|
поликонфессиональности городского населения
Духовная культура Ростова-на-Дону на рубеже XIX - XX вв.
В свете многонациональности и
поликонфессиональности городского населения
Своеобразие духовной культуры Ростова-на-Дону на рубеже XIX-XX вв. было обусловлено составом населения, представляющего различные национальности и конфессии. Географическое положение во многом определило судьбу города. Его история начинается со времен крымского похода Петра Первого, который расположил в устье реки Темерник лагерь, вокруг которого возникли слободки, где селились отставные солдаты. В 1749 году по указу Елизаветы Петровны, для защиты от набегов крымских татар и ногайцев, в устье Темерника была создана Темерницкая таможня. Начавший строиться там порт стал первым и единственным на юге страны. Позднее таможня поменяла статус, представляя собой военную крепость, которую по указу Екатерины Второй называли Ростовской (в честь Святого Дмитрия Ростовского).
Являясь важной экономической зоной, крепость привлекала внимание иностранных купцов, здесь завязывалась оживленная торговля между портами трех морей – Азовского, Черного и Средиземного. Развивались ремесла и торговля, открывались иностранные магазины. На главной площади был построен Покровский собор[1], а несколько позже появились еще пять церквей. С 1863 году Ростов входил в Область Войска Донского. К концу XIX века Ростов-на-Дону стал крупным городом, в котором проживало около 120 тысяч человек. Это были русские, казаки, армяне, украинцы, евреи, греки. В Ростове существовали синагога, мечеть, католическая, греческая и старообрядческая церкви [13].
К востоку от Ростова образовалось крупное поселение армян, выходцев с Крымского полуострова, Нор-Нахичеван, то есть Новый Нахичеван. В 1928 году армянское поселение Нор-Нахичевань соединилось с Ростовом-на-Дону, став одним из его районов. В Нахичевани действовали духовная семинария, женские и мужские гимназии, ремесленное и коммерческое училища. В 1900 году было построено новое здание театра[2].
В 1779 году из Крыма вместе с армянами также переселилась большая группа греков. Активное формирование греческой диаспоры началось в Ростове после возобновления деятельности таможни. На протяжении второй половины XIX века процесс формирования греческой диаспоры шел очень активно. Ей принадлежало не только ведущее место на рынке, греки играли большую роль в культурной жизни города: Авьерино – директор музыкального училища, Кундури – издатель газеты «Приазовский край», Мариолаки (Драшкович) – основатель первого театра, Вальяно открыл ростовскую оперетту.
История Ростовской еврейской общины ведет свое начало с конца XVIII века. По данным переписи населения России в 1796 году в крепости Святого Дмитрия Ростовского проживало семь семей евреев-мещан. В 1800 их уже было 10 душ, а в 1817 – 94 души. Первый еврейский молитвенный дом появился не позже 1837 года, а синагога – не позже 1855 года. Главная хоральная синагога, взамен ранее снесенной обветшавшей, была построена благодаря стараниям раввина Фабиана Гнесина к лету 1868 года. Иногда для сбора дополнительных средств проводились благотворительные концерты, на которых можно было услышать синагогальный хор, дополненный хористами местного театра. Еврейская община Ростова всегда с большим вниманием относилась к проблемам образования. К 1914 году в Ростове-на-Дону работали училища «Талмуд-Тора» при главной и Солдатской синагоге (с программой прогимназии), частное женское училище Е.А.Житомирской, 8 мужских и женских училищ 3-го разряда, 3 двуступенных частных одноклассных мужских и женских училищ и 8 хедеров [3].
Подавляющее большинство ростовчан представляли мещане; значительную группу жителей составляли купцы и члены их семей. Социальный облик и сама атмосфера города практически не менялись с момента основания. В Ростове не было ни одной библиотеки или читальни. Городская дума мало заботилась о благоустройстве города, просвещении, образовании, культуре [11]. Все изменилось в 1863 году с выбором нового городского головы Андрея Матвеевича Байкова – образованного, интеллигентного человека, умного и энергичного деятеля. Под его руководством город изменился и внешне и внутренне: мостились улицы, проводился водопровод, начали выходить газеты «Вестник», «Ведомости Ростовской-на-Дону городской управы», «Донская пчела». Думой отчислялось 10% городского бюджета на образование, опережая Таганрог, Новочеркасск, Воронеж, Екатеринослав, Екатеринодар и другие города и уступая лишь Одессе и Баку [11]. Открылись учебные заведения и, как следствие, все многочисленнее стала прослойка образованных людей – интеллигенции, возросли запросы общества в сфере культуры.
Культурная жизнь города была представлена светской и духовной культурой.
Светскую культуру Ростова можно разделить на развлекательную и просветительскую. К первой относятся выступления театра В.И.Асмолова, оперных трупп Г.М.Черкасова, Н.Н.Синельникова, Киевского оперного товарищества под управлением Пряникова. Несмотря на то, что общество отдавало предпочтение более легким театральным жанрам – опереттам и комедиям, в период Великого Поста даже эти увеселительные заведения старались перейти на более серьезный репертуар: «Театр В.И.Асмолова 1901 год Велико-Постный сезон. В репертуар войдут не шедшие в городе Ростов н-Д. следующие пьесы: ’’Потемки души’’, ’’Волхвы’’, ’’Преступление и наказание’’, ’’Братья Карамазовы’’» [12, 1].
Ко второй группе относятся народные чтения. Их порядком, развитием и проведением заведовал Святейший Синод. Чтения производились по печатным изданиям, одобренным до того Министерством Народного Просвещения. Перечень книг прилагался [7]. В Государственном архиве Ростовской области находится рукописный список допущенной к чтениям литературы. Книги делятся на следующие категории: «по истории, духовного содержания, военные рассказы, биографии, география, этнография, путешествия, словесность», в каждой категории представлен список авторов и конкретных литературных сочинений: Гоголь, Верн, Купер, Мамин-Сибиряк, Мельников-Печерский, Пушкин, Тургенев, Тютчев, Чехов, Лермонтов, Гримм, Толстой и др.[7]. Кроме народных чтений в городе проходили публичные лекции в помещении Ростовского-на-Дону общества взаимного вспоможения частному служебному и профессиональному труду. Так, М.И.Берберовым[4] были проведены публичная лекция на тему «Эпоха гуманизма или возрождение наук и искусств» [8] и литературный вечер, посвященный произведениям М.Е.Салтыкова и Н.А.Некрасова «при благосклонном участии хора любителей под управлением Г.М.Коваленко» [9, 1].
Духовная культура города также была разнообразна. Во время Великого Поста в Ростове проходили духовные концерты. Периодические издания и афиши того времени дают довольно полное представление о концертах и составе выступающих коллективов. В ростовской газете «Донская пчела» (1891 год, № 94) сообщается: «<…> в еврейской хоральной синагоге происходило вечернее богослужение, на котором кроме еврейской публики присутствовали: начальник штаба Войска Донского генерал-лейтенант Мартынов, Ростовский окружной начальник генерал-майор Поляков, полицмейстер г. Ростова и Нахичевани, войсковой старшина Ульянов и многие другие лица войскового сословия, а также много христиан» [17, 1]. В 27 номере той же газеты за 1889 год можно найти описание другого духовного концерта: «Благодаря опытности регента соборного хора, г. Шкляревского, духовный концерт, в отношении исполнения, весьма удался. Программа концерта состояла из лучших нумеров духовной музыки, каковы, например, “Фингалова пещера” – прелюдия к духовному концерту Мендельсона, “Слыши, Дщи и виждь” – 4-х голосный концерт Давыдова, исполненный хором и оркестром, “Вечери Твоея Тайные” Львова и др.» [5, 2]. Таких примеров можно привести немало, и все они свидетельствуют о достаточно вольном отношении к регламенту духовного концерта и неподдельном интересе общественности к музыке различных конфессий и духовным сочинениям в целом. В упомянутой уже статье сообщается: «Салонная, так сказать, концертная музыка, составляющая эстетическую пищу нашего общества, оказывается в далеко меньшем предпочтении перед духовной, как это можно судить, например, по последнему концерту певчих соборного хора, состоявшемуся в воскресенье, 18 марта»[5, 2].
Многонациональный и поликонфессиональный состав населения города особым образом повлиял на развитие хоровой культуры Ростова. Многолетнее взаимопроникновение песенных традиций привело к появлению самобытной хоровой культуры, которая смогла вобрать в себя лучшее из певческого опыта народов, проживавших на донской земле. Обратившись к спискам учеников учебных заведений города, можно констатировать, что процесс слияния культур начинался со школьной скамьи.
Хоровому пению, как одному из самых доступных видов музицирования, уделялось большое внимание в учебных заведениях того времени. Пение способствует развитию певческой культуры, воспитанию духовного мира молодого певца, общего музыкального развития, формированию будущей личности. Монахиня Вера (Погосян) отмечает: «Посредством церковных песнопений в душу ребенка проникает смысл священных слов» [1, 395]. Певец должен был стать образцом нравственной и духовной жизни. В вопросном листе Новочеркасской учительской семинарии значится: при семинарии существует церковный и светский хор, проводятся публичные концерты (в городских клубах и театрах) и школьные спектакли (в помещении семинарии). В протоколе от 20 декабря 1885 года Новочеркасской учительской семинарии признано необходимым усилить преподавание церковного пения и открыть для желающих уроки музыки [4]. Духовенство было заинтересовано в грамотных, поющих священнослужителях. Пение сопровождало учащихся не только на предмете церковного или светского пения, с молебна начинался учебный день, им же и заканчивался. Всеобщим молебном открывались праздники и акты. Вот как описывается выпускной экзамен в Новочеркасском духовном училище: «<…> при входе ректора певчие поют кант ’’Славте Музы Аполлона’’ <…> при входе войскового атамана училищные певчие поют концерт ’’Царю Небесный’’ <…>, поют кант ’’Россия во славу обличена’’ <…>, по окончании испытаний и награждения отличившихся ученики поют кант ’’Цветите Церковь и науки’’ » [6, 369]. Любовь к православному богослужебному пению вообще как бы фокусировалась на личности священнослужителя. По мнению М.Бражникова, певчий дьяк, владеющий тайнами знаменного роспева, считался особой почтенной и пользовался всеобщим уважением [2]. В 1914 году всемирно известный невропатолог, психолог, академик В.М.Бехтерев закончил свой доклад «О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его жизни», такими словами: «Я убежден, что от детальной разработки вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а, следовательно, и нравственное воспитание человеческой личности»[1, 397].
Хоровое пение имело почитателей и последователей не только в стенах семинарий, церквей и театров. В Государственном архиве Ростовской области удалось обнаружить запись «По отделу Казенной Продажи Питей»; в ней сообщается о том, что любителем и знатоком хорового пения из рабочих склада был организован певческий хор, в котором в свободное от труда время участники занимались разучиванием церковных песнопений. В результате каждый будний день начинался и оканчивался стройным пением общих молитв, а в праздничные дни хор красиво и умело выполнял «довольно серьезные вещи». Сами рабочие относились «с живейшим сочувствием к делу устройства хорового пения», аккуратно посещали репетиции и убедительно просили устраивать спевки чаще, не ограничиваясь исключительно предпраздничными и праздничными днями, «а даже в будние дни после окончания работ» [7, 4]. В результате такого интереса рабочих к пению, дирекцией было направлено прошение на приобретение нот и привлечение к работе регентов. 8 октября 1902 года прошение было одобрено.
Кроме духовных концертов в Ростове и Области Войска Донского при Донской Духовной семинарии в октябре 1889 года были открыты религиозно-нравственные чтения. Они проходили по воскресным вечерам в помещении актового зала семинарии. В первое время это мероприятие было ориентировано преимущественно на образованную публику, но позднее, уже к 1902 году, охватывало более широкие массы и приобрело ярко выраженный просветительский характер. 16 апреля 1914 года в Новочеркасске было создано Александринское Донское религиозно-нравственное и благотворительное Общество «Утоли мои печали», которое своей главной целью ставило оказание религиозно-нравственной помощи слепым, неимущим, калекам и круглым сиротам. Кроме этого общество организовывало религиозно-нравственные чтения и беседы в больницах, богадельнях, приютах, тюрьмах. Упоминания о религиозно-нравственных чтениях можно найти и в описаниях деятельности церковно-приходских школ: «В 1900 году с благословения Архиепископа Донского и Новочеркасского Афанасия началась постройка кирпичного здания церковно-приходской школы при Дмитриевской церкви[5] <…> В здании школы стали проводиться религиозно-нравственные чтения»[16].
С большим удовольствием воспитанники Донской духовной семинарии принимали участие в хоровом исполнительстве во время религиозно-нравственных чтений. Туда допускались желающие из учеников при условии предварительного выполнения всех уроков к следующему дню. Семинаристы всех классов весьма охотно посещали чтения в связи с возможностью исполнения любимых произведений, к чему тщательно готовились заранее. В документах Донской духовной семинарии это описывается так: «Пение церковных песнопений и молитв, а также патриотического содержания песен дозволено учащимся во всякое время, свободное от учения до вечерних молитв. <…> Во время религиозно-нравственных чтений в актовом зале семинарии, перед началом, по окончании и в промежутках между чтениями допускается пение разных церковных песнопений и концертов, исполняемых каждый раз учениками семинарии и Новочеркасского духовного училища всегда усердно и охотно»[3, 54].
Необходимо отметить что такая «популяризация» церковного пения, свободное отношение к регламенту духовного концерта и участие церковных певчих в театральных постановках имела и негативную сторону. В 1914 году в издании «Хоровое и регентское дело» (№ 12) была опубликована речь преосвященного епископа Андрея на V Всероссийском съезде хоровых деятелей, в которой он указывал на некомпетентность регентов в области церковного пения, которые своим пением, исполнением хоровых сочинений с солирующими голосами мешают прихожанам молиться и провоцируют нарушение порядка богослужения [10].
Несмотря на такие нелестные, хоть и справедливые замечания, духовная культура привлекала все большее количество жителей. А наличие различных конфессий, существующих в многолетнем синтезе, создавало особую атмосферу в городе. Несомненно, духовная культура играла ключевую роль в воспитании как молодых людей, так и зрелых представителей крестьянства и рабочих, воспитывая толерантность и уважение.
Интересной представляется оценка, которая дается описываемому периоду на официальном сайте Законодательного Собрания Ростовской области: «Взаимоотношения с казачеством, русскими и другими народами, населявшими Дон, историки и ученные признают образцом того, как в мире и дружбе могут рядом жить люди разных национальностей и разной веры»[13].
Список литературы
1. Монахиня Вера (Погосян Д.С.) Воспитательный потенциал хорового пения в условиях монастырской школы. / 395,397 с.,
2. Долженкова М. Церковно-певческое образование как предпосылка развития народного художественного творчества в России // Бытовая музыкальная культура: история и современность. Тезисы научной конференции. - Ростов-на-Дону: РГК, 1995. - С. 74-76.
3. Дабаева И. Донская духовная семинария в годы учебы А.М.Листопадова // Памяти А.Листопадова: Сб. научных ст. - Ростов-на-Дону: Гефест, 1997. – С.46-59.
4. ГАРО, Ф. 347, оп. 1, ед.х.18. Новочеркасская учительская семинария по разным предметам 1919 г. – 52с.
5. Б/и. Духовный концерт // Донская пчела. 1889 г. , №27.
6. ГАРО, Ф. 351, оп.1, д.1. Входящая книга по Новочеркасскому духовному училищу 1825 г. – 379 с.
7. ГАРО, Ф. 215, оп.1, д.84, св.7. Дело о принятии мер по организации любительских хоров, и т. д. 1902 г . – 4 с.
8. Б/и. Афиша // Донская речь, 1901, №16. – 1 с.
9. Б/и. Афиша // Донская речь 1901, № 46. – 1 с.
10. Б/и. Речь преосвященного епископа Андрея // Хоровое и регентское дело 1914, №12.
11. Б/и. Афиша // Донская речь, 1901, №11. – 1с.
12. Б/и. Афиша // Донская речь, 1901, №44. – 1с.
13. Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области [Электронный ресурс]. Режим доступа zsro.ru
14. История. Община Покровского собора в Ростове-на-Дону [Электронный ресурс] . Режим доступа izdrevle.ru
15. Перлин Б.М. Нахичеванский театр. Эпопея А.В.Анчарова-Эльстон. Калейдоскоп антрепренеров. Антреприза Я.А.Белинского. 1898 - 1920 [Электронный ресурс] / Донской временник . Режим доступа donvrem.dspl.ru
16. Дон православный. [Электронный ресурс] / Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии. Режим доступа rostoveparhia.ru
17. Б/и. Богослужение в еврейской хоральной синагоге // Донская пчела, 1891, №94.
[1] Русская православная старообрядческая церковь была построена на улице Донской, ныне Ульяновской [14].
[2] «До его постройки функции театра выполняли здесь зимой – амбар в частном торговом здании на базаре, а летом – открытая сцена» [15, 75].
[3] Хедер – еврейская начальная религиозная школа.
[4] Берберов Минас Иванович (1871-1919) – публицист, журналист, общественный деятель.
[5] Дмитрие-Солунский храм г. Новочеркасска.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|