Оптимизация размера заказа.
Наиболее распространенным инструментом в управлении запасами, направленным на минимизацию суммарных затрат, традиционно признается модель оптимального размера заказа (EOQ). Причиной популярности этой модели является как простота математического аппарата, так и хорошие результаты ее практического использования.
Проблема управления запасами в данной модели сведена к определению объема заказа (Q) и частоты выполнения заказов (Т) за планируемый промежуток времени, что в свою очередь рассчитывается посредством балансирования между затратами, связанными с выполнением одного заказа (О), и затратами на хранение единицы запасов (С). Размер заказа следует увеличивать до тех пор, пока снижение затрат на заказ перевешивает увеличение затрат на хранение.
В наиболее простом варианте модели величина заказа Q и период между поставками Т принимаются постоянными величинами. Введенное в модель дополнительное ограничение по единовременной поставке новой партии в момент завершения запасов предыдущей, позволяет утверждать, что средний объем хранящихся
сто встречающиеся виды запасов на складе материалов ранен Q/2. Соответственно, издержки хранения запасов за период между двумя поставками равны произведению затрат хранения единицы материала на средний объем запасов.
Z1 = С х Q/2
Для расчета затрат по выполнению заказа к условию неизменной величины заказа прибавляется предположение о постоянной стоимости заказов, поэтому затраты по заказу определяются как произведение затрат на один заказ О и количество заказов за отчетный период (S/Q).
Z2 = S x O/Q,
где S — потребность в материалах или готовой продукции за отчетный период; Q — объем заказа; О — затраты, связанные с выполнением одного заказа.
Оптимальный размер заказа получается при минимальных суммарных издержках по управлению запасами
Z = Zl + Z2 -> MIN
Приравнивая первую производную от функции суммарных затрат к нулю, находим непосредственное значение оптимального размера заказа.
dZ/dQ = С/2 - (S x O)/Q2 = О
Таким образом, оптимальный размер заказа определяется:
Q = /(2 x S x О) / С
S — потребность в ресурсе = 900 ед. О — затраты на один заказ = 50 тыс. руб. С — затраты на хранение единицы ресурса = 11,25 тыс. руб. Тогда оптимальный заказ составляет: О= 89 изделий
Если повторный заказ поступает в течение L=10 дней, а в году 250 рабочих дней, то повторный заказ делается, когда уровень запаса падает до:
Р = (LxS)/250 = (10x900)7250 = 36 изделий
Эта формула предполагает, что заказ в 89 единиц делается, когда уровень запаса падает до 36 изделий. Последнее изделие будет использовано после того, когда поступит следующий заказ.
Средний объем запаса составляет 89/2 = 44,5 изделий.
Наиболее критичным фактором для эффективного использования модели является возможность оценить затраты на заказ и расходы на хранение.
На рис. 20.5.1. проиллюстрировано определение оптимального размера запаса ресурса Q*. Он соответствует наименьшим суммарным издержкам.
В таблице 20.5.2. приведен алгоритм расчета параметров системы управления запасами.
Анализ примеров расчетов показывает, что:
1. резервный запас зависит от времени возможной задержки поставки и не зависит от времени поставки;
2. пороговый запас существенно зависит от суммарного времени поставки и возможно задержки поставки;
3. издержки на содержание резервного запаса завися! от возможной задержки поставки
На рис. 20,5.2. представлен пример определения точки возобновления заказа
Таблица 20.5.2. расчет параметров системы управления запасами
| Показатель
| Порядок расчета
| Пример расчета 1
| Пример расчета 2
| Пример расчета 3
| Пример расчета 4
| 1. Потребность, шт.
| S
|
|
|
|
| 2. Затраты на хранение единицы ресурса, руб.
| C
|
|
|
|
| 3. Затраты на поставку единицы ресурса, руб.
| O
|
|
|
|
| 4. Оптимальный размер заказа
| |
|
|
|
| 5. Время поставки
| Тп
|
|
|
|
| 6. Возможная задержка поставки, дни
| Тз
|
|
|
|
| 7. Ожидаемое дневное потребление, шт. день
| P=S/250
|
|
|
|
| 8. Срок расходования заказа, дни
| Tp=Q/P
| 100/4=25
|
|
|
| 9. Ожидаемое потребление за время поставки, шт.
| Po=Tп×P
| 24×4=96
| 23×4=92
| 24×4=96
| 23×4=92
| 10. Максимальное потребление за время поставки, шт.
| Mп= (Tп+ Tз)×P
|
|
|
|
| 11. Резервный запас
| Зр=Мп-Ро
|
|
|
|
| 12. Пороговый запас или точка заказа
| Пз=Зр+Мп
|
|
|
|
|
НОВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ - ЛОГИСТИКА
Основные понятия
В последние годы в практике материально-технического обеспечения проектов стали использоваться новые методы и технологии, базирующиеся на концепции логистики (5—8).
Понятие логистики многогранно, в самом общем виде логистика определяется как наука управления (планирования, организации, контроля) движением материальных и связанных с ними информационных и финансовых потоков от первичного источника до конечного потребителя.
Логистика в сфере материально-технического обеспечения понимается как наука о:
1. рациональной организации производства и распределения, которая комплексно изучает снабжение, сбыт и распределение средств производства; совокупности различных видов деятельности в целях получения необходимого количества продукции в установленное время и заранее установленном месте, в котором сложилась потребность в этой продукции;
2. взаимодействии всех элементов производственно-транспортных систем — от производства до потребления;
3. управлении процессом физического распределения продукции в пространстве и времени;
4. взаимосвязях и взаимодействии снабжения со сбытом и транспортом; интеграции производственного и перевозочного процессов, включая все транспортные, погрузочно-разгрузочные и другие операции, затребованные клиенту рой, и их необходимым информационным обеспечением;
5. планировании, управлении и контроле поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие материального потока и соответствующего ему информационного потока;
6. планировании, управлении и контроле материальных, информационных, людских и энергетических потоков;
- физическом распределении материальных ресурсов, техническом, тёхнологическом, организационном и информационном обеспечении данного процесса:
Целью логистики является удовлетворение потребностей потребителей на основе оптимального управления материальными потоками, для чего в логистике организуются информационные потоки.
Материальный поток — продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций (транспортировка, складирование и т. п.) и отнесенная к временному интервалу.
Наиболее часто встречающимися логистическими операциями с материальными потоками являются складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка транспортных средств и т. д. К логистическим операциям с информационными потоками, соответствующими материальным потокам, могут быть отнесены также сбор, хранение и обработка данных.
Таким образом, материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования, выполнения операций с сырьем, полуфабрикатами, готовыми изделиями, начиная от первичного источника вплоть до конечного потребителя. Классификация материальных потоков приведена в таблице 20.6.1.
Таблица 20.6.1. виды материальных потоков
| Вид
| Определение
| Внешний
Внутренний
Входной
Выходной
| Протекает во внешней по отношению к логистической системе среде Результат осуществления логистических операций внутри системы Поступает в логистическую систему из внешней среды
Поступает из логистической системы во внешнюю среду
| Пример схемы материального потока на торговой оптовой базе приведен на рис. 20.6.1., примеры входного, выходного и совокупного потока приведены в таблице 20.6.2.
Входной мат. поток
| Совокуп ный мат. поток
|
Выходной мат. поток
| Логистическая операция
| Величина мат. потока
т/год
| Наименование участка или логистической операции
| Величина мат. потока
т/год
| Логистическая операция
| Величина мат.потока
т/год '
| 1. Разгрузка вагонов и укладка продукции на полдоны
|
| 1. Участок разгрузки ж/д вагонов
|
| 1 .Погрузка автотранспорта
|
| 2. Разгрузка вагонов и укладка продукции на электоотележку
|
| 2. Участок приемки
|
| 2. Погрузка контейнеров
|
| 3. Перемещение сформированного пакета на:
— участок приемки
— в экспедицию
— до зоны хранения
|
| 3. Участок хранения
|
| 3. Погрузка ж/д вагонов
|
|
|
| 4. Участок погрузки
|
|
|
| Итого совокупный материальный поток на участке разгрузки ж/д вагонов
|
| Итого совокупный материальный поток
|
| Итого выходной материальный поток
|
| Информационный поток — совокупность циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций
Информационный поток соответствует материальному потоку и может существовать в виде, например, бумажного или электронного документа. Информационные потоки характеризуются источником возникновения, направлением движения потока, скоростью передачи и приема, интенсивностью.
Основной целью логистической системы является доставка ресурсов в нужном количестве и ассортименте и в максимально возможной степени готовых к потреблению в требуемое место при заданном уровне логистических издержек.
Логистические издержки — затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т. п.).
Среди функций логистики можно выделить производственные, связанные с непосредственным выполнением производственных процессов, и управленческие, связанные со сбором информации и принятии решений по материально-техническому обеспечению проекта.
Производственные функции в своей совокупности характеризуют особенности того или иного производства и обслуживающих его материальных систем (транспортной, складской, торговой и т. д.), а также, что особенно важно, потребности потребителя. К основным производственным функциям логистики относятся снабжение (закупки), производство и сбыт (изучение спроса, транспортировка, сбыт готовой продукции, торговля, распределение, услуги заказчикам, страхование, кредитование и платежные функции и т. п.).
Наиболее общие управленческие функции — исследование, анализ, прогнозирование, принятие решений, планирование, организация, контроль, учет рассмотренных производственных функций — снабжения, производства и сбыта — в частности, и материального потока в целом. Функции управления логистикой реализуются в тесном взаимодействии с функциями маркетинга по проекту (управление номенклатурой продукции, прогнозирование емкости рынка и доли рынка фирмы, формирование ценовой политики и др. ), а также с со всеми подсистемами управления проектом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|