Сделай Сам Свою Работу на 5

Доклад подготовлен в рамках подготовки к Ростовской модели ООН, которая будет проводиться в апреле 2016г. на базе Юр. фак-та ЮФУ.





Доклад эксперта Второго комитета ООН по экономическим и финансовым вопросам,

Шарапова М.Ю. (3 курс, 2 группа)

Повестка дня: «Падение цен на нефть и сырье и девальвация валют многих стран - угроза не только экономике государств, но и всему мировому экономическому правопорядку».

Доклад подготовлен в рамках подготовки к Ростовской модели ООН, которая будет проводиться в апреле 2016г. на базе Юр. фак-та ЮФУ.

Второй комитет Генеральной ассамблеи ООН по экономическим и финансовым вопросам.

В данном докладе ставится цель обосновать с точки зрения международного права те нарушения норм международного права, которые привели к падению цен на нефть и сырье и девальвацию валют стран-экспортеров. Обсуждение указанной проблематики находится в ведении второго комитета Генеральной Ассамблеи ООН по экономическим и финансовым вопросам.

Волатильность на сырьевом рынке и девальвация национальных валют стран-экспортеров прямо связаны с борьбой с международным терроризмом., с квази-государством «ИГИЛ». Захват террористами из так называемой группировки «ИГИЛ» нефтеносных районов на Ближнем Востоке (в Сирии, Ираке) и последующие поставки этой нефти по ценам ниже рыночных не могли не повлиять на ценообразование на сырьевом рынке.



Второй комитет ООН осуждает действия Турции, ее физических и юридических лиц, участвующих в торговле дешевой нефтью с «ИГИЛ». Турецкая республика прямо нарушает нормы международного права, а именно нормы Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма[1], в частности нормы статей 7-10 конвенции. Так, в соответствии с частью 1 статьи 10 конвенции «Государство-участник, на территории которого находится лицо, совершившее или предположительно совершившее преступление, в случаях, к которым применима статья 7, если оно не выдает это лицо, обязано без каких бы то ни было исключений и независимо от того, совершено ли преступление на его территории, без излишних задержек передать дело своим компетентным органам для целей судебного преследования путем проведения разбирательства в соответствии с законодательством этого государства». Турция же эти действия не предпринимает.



Более того, в резолюции ООН от 12 февраля 2015 года (S/RES/2199 (2015) «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами» было отмечено: 1. ООН осуждает всякое участие в прямой или непрямой торговле, в частности нефтью и нефтепродуктами, а также блочными нефтеперегонными установками и связанными с ними материальными средствами, с ИГИЛ, ФАН и всеми другими лицами, группами, предприятиями и организациями, включенными в санкционный перечень ввиду их связи с «Аль-Каидой» Комитетом, учрежденным резолюциями 1267 (1999) и 1989 (2011), и вновь заявляет о том, что такое участие может быть квалифицировано как поддержка упомянутых лиц, групп, предприятий и организаций и может повлечь за собой дополнительные включения в такой перечень Комитетом; 2. ООН вновь подтверждает, что в соответствии с резолюцией 2161 (2014) государства обязаны обеспечивать, чтобы их граждане и лица, находящиеся на их территории, не передавали активы или экономические ресурсы непосредственно или косвенно в распоряжение ИГИЛ, ФАН и всех других лиц, групп, предприятий и организаций, связанных с «Аль-Каидой», и отмечает, что эта обязанность распространяется на прямую и непрямую торговлю нефтью и продуктами ее переработки, блочными нефтеперегонными установками и связанными с ними материальными средствами[2].

Помимо проблемы международного терроризма на ценообразование на нефтяных рынках влияет и имеющий место сговор, в том числе Саудовской Аравии и других стран в отношении того, чтобы не сокращать объемы добычи нефти. Страны-члены ОПЕК также не соглашаются снизить объемы добычи. Саудовская Аравия в свою очередь очевидно не желает допустить Иран на нефтяной рынок.



Вторая проблема, рассматриваемая Вторым комитетом ООН в данном докладе – это девальвация национальных валют многих государств, которая явилась следствием, в том числе практики принятия так называемых «санкций». Принятые США, некоторыми европейскими государствами, Евросоюзом санкции против России в обход СовБеза ООН нарушают нормы Устава ООН, а именно ст. 41, по смыслу которой именно Совбез уполномочен на принятие экономических санкций. Ст. 41 гласит следующее: «Совет Безопасности уполномочивается решать, какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления его решений, и он может потребовать от Членов Организации применения этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений»[3]. Таким образом, в мире имеется практика применения, с одной стороны, экономических санкций ООН, а с другой - односторонних мер экономического принуждения, именуемых в СМИ «санкциями». Между указанными мерами есть существенные различия; применяемые в одностороннем порядке меры не находят нормативного подкрепления в современном международном праве. ООН рекомендует государствам найти выход из практики применения ими «санкций», не способствующей ни экономическому развитию стран (так, принятые в отношении РФ «санкции» способствуют девальвации ее национальной валюты), ни достижению взаимопонимания между правительствами стран, ни укреплению сотрудничества, в том числе в рамках ООН.

Эти процессы привели к следующему:

1. Цена на североморскую нефть марки Brent резко упала: 115,71 долларов за баррель нефть стоила в июле 2014 года, 04.02.2015 цена на нефть марки Brent составляла уже 35,50 долларов за баррель. Снижение мировых цен на нефть повлекло за собой и удешевление природного газа.

2. Произошло снижение ВВП нефтедобывающих стран: Россия – на 3,7 %, Венесуэла – на 10%, Бразилия – на 3 % . Замедлился экономический рост в некоторых других странах: в Норвегии он, например, составил 0,9%.

3. Произошла девальвация валют стран-экспортеров нефти и другого сырья по отношению к доллару. Среди обесценивавшихся валют азербайджанский манат, саудовский риал, российский рубль, венесуэльский боливар, канадский доллар, норвежская крона, казахстанский тенге, аргентинский песо, бразильский реал и др.

Все это в совокупности ведет к снижению уровня жизни в этих странах, необходимости сокращения государственных расходов, в том числе социальных расходов, росту бюджетного дефицита, рост внешней задолженности государств и другим негативным явлениям в экономике. Но процесс девальвации стран-экспортеров нефти и другого сырья негативно влияет не только на экономику и уровень жизни населения этих государств, но и на мировую экономику. В частности, замедляется экономический рост в странах-экпортерах нефти и других ресурсов, что влияет и на замедление экономического роста в мировой экономике. Девальвация влечет отсутствие мирового доверия к девальвированной валюте.

В странах-импортерах нефтегазовых ресурсов, таких как Великобритания, Германия, КНР, обвал котировок на нефть и газ должен был способствовать резкому увеличению национального производства товаров и услуг, но этого не произошло, так как снизилось потребление товаров и услуг, а значит, произошло сокращение спроса, что неуклонно привело к падению потребления. На этом фоне государства члены ООН обязаны предпринять меры, направленные на оздоровление мировой экономики в целом.

С международно-правовой точки зрения в условиях значительного снижения цен на нефть повысилась роль международных организаций, в рамках которых существуют правовые механизмы, влияющие на ситуацию на сырьевых рынках. В первую очередь, речь идет об ОПЕК, в рамках которой возможно принятие консолидированного решения о снижении объемов добычи нефти. Статья 2 (пункты «A» & «B») Устава ОПЕК гласит: А. Основной целью Организации является координация и унификация нефтяной политики стран-членов и определение лучших средств для защиты своих интересов, индивидуально и коллективно. В. Организация разрабатывает пути и средства обеспечения стабилизации цен на международных нефтяных рынках с целью устранения вредных и ненужных колебаний. В действительности же страны ОПЕК не в полной мере содействуют этим целям организации.

Кроме того, странами-экспортерами нефти нарушается один из основных принципов международного права – принцип сотрудничества государств, закреплённый в Уставе ООН, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года и Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, 1970 года. В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года[4] нормативное содержание принципа сотрудничества государств раскрыто следующим образом: «Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия».

В целях разрешения нефтяного кризиса ООН необходимо устанавливать взаимовыгодные экономические связи и с другими международными организациями, Международным энергетическим агентством (далее - МЭО), Организацией арабских стран-экспортеров нефти (далее - ОАПЕК), Организацией черноморского экономического сотрудничества (далее – ЧЭС) и др.

Второй комитет ООН рекомендует оказывать развивающимся странам, в соответствии с их национальными планами и стратегиями, содействие по линии технической помощи в целях наращивания их потенциала в деле выявления и недопущения использования искаженных торговых цен в их сырьевых секторах, с тем чтобы повысить выгоды, извлекаемые ими из этих секторов, для поддержания устойчивого роста и развития[5].

Необходимость сотрудничества обусловлена тем, что в ноябре 2014 года на фоне резкого падения нефтяных котировок ОПЕК не стала снижать квоты на добычу нефти (в том числе и по некоторым политическим основаниям), что могло бы поддержать цены и избежать дальнейшего резкого снижения котировок на мировых фондовых рынках и предотвратить дальнейшего усугубления мирового экономического кризиса. В 2015 году ОПЕК также не стала снижать квоты, крупнейший же экспортер нефти, Саудовская Аравия, заявляет о своей решимости не менять политику в сторону снижения уровней добычи нефти.

На стоимость нефти влияет соотношение спроса и предложения на нее, в настоящее же время предложение превышает спрос и нефтедобывающие страны не снижают уровень добычи нефти. Поэтому ООН призывает страны к сотрудничеству по вопросу о снижении уровней добычи нефти: это относится и к США, и к РФ, и к странам ОПЕК. Вместе с тем ООН поддерживает достигнутые в последние время договоренности Российской Федерации и ОПЕК по «заморозке» добычи нефти на уровне добычи в январе 2016 года с целью стабилизации цен на нефть.

ООН призывает международное сообщество поддерживать усилия, прилагаемые развивающимися странами, находящимися в сырьевой зависимости, в целях противодействия факторам, которые порождают структурные барьеры в международной торговле и, в частности, препятствуют диверсификации, включая тарифные и нетарифные барьеры, ограниченность доступа к финансовым услугам, приводящую к нехватке ресурсов для инвестирования в сырьевой сектор, недостаточную развитость инфраструктуры[6].

Второй комитет ООН призывает принять согласованный комплекс стратегических мер на национальном, региональном, международном уровнях для решения проблемы чрезмерной волатильности цен и оказания развивающимся странам, находящимся в сырьевой зависимости, помощи в ослаблении ее негативного воздействия, в частности путем содействия увеличению доли добавленной стоимости и расширения их участия в производственно-бытовых цепочках сырьевого и смежных с ним секторов, поддержки широкомасштабной диверсификации экономики этих стран и поощрения применения и дальнейшей разработки рыночных механизмов, инструментов и стратегий управления рисками.

Цены на нефть и другие ресурсы, сырье зависят в значительной степени от спроса. ООН считает необходимым рассмотреть и проблемы «мотора мировой экономики» - Китайской Народной Республик, крупнейшей экономики мира по паритету покупательской способности, по данным Международного валютного фонда (далее – МВФ) и крупнейшей страны импортера нефти.

По оценкам экспертов ООН, Китай в 2015 году должен был продемонстрировать самые низкие темпы роста с 1990 года – чуть более 7%. Этот прогноз подтвердился.В мировой экономики за длительный промежуток времени сложилась стойкая тенденция, которая заключается в том, что экономика КНР является двигателем развития мирового ВВП (самая быстрорастущая экономика в мире) и систематически темпы роста повышаются, однако, судя по макроэкономической отчетности, представляемой правительством Китая, ООН отмечает, что правительство КНР за последние годы не справляется с этой задачей.

Учитывая роль Китая в мировой экономике, ООН рекомендует КНР изменить экономическую стратегию своего государства и экономическую политику и использовать финансовый инструмент, которым обладает Всемирный банка и МВФ, а именно, КНР требуется присоединиться к реализации кредитных программ, что позволило бы повысить потребительский спрос, а значит увеличить национальное производство и усилить рост ВВП. Для осуществления этих целей ООН организует проведение заседаний комитетов Генеральной Ассамблеи ООН с целью усиления координации действий государств на мировой арене и преодоление экономического спада в Китае, а как следствие усиление роста и стабилизации мирового ВВП.

На основании всего вышеизложенного, ООН предлагает на настоящем заседании второго главного комитета Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций по экономическим и финансовым вопросам:

(1). Рассмотреть проекты решений делегатов – стран участников ООН по экономическим и финансовым проблемам;

(2). Критически оценить текущее положение мировой экономики и на основании настоящего экспертного заключения выработать проект решения экономических проблем, явившихся следствием волатильности на нефтяном рынке и девальвации многих валют мира;

(3). Рассмотреть предложения делегатов по созыву в дальнейшем конференции или организации процесса решения проблем волатильности на нефтяных рынках и девальвации национальных валют стран мира в ином формате с обязательным участием стран-ОПЕК и стран-экспортеров нефти, не являющихся членами ОПЕК (РФ, Канада, Норвегия и др.).

 


[1] Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма. Принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года

// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/terfin.shtml

 

[2] Резолюция ООН от 12 февраля 2015 года (S/RES/2199 (2015) «Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые террористическими актами» // http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/040/31/PDF/N1504031.pdf?OpenElement

[3] Устав Организации Объединенных Наций // http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html

[4] Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года // http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml

[5] Cырьевые товары: доклад Второго комитета (A/70/470/Add.4) [пункт 18(d)] // http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/70/470/Add.4&Lang=R

[6] Cырьевые товары: доклад Второго комитета (A/70/470/Add.4) [пункт 18(d)] // http://www.un.org/ga/search/view_doc.asp?symbol=A/70/470/Add.4&Lang=R

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.