древних культур.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далёком прошлом нёсший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию.
Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлечёнными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии.
Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15—10 тыс. лет до н. э.).
Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций.
Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «ёлочный» орнамент, плетёночный («верёвочный») узор.
Древний человек наделял определёнными знаками свои представления об устройстве мира.
Например, круг — солнце,
квадрат — земля,
треугольник — горы,
свастика — движение солнца,
спираль — развитие, движение и т. д.,
но они, по всей вероятности, ещё не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.).
Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность.
Цель орнамента определилась — украшать.
Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.
В последующие времена художники просто копировали старые формы, имевшие в древности совершенно определённый смысл.
Символико-смысловое содержание орнаменту возвращает Средневековье.
Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Австралии, Океании, в орнаментах южно-американских индейцев.
В их орнаментальных и декоративных мотивах параллельно сосуществуют реальные и геометрические условно стилизованные формы.
Но и реальную форму художник обычно «геометрически» стилизует.
Часто стилизация и обобщение фигур животных и людей приводит к полной утрате их внешней узнаваемости и связи с исходным образом.
Они воспринимаются просто как геометрический узор.
Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.
Большое место орнамент занял в народном художественном ремесле.
Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента:
1) конструктивную — она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие;
2) эксплуатационную — она облегчает пользование предметом;
3) репрезентационную — она увеличивает впечатление ценности предмета;
4) психическую — она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его.
«Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики»
Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами.
На определённых этапах художественной эволюции происходит «стирание» грани между орнаментальной и сюжетной росписью.
Это можно наблюдать в искусстве Египта (амарнский период), искусстве Крита, в древнеримском искусстве, в поздней готике, модерне.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|