Эволюция делопроизводства по обращениям граждан
Глава 10.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН И ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Эволюция делопроизводства по обращениям граждан.
2. Правовые основы обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и к должностным лицам.
3. Порядок организации работы с обращениями граждан и организаций по вопросам пожарной безопасности в органах ГПН.
Эволюция делопроизводства по обращениям граждан
Наряду с общим делопроизводством, объектом деятельности которого являются официальные документы, существует делопроизводство по обращениям граждан. Работа с обращениями граждан и ее законодательное регулирование прошли эволюционный путь становления и развития, соответствующий этапам отечественного делопроизводства.
В дореволюционной России регламентация документирования и работы с документами обычно осуществлялась законом, который, как правило, издавали в период проведения реформ государственного управления. Наиболее значимыми законодательными актами, закрепляющими параметры системы делопроизводства в разные исторические периоды, были «Генеральный регламент» 1720 года, «Учреждение для управления губерний» 1775 г., «Общее учреждение министерств», 1811 г. Действие каждого из названных законно-дательных актов продолжилось около столетия, что, с одной стороны, способствовало созданию стабильной системы делопроизводства, а с другой — сдерживало ее развитие. Характерной чертой дореволюционной законодательной регламентации делопроизводства было комплексное решение проблемы. Законы установили правила работы с документами (в т.ч. с письмами и жалобами граждан), порядок их оформления, формуляр, расположение реквизитов, подписание. Законом же устанавливалась система организации работы с документами, например обязательный учет документов, порядок контроля за исполнением, правила формирования документов в дела, создание архива учреждения и т.д. Законодательно определилась и организация делопроизводственной службы, должностные обязанности чиновников, этика служебных отношений и технология делопроизводства.
В истории России после 1917 г. первым правовым актом, определившим работу с обращениями граждан, является постановление VI Всероссийского Чрезвычайного съезда Советов от 8 ноября 1918 г., провозгласившее право каждого гражданина обжаловать действия любого должностного лица, волокиту или иные ущемления их законных требований. В мае 1919 г. Наркоматом Государственного контроля были из-аны два постановления, определившие порядок приема и работы устными и письменными заявлениями и жалобами трудящихся. В постановлениях установлен формуляр жалобы: фамилия, имя, отчество, адрес, точное наименование лиц или учреждения, на действия которых подается жалоба, обстоятельства, послужившие основанием жалобы, перечень доказательств и свидетелей, подтверждающих ее.
Специальный декрет правительства установил инстанционный порядок подачи и рассмотрения жалоб. В соответствии с этим порядком с жалобой на действие учреждения или должностного лица следовало обращаться в вышестоящую организацию.
В начале 1930-х гг. порядок работы с жалобами и заявлениями был закреплен в постановлениях ВЦИК СССР и РСФСР, которые определили порядок приема жалоб, их направление и рассмотрение в исполнительных комитетах и Советах. Были закреплены сроки рассмотрения жалоб: в краевых (областных) органах в срок не выше месяца со дня подачи жалобы.
В 1968 г. Президиум Верховного Совета СССР подвел итоги более чем тридцатилетнему опыту работы с данной категорией документов и Указом от 12 апреля 1968 г. №2534-VH «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» отменил все изданные ранее постановления, вобрал в себя уже разработанные и провозглашенные принципы работы государственных учреждений с этой категорией документов, а также расширил некоторые из них и дополнил рядом новых норм. Впервые за годы советской власти работа с обращениями была регламентирована законодательно. Данный законодательный акт с изменениями и дополнениями является и в современной России нормативной правовой основой работы с обращениями граждан.
В связи с принятием Конституции 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР 4 марта 1980 г. утвердил новую редакцию Указа «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
В соответствии с п. 19 этого указа Совет Министров СССР принял постановление от 13 октября 1981 г. № 986 «О порядке ведения делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в го-сУДарственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях».
Данное постановление явилось основанием для разработки Комитетом СССР по стандартам и Главным архивным управлением при Совете Министров СССР «Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях», утвержденного 30 ноября 1981 г. Положение является единственным в советской истории нормативно-методическим документом, установившим правила ведения делопроизводства по обращениям граждан.
В статье 33 Конституции Российской Федерации говорится: «Граж-Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также отправлять индивидуальные и коллективные обращения в государственые органы и органы местного самоуправления». Статья 46 гласит: «Решения или действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений должностных лиц могут быть обжалованы в суд», а в ст. 53 указано, что «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».
До принятия федерального закона об обращениях граждан, процедуре рассмотрения предложений, заявлений и жалоб — отношения в этой сфере деятельности регулируются Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968г. №2534-VH «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан». Указом также установлено, что руководители и другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны проводить личный прием граждан в определенные и доведенные до сведения граждан дни и часы в удобное для них время, в необходимых случаях - в вечерние часы, по месту жительства и работы.
2. Правовые основы обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и к должностным лицам
В демократическом государстве граждане выступают как активная, инициативная сила, защищающая личные и публичные интересы, вызывающая ответные действия государства, предупреждающая и исправляющая ошибки и злоупотребления властей.
Обращения граждан - важное средство осуществления и охраны прав личности, укрепления связи органов государственной власти и местного самоуправления с населением.
Обращения граждан являются, с одной стороны, существенным источником информации, необходимой для решения вопросов государственного и общественного строительства, с другой - одной из важнейших форм и гарантий участия граждан в управлении делами общества и государства.
В соответствии с Конституцией граждане Российской Федерации имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя, а также направить индивидуальное либо коллективное обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Конституционное право граждан на обращение конкретизируется в ряде законодательных актов.
Так, ст. 26 Федерального закона от 28 сентября 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» закрепляет обязанность органов местного самоуправления и их должностных лиц «дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца».
Кроме закрепления общих прав граждан на обращения, федеральные законы могут регулировать такие права в отдельной сфере общественной жизнедеятельности. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гарантирует гражданам «право обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» (ст. 18).
Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушение сроков и порядка ответа на общения граждан.
Действующее законодательство под обращениями граждан понимает изложенные в письменной или устной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе и коллективные обращения и петиции граждан. Все перечисленные виды обращений имеют свое определение.
Предложение - обращение конкретного характера, направленное на совершенствование организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений. Предложения направлены также на совершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, на решение вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер жизни государства и общества. Следует отметить, что предложения граждан не связаны с нарушением их прав и законных интересов.
Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение вопросов, поставленных в предложениях, обязаны рассмотреть их в установленные сроки, объективно оценить, принять мотивированное решение и ответить автору обращения по существу. В случае отказа в принятии или рассмотрении предложения гражданин имеет право обжаловать такие действия в вышестоящую инстанцию.
Граждане могут обращаться к любому субъекту права законодательной инициативы, которые определены ч.1 ст. 104 Конституции Российской Федерации и соответствующими статьями конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, с предложениями по совершенствованию законодательства Российской Федерации и ее субъектов. Эти предложения изучаются, обобщаются, рассматриваются соответствующими органами государственной власти и могут учитываться при разработке законопроектов или при составлении планов и программ законопроектных работ.
Заявление - вид обращения гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации и российским законодательством.
Наряду с уже действующими актами в 1980-х гг. был издан ряд постановлений, связанных с улучшением работы с заявлениями, предложениями и жалобами граждан.
В период перестройки были приняты законодательные акты, которые предусматривали возможность обжалования в суд любых действий должностного лица, за исключением тех, которые специально регламентированы уголовным, гражданским, административным, и другим законодательством, а также действий, связанных с обеспечением обороноспособности страны и государственной безопасности. С выходом этих законов в суд могут быть обжалованы действия, единолично осуществленные должностными лицами от своего имени представляемого органа. Гражданину предоставлено право обращаться с жалобой непосредственно в суд вне зависимости от предварительного обжалования таких неправомерных действий должностному лицу или в вышестоящем органе.
Решение не рассматривать анонимные письма было принято постановлением Президиума Верховного Совета СССР в феврале 1988 г. в дополнение к Указу Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1986 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».
Анонимным письмом считается письменное обращение гражданина, не имеющее подписи автора с указанием фамилии, имени, отчества и данных о его месте жительства, работы и учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, рассмотрению не подлежит.
Краткий обзор государственного регулирования работы с обращениями граждан в государственные органы свидетельствует о том, что государство прилагает значительные усилия для ее нормализации.
Это направление законодательного регулирования нашло свое развитие в Российской Федерации. Каждый гражданин, живущий в Российской Федерации, может обратиться в государственные органы власти и управления, организацию любой формы собственности, партии и общественные организации, письменно или устно для того, чтобы выразить свое мнение о каких-либо сторонах жизнедеятельности государства и общества. Это могут быть критические замечания или предложения об их совершенствовании. Гражданин может также направить обращения по поводу своих личных проблем. Это право провозглашено принятой 22 ноября 1991 г. Верховным Советом РСФСР «Декларацией прав и свобод человека и гражданина», где сказано: «Граждане РСФСР имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный законом срок», а затем закреплено в Основном законе Российской Федерации — Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Органы и должностные лица, принявшие заявление от гражданина обязаны: рассмотреть заявление по существу безотлагательно, но не позднее 15-дневного срока с момента его регистрации. В случае необходимости проведения специальной проверки и истребования дополнительных материалов срок рассмотрения может быть продлен до двух месяцев; принять обоснованное решение и обеспечить его исполнение; сообщить гражданину, подавшему заявление, о результатах рассмотрения его заявления и принятом по нему решении в течение десяти дней; в случае неудовлетворения требований, изложенных в заявлении, довести до сведения заявителя мотивы отказа, а также указать возможный порядок обжалования принятого по заявлению решения.
Отказ в принятии заявления, а также решение, принятое по заявлению гражданина, но не удовлетворяющее его, может быть обжаловано в вышестоящие в порядке подчиненности органы или должностным лицам либо в суд.
Жалоба - обращение гражданина по поводу восстановления прав и законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностными лицами и выборными лицами, руководителями предприятий, организаций, учреждений и общественных объединений. Причиной подачи жалобы может быть также предоставление официальной информации, послужившей основанием для принятия решения и совершения действий (бездействия) вышеперечисленными органами, должностными лицами и руководителями.
Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы и на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы и должностные лица, решения, а также неправомерные действия (бездействие) которых обжалуются. Следует отметить, что законодательство четко определяет возможности гражданина, обратившегося с жалобой.
Гражданин имеет право:
лично довести до сведения должностного лица, рассматривающего жалобу, обстоятельства и изложить свои доводы по существу жалобы и нарушенных его прав;
присутствовать при рассмотрении жалобы и знакомиться с итоговыми материалами по ее проверке;
представлять дополнительные материалы и сведения или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу;
получить в установленные сроки официальный ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;
при несогласии с принятым решением обжаловать его;
требовать возмещения морального и материального ущерба в установленном законом порядке;
пользоваться услугами законного представителя, доверенного лица и адвоката.
Не менее важным является и установление в законодательстве обязанностей органов и должностных лиц по рассмотрению жалоб. К такого рода обязанностям относятся: прием и регистрация жалоб; рассмотрение жалоб по существу, объективная оценка изложенных в них фактов и обстоятельств и проверка их достоверности. Рассмотрение жалобы может быть прекращено, если в ходе проверки было установлено, что автор указал ложные фамилию, адрес и другие недостоверные сведения.
Органы и должностные лица, рассматривающие жалобы, обязаны:
незамедлительно принять меры к пресечению неправомерных решений, действий (бездействия), посягающих на права и законные интересы граждан;
в случае необходимости выехать на место для обследования обстоятельств, породивших жалобы, истребовать необходимые материалы и объяснения улиц, на которых поступили жалобы, пригласить свидетелей и специалистов;
после совершения всех необходимых действий принять мотивированное и обоснованное решение по жалобе, обеспечить его исполнение и сообщить гражданину в письменной форме и в установленные сроки о результатах рассмотрения жалобы.
Орган или должностное лицо по результатам рассмотрения жалобы принимает одно из следующих решений: о полном или частичном удовлетворении жалобы, восстановлении нарушенного права гражданина; об отказе в полном или частичном удовлетворении жалобы. Решение по жалобе должно содержать изложение мотивов и фактов, которые положены в его основу; ссылки на конкретные статьи закона или иного нормативного правового акта; указание об отмене или изменении обжалуемого решения; срок исполнения принятого решения и другие положения.
В случае принятия решения о полном или частичном удовлетворении жалобы орган или должностное лицо обязаны принять необходимые меры по восстановлению нарушенного права гражданина, принести ему извинения в письменной форме, а также по просьбе гражданина проинформировать о принятом решении заинтересованных лиц. Если недостоверные или порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, орган или должностное лицо, предоставившие эти сведения, обязаны принять меры по опубликованию опровержения.
Ходатайство - письменное обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав и свобод, гарантий и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В то же время следует иметь в виду, что к ходатайству должны быть приложены подтверждающие документы, оформленные по специально установленной форме. При подаче ходатайства может взиматься государственная пошлина, но только в случаях и размерах, предусмотренных федеральным законом о государственной пошлине.
Коллективное обращение - письменное обращение двух или более граждан, содержащее частный интерес, или же обращение, принятое на собрании, митинге, которое подписано организаторами этого собрания или митинга.
Решение о коллективном обращении на собрании или митинге может быть принято путем голосования или сбора подписей. Как правило коллективное обращение носит общественный характер и подлежит рассмотрению так же, как и индивидуальные обращения, поданные в письменной форме.
Петиция - разновидность коллективного обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления о необходимости проведения общественных реформ или изменения действующего законодательства. Они подаются в органы власти от имени участников собрания (схода), конференции, митинга выборными лицами, обладающими представительскими полномочиями.
Обращения граждан могут быть выражены как в письменной, так и в устной форме. Устные обращения поступают во время личного приема руководителями государственных органов или органов местного самоуправления, а также через «телефоны доверия», «горячие линии», «прямые эфиры» на радио и телевидении.
Устные обращения рассматриваются только в тех случаях, когда содержащиеся в них факты и обстоятельства вполне очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обратившихся известны или установлены. Ответы на такого рода обращения даются, как правило, в устной форме. Если обстоятельства или факты, изложенные в устном обращении, требуют дополнительной проверки, то оно регистрируется и ставится на контроль, а результаты его рассмотрения сообщаются заинтересованным лицам в установленном порядке и в определенные сроки.
Для письменных обращений граждан законодательство Российской Федерации устанавливает определенные требования: они должны содержать наименование и адрес органа или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства. Существенным требованием является указание фамилии, имени, отчества, места жительства, даты и наличие личной подписи обратившегося гражданина. Отсутствие этих необходимых реквизитов влечет за собой признание обращения анонимным и рассмотрению не подлежит. Не рассматриваются также обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.
В то же время в отношении анонимных обращений есть определенные изъятия: если анонимное обращение гражданина содержит сведе ния о совершении преступления или о готовящемся преступлении, то оно направляется в правоохранительные органы и проверяется в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
Органы и должностные лица рассматривают обращения граждан в соответствии со своей компетенцией. В случае, когда обращение не относится к их ведению, органы и должностные лица направляют их по подведомственности, при этом в обязательном порядке извещают граждан, кому направлены на их обращения.
Законодательством запрещается направлять на рассмотрение жалобы тем органам и должностным лицам, решения и действия (бездействие) которых обжалуются.
Для рассмотрения всех видов обращений граждан, поданных в письменной форме, установлены единые предельные сроки - до одного месяца. Обращения, не требующие дополнительного, специального изучения или проверки, рассматриваются безотлагательно, в срок не более 15 рабочих дней. Срок исчисляется с момента регистрации поступившего обращения. Заявления и жалобы военнослужащих и членов их семей рассматриваются в сокращенные сроки, т.е. до 15 дней, а в органах местного самоуправления, на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности - безотлагательно, но не позднее 7 дней.
В случаях, когда для решения вопросов, затронутых в обращении, требуется проведение специальных проверок, истребование дополнительных материалов и т.п., сроки рассмотрения обращения могут быть продлены, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев.
В отдельных, предусмотренных законом случаях обращения могут оставаться без рассмотрения, если:
обращение того же лица уже было рассмотрено и по нему было вынесено решение, а новых обстоятельств обращение не содержит; по вопросам, содержащимся в обращении, имеется вступившее в законную силу судебное решение;
обращение направлено лицом, которое решением суда, вступившим в законную силу, признано недееспособным;
обращение подано в интересах третьих лиц, которые возражают против его рассмотрения.
Нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, неправомерный отказ в их приеме, затягивание сроков рассмотрения, необъективное разбирательство, принятие необоснованного решения, предоставление недостоверной информации, разглашение сведений о частной жизни гражданина, а также другие нарушения законодательства об обращениях граждан влекут ответственность виновных должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Ответственность наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также законодательством ее субъектов. За перечисленные выше правонарушения виновные должностные лица могут быть отстранены от занимаемой должности и уволены.
Если же имеют место факты преследования гражданина за содержащуюся в его обращении критику, то должностные лица, виновные в совершении таких действий, могут быть привлечены и к уголовной ответственности.
В случае причинения гражданину материального ущерба и морального вреда, наступивших в результате нарушения органом или должностным лицом законодательства об обращениях граждан, он вправе обратиться в суд с заявлением о возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда.
Наряду с ответственностью органов и должностных лиц в законодательстве об обращениях граждан предусмотрена ответственность самих граждан. Она наступает в тех случаях, когда в обращении гражданина содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство и порочащие деловую репутацию других лиц. Граждане в таких случаях привлекаются в установленном законодательством порядке к административной или уголовной ответственности. Граждане, которые систематически предъявляют заведомо необоснованные требования, которые влекут значительные материальные затраты на рассмотрение и проверку их обращений, могут быть привлечены к ответственности в судебном порядке, с компенсацией понесенных затрат за их счет.
В обязанность органов и должностных лиц в порядке подчиненности входят учет, анализ и обобщение вопросов, содержащихся в обращениях граждан, проверка состояния дел по рассмотрению обращений и устранению причин и условий, порождающих нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.
Предусмотрены систематические отчеты о работе по рассмотрению обращений граждан перед соответствующими органами законодательной или исполнительной власти или перед вышестоящими органами и должностными лицами в порядке подчиненности. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан и принимают необходимые меры по восстановлению нарушенных прав и защите законных интересов граждан, привлекают нарушителей к ответственности.
Рассмотренные вопросы правового регулирования отношений граждан и органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц в процессе реализации конституционной нормы об участии граждан в управлении делами государства, в форме обращений, позволяют сделать вывод, что обращения граждан являются юридически значимыми действиями, порождающими обязанности органов и должностных лиц. Вместе с тем они являются юридическими гарантиями (условиями и средствами), обеспечивающими фактическую реализацию и охрану прав граждан в отношениях с государственными и муниципальными структурами и их должностными лицами.
3. Порядок организации работы с обращениями граждан и организаций по вопросам пожарной безопасности в органах государственного пожарного надзора
По вопросам обеспечения пожарной безопасности граждане и организации могут обращаться с устными и письменными обращениями а специально установленные приемные дни и часы к руководителям органов ГПН и государственным инспекторам по пожарному надзору а также направлять письменные обращения посредством почтовой связи.
Делопроизводство по обращениям граждан имеет ряд особенностей и поэтому ведется отдельно от общего делопроизводства. Правила ведения такого делопроизводства установлены приказом Федеральной архивной службы России от 27 ноября 2000 г. № 68 «Об утверждении Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. № 820 «О государственном пожарном надзоре» (ред. от 19.10.2005) органы ГПН в рамках своей компетенции рассматривают обращения и жалобы граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В органах ГПН порядок ведения делопроизводства, а также работа по рассмотрению обращений и жалоб граждан и организаций по вопросам обеспечения пожарной безопасности должны соответствовать требованиям приказа МЧС России от 7 марта 2003 г. № 120 «Обутверждении Инструкции по делопроизводству в региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в органах, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, соединениях и воинских частях войск гражданской обороны, организациях, находящихся в ведении МЧС России» (в ред. приказа МЧС России от 29 июня 2005 г. №509 «О внесении изменений и дополнений в приказ МЧС России от 07.03.2003 №120»).
Предложения, заявления, жалобы граждан и организаций принимаются и учитываются делопроизводственным подразделением или сотрудником органа ГПН, ответственным за ведение делопроизводства.
Все поступившие обращения граждан регистрируются в день их поступления в Журнале учета предложений, заявлений и жалоб, включенном в номенклатуру дел, отдельно от другой документации.
Письменное обращение должно быть подписано с указанием фамилии, имени и отчества и содержать, помимо изложения существа вопроса, данные о месте жительства (работы, службы или учебы) заявителя. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит.
Регистрационный номер обращения указывается в штампе, который проставляется на свободном месте первого листа обращения.
Конверты, в которых поступили письма, хранятся в течение всего периода разрешения обращения, затем уничтожаются.
Повторные обращения регистрируются так же, как и первичные. При этом в журнале учета и на свободном месте лицевой стороны первого листа обращения делается пометка «повторно» с указанием регистрационного номера предыдущего обращения.
Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в которых:
обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению; сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;
указывается на другие недостатки, допущенные при рассмотрении я разрешении предыдущего обращения.
Все поступившие обращения после регистрации докладываются начальнику органа ГПН, который обязан определить порядок и сроки их рассмотрения, дать по каждому из них письменное указание исполнителям.
По каждому обращению не позднее чем в пятидневный срок должно быть вынесено одно из следующих решений:
о принятии жалобы или заявления к своему производству или не рассмотрении его (анонимные);
о передаче обращения на разрешение в подчиненную или другую организацию по принадлежности.
О пересылке материалов обращения в другую организацию заявитель в обязательном порядке извещается письменно.
Заявления и жалобы граждан разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления (регистрации), а не требующие дополнительного изучения и проверки безотлагательно, но не позднее 15 дней. Срок разрешения обращений исчисляется со дня его поступления (регистрации) по день направления ответа заявителям. В случае если окончание срока разрешения обращения приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается предшествующий ему рабочий день.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, востребования дополни тельных материалов либо принятия других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть продлены лицом, давшим поручение, но не более чем на один месяц. При этом общий срок разрешения обращения не должен превышать более двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для принятия решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях общий срок рассмотрения обращения продлевается на весь период судебного разбирательства.
Обращения считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры по устранению указанных недостатков и заявителю дан ответ.
Ответы заявителям печатаются на бланках установленной формы и регистрируются в журналах учета.
Рассмотренные обращения граждан, а также копии ответов заявителям и другие документы, связанные с рассмотрением и разрешением обращений, с надписью «В дело» и подписью руководителя органа ГПН, ответственного за разрешение обращения по существу, передаются исполнителем для формирования дела в делопроизводственное подразделение или сотруднику органа ГПН, ответственному за ведение делопроизводства.
Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке. Каждое обращение и все документы, относящиеся к его рассмотрению и разрешению, составляют в деле самостоятельную группу. При формировании дел проверяется правильность направления документов в дело, их полнота (комплектность). Обращения граждан, не разрешенные по существу поставленных в них вопросов, подшивать в дела запрещается.
Документы и переписка по обращениям граждан учитываются и хранятся отдельно от других документов. Запрещается формирование дел исполнителями и хранение их у исполнителей.
Срок хранения дел и журналов учета предложений, заявлений и жалоб — пять лет после окончания их ведения делопроизводством.
В целях дальнейшего совершенствования работы с обращениями граждан, обеспечения реализации прав граждан на обращения в государственные и общественные органы, защиты их прав и законных интересов приказом МЧС России от 31 августа 2005 г. № 661 «О дальнейшем совершенствовании работы с обращениями граждан в системе МЧС России» руководители органов и организаций МЧС России должны:
продолжить совершенствование работы с предложениями, заявлениями и жалобами граждан (далее - обращения граждан), и поднять ее на новый качественный уровень, отвечающий требованиям времени, исключить факты формального бюрократического подхода к обращениям граждан;
оказывать всемерную помощь и содействие ветеранам войны и труда в удовлетворении их законных просьб, в том числе розыске архивных данных о трудовом стаже, награждении ведомственными и правительственными наградами и т.д.;
установить более тесное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и территориальными органами управления для решения вопросов, поставленных в обращениях граждан;
осуществлять строгий контроль за полнотой исполнения поручения по обращениям, особенно по таким, в которых приводятся факты нарушения законов, прав граждан, злоупотребления служебным положением должностными лицами, коррупции, ставятся вопросы, социально значимые для отдельных регионов и населенных пунктов. Рассматривать такие обращения, а также коллективные и повторные обращения с выездом на места;
совмещать плановые командировки специалистов подразделений с рассмотрением обращений граждан на местах;
ввести в практику проведение служебных расследований по фактам несвоевременного или формального рассмотрения обращений граждан с привлечением виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности;
о результатах работы с обращениями граждан по итогам года представлять информацию в Административно-правовой департамент МЧС России к 15 января следующего за отчетным периодом года по установленной форме (см. приложение 47);
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|