ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 13.
Состояние пожарной безопасности населения, территорий и объектов экономики находится в прямой зависимости от уровня организации и осуществления ГПН. Органами государственной власти органами местного самоуправления, организациями и МЧС России постоянно уделяется внимание совершенствованию деятельности органов государственного контроля (надзора). На очередном заседании коллегии МЧС Россия, которое состоялось 22 марта 2006 г., были рассмотрены и одобрены приоритетные направления развития органов ГПН на период до 2008 г. [1].
При определении приоритетных направлений развития органов ГПН учитывались следующие основные факторы:
реализация государственной политики и требований законодательных нормативных правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни людей от пожаров, защита прав юридических лиц и частных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) путем повышения эффективности деятельности государственных инспекторов по пожарному надзору;
совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей функционирование системы обеспечения пожарной безопасности, а также определяющей правовые основы осуществления ГПН в современных социально-экономических условиях;
модернизация форм и методов осуществления надзорной деятельности, направленная на повышение ее эффективности, обеспечение прозрачности и открытости процедур проведения мероприятий по контролю;
улучшение качества подготовки государственных инспекторов по пожарному надзору посредством использования различных форм обучения, переподготовки, аттестования, повышений квалификации, самоподготовки;
осуществление действенной противопожарной пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности;
развитие инфраструктуры органов ГПН и повышение их материально-технического оснащения.
При этом реализация приоритетных направлений развития органов ГПН в рамках основных направлений деятельности МЧС России на 2006-2008 гг. позволяет выполнить задачу по повышению эффективности надзора в области пожарной безопасности, повысить уровень противопожарной защиты объектов и территорий, обеспечить темпы
снижения количества пожаров и числа погибших при них людей а также:
уменьшить риски возникновения пожаров и обеспечить приемлемый уровень защищенности личности, имущества, общества и государства от огня;
продолжить формирование противопожарной культуры, закрепление навыков безопасного поведения людей в случае пожара, поднять степень информированности населения в области обеспечения пожарной безопасности до 65% в 2008 г.;
повысить уровень правосознания и ответственности должностных лиц и граждан за допускаемые нарушения в области пожарной безопасности;
увеличить степень выполнения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на конкретных объектах и территориях до 85% в 2008 г.;
направить усилий на реализацию в полном объеме принципа неотвратимости ответственности за каждое нарушение в области пожарной безопасности, повысив в 2008 г. долю лиц, привлеченных к административным наказаниям за нарушения требований пожарной безопасности, от числа лиц, нарушивших указанные требования, до 80%;
повысить качество противопожарных работ и услуг, выполняемых на рынке;
улучшить информированность потребителей о пожароопасных свойствах применяемых веществ и материалов, а также безопасных мерах обращения с ними.
Важным вопросом, который необходимо решить для улучшения качества осуществления ГПН, является работа по созданию современных требований пожарной безопасности [2|.
Она должна максимально соответствовать уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также современным научно-техническим знаниям в сфере противопожарной защиты.
Создание современных нормативных документов по пожарной безопасности позволит оптимизировать систему требований, регламентирующих противопожарную защиту зданий и сооружений, непосредственно влияющую на состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, на основе приемлемого уровня риска.
Повседневная работа органов ГПН должна строиться на основе жесткого планирования мероприятий по контролю и проводиться на основании всестороннего анализа обстановки с пожарами. В центре внимания должны находиться вопросы контроля за соблюдением требований пожарной безопасности на потенциально опасных и критически важных для национальной безопасности страны объектах и объектах с массовым пребыванием людей (школы, больницы, культурно-зрелищные учреждения).
С целью повышения эффективности выполнения мероприятий по контролю необходимо:
целенаправленное проведение работы по предупреждению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности социально неадаптированными членами общества и организация взаимодействия по этому направлению деятельности с социальными службами, органами внутренних дел, религиозными и благотворительными организациями;
методическое обеспечение деятельности пожарных инспекторов по использованию современных технологий осуществления мероприятий по контролю и пресечению выявленных нарушений требований пожарной безопасности. Развитие инструментальных форм и методов оценки качества работ в области противопожарной защиты и работоспособности соответствующих активных систем, совершенствование приборной базы. Более широкое внедрение информационных технологий для использования экспресс-методик оценки пожарной опасности объектов защиты и различной продукции, автоматизированных банков данных в области правовой и нормативно-технической документации;
непосредственное оказание на безвозмездной основе юридическим и физическим лицам консультационных услуг по вопросам обеспечения пожарной безопасности конкретных объектов. Проведение консультаций должно быть организовано в каждом органе ГПН.
Населению страны необходимо обеспечить свободный доступ к любым сведениям и знаниям в сфере пожарной безопасности.
Учитывая, что 72% пожаров происходит в жилье, надо шире вовлекать в процесс обучения населения мерам пожарной безопасности органы местного самоуправления, активнее внедрять малозатратное, но достаточно эффективное средство, как автономные пожарные извещатели [3].
Одновременно с учетом сложившейся практики необходимо проработать вопросы внедрения новой методологии надзорной деятельности, касающейся ухода от принципа «сплошного» надзора, введение заявительной формы надзора (аудит, декларирование).
Учитывая, что подразделения федеральной противопожарной службы имеются далеко не в каждом населенном пункте, органам государственного пожарного надзора поручено проводить оценку эффективности действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в населенных пунктах и сельской местности, в соответствии с поручением руководства МЧС России осуществляется разработка соответствующей инструкции.
Важным инструментом, ограничивающим доступ на рынок России пожароопасной продукции и объективного информирования потребителей является система сертификации в области пожарной безопасности.
Для обеспечения развития системы сертификации необходимо создать систему мониторинга ее эффективности, актуализировать нормативную правовую базу подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности с учетом действующего законодательства, обеспечить равные условия лицам, претендующим на получение аккредитации, и путем систематического и объективного контроля координировать деятельность участников системы [4].
Для повышения качества оказываемых работ и услуг в области пожарной безопасности, повышения эффективности государственной системы обеспечения пожарной безопасности необходимо развивать систему лицензирования.
При этом необходимо оптимизировать процедуру лицензирования с целью снятия административных и технических барьеров, препятствующих допуску на рынок субъектов предпринимательской деятельности, одновременно передав значительное количество разрешительных функций и функций по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий непосредственно в территориальные подразделения лицензирующего органа.
Выполнение данной работы должно обеспечить прозрачность процедуры лицензирования, сделать более открытой и доступной информацию для потребителей об организациях, выполняющих противопожарные работы и услуги [5].
Требуется организовать постоянное взаимодействие со страховыми компаниями в части контроля за соблюдением соискателями лицензии и лицензиатами требований пожарной безопасности при упрощенном порядке лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
Важная роль принадлежит вопросам совершенствования правоприменительной деятельности, основной целью которой является реализация принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение в области пожарной безопасности.
Для этого необходимо обеспечить эффективное функционирование технологической схемы - выявление правонарушения, сбор и закрепление доказательной базы, процессуальное оформление принимаемых решений по пресечению правонарушения.
Первоочередной задачей по этому направлению деятельности является обеспечение своевременной и качественной экспертной поддержки работы государственного инспектора по пожарному надзору в рамках административного расследования или проведения дознания по делам о пожарах и по делам о нарушении требований пожарной безопасности.
В связи с этим будет осуществляться комплекс мероприятий по созданию на базе испытательных пожарных лабораторий системы судебно-экспертных учреждений для осуществления технического и экспертного обеспечения работы органов ГПН, реализовать мероприятия по их техническому оснащению.
Работа государственного инспектора по пожарному надзору по осуществлению возложенных на него полномочий должна выполняться под постоянным контролем, который должен быть направлен на профилактику случаев нарушения законности и повышения эффективности ГПН, обеспечение публичности установленных законом процедур осуществления государственного контроля [5].
Постоянный контроль за качеством работы государственных инспекторов по пожарному надзору необходимо обеспечить путем планирования и систематического подведения итогов их деятельности. Шире использовать практику проверки эффективности работы государственных инспекторов по пожарному надзору непосредственно на поднадзорных ему объектах, бесед с руководителями хозяйствующих субъектов о применяемых в отношении его форм и методов осуществления надзорной деятельности.
Эффективным инструментом, обеспечивающим оперативный контроль и оценку деятельности органов ГПН всех уровней, должна стать автоматизированная информационно-справочная система, экспериментальный проект которой должен быть реализован в двух региональных центрах и трех главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации в 2006 г.
В режиме непрерывного диалога следует организовать взаимодействие с органов ГПН общественными объединениями предпринимателей и структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, функционально ответственными за вопросы развития малого и среднего предпринимательства, по вопросам недопущения создания избыточных административных и технических барьеров на пути развития предпринимательской активности [5].
Обеспечить эффективную работу «телефонов доверия» в каждом территориальном органе ГПН. Оперативно организовывать проверку по поступающим сообщениям, в случае выявления нарушений требований пожарной безопасности, а также процедур осуществления надзорной деятельности принимать меры по адекватному реагированию на них.
Кроме этого, в ряду приоритетных направлений представлены вопросы подготовки кадров и материально-технического обеспечения органов государственного пожарного надзора.
Особым блоком вопросов, связанных со снижением количества погибших при пожарах людей, являются вопросы противопожарной пропаганды. Эта задача не является прямой задачей ГПН, но координацию этой работы и осуществление контроля за ее выполнением различными органами власти и организациями является также одной из приоритетных задач.
Результаты социологического опроса населения показывают, что в случае пожара только 55% опрошенных прежде всего сообщат по телефону «01». Основной объем знаний правил пожарной безопасности 20% опрошенных приобрело в процессе обучения, 16% - обучали на предприятиях, из СМИ знания получили 13%. Как показывает опрос, только пятая часть населения приобрела знания в области обеспечения пожарной безопасности в процессе обучения.
Обучение населения мерам пожарной безопасности является одним из действенных инструментов воспитания у населения противопожарной культуры. Противопожарная пропаганда должна осуществляться непрерывно с максимальным охватом всех групп населения, с учетом их социального положения, уровня образования и возраста.
В процессе принятия региональных целевых программ необходима подготовка конкретных предложений по финансированию мероприятий противопожарной подготовки среди различных слоев населения. Обеспечить повышение культуры пожарной безопасности населения предлагается, сосредоточив усилия на основных направлениях [5]:
эффективное использование института социальной защиты для повышения противопожарной культуры среди пенсионеров, инвалидов и других менее защищенных слоев населения;
кардинальное повышение эффективности средств массовой информации, акцентируя внимание прежде всего на телевидении и радиовещании;
совершенствование подготовки в образовательных учреждениях, приняв меры нормативного и методологического характера, направленные на изменение образовательного стандарта, с целью повышения роли курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;
повышение квалификации преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и ликвидация безграмотности в сфере обеспечения безопасности всего преподавательского состава. С этой целью предлагается ввести в практику работы территориальных органов МЧС России ежегодное проведение во всех образовательных учреждениях «дней безопасности» с привлечением всего личного состава;
развитие и совершенствование возможностей воздействия на сознание населения печатно-плакатной продукции по противопожарной тематике;
формирование положительного имиджа государственного инспектора по пожарному надзору через средства массовой информации.
Выполнение приоритетных направлений развития органов ГПН должно быть направлено на повышение эффективности надзорной деятельности и уровня пожарной безопасности территорий и объектов экономики, дальнейшее снижение основных показателей обстановки с пожарами и их последствиями в стране.
Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература:
1. Решение Коллегии МЧС России от 22 марта 2006 г.
2. Кирилов Г.Н. Совершенствовать систему государственного пожарного надзора // «Пожарное дело», № 2, 2005.
3. Кирилов Г.Н. Госпожнадзор: современное состояние и пути улучшения его работы // «Пожарное дело», № 6, 2006.
4. Ненашев Ю.П. Государственный пожарный надзор на пути реформирования // «Пожарное дело», № 7, 2005.
5. Ненашев Ю.П.Перспективные направления развития органов государственного пожарного надзора на период 2006-2008 годы // «Пожарное дело», № 4, 2006.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|