|
Расчет количества сливо-наливных устройств
При доставке нефтепродуктов железнодорожным транспортом число маршрутов, прибывающих на нефтебазу за сутки, рассчитывается по формуле:
, (11.3.1)
где Gсут - суточный грузооборот нефтебазы; Gмарш. – грузоподъемность одного маршрута.
Суточный грузооборот
, (11.3.2)
Годовой грузооборот нефтебазы
, (11.3.3)
где kоб – коэффициент оборачиваемости нефтебазы; k1 – коэффициент неравномерности завоза и вывоза нефтепродукта, принимается равным 1÷2; k2 – коэффициент неравномерности подачи железнодорожных цистерн, принимается > 1.
Грузоподъемность маршрута в каждом конкретном случае согласовывается с Министерством путей сообщения, но не превышает 3÷4 тыс. тонн.
Необходимое число эстакад определяют по формуле
, (11.3.4)
где τЭ – время занятия эстакады маршрутом с учетом времени на технологические операции, подачу и уборку цистерн, и приготовление маршрута на станции, ч.
Время сливно-наливных операций регламентируется «Правилами перевозок жидких грузов наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах». В немеханизированных пунктах налив независимо от рода нефтепродуктов проводят для всей одновременно поданной партии цистерн, двухосных цистерн и бункерных полувагонов – 2 ч, четырехосных (и более) цистерн и бункерных полувагонов – 3 ч. Слив независимо от рода нефтепродуктов также проводят для всей одновременно поданной партии цистерн: из двухосных цистерн – 2 ч, четырехосных (и более) цистерн – 4 ч. В механизированных пунктах налив независимо от рода нефтепродукта и грузоподъемности цистерн и бункерных полувагонов осуществляют за 2 ч; слив из двухосных цистерн и бункерных полувагонов – за 1 ч 15 мин, из четырехосных (и более) цистерн и бункерных полувагонов – за 2 ч.
На нефтебазах при маршрутном сливе-наливе нефтепродукта количество сливно-наливных устройств принимается в зависимости от расчетного количества наливных маршрутов по табл. 11.7.
Таблица 11.7
Рекомендуемое количество сливо-наливных устройств
Количество маршрутов
| Количество сливо-наливных устройств
| Примечание
| от 0,35 до 1 включительно
| на 1/3 маршрута
| Распределительная нефтебаза
| более 1 до 3 включительно
| на 1/2 маршрута
| Распределительная нефтебаза
| более 3 до 6 включительно
| на 1 маршрут
| Перевалочная нефтебаза
| При операциях с высоковязкими нефтепродуктами в величину τЭ входит время, требуемое для их разогрева.
В зависимости от выполняемых операции железнодорожные эстакады делятся на наливные (НС) (табл. 11.8) и комбинированные (КС) (табл. 11.9)
Таблица 11.8
Основные данные эстакад для налива в железнодорожные цистерны
Показатели
| НС-2
| НС-3
| НС-4
| НС-5
| НС-6
| НС-7
| НС-8
| НС-9
| НС-10
| Длина эстакады, м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Число средних
звеньев
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| Число стояков:
при 3 коллекторах
при 4 коллекторах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Число
4-хосных цистерн
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Грузоподъемность маршрута
(по бензину), т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Таблица 11.9
Основные сведения об эстакадах для слива и налива светлых нефтепродуктов в железнодорожные цистерны
Показатели
| КС-2
| КС-3
| КС-4
| КС-5
| КС-6
| КС-7
| КС-8
| КС-9
| КС- 10
| Длина эстакады, м
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Число средних звеньев
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| Число одновременно
сливаемых (наливаемых) цистерн
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Грузоподъемность маршрута (по бензину), т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Длина железнодорожной эстакады рассчитывается как сумма длин цистерн одного вида плюс 30 м на тупик для расцепки (в целях пожаро-безопасности):
, (11.3.5)
где ai – количество цистерн одного типа; li – длина цистерны одного типа.
Характеристика железнодорожных цистерн дана в табл. 11.10
Таблица 11.10
Техническая характеристика железнодорожных цистерн
Груз
| Модель цистерны
| Параметры котла
| Вместимость, м3
| Диаметр, м
| Длина, м
| полная
| полезная
| Бензин и
светлые
нефте-
продукты
| 15-890
15-892
15-894
| 61,2
| 60,0
| 2,8
| 10,300
| 15-1443
15-1427
15-1428
| 73,1
| 71,7
| 3,0
| 10,770
| 15-1547
| 85,6
| 83,9
| 3,2
| 11,194
| 15-871
| 140,0
| 137,2
| 3,0
| 19,990
| 15-1500
| 161,6
| 156,2
| 3,2
| 20,650
| Вязкие
нефтепро-
дукты
| 15-897
| 62,3
| 60,3
| 2,8
| 10,520
| 15-1566
| 73,2
| 70,0
| 3,0
| 10,770
|
При перевозке нефтепродуктов водным транспортом число причалов определяют по формуле
, (11.3.6)
где ∑τi – суммарное время пребывания судна у причала; Gгод – количество завозимых (вывозимых) нефтегрузов за навигационный период τнав; Кн – коэффициент неравномерности завоза (вывоза), изменяющийся в зависимости от условий судоходства в пределах 1,2...2; qc – средний тоннаж нефтеналивных судов.
Время пребывания судна у причала включает в себя время, затрачиваемое на следующие операции:
– подготовительные операции (подход, швартовка, соединение с береговыми трубопроводами): τ1 = 0,5...2 ч;
– выгрузка (загрузка) нефтепродукта:
(11.3.7)
где К – коэффициент, показывающий, какая часть наливного груза откачивается грузовыми насосами (для маловязких нефтепродуктов К=0,25...0,97, для вязких К=0,92...0,95); qн – производительность насосной установки;
– зачистка судна от остатков при выгрузке:
, (11.3.8)
где q3 – подача зачистных насосов;
– подогрев вязких нефтепродуктов перед выгрузкой: τ4 задается или выбирается в каждом конкретном случае;
– разъединение трубопроводов и расчалка τ5 = 0,5...1 ч.
Данные о нефтеналивных судах приведены в табл. 11.11, 11.12, 11.13, 11.14.
Таблица 11.11
Основные показатели морских танкеров
Показатели
| «Олег Кошевой»
| «Казбек»
| «Прага»
| «Лисичанск»
| «София»
| «Крым»
| Дедвейт, т
|
|
|
|
|
|
| Техническая
скорость, км/ч
| 18,5
| 23,7
| 34,6
| 33,1
| 31,5
| 31,5
| Число насосов
|
|
|
|
|
|
| Подача насоса,м3/ч
|
|
|
|
|
|
| Напор грузового
насоса, м
|
|
|
|
|
|
| Размеры, м:
длина
ширина
|
123,5
16,0
|
145,5
19,2
|
202,8
25,8
|
195,0
27,0
|
230,6
31,0
|
295,5
45,0
| осадка с грузом
| 4,3
| 8,5
| 10,4
| 10,7
| 11,0
| 17,0
|
Таблица 11.12
Основные показатели речных танкеров и нефтерудовозов
Показатели
| Номер проекта
| 1754А
| Р77
|
|
|
|
| Грузоподъемность, т
|
|
|
| 4 5000
|
|
| Грузовые насосы:
марка
число
подача, м3/ч
напор, м
|
ЦСП-57
|
ЦСП-57
148/74
71,5/143
|
8НДВ
|
10НД-6х1
|
10НД-6х1
|
6НДВБ
| Размеры, м:
длина
ширина
|
86,7
12,99
|
108,8
15,10
|
119,9
13,42
|
132,6
16,75
|
132,6
16,90
|
110,2
13,40
| осадка с грузом
| 1,6
| 2,5
| 3,5
| 3,6
| 3,5
| 3,3
|
Таблица 11.13
Основные данные малотоннажных речных танкеров
Показатели
| Номер проекта
| Р42
|
|
|
| Класс перевозимого
нефтепродукта
| I, II, III, IV
| I, II, III, IV
| I, II, III, IV
| III, IV
| Грузоподъемность, т
|
|
|
|
| Число цистерн
|
|
|
|
| Грузовой насос для
вязких нефтепродуктов:
тип
|
НВВ-55
|
РЗ-30
|
ЭМН-11/I-II
|
НВВ55
(ЭМН-ИД-П)
| число
|
|
|
| 2(1)
| подача, м3/ч
|
|
|
| 50 (43)
| напор, м
|
|
|
| 40 (80)
| Грузовой насос для
светлых нефтепродуктов
тип
|
ЦСП-57
|
СЦЛ-20-24а
|
СЦЛ-20-24
|
-
| число
|
|
|
| -
| подача, м3/ч
|
| 30-40
| 30-40
| -
| напор, м
| НО
| 65-40
| 65-40
| -
| Размеры, м:
|
|
|
|
| длина
| 66,0
| 50,1
| 43,1
| 65,6
| ширина
| 9,54
| 8,84
| 7,4
| 9,6
| осадка с грузом
| 2,08
| 0,9
| 1,15
| 1,88
|
Таблица 11.14
Основные показатели нефтеналивных барж
Показатели
| Номер проекта и тип баржи
| Р27
| 168Б
| 459Н
|
| 403Б
| 248А
|
| «Великан»
| «Алдан»
| Класс перевози-
мого нефтепро-
дукта
| III, IV
| I,II
| I, II
| I , II,Ш
| I
| I
| I
| II, III, IV
| IV
| Грузоподъем-
ность, т
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Подача, м3/ч:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| погрузки
|
|
|
|
|
| -
| -
|
|
| выгрузки
|
|
|
|
|
| -
| -
|
|
| Размеры, м:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| длина
| 111,2
| 109,0
| 78,35
| 137,7
| 110,8
| 40,65
| 25,9
| 177,5
| 165,4
| ширина
| 20,5
| 16,48
| 14,44
| 19,5
| 16,48
| 7,33
| 5,63
| 24,6
| 22,6
| осадка с грузом
| 2,6
| 2,9
| 2,28
| 3,05
| 2,85
| 1,11
| 0,75
| 3,6
| 35,6
|
При поставках нефтепродуктов автомобильным транспортом расчетное количество наливных устройств, станции налива определяется для каждой марки (сорта) нефтепродуктов по формуле
, (11.3.9)
где Gсутi – среднее суточное потребление i-го нефтепродукта плотностью ρi; Кнв – коэффициент неравномерности потребления нефтепродуктов; qну – расчетная производительность наливных устройств, м3/ч; Ки – коэффициент использования наливных устройств, Ки = 0,7; τрн – количество часов работы наливных устройств в сутки.
Характеристики автоцистерн представлены в таблице 11.15.
Таблица 11.15
Технические характеристики некоторых автомобилей-цистерн для транспортировки светлых нефтепродуктов
Показатель
| АЦМ-4-157К
| АЦ-4-131
| АЦ-4,3-131
| АЦ-5,5-4320
| АЦ-8,5-255Б
| АЦ-9,5-255Б
| АЦ-10-260
|
|
|
|
|
|
|
|
| Базовое шасси
| ЗИЛ-157К
| ЗИЛ-131
| ЗИЛ-131
| Урал-4320
| КрАЗ-255Б
| КрАЗ-255Б
| КрАЗ-260
| Габаритные размеры:
|
|
|
|
|
|
|
| длина
|
|
|
|
|
|
|
| ширина
|
|
|
|
|
|
|
| высота
|
|
|
|
|
|
|
| Вместимость
цистерны, м3:
|
|
|
|
|
|
|
| эксплуатационная
| 4,0
| 4,1
| 4,4
| 5,5
| 8,5
| 9,5
| 10,0
| геометрическая
| 4,080
| 4,220
| 4,320
| 5,620
| 8,730
|
| 10,369
| Время заполнения
цистерны с помощью
своего насоса, мин.
|
|
|
|
|
|
|
| Время слива
нефтепродукта из
цистерны, мин:
с помощью своего
насоса
|
|
|
|
|
|
|
| самотеком
|
|
|
|
|
|
|
| Цистерна:
|
| форма
| Эллиптическая
| Размеры цистерны, мм:
|
|
|
|
|
|
|
| длина
|
|
|
|
|
|
|
| малая ось эллипса
|
|
|
|
|
|
|
| большая ось эллипса
|
|
|
|
|
|
|
| толщина обечайки
|
|
|
|
|
|
|
| толщина днища
|
|
|
|
|
|
|
| Материал
| СтЗ
| СтЗ
| АМг-ЗМ
| АМг-ЗМ
| СтЗ
| СтЗ
| СтЗ
| Тип покрытия
| Металлизация цинком
| -
| -
| Металлизация цинком
| | | | | | | | | | | |
|
|
|
|
|
|
|
| Толщина покрытия, мкм
| 80... 170
| 80...170
| -
| -
| 80...170
| 80...170
| 80...170
| Горловина цистерны:
количество, шт.
диаметр, мм
|
|
|
|
|
|
|
| Диаметр наливного
люка, мм
|
|
|
|
|
|
|
| Насос:
марка
подача, м3/ч
|
СВН-80
|
СВН-80
|
СВН-80
|
СВН-80
|
СЦН-60
|
СЦН-60М
|
СЦН-60М
| Рукава:
длина, м
диаметр, мм
количество, шт.
тип разъемного
соединения
|
3;9
65; 25
3;2
ТК-75
|
3;9
75; 38
3;2
ТК-75
|
3;9
75; 38
3;2
ТК-75
|
3;9
75;38
3;2
ТК-75
|
3; 4,25
75; 75
1;2
ТК-75
|
ТК-75
|
3;9
75; 38
2; 1
ТК-75
| Дыхательный клапан
(давления):
| РС-25
| РС-38
| РС-38
| РС-38
| ТК-75
| РС-38
| -
| тип
| Шариковый
| Комбиниро-ванный
| Механ., пружин-ный
| Тарельчатый
| количество, шт.
|
|
|
|
|
|
|
| регулируемое давление, МПа
|
0,01
|
0,01
|
0,01
|
0,01
|
0,01
|
|
0,01
| Дыхательный клапан (вакуума):
тип
количество, шт.
регулируемое
разряжение, МПа
|
-
-
-
|
-
-
-
|
-
-
-
|
-
-
-
|
Механ., пружин.
0,005
|
-
-
-
|
-
-
-
| | | | | | | | | | |
Примеры расчетов
Пример 11.3.Определить количество сливо-наливных устройств и выбрать тип эстакады для приема 20 000 т дизельного топлива в год на нефтебазе, расположенной в сельхозрайоне. Плотность дизтоплива принять равной 0,84 т/м3.
Решение
1. Принимаем Кнц = 1,2. По табл. 11.4 находим Кнц =1,7.
2. Среднесуточный грузооборот дизтоплива по формуле (11.2.1)
т/сут.
3. Полагая грузоподъемность маршрута равнойGм = 2000 т, находим расчетное число маршрутов по формуле (11.2.2)
(1/сут.).
4. Время занятия эстакады маршрутом в наихудшем случае (четырехосные цистерны модели 15–1500) составляет 2 часа. Поэтому необходимое число эстакад по формуле (11.2.3)
5. Так как 0,35 < 0,599 < 1, то в соответствии с табл. 11.7 количество сливо-наливных устройств должно обеспечивать одновременный слив 1/3 маршрута, т.е. в наихудшем случае (модель цистерн 15–890)
6. Поскольку в сутки на нефтебазу поступает 1177,8 т дизтоплива, что больше, чем 700 т, то эстакада должна быть двусторонней. По табл. 11.9 выбираем тип эстакады КС–2.
Пример 11.4.Определить число причалов при грузообороте Gгод = 3∙106 т/год. Нефтепродукт плотностью ρ = 850 кг/м3 перевозят танкерами средним тоннажем qc = 2∙104 в течение навигационного периода продолжительностью Т = 200 сут. Танкеры оборудованы грузовыми насосами с суммарной подачей qн = 2000 м3/ч.. Зачистные насосы имеют подачу qз = 200 м3/ч. Коэффициент неравномерности прибытия танкеров Кн = 1,5. Подогрева нефтепродукта перед сливом не требуется (τ4 = 0).
Решение
1. Принимаем время на подготовительные операции τ1 = 2 ч и время на расчалку τ5 = 1 ч.
2. Время работы грузовых насосов по формуле (11.2.5а)
ч.
Принято, что 95% груза откачивается грузовыми насосами (К = 0,95).
3. Продолжительность процесса зачистки по формуле (11.2.6)
ч.
4. Продолжительность пребывания танкера у причала
ч.
5.Необходимое число причалов по формуле (11.2.5)
,
т.е. достаточно одного причала.
Пример 11.5.Определить количество наливных устройств для налива в автоцистерны 300 т/сут дизтоплива плотностью 850 кг/м3. Станция налива расположена в промышленном районе и работает 8 часов в сутки.
Решение
1. По табл. 9.4 находим величину коэффициента Кнц =1,1.
2. Полагая расчетную производительность наливных устройств равной 50 м3/ч, по формуле (11.2.7) находим
Округляя в большую сторону, принимаем к строительству 2 наливных устройства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|