Сделай Сам Свою Работу на 5

Пять чистых сияний света и тело





Пять чистых сияний порождают пять внутренних элементов, являющихся фундаментальной основой существования тела в чистом состоянии. Белый чистый свет элемента пространства порождает каналы ума и сердца; зеленый чистый свет элемента воздуха порождает внутренний ветер, или дыхание; красный чистый свет элемента огня порождает телесное тепло; голубой чистый свет элемента воды порождает кровообращение; желтый чистый свет элемента земли порождает телесную плоть. Пять чистых сияний связаны с внутренним (ум и сердце) и внешним элементом пространства, внутренним (дыхание) и внешним элементом воздуха, внутренним (телесное тепло) и внешним элементом огня, внутренним (жидкости тела) и внешним элементом воды, и внутренним (телесная плоть) и внешним элементом земли.

Процесс жизни начинается с сердца, которое связано с элементом пространства и развивается через элементы воздуха, огня, воды и земли. Таким образом, грубая материальная субстанция тела берет начало в пяти чистых сияниях света. Когда наступает состояние смерти, этот процесс начинает идти в обратном порядке, то есть телесные функции, связанные с пятью элементами, начинают растворяться. Элемент земли растворяется, или "откатывается", в элемент воды, элемент воды растворяется в элементе огня, элемент огня растворяется в элементе воздуха, элемент воздуха растворяется в элементе пространства. У обычных существ это лишь энергетический процесс функций элементов, у продвинутых же практикующих Дзогчен этот процесс происходит также на физическом плане - во время смерти подвижник достигает светового, или радужного тела, а его материальное тело растворяется в свете и не оставляет после себя никаких смертных останков, кроме волос и ногтей. Объяснение этому феномену дается в так называемой "Книге мертвых"; относящейся к традиции бон, а также подробно в главе, посвященной бардо, данной книги.



В контексте порождения физического тела пять чистых сияний дают начало пяти "ветвям" тела. Из белого чистого света возникает голова, ветвь элемента пространства; из зеленого чистого света возникает правая нога, ветвь элемента воздуха; из красного чистого света возникает правая рука, ветвь элемента огня; из голубого чистого света возникает левая нога, ветвь элемента воды; из желтого чистого света возникает левая рука, ветвь элемента земли. Пять чистых сияний также порождают пять вспомогательных ветвей, представляющих собой соответственно: брови, бороду, лобковые волосы, волосы на голове и волосы на груди.



Пять чистых сияний порождают пять чувственных сознаний и пять органов чувств. Из белого чистого света возникает различающее сознание ума, связанное со зрением и глазами; из зеленого чистого света возникают обоняние и нос; из красного чистого света возникают ощущение вкуса и язык; из голубого чистого света возникают слух и уши; и из желтого чистого света возникают осязание и поверхность тела.

Незатуманенность пяти чистых сияний порождает мудрости пяти чувственных сознаний. Из белого чистого света возникает мудрость чувственного сознания глаз; из зеленого чистого света - мудрость чувственного сознания носа; из красного чистого света - мудрость чувственного сознания языка; из голубого чистого света - мудрость чувственного сознания уха; и из желтого чистого света возникает мудрость чувственного сознания тела (осязание).

Пять чистых сияний также связаны с пятью объектами чувств. Белый чистый свет порождает форму, объект зрения; зеленый чистый свет порождает запах, объект обоняния; красный чистый свет порождает вкус, объект чувства вкуса; голубой чистый свет порождает звук, объект слуха; и желтый чистый свет порождает тактильные ощущения, объект осязания. (Высокореализованные существа, кроме того, обладают мудростью синестезии, способностью использовать органы чувств для контакта с объектами чувств, не соотносящимися с субъектами этих чувств. Например, они могут видеть ушами, слышать ртом и т.д.)



Пять чистых сияний также дают начало пяти внутренним органам. Белый чистый свет элемента пространства порождает сердце; зеленый чистый свет элемента воздуха порождает легкие; красный чистый свет элемента огня порождает печень; голубой чистый свет элемента воды порождает почки; и желтый чистый свет порождает селезенку. Пять чистых сияний также дают начало пяти нечистотам, или полым органам: желудку, толстому кишечнику, желчному пузырю, мочевому пузырю и тонкому кишечнику.

Пять божеств, сил, плодов и мандал

Из пяти чистых сияний рождаются пять божеств - центра и четырех направлений мандалы. Из белого чистого света рождается божество центра мандалы

Шенлха Окар; из зеленого чистого света рождается божество севера; из красного чистого света рождается божество запада; из голубого чистого света рождается божество юга; из желтого чистого света рождается божество востока.

Пять классов божеств рождаются из пяти чистых сияний. Из белого чистого света возникает природный класс божеств; из зеленого чистого света возникают божества класса ваджры; из красного чистого света возникает лотосовый класс божеств; из голубого чистого света возникают божества класса сокровищ; и из желтого чистого света рождаются божества класса висваваджры.

Пять чистых сияний порождают пять великих сил, или энергий. Белый чистый свет рождает силу сострадания; зеленый чистый свет рождает силу покоя; красный чистый свет - силу глубины; голубой чистый свет - силу щедрости; и желтый чистый свет рождает силу мудрости.

Пять чистых сияний дают пять плодов, или великих результатов: белый чистый свет порождает ум, свободный от иллюзий; зеленый чистый свет порождает возникновение чистых качеств; красный чистый свет порождает незатуманенность позитивных качеств; голубой чистый свет порождает свободное от усилий совершенство, связанное с действием; и желтый чистый свет порождает состояние неизменности.

Пять чистых сияний дают начало пяти мандалам Великого Совершенства.

Белый чистый свет рождает относящуюся к Великому Совершенству мандалу пространства, которое дает ясность существованию и делает бытие возможным. Структура феноменального существования не могла бы возникнуть без этого пространства. Зеленый чистый свет рождает относящуюся к Великому

Совершенству мандалу воздуха, или ветра, который дает возможность стоять прямо, не падая. Красный чистый свет рождает относящуюся к Великому Совершенству мандалу энергии огня и блеска. Голубой чистый свет рождает относящуюся к Великому Совершенству мандалу вторичной причины роста, которая подобна лекарству, возвращающему здоровье умирающему человеку.

И наконец, желтый чистый свет рождает относящуюся к Великому Совершенству мандалу первичной причины роста.

Нирвана и самсара

Данный анализ эволюции существования из пяти чистых сияний аналогичен традиционному символу, известному как "Колесо самореализации и иллюзии". Образование пяти чистых элементов, пяти внутренних органов, пяти мудростей и так далее, как это представлено в данном символе, предполагает чистое восприятие и понимание, а также сопутствующее им развитие процесса нирванического освобождения. В случае же с иллюзорным восприятием, пять чистых сияний превращаются в пять грубых элементов, которые в свою очередь превращаются в пять ядов, или страстей, пять болезней и т.д. и порождают весь процесс самсарической трансмиграции.

Процесс самсары

Отвлечение иллюзорными мыслями приводит к неверному истолкованию пяти сияний и таким образом - к непониманию того, что пять элементов представляют собой энергетические проявления нашего собственного изначального состояния. И когда мы видим проявления элементов, такие как три великих видения, возникающие в бардо, мы не можем понять их и по ошибке следуем за ними как за чем-то внешним.

Процесс ошибочного понимания, основанный на иллюзорном восприятии, отражает в искаженном виде описанный выше процесс эволюции элементов, поэтому я не буду подробно повторять его. Соответствия цветов пяти сияниям, элементам, чувственным сознаниям и т.д. такие же, как и эти соответствия в чистом восприятии.

Более ясное объяснение соответствий цветов пяти чистых сияний пяти страстям и сферам существования дается в нижеследующем тексте "Зеркало лучезарного ума".

Зеркало лучезарного ума

Когда Нангжер Лодпо задал Тапихритсе вопрос относительно источника самсары и нирваны, Тапихритса ответил: "Источником самсары и нирваны является великая основа (или изначальное состояние)". Текст "Зеркало лучезарного ума", который также дает объяснение тому, как пребывать в состоянии созерцания, является продолжением ответа Тапихритсы.

"Из энергии (гдангс) пустоты, изначального состояния возникает присутствие, или ясность (гсал ба), которая дает рождение пяти сияниям света."

Если природа пяти сияний воспринимается в чистом виде, то они порождают пять чистых элементов, и происходит процесс достижения высшей точки в нирване.

В случае же с порождением самсары, в силу подверженности иллюзии, мы не в состоянии достичь понимания элементов как проявлений чистых сияний нашего изначального состояния, и, таким образом, мы ошибочно воспринимаем их как внешние и несовершенные. Различие между нирваной и самсарой, между освобождением и пребыванием в иллюзии, состоит именно в различии между пониманием и заблуждением, между присутствием и отсутствием осознания нашего истинного состояния.

В тексте дается подробное объяснение тому, как движение лучезарной энергии пробуждает кармическую прану движения, порождая сознание концептуального ума. "Прана увеличения" и "прана сбивания" порождают "свет, подобный звуку", являющийся основой трех великих видений. При неверном понимании происхождения пяти чистых сияний они материализуются через эти движения в пять грубых элементов и становятся источником всех наших загрязнений, пяти страстей, пяти болезней и т.д.

Пять чистых сияний связаны с пятью страстями. При наличии заблуждения относительно сияний они проявляются в виде пяти страстей, а не пяти мудростей. Белый свет связан с гневом, зеленый - с гордостью, красный - с желанием, голубой - с завистью, и желтый свет связан с неведением.

Внутренним элементом, соответствующим белому свету, является ум (или кости); дыхание соотносится с зеленым светом; телесное тепло - с красным; кровь - с голубым светом; и телесная плоть - с желтым.

Пять сияний исходят из мест своей локализации в теле, движутся через каналы и выходят из органов чувств, для того чтобы соединиться с соответствующими объектами чувств.

Белый свет локализуется в сердце и проходит через канал, соединяющий глаза (его "ворота") с видимыми объектами; зеленый свет локализуется в легких и проходит через канал, соединяющий нос с запахами; красный свет локализуется в печени и проходит через канал, соединяющий язык со вкусами; голубой свет локализуется в почках и проходит через канал, соединяющий уши со звуками, и желтый свет локализуется в селезенке и проходит через канал, соединяющий

губы с осязаемыми объектами.

Ветви, или конечности тела, соответствуют сияниям следующим образом: правая рука соотносится с белым светом, левая рука - с зеленым светом, левая нога - с красным светом, голова - с голубым, и правая нога - с желтым светом.

Вспомогательной ветвью белого света являются брови, зеленого света - борода, красного - лобковые волосы, голубого - волосы на голове, и вспомогательной ветвью желтого света являются волосы на груди.

Пять сияний соответствуют нечистым, или полым органам, следующим образом: белый свет соотносится с желудком, зеленый свет - с толстым кишечником, красный - с желчным пузырем, голубой - с мочевым пузырем, и желтый свет соотносится с тонким кишечником.

Далее в тексте дается подробное объяснение соответствия определенного света возможному типу рождения в теле живого существа. Белый свет ведет к чудесному рождению, зеленый свет ведет к рождению из яйца, красный - к рождению из тепла; голубой - к рождению из влаги, и желтый свет ведет к рождению из чрева.

Пять сияний также ведут к перерождению в различных локах, или измерениях существования. Белый свет дает перерождение в аду, зеленый свет приводит к перерождению в царстве полубогов, красный - к перерождению в царстве голодных духов, или прета, голубой свет - к перерождению в теле животного, и желтый свет приводит к перерождению в человеческом теле.

Пять сияний соответствуют пяти божествам следующим образом: белый свет соотносится с Кун нанг Чаба, зеленый - с Ге лха Гар чуг, красный - с Че дранг Нгос мед, голубой - с Га ва Дон друп, и желтый свет соотносится с Сал ва Ранг бьюнг. Соответствие демонам: белый свет соотносится с Демоном Иллюзии, зеленый свет - с Демоном Совокупностей, красный свет - с Демоном Заблужения, голубой свет - с Демоном Неведения, и желтый свет соотносится с Демоном Смерти.

Существуют группы божеств действий, также соответствующих пяти сияниям. Миролюбивые божества на востоке, преодолевающие болезни и провокации со стороны "гДон", соотносятся с белым светом; господствующие божества на западе, контролирующие власть богов, демонов и людей, способных вызвать проблемы, соотносятся с красным светом; гневные божества, которые неподвластны контролю господствующих божеств, соотносятся с голубым светом, и обогащающие божества, которые улучшают жизнь и духовную практику, соотносятся с желтым светом.

Белый свет соответствует Дхармакайе, красный свет - Самбхогакайе, и голубой свет - Нирманакайе.

Из данного анализа мы можем видеть, что все внутреннее существование в мандале тела и все внешнее существование в мандале вселенной берет начало в пяти элементах, материальной форме пяти чистых сияний. Пять сияний света представляют собой энергию пустотного пространства изначального состояния, находящегося вне самсары и нирваны.

ТРИКАЙЯ

Три измерения

 

Пустотная сущность ума есть Дхармакайя

Ясная природа ума есть Самбхогакайя

Свободный от дуальности ум есть Нирманакайя

Принцип Трикайи

Согласно бонским учениям, тела, или измерения (на санскрите - трикайя), представляют собой само состояние Будды. Существуют следующие три тела: Дхармакайя, Тело Бон (в бонской традиции переводится на тибетский как "бон ску"); Самбхогакайя (рдзогс ску), Тело Совершенства; и Нирманакайя (спрул ску), Тело Эманации и Проявления. Я буду использовать их санскритские названия, которые, вероятно, более знакомы читателям. Дхармакайя - это пустотность естественного состояния реальности; Самбхогакайя - это ясность естественного состояния; Нирманакайя - это движение энергии, возникающей из неразрывного единства пустоты и ясности.

Пустота содержит в себе сущность всего существования; это основа-кунжи, чистое состояние присутствия в пустотной, лишенной формы основе. Ее потенциальным качеством непрерывного проявления является Самбхогакайя; состояние неразрывного единства лишенного формы пространства и состояние ясного присутствия порождают непрерывное проявление, то есть Нирманакайю. Однако каждая из трех кай содержит в себе аспекты двух других кая; таким образом, пустота обладает аспектами ясности и движения, ясность - аспектами пустоты и движения, и движение обладает аспектами пустоты и ясности.

Измерением, или "з'амком", Дхармакайи является исепроникающая основа, в которой изначальное осознание спонтанно самосовершенно. Согласно уникальному объяснению, которое можно найти только в "Жанг Жунг Ньян Гьюд", в сердце присутствует чистая пустота, представляющая собой Дхармакайю; она порождает свет, являющийся Самбхогакайей и передающийся глазам; неразрывное единство пустоты в сердце и порождаемого в сердце света представляет собой Нирманакайю, измерение проявления, и, таким образом, свет, проецируемый через глаза (и другие органы чувств) проявляется в виде трех великих видений - звука, света и лучей. И звук, и свет, и лучи совершенны как и три кайи.

Дхармакайя - это спонтанно самосовершенное изначальное осознание, пребывающее в пустотном элементе пространства в сердце. Самбхогакайя - это потенциальное качество проявления движения спонтанно совершенных звука, света и лучей в пустотном пространстве сердца. Здесь существует тенденция к дуализму, и Самбхогакайя связана с индивидуальной реальностью. В "Жанг Жунг Ньян Гьюд" есть еще один образ: красный камень, накрытый кристаллом. Красный камень символизирует сердце, а кристалл - плоть и жир человеческого тела. Этот символ указывает на то, что свет пребывает в физическом сердце, как это объясняется в "Шести сияниях". Нирманакайя локализуется в трех каналах и шести чакрах и посредством потенциального качества движения проявляется внешне через пять чувств. Традиционным символом индивидуальной самореализации является масло, которое потенциально присутствует в молоке, но которое требует для своего проявления предварительного сбивания. Природа молока - это Дхармакайя, его потенциальная способность стать маслом - это Самбхогакайя, и появление собственно масла - это Нирманакайя. Или, если использовать другую аналогию, можно сказать, что пространство - это Дхармакайя, моя рука - это Самбхогакайя, а движение моей руки в пространстве - это Нирманакайя. Если бы не было пространства, не могло бы быть и руки, а если бы не было руки, не могло бы быть и движения. Или, опять же, природа любого объекта, например, микрофона - это его Дхармакайя, сам материальный микрофон - это Самбхогакайя, а его функция - это Нирманакайя. Таким образом, важно понять, что пространство обладает потенциальным качеством проявлять движение света, лучей и звука. Согласно Дзогчен, это движение не создается индивидуальным умом, но обнаруживается и развивается им, и именно через развитие этого потенциала самореализация становится в конечном счете возможной.

Всепроникающая Дхармакайя, изначально пустотное естественное состояние, свободна от дуализма, как и чаб риг, осознание, пронизывающее собой все существование; когда она соединяется с индивидуальным измерением, - это Самбхогакайя; при их соединении, когда изначальное осознание пребывает в физическом теле, возникает Нирманакайя. Без тела существовала бы только Дхармакайя, не могло бы быть ни Самбхогакайи, ни Нирманакайи.

Относящийся к Дхармакайе Будда Кунтузангпо символизирует кунжи, основу всего. В этом пустотном, лишенном формы пространстве пребывает чистое, ясное присутствие, то есть Самбхогакайя. В неразрывном единстве пустотного бесформенного пространства и ясного присутствия возникает движение. Это Нирманакайя. Все существование в форме трех великих видений берет начало из движения энергии в измерении Нирманакайи.

Цал и Трикайя

Три великих видения, или движения энергии, можно также соотнести с принципом трикайи в индивидууме. Так, Дхармакайя - это пустотное, лишенное формы пространство, то есть естественное состояние ума без мыслей, кунжи, или основа всего. Самбхогакайя - это ясное, спонтанное присутствие ригпа в пустотном естественном состоянии ума, и Нирманакайя - это неразрывное единство бесформенного пустотного пространства и ясности. Это единство порождает движение энергии в форме мыслей. В промежуточном состоянии бардо все движения ума также возникают в форме трех великих видений. Постижение того, что это наше собственное проявление, является пониманием и ведет к нирване; непонимание этого есть заблуждение, ведущее обратно в самсару.

Трикайя в индивидууме

Нашему "я" присущи все три кайи. Они самосовершенны в пределах нашей собственной природы, они не являются для нас чем-то чужеродным. В физическом теле существование трех каналов и шести чакр в качестве основы представляет собой Дхармакайю. Сами каналы и чакры - это Самбхогакайя, а их функциональное проявление - это Нирманакайя. Изначально самосовершенное и лишенное основы присутствие - это Дхармакайя. Появление различных образов (например, во время выполнения темного ритрита), вызванное связью тела и ума - это Самбхогакайя, а видение своего визуализируемого тела и все действия, совершаемые посредством этой визуализации - это Нирманакайя. В чистом изначальном состоянии ума три кайи спонтанно самосовершенны; они уже совершенны в нашей собственной природе.

 

Три кайи можно соотнести с индивидуумом согласно еще двум схемам. В первом случае, кайи характеризуют аспекты основы, пути и результата работы индивидуума как практикующего.

 

Дхармакайя основы - это принцип пустоты. Самбхогакайя основы - это принцип ясности, или всепроникающего осознания. Нирманакайя основы - это энергия сострадания, потенциал проявления, возникающего из единства пустоты и всепроникающей ясности.

 

Дхармакайя пути - это процесс развития трех кай в практике, выполняемой на духовном пути. Самбхогакайя - это развиваемое в данном процессе переживание ясности. Это осознание в действительном переживании событий.

Дхармакайя результата - эти собственно состояние самореализации.

Согласно второй схеме, три кайи подразделяются на самих себя, и мы, таким образом, имеем три тройки:

Первая тройка:

Пустота пустотности, или Дхармакайя Дхармакайи;

Ясность пустоты, или Самбхогакайя Дхармакайи;

Энергия пустоты, или Нирманакайя Дхармакайи.

Вторая тройка:

Пустота ясности, или Дхармакайя Самбхогакайи;

Ясность ясности, или Самбхогакайя Самбхогакайи;

Энергия ясности, или Нирманакайя Самбхогакайи.

Третья тройка:

Пустота энергии, или Дхармакайя Нирманакайи;

Ясность энергии, или Самбхогакайя Нирманакайи;

Энергия энергии, или Нирманакайя Нирманакайи.

В первой тройке пустота, ясность и энергия остаются незагрязненными каким бы то ни было видом переживания. Они есть то, чем они изначально и вечно являются. Пустота остается пустотной, даже если она неразрывно связана с ясностью и даже если это неразрывное единство является потенциалом энергетического проявления.

Во второй тройке мы имеем дело с видимыми проявлениями.

Пустота ясности

- это та пустота, которая является сущностной природой всех видимых проявлений. Ясность ясности - это сами видимые проявления. Энергия ясности - это собственно те события, которые следуют за этими видимыми проявлениями.

 

В третьей тройке мы имеем дело с конкретными событиями и проявлениями.

Лучше всего это понять на примере такой страсти, как гнев. Пустота энергии относительно гнева - это сущностная пустота, или иллюзорная природа, гнева, на самом деле каждая страсть в своей основе пустотна и не является такой, как кажется. Ясность энергии относительно гнева - это самопроявление гнева; гнев, проявляющийся как видимость гнева. Энергия энергии относительно гнева - это то действие, которое происходит в результате проявления гнева.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.