Сделай Сам Свою Работу на 5

Виды административных правонарушений в области пожарной безопасности и соответствующие им административные наказания





Глава 4.

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРЕСЕЧЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

2. Дознание по делам о пожарах и нарушениях
требований пожарной безопасности.

3. Порядок производства по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности.

4. Административное приостановление деятельности за нару­шение требований пожарной безопасности.

 

1. Ответственность за нарушение требований пожар­ной безопасности

В целях осуществления функции по обеспечению пожарной безопасности государство устанавливает обязательные для исполнения всеми субъектами отношений в этой области требования пожарной безопас­ности, под которыми понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, закрепленных законодательством РФ, нормативными документами или уполномочен­ным государственным органом.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение установленных требований пожарной безопасности признается нарушением, за которое законодательством РФ в области пожарной безо­пасности может наступать ответственность.



Ответственность за нарушение требований пожарной безопаснос­ти несут:

- собственники имущества;

- руководители федеральных органов исполнительной власти;

- руководители органов местного самоуправления;

- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

- должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопаснос­ти для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Перечисленные выше лица и иные граждане за нарушение требо­ваний пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисципли­нарной, административной или уголовной ответственности в соответ­ствии с действующим законодательством.



Основания и порядок привлечения организаций к администра­тивной ответственности за правонарушения в области пожарной бе­зопасности устанавливаются законодательством РФ.

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполне­ния или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей.

На основании действующего законодательства РФ в области пожарной безопасности Главный государственный инс­пектор РФ по пожарному надзору и должностные лица органов ГПН при осуществлении надзорной деятельности имеют право:

- проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооруже­ний, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабо­чее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

- давать руководителям организаций, должностным лицам и гражда­нам обязательные для исполнения предписания по устранению нару­шений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекра­щению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности;

- назначать в соответствии с действующим законодательством административные наказания на граждан и юридических лиц, включая изготовителей (исполнителей, продавцов), за нарушение требований по­жарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности, в том числе за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должно­стных лиц государственного пожарного надзора;



- прекращать кратковременно, до рассмотрения дела судом, в поряд­ке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях, деятельность филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатацию агрегатов, объек­тов, зданий или сооружений, осуществление отдельных видов деятель­ности (работ), оказание услуг, если это необходимо для предотвраще­ния непосредственной угрозы возникновения пожара и (или) угрозы жизни или здоровью людей и если предотвращение указанных обстоя­тельств другими способами невозможно;

- производить в соответствии с действующим законодательством дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований по­жарной безопасности.

Правильное и качественное выполнение функции органа дознания и осуществление административно-правовой деятельности должност­ными лицами способствует формированию у граждан понимания нео­твратимости наказания за совершаемые противоправные деяния и по­строению в РФ гражданского общества. Сознание неотвратимости наказания во многих случаях выступает сдерживаю­щим фактором при принятии решений о совершении противоправных деяний.

 

2. Дознание по делам о пожарах и наруше­ниях требований пожарной безопасности

Деятельность органов ГПН, как органов дознания, регламентирует УПК России и изданные в соответствии с ними ведомственные норматив­ные правовые акты.

УПК России устанавливает права органов дознания и дознавателей, а также регламентирует действия совершаемые органами дознания и дознавателями в ходе проведения предварительной проверки сообще­ний о преступлениях и проведения дознания по уголовным делам.

Совместным приказом Генпрокуратуры России, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 “О едином учете преступлений” установлен единый порядок учета преступлений на территории РФ.

Приказ МЧС России от 2 мая 2006 г. № 270 “Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях в органах ГПС МЧС РФ” определяет порядок приема, регистрации, проверки сообщений о преступлениях и иных происшествиях не толь­ко по делам о пожарах, но и по всем правонарушениям, содержащим признаки как административных правонарушений, так и преступле­ний.

При этом необходимо помнить, что в соответствии со статьями 150 и 151 УПК России органы ГПС осуществляют проверки только по событиям, связанным с пожарами и нарушениями требований пожар­ной безопасности, иные сообщения только регистрируются и направ­ляются по подведомственности для рассмотрения.

При сравнительно малых процессуальных сроках (3, в исключительных случаях до 10 суток, и только с разрешения органов прокура­туры до 30 суток), отведенных законодательством на проверки по делам о пожарах, специалистам ГПС приходится работать с большим объемом сложной нормативной информации.

Большую сложность представляет правильное применение законодательной базы в сочетании с техническими вопросами, для освоения и правильного применения которых требуется несколько лет.

Основной смысл проверок по делам о пожарах сводится к установлению наличия или отсутствия признаков состава преступления в дей­ствии (бездействии) тех или иных лиц. Решение по данному вопросу может быть принято только на основе собранных доказательств, кото­рые должны включать в себя:

время, место возникновения пожара, данные о его развитии и ту­шении;

непосредственную (техническую) причину пожара, свидетелей и очевидцев, лиц, виновных в его возникновении и развитии, обстоя­тельства влияющие на степень и характер их ответственности, а также характеризующие личность виновных;

материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших на пожаре, а также другие последствия пожара;

причины и условия, способствовавшие возникновению и развитию пожара;

противопожарное состояние объекта до пожара и его причинно-следственную связь с возникновением, развитием и наступлением по­следствий.

Как и при проведении расследования в рамках уголовного процес­са, доказательства собираются, проверяются и оцениваются с учетом принципов всесторонности и объективности.

Средством получения доказательств являются действия, характер которых определен УПК России. В данном законодательном акте не приведен исчерпывающий перечень необходимых материалов, получаемых при выполнении проверочных действий, которые позволят в полном объеме ответить на вопросы, поставленные перед органами ГПН.

Исходя из этого возникает вопрос о необходимости и достаточности проверочных действий, выполняемых в рамках закона, а также собранного материала, на основа­нии которых делаются доказательные и объективные выводы. Необходи­мость и достаточность проверочных действий, а также собираемых мате­риалов, определяется исходя из предварительных версий о причине пожара.

Предварительные версии о причине пожара выносятся на основа­нии осмотра места пожара, в ходе которого не только составляется протокол осмотра, но и план места пожара, используется видео- или фотосъемка, с последующим составлением фототаблиц (фотоальбомов), а также, при необходимости, изымаются объекты для их дальнейшего исследования с целью установления очаговых признаков или причаст­ности их к возникновению пожара.

В сборе, проверке и оценке доказательств участвуют на стадии про­верки: дознаватель (следователь), подозреваемый, потерпевший, сви­детели и очевидцы, а при необходимости и специалист.

Основанием для проверки является акт о пожаре или заявление, полу­ченное в установленном законом порядке.

Порядок проверки материалов по пожару в виде модели деятельнос­ти на стадии проверки представлен на рис. 1.

 

РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЕМЫЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ:

1. Возбуждение уголовного дела.

2. Отказ в возбуждении уголовного дела.

3. Передача материалов по подследственности.

 

НАЛИЧИЕ ПРИЗНАКОВ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Несколько источников

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

Всесторонность, (сбор, проверка и оценка) объективность

К доказательствам относятся:

время, место возникновения пожара, данные о его развитии и тушении;

непосредственную (техническую) причину пожара, свидетелей и очевидцев, лиц, виновных в его возник­новении и развитии, обстоятельства влияющие на степень и характер их ответственности, а также характе­ризующие личность виновных;

материальный ущерб от пожара, наличие пострадавших на пожаре, а также другие последствия пожара:

причины и условия, способствовавшие возникновению и развитию пожара:

- противопожарное состояние объекта до пожара и его причинно-следственную связь с возникновением, развитием и наступлением последствий.

 

ДЕЙСТВИЯ. ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В ХОДЕ ПРОВЕРКИ

- опрос очевидцев и свидетелей;

- истребование необходимых материалов

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВЕРСИИ О ПРИЧИНЕ ПОЖАРА

выдвижение и проверка версий о причине пожара проводится на основе методик, доложенных в литературе 13-26

 

ОСМОТР МЕСТА ПОЖАРА:

составление протокола осмотра:

составление плана места пожара;

- видео или фотосъемка, составление фототаблиц:

- изъятие с места пожара объектов.

 

УЧАСТНИКИ ПРОВЕРКИ:

дознаватель (следователь), подозреваемый, потерпевший, свидетели и очевидцы, специалист.

 

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ:

- сообщение о преступлении

Рис. 2. Модель деятельности на стадии проверки материалов по пожару.

 

Дознание является формой предварительного расследования. Органы ГПН выполняют в системе ГПС МЧС России функцию органа дознания.

В соответствии с пунктом 6 части третей статьей 151 УПК России органы дознания ГПС осуществляют дознание по трем составам УК России:

статья 168 - «Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности»;

часть 1 статьи 219 - «Нарушение правил пожарной безопасности, совершенное лицом, на котором лежала обязанность по их соблюде­нию, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека»;

часть 1 статьи 261 - «Уничтожение или повреждение лесов, а рав­но насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторож­ного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасно­сти».

Дознаватели ГПС МЧС России в случае получения сообщения о преступлении по одному из указанных составов обязаны возбудить уголовное дело, провести дознание в порядке, установленном главами 21, 22 и 24 - 29 УПК России, с изъятиями, предусмотренными главой 32 УПК России, и после установления лица, виновного в совершении пре­ступления и прочих обстоятельств дела составить обвинительный акт и направить его вместе с материалами дела в прокуратуру.

Уголовные дела по части 1 статьи 261 УК России имеют некоторую особенность связанную с тем, что федеральная противопожарная служба не осуществляет ГПН в лесах. С учетом указанных особенностей и для организации взаимодействия с заинтересованными службами и ведом­ствами подготовлены рекомендации по проверкам о пожарах и рас­следованию дел о пожарах в лесах.

 

3. Порядок производства по делам об административ­ных правонарушениях в области пожарной безопасности

 

Одной из важнейших направлений деятельности по профилактике пожаров является деятельность должностных лиц органов ГПН по пресечению административных правонарушений требований пожарной безопасности и привлечение к ответственности лиц, виновных в их совершении.

Выполнение этой функции позволяет добиваться реали­зации основной задачи государственного пожарного надзора — защи­ты жизни и здоровья граждан, их имущества, государственного и му­ниципального имущества, а также имущества организаций от пожаров и ограничение их последствий. Данная деятельность является рыча­гом, оказывающим давление на нарушителей требований пожарной безопасности, и дает возможность добиваться их устранения. На основании статьи 2.1 КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

КоАП устанавливает административную ответственность юридичес­ких и физических лиц за:

- нарушение требований пожарной безопасности (статья 20.4);

- нарушение правил пожарной безопасности в лесах (статья 8.32);

- нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте (статья 11.16).

За административные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть назначены административные наказания в виде предупреждения, административного штрафа или административного приостановления деятельности.

Таблица 1

Виды административных правонарушений в области пожарной безопасности и соответствующие им административные наказания

 

Виды административных правонарушений (статья 20.4 КоАП) Административный штраф в МРОТ назначаемый на:
    граждан должностных лиц юридических лиц
Часть 1 - нарушение требований по­жарной безопасности (ПБ), установ­ленных стандартами, нормами и прави­лами 5-10 10-20 100-200
Часть 2 - те же деяния, совершенные в условиях особого противопожарного режима 10-15 20-30 200-300
Часть 3 - нарушение требований стан­дартов, норм и правил ПБ, повлекшие возникновение пожара 15-20 30-40 300-400
Часть 4 - выдача сертификата соответ­ствия на продукцию без сертификатов ПБ в случае, если сертификат ПБ обя­зателен ЗСМО 300-400
Часть 5 - продажа продукции или ока­зание услуг, подлежащих обязательной сертификации в области ПБ, без серти­фикатов соответствия 10-20 100-200
Часть 6 - Несанкционированное пере­крытие проездов к зданиям и сооруже­ниям, установленных для пожарных машин и техники 3-5 5-10 50-100

 

За правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП может быть назначено:

- административное наказание в виде предупреждения;

- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - административный штраф от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;

- на юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Должностные лица органов ГПН уполномочены составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях предусмотренных статьями 8.32, 11.16, 20.4 КоАП, в порядке статьи 23.34 КоАП.

Кроме того, должностным лицам органов ГПН предоставлено право составлять протоколы по административным правонарушениям, предусмотренным статьями:

ч. 2 ст. 14.1 — осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна;

ч. 3 ст. 14.1 — осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией;

ч. 4 ст. 14.1 — осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией;

ст. 17.7 — невыполнение законных требований дознавателя или
должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;

ч. 1 ст. 19.4 - неповиновение законному распоряжению или требова­нию должностного лица органа, осуществляющего государственный над­зор, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным ли­цом служебных обязанностей;

ч. 1 ст. 19.5 - невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления);

ст. 19.6 - непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;

ст. 19.7 - непредставление сведений (информации);

ч. 1 ст. 19.19 - нарушение обязательных требований государствен­ных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.4, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хра­нении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклоне­ние от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора;

ч. 2 ст. 19.19 - нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20.4, то есть реали­зация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие которым она сертифици­рована, либо реализация сертифицированной продукции без серти­фиката соответствия (декларации о соответствии), или без знака соот­ветствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных доку­ментах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо не доведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытания про­дукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (дек­ларации соответствия) на продукцию, подлежащую обязательной сер­тификации;

ч. 1 ст. 19.20 - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна;

ч. 2 ст. 19.20 - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна;

ч. 2 ст. 19.20 - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий лицензии, если такая лицензия обязательна;

ст. 19.26 - заведомо ложное заключение эксперта при осуществле­нии государственного контроля (надзора);

ч. 1 ст. 20.25 - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП.

Эти статьи позволяют привлекать к административной ответственности как лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопас­ности, так и лиц, препятствующих осуществлению мероприятий по контролю или отказывающиеся выполнять законные требования государственных инспекторов по пожарному надзору.

Перечень должностных лиц органов ГПН ФПС МЧС России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом МЧС России от 6 февраля 2006 г. № 68.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП, административные дела указанной категории рассматриваются судьями.

При этом дела об административных правонарушениях, производ­ство по которым осуществлялось в форме административного рассле­дования, рассматриваются судьями районных судов.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.1 и частями 1 и 2 статьи 19.19 КоАП, совершенных юриди­ческими лицами, а также индивидуальными предпринимателями рас­сматриваются судьями арбитражных судов. В остальных случаях дела об административных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями.

Возбуждение дела об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определения его подведомственности.

Производство по делу об административном правонарушении возможно лишь при наличии повода к возбуждению, которые перечислены в части 1 статьи 28.1 КоАП.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении за нарушение требований пожарной безопасности являются:

1. Непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонаруше­ниях, достаточных данных, указывающих на наличие события админи­стративного правонарушения в результате:

- деятельности, связанной с проведением мероприятий по конт­ролю за соблюдением требований пожарной безопасности;

- проведения проверочных действий по факту пожара;

- иной служебной деятельности, связанной с осуществлением должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы, своих
функций.

2. Поступившие из правоохранительных органов, а также из других
государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие
на наличие события административного правонарушения.

3. Сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также
сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные,
указывающие на наличие события административного правонаруше­ния.

По результатам рассмотрения повода к возбуждению дела об административном правонарушении могут быть приняты следующие решения:

- о возбуждении дела об административном правонарушении;

- об отказе в возбуждении дела об административном правонаруше­нии.

Основанием к возбуждению дела является наличие хотя бы одного из поводов, перечисленных в части 1 статьи 28.1 КоАП, достаточных данных, указывающих на наличие события административного право­нарушения.

Возбуждение дела об административном правонарушении в облас­ти пожарной безопасности представляет собой выполнение одного из перечисленных действий:

- вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

- составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу, предусмотренных статьей 27.1 КоАП (доставле­ние, административное задержание, осмотр, изъятие, арест вещей).

При наличии материалов, сообщений, заявлений и обстоятельств, определенных статьей 24.5 КоАП, или с учетом статьи 2.9 КоАП, в по­рядке части 5 статьи 28.1 КоАП, с соблюдением требований статьи 29.12 КоАП, выносится мотивированное определение об отказе в воз­буждении дела об административном правонарушении.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.