Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЖАРНОГО НАДЗОРА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Глава 13.

 

Состояние пожарной безопасности населения, территорий и объек­тов экономики находится в прямой зависимости от уровня организа­ции и осуществления ГПН. Органами государственной власти органа­ми местного самоуправления, организациями и МЧС России постоянно уделяется внимание совершенствованию деятельности органов госу­дарственного контроля (надзора). На очередном заседании коллегии МЧС Россия, которое состоялось 22 марта 2006 г., были рассмотрены и одобрены приоритетные направления развития органов ГПН на пери­од до 2008 г. [1].

При определении приоритетных направлений развития органов ГПН учитывались следующие основные факторы:

реализация государственной политики и требований законодатель­ных нормативных правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности, направленных на защиту здоровья и сохранение жизни людей от пожаров, защита прав юридических лиц и частных предпри­нимателей при проведении государственного контроля (надзора) пу­тем повышения эффективности деятельности государственных инспек­торов по пожарному надзору;

совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей функционирование системы обеспечения пожарной безопасности, а также определяющей правовые основы осуществления ГПН в совре­менных социально-экономических условиях;



модернизация форм и методов осуществления надзорной деятель­ности, направленная на повышение ее эффективности, обеспечение прозрачности и открытости процедур проведения мероприятий по кон­тролю;

улучшение качества подготовки государственных инспекторов по пожарному надзору посредством использования различных форм обу­чения, переподготовки, аттестования, повышений квалификации, са­моподготовки;

осуществление действенной противопожарной пропаганды и обу­чения населения мерам пожарной безопасности;

развитие инфраструктуры органов ГПН и повышение их матери­ально-технического оснащения.

При этом реализация приоритетных направлений развития орга­нов ГПН в рамках основных направлений деятельности МЧС России на 2006-2008 гг. позволяет выполнить задачу по повышению эффек­тивности надзора в области пожарной безопасности, повысить уровень противопожарной защиты объектов и территорий, обеспечить темпы



снижения количества пожаров и числа погибших при них людей а также:

уменьшить риски возникновения пожаров и обеспечить приемле­мый уровень защищенности личности, имущества, общества и государ­ства от огня;

продолжить формирование противопожарной культуры, закрепле­ние навыков безопасного поведения людей в случае пожара, поднять степень информированности населения в области обеспечения пожар­ной безопасности до 65% в 2008 г.;

повысить уровень правосознания и ответственности должностных лиц и граждан за допускаемые нарушения в области пожарной безо­пасности;

увеличить степень выполнения мероприятий по обеспечению по­жарной безопасности на конкретных объектах и территориях до 85% в 2008 г.;

направить усилий на реализацию в полном объеме принципа нео­твратимости ответственности за каждое нарушение в области пожар­ной безопасности, повысив в 2008 г. долю лиц, привлеченных к адми­нистративным наказаниям за нарушения требований пожарной безопасности, от числа лиц, нарушивших указанные требования, до 80%;

повысить качество противопожарных работ и услуг, выполняемых на рынке;

улучшить информированность потребителей о пожароопасных свой­ствах применяемых веществ и материалов, а также безопасных мерах обращения с ними.

Важным вопросом, который необходимо решить для улучшения качества осуществления ГПН, является работа по созданию современных требований пожарной безопасности [2|.

Она должна максимально соответствовать уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также современным научно-техническим знаниям в сфере противопожарной защиты.



Создание современных нормативных документов по пожарной безопасности позволит оптимизировать систему требований, регламентирующих противопожарную защиту зданий и сооружений, непосредствен­но влияющую на состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, на основе приемлемого уровня риска.

Повседневная работа органов ГПН должна строиться на основе жесткого планирования мероприятий по контролю и проводиться на основании всестороннего анализа обстановки с пожарами. В центре внимания должны находиться вопросы контроля за соблюдением тре­бований пожарной безопасности на потенциально опасных и крити­чески важных для национальной безопасности страны объектах и объек­тах с массовым пребыванием людей (школы, больницы, культурно-зрелищные учреждения).

С целью повышения эффективности выполнения мероприятий по контролю необходимо:

целенаправленное проведение работы по предупреждению и пресечению нарушений требований пожарной безопасности социально неадаптированными членами общества и организация взаимодействия по этому направлению деятельности с социальными службами, орга­нами внутренних дел, религиозными и благотворительными организа­циями;

методическое обеспечение деятельности пожарных инспекторов по использованию современных технологий осуществления мероприятий по контролю и пресечению выявленных нарушений требований по­жарной безопасности. Развитие инструментальных форм и методов оценки качества работ в области противопожарной защиты и работос­пособности соответствующих активных систем, совершенствование приборной базы. Более широкое внедрение информационных техноло­гий для использования экспресс-методик оценки пожарной опасности объектов защиты и различной продукции, автоматизированных банков данных в области правовой и нормативно-технической документации;

непосредственное оказание на безвозмездной основе юридическим и физическим лицам консультационных услуг по вопросам обеспече­ния пожарной безопасности конкретных объектов. Проведение кон­сультаций должно быть организовано в каждом органе ГПН.

Населению страны необходимо обеспечить свободный доступ к любым сведениям и знаниям в сфере пожарной безопасности.

Учитывая, что 72% пожаров происходит в жилье, надо шире вовле­кать в процесс обучения населения мерам пожарной безопасности органы местного самоуправления, активнее внедрять малозатратное, но достаточно эффективное средство, как автономные пожарные извещатели [3].

Одновременно с учетом сложившейся практики необходимо проработать вопросы внедрения новой методологии надзорной деятельнос­ти, касающейся ухода от принципа «сплошного» надзора, введение за­явительной формы надзора (аудит, декларирование).

Учитывая, что подразделения федеральной противопожарной службы имеются далеко не в каждом населенном пункте, органам государствен­ного пожарного надзора поручено проводить оценку эффективности действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в на­селенных пунктах и сельской местности, в соответствии с поручением руководства МЧС России осуществляется разработка соответствующей инструкции.

Важным инструментом, ограничивающим доступ на рынок России пожароопасной продукции и объективного информирования потребите­лей является система сертификации в области пожарной безопасности.

Для обеспечения развития системы сертификации необходимо со­здать систему мониторинга ее эффективности, актуализировать нормативную правовую базу подтверждения соответствия продукции тре­бованиям пожарной безопасности с учетом действующего законода­тельства, обеспечить равные условия лицам, претендующим на полу­чение аккредитации, и путем систематического и объективного контроля координировать деятельность участников системы [4].

Для повышения качества оказываемых работ и услуг в области пожарной безопасности, повышения эффективности государственной системы обеспечения пожарной безопасности необходимо развивать систему лицензирования.

При этом необходимо оптимизировать процедуру лицензирования с целью снятия административных и технических барьеров, препят­ствующих допуску на рынок субъектов предпринимательской деятель­ности, одновременно передав значительное количество разрешитель­ных функций и функций по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий непосредственно в территориальные подразде­ления лицензирующего органа.

Выполнение данной работы должно обеспечить прозрачность процедуры лицензирования, сделать более открытой и доступной инфор­мацию для потребителей об организациях, выполняющих противопо­жарные работы и услуги [5].

Требуется организовать постоянное взаимодействие со страховыми компаниями в части контроля за соблюдением соискателями лицензии и лицензиатами требований пожарной безопасности при упрощенном порядке лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопас­ных производственных объектов.

Важная роль принадлежит вопросам совершенствования правоприменительной деятельности, основной целью которой является реализация принципа неотвратимости наказания за совершенное правонарушение в области пожарной безопасности.

Для этого необходимо обеспечить эффективное функционирование технологической схемы - выявление правонарушения, сбор и закреп­ление доказательной базы, процессуальное оформление принимаемых решений по пресечению правонарушения.

Первоочередной задачей по этому направлению деятельности явля­ется обеспечение своевременной и качественной экспертной поддерж­ки работы государственного инспектора по пожарному надзору в рам­ках административного расследования или проведения дознания по делам о пожарах и по делам о нарушении требований пожарной безопасности.

В связи с этим будет осуществляться комплекс мероприятий по созданию на базе испытательных пожарных лабораторий системы судеб­но-экспертных учреждений для осуществления технического и экспер­тного обеспечения работы органов ГПН, реализовать мероприятия по их техническому оснащению.

Работа государственного инспектора по пожарному надзору по осуществлению возложенных на него полномочий должна выполняться под постоянным контролем, который должен быть направлен на профилак­тику случаев нарушения законности и повышения эффективности ГПН, обеспечение публичности установленных законом процедур осуществ­ления государственного контроля [5].

Постоянный контроль за качеством работы государственных инспекторов по пожарному надзору необходимо обеспечить путем планирования и систематического подведения итогов их деятельности. Шире использовать практику проверки эффективности работы государствен­ных инспекторов по пожарному надзору непосредственно на поднад­зорных ему объектах, бесед с руководителями хозяйствующих субъек­тов о применяемых в отношении его форм и методов осуществления надзорной деятельности.

Эффективным инструментом, обеспечивающим оперативный конт­роль и оценку деятельности органов ГПН всех уровней, должна стать автоматизированная информационно-справочная система, экспериментальный проект которой должен быть реализован в двух региональных центрах и трех главных управлениях МЧС России по субъектам Рос­сийской Федерации в 2006 г.

В режиме непрерывного диалога следует организовать взаимодей­ствие с органов ГПН общественными объединениями предпринимате­лей и структурными подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, функционально ответственными за вопросы развития малого и среднего предпринимательства, по вопро­сам недопущения создания избыточных административных и техни­ческих барьеров на пути развития предпринимательской активности [5].

Обеспечить эффективную работу «телефонов доверия» в каждом территориальном органе ГПН. Оперативно организовывать проверку по поступающим сообщениям, в случае выявления нарушений требо­ваний пожарной безопасности, а также процедур осуществления над­зорной деятельности принимать меры по адекватному реагированию на них.

Кроме этого, в ряду приоритетных направлений представлены воп­росы подготовки кадров и материально-технического обеспечения ор­ганов государственного пожарного надзора.

Особым блоком вопросов, связанных со снижением количества погибших при пожарах людей, являются вопросы противопожарной пропаганды. Эта задача не является прямой задачей ГПН, но координацию этой работы и осуществление контроля за ее выполнением различны­ми органами власти и организациями является также одной из при­оритетных задач.

Результаты социологического опроса населения показывают, что в случае пожара только 55% опрошенных прежде всего сообщат по те­лефону «01». Основной объем знаний правил пожарной безопасности 20% опрошенных приобрело в процессе обучения, 16% - обучали на предприятиях, из СМИ знания получили 13%. Как показывает опрос, только пятая часть населения приобрела знания в области обеспече­ния пожарной безопасности в процессе обучения.

Обучение населения мерам пожарной безопасности является од­ним из действенных инструментов воспитания у населения противо­пожарной культуры. Противопожарная пропаганда должна осуществ­ляться непрерывно с максимальным охватом всех групп населения, с учетом их социального положения, уровня образования и возраста.

В процессе принятия региональных целевых программ необходима подготовка конкретных предложений по финансированию мероприя­тий противопожарной подготовки среди различных слоев населения. Обеспечить повышение культуры пожарной безопасности населе­ния предлагается, сосредоточив усилия на основных направлениях [5]:

эффективное использование института социальной защиты для повышения противопожарной культуры среди пенсионеров, инвали­дов и других менее защищенных слоев населения;

кардинальное повышение эффективности средств массовой информации, акцентируя внимание прежде всего на телевидении и радиовещании;

совершенствование подготовки в образовательных учреждени­ях, приняв меры нормативного и методологического характера, направ­ленные на изменение образовательного стандарта, с целью повышения роли курса «Основы безопасности жизнедеятельности»;

повышение квалификации преподавателей курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и ликвидация безграмотности в сфере обеспечения безопасности всего преподавательского состава. С этой целью предлагается ввести в практику работы территориальных орга­нов МЧС России ежегодное проведение во всех образовательных уч­реждениях «дней безопасности» с привлечением всего личного состава;

развитие и совершенствование возможностей воздействия на сознание населения печатно-плакатной продукции по противопожар­ной тематике;

формирование положительного имиджа государственного инс­пектора по пожарному надзору через средства массовой информации.

Выполнение приоритетных направлений развития органов ГПН должно быть направлено на повышение эффективности надзорной деятельности и уровня пожарной безопасности территорий и объектов экономики, дальнейшее снижение основных показателей обстановки с пожарами и их последствиями в стране.

 

Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература:

 

1. Решение Коллегии МЧС России от 22 марта 2006 г.

2. Кирилов Г.Н. Совершенствовать систему государственного пожарного надзора // «Пожарное дело», № 2, 2005.

3. Кирилов Г.Н. Госпожнадзор: современное состояние и пути
улучшения его работы // «Пожарное дело», № 6, 2006.

4. Ненашев Ю.П. Государственный пожарный надзор на пути реформирования // «Пожарное дело», № 7, 2005.

5. Ненашев Ю.П.Перспективные направления развития органов
государственного пожарного надзора на период 2006-2008 годы // «Пожарное дело», № 4, 2006.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.