Цикличность процесса обучения.
К вопросу 5.
Учебный процесс подобно другим процессам (производственным, технологическим подразделяются на циклы
Цикл – понятие более общее, чем понятия «звено» и «этап», последние входят в состав первого. Можно говорить об этапах усвоения учебного материала, об этапах планирования, организации, контроле дидактического цикла и т.д. Но не логично это понятие применять к дидактическому взаимодействию. Обозначенные этапы привязаны к фрагментам содержания учебного материала, а не к механизму самого процесса обучения.
Учебный процесс есть дидактическое взаимодействие преподавания и учения. Механизмом этого взаимодействиявыступает общение субъектов преподавания и учения. Посредством дидактического взаимодействия порождается взаимопонимание, самосознание участников этого процесса. Эти изменения являются результатом дидактического взаимодействия и вместе с тем основой для дальнейшего движения преподавания и учения. Этот результат называютмикрорезультатомучения.Микрорезультат–это количественные изменения, происходящие в учебно-познавательных возможностях ученика.
В учебном процессе по ходу усвоения учебного материала и накопления опыта учебно-познавательной деятельности происходит переход от количественных изменений в составе и содержании учебной деятельности школьника к ее качественному преобразованию. Переход от количественного накопления знаний к качественному преобразованию состояния готовности ученика решать учебные задачи на новом уровне сложности, в новых ситуациях и есть цикличное обучение.
Цикл – это совокупностьпоследовательныхмикрорезультатов учения, своеобразный скачок обучения. Это новое состояние ученика как субъекта учения, как личности в целом. Результат отдельных циклов – это ужемакрорезультатучения, это те качественные изменения, которые произошли в ученике как личности.
Основными показателями циклов учебного процесса являются цель, средства и результат.
Первым показателем цикловучебного процессаявляется конкретизация целей обучения.
Цель – заранее осознанный и планируемый результат.Его достижение требует сознательной, целенаправленной деятельности человека. Глобальная цель диктуется требованиями общества к уровню образования и воспитания учащихся. Глобальная или генеральная цель — это всестороннее и гармоническое развитие подрастающего поколения, творческое саморазвитие личности, формирование гражданина демократического государства.
Формулировка глобальной цели системы, построение иерархии ее подцелей обеспечивают правильность выбора средств, методов и организационных форм обучения, выбора темпа и последовательности подачи учебного материала.
Вторая разновидность целей –предметные цели, которые, в свою очередь, подразделяются на общие, предметно-специфические и частные.Общие целикасаются учебного предмета, который изучается на протяжении всего периода обучения.Предметно-специфические целисвязаны с задачами, которые должен научиться решать учащийся в результатеизучения данного предмета в течение одного года.Частные цели – это цели изучения конкретных разделов, тем этих учебных предметов.
Вторым показателемпри характеристике циклов учебного процесса как целостной системыявляются средства обучения.
Под средствами обучения понимаются те материальные и материализованные предметы, которые учитель при изложении учебного материала помещает между собой и учеником. Важнейшим средством обучения служит учебная задача. В обучении употребляются различные типы учебных задач, фокусирующие в себе творческие и воспроизводящие стороны учебной деятельности учащихся. Творческая и воспроизводящая деятельность обучаемых, сменяя и дополняя друг друга во всех циклах учебного процесса, повышает качество обучения.
Следующим показателем циклов учебного процессаявляется результативность. Она прежде всего связанас уровнем усвоения учебного материала, степенью обученности и воспитанности учащихся.
Исходя из этих показателей, а именно –цели, средств и результативности обучения, выделяются четыре цикла учебного процесса.
НАЧАЛЬНЫЙ ЦИКЛ.
Занимает большую часть учебного времени.
В начальном цикле обучения реализуются следующие цели обучения:
а) осознание и понимание учащимися основной идеи и практической значимости изучаемого материала путем восприятия общей схемы данной темы;
б) освоение путей воспроизведения изучаемых знаний и метода их использования на практике.
В начальном цикле учебного процесса дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на анализ основных свойств учебного материала. Противоречие между ранее усвоенным и изучаемым, между обыденно-житейскими и научными знаниями, между учебно-познавательными задачами и реальными учебными возможностями школьников становится движущей силой учения и развития.
Этот цикл учебного процесса состоит из трех основных этапов:
1) подготовка учащихся к закреплению и восприятию, изучению нового учебного материала;
2) предъявление и восприятие нового фрагмента содержания учебного материала с помощью изложения учителя (информативного или проблемного) или в процессе решения проблемных задач;
3) контроль и самоконтроль успешности восприятия и понимания, а также первичное закрепление изученного.
Система учебных задач как средство обучения должна обеспечить в начальном цикле обучения:
а) сопоставительное изучение учащимися новых идей, понятий, теорий с ранее усвоенными;
б) формирование у школьников целостного представления об изучаемом предмете, категориях и закономерностях;
Основными параметрами результативности обучения в его начальном цикле являются:
1) самостоятельное воспроизведение изученного;
2) подтверждение фактами новых знаний;
3) дифференциация основных признаков учебного материала;
4) готовность к решению типовых задач.
ВТОРОЙ ЦИКЛ.
Основной целью этого цикла является конкретизация, расширенное воспроизведение изученных знаний и ясное их осознание, полное овладение методом (методами) применения этих знаний в учебной практике внутрипредметного характера. Дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на сбор и анализ фактов по данной теме.
Во втором цикле учитель должен нацеливать внимание учащихся на разрешение таких противоречий, какпротиворечие между знанием и способами его применения, противоречие между знанием и формированием навыков и умений.Эти противоречия и их разумное разрешение являются стимуляторами перехода от одного уровня усвоения к другому, от менее конкретных знаний и навыков к более конкретным знаниям и навыкам.
Данный цикл состоит из следующих основных этапов:
–воспроизведение общей схемы и метода применения знаний;
– применение знаний на практике в ситуации внутрипредметного характера и формирование навыков и умений;
– анализ ранее неосознанных свойств учебного материала (кумуляция (накопление) или расширенное воспроизведение изученного)).
Система учебных задач как средство обучениядолжна обеспечить:
а) единство обучения иразвития;
б) параллельное изучение и закрепление учебного материала.
Результативность обучения в этом цикле измеряется темпами оперативного перехода от знаний к фактам, от фактов к знаниям, качеством и быстротой решения учебных задач.
ТРЕТИЙ ЦИКЛ.
Цель:систематизация, обобщение понятий, закрепление умений, использование содержания изученного и усвоенного в жизненной практике как при непосредственной помощи учителя, так и самостоятельно.
Дидактическое взаимодействие преподавания и учения направляется на сопоставление усвоенных понятий и приобретенных умений.
При организации конкретной учебной и познавательной деятельности школьников используются межпонятийные и межпредметные учебные задачи, моделирующие жизненные ситуации.
Показателем результативности обучения в этом цикле являются:
1) самостоятельное нахождение учащимися новых способов решения проблем и задач;
2) применение знаний в неожиданных ситуациях и обстоятельствах.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЦИКЛ.
Цель: Проверитьрезультаты предыдущих циклов с помощью контроля и самоконтроля успешности учебной практики.
Система учебных задач как средство обучениядолжна обеспечить:
а) определение пробелов в знаниях
б) выявление слабых сторон в умениях.
Показателем результативности обучения в этом цикле является:
– определение пути дальнейшей работы над усвоенными темами и разделами учебного предмета.
Таким образом, циклы учебного процесса представляют собой спираль, в каждом витке которой отражаются все стороны учебного процесса; цель –деятельность преподавания–средства преподавания и учения–деятельность учения–результат.
Цикличный анализ учебного процесса позволяет выявить процессуальные особенности его как целостной системы. Они сводятся к следующим:
ПЕРВАЯ ОСОБЕННОСТЬ. Учебный процесс есть взаимопроникновение преподавания и учения, их единство. В ходе обучения между этими компонентами рождается согласованное дидактическое взаимодействие.
Гармония между этими компонентами, достигаемая в ходе общения субъектов деятельностей, является одним из основных путей повышения результативности обучения. Она одновременно выступает одним из основных требований к управлению обучением.
ВТОРОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ учебного процесса является его динамичность. Динамичность – это циклическое движение обучения во времени. Этот переход происходит не прямолинейно, а спиралеобразно. Циклы учебного процесса управляются в соответствии с определенными дидактическими целями обучения. Планомерный переход от одного цикла к другому является следующим требованием к управлению обучением.
ТРЕТЬЯ ОСОБЕННОСТЬ учебного процесса заключается в том, что сразу нельзя оценить, как воспринята школьниками та или иная информация, какие внутренние процессы происходят в результате усвоения учебного материала, какие внешние и внутренние, случайные и запланированные факторы влияют на обучение. В учебном процессе могут встречаться некоторые отклонения от запланированного.
Чтобы уменьшить вероятность отклонений, ставка делается на главное. Ради достижения главного допускаются некоторые компромиссы.Это правило, которое надо учитывать в управлении обучением.
Целенаправленная организация и управление обучением со стороны учителя – это прежде всего знание и умение представить себе в различных учебных ситуациях механизмы учебно-познавательной деятельности учащихся, ее продукты, умение правильно формулировать цели и измерять их достижение.
Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|