Состав слова и словообразование
1. От следующих названий городов и местностей образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города/местности»:
Красноярск - ______________, Мариинск - ____________, Курск - ______,
Камчатка - _____________, Омск - _________, Абакан - ___________,
Якутск - ____________.
2. Постройте словообразовательную цепочку из слов: мирить, примирение, мир, примирить, примиренчески, примиренец, примиренческий.
3. Отметьте, из скольких частей (морфем) состоит каждое слово?
Там, электросветоводолечение, известить, оно, вольнодумец, левобережный, стопятидесятимиллионный.
4. Отметьте, что перед вами:
а) словообразовательный тип
б) словообразовательная модель
в) словообразовательное гнездо
г) словообразовательная цепочка
Дайте определение выбранному вами термину.
колорит
колорит-н(ый)
│ колоритн-о
│ колоритн-ость
│ не-колоритный
│
колорист
│ колорист-ическ-ий 1
│
колор-ист/ическ(ий) 2
колористическ-и
5. Докажите, что слова царапина, отметина, пробоина, зазубрина относятся к одному словообразовательному типу. Сформулируйте общее для них словообразовательное значение. Приведите примеры слов, образованных с помощью суффикса –ин-, но имеющих другое словообразовательное значение.
6. Найдите слово, в котором суффиксы выделены неправильно. Предложите правильный вариант.
Вспомог-а-тель-н-ый, подберез-ов-ик, безыинтерес-н-ый, вес-ушч-ат-ый, вспых-ну-вш-ая.
7. Приведите примеры однокоренных слов, которые бы соответствовали следующим структурным схемам:
а) ∩ б) ∩^ в) ∩^^ г) ∩^
8. В каком ряду все слова правильно разбиты на морфемы.
а) мир-ов-ой, беж-а-ть, до-клад-чик, оза-глав-и-ть
б) бес-чув-ств-енн-ый, вы-ход-н-ой, пере-жив-а-ть, двор-ник
в) про-беж-к-а, африк-ан-ск-ий, солнеч-н-ый, при-вид-е-л-ся
г) пере-страх-ов-щик, стол-ы, вы-ращ-енн-ый, по-друж-еск-и.
9. Образуйте существительные следующими способами:
а) префиксальным; б) суффиксальным; в) префиксально-суффиксальным; в) способом нулевой суффиксации (безаффиксным); г) сложением слов или основ; д) сокращением основ; е) лексико-семантическим; ж) лексико-синтаксическим; морфолого-синтаксическим.
10. Некоторые слова, заимствованные из старославянского языка, сохраняют старославянские приставки и суффиксы. Перечислите их. Приведите несколько примеров.
11. Как вы считаете, почему от слов ураган, небоскреб, гигант нельзя образовать слова со значением уменьшительности?
12. В словах что, волчий, дам, гадаю, змея, змей, веселье, рисунок, двевыделите окончания.
13. Различаются ли по морфемному составу слова кроссинг и холдинг? Свой ответ обоснуйте.
14. Соедините стрелками слово и способ его образования.
По-зимнему
Сушь
Ветвиться
Вчитаться
Насмехаться
Котик
МГУ
Трехметровый
| Префиксально-постфиксальный
(или приставочно-суффиксальный)
Суффиксальный
Сложение в сочетании с суффиксацией.
Префиксально-суффиксальный
Способ нулевой суффиксации (бессуффиксный)
Сокращение основ
Префиксально-суффиксальный-постфиксальный
Суффиксально-постфиксальный
|
15. Найдите слова, в которых морфемы накладываются одна на другую. Как называется данное явление в русском языке?
Отворить, белить, лиловатый, заботливый, милость, сосняк.
16. Постройте словообразовательную цепочку, которая бы оканчивалась словом беспроигрышно.
17. Отметьте слова со связанным корнем.
а) космонавт; б) отблеск; в) бездарный; г) отвергла; д) расследовать; е) настигнуть; ж) агитировать.
18. Как называется изменение в морфологическом составе слова, в результате которого мы уже не выделяем в слове дворец корень двор- и суффикс – ец? Приведите свои примеры, иллюстрирующие этот процесс.
19. В слове фляжка основа производная или непроизводная?
20. Один иностранец решил, что «кузница» - это жена кузнеца, а «кузнечик» - их сын. Почему он так решил?
21. Выделите лексически значимые части слов: приморский, переоценка, подушечка.
22. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:
подделка, восстание, ссора, воссоединение, конный, вволю.
23. Какие части слова можно найти в слове земля?
24. Найдите третье «лишнее» слово:
гореть, угореть, гора;
рисунок, рис, рисовать, рисование;
пот, потолок, потливый;
море, морщины, морской;
боль, большой, больница;
пища, пищевой, пищать.
25. Выделите: а) суффикс в словах: лживый, дождливый, доверчивый; б) корень в словах: оттепель, вливать, родник.
26. Есть ли в предложениях слова с одинаковыми окончаниями?
Утром мы любуемся восходом. Вечером мы любуемся закатом.
27. В каком слове нет приставки? Подождать, подозрение, подошва, подорожник, подолбить.
28. Как образовались слова: пригород, снегопад, городишко, верблюжонок, кинозал.
29. В каком слове нет приставки: намерение, надрывать, надумать, надломить, надоесть.
30. Определите состав слов: стульчик, перчик, огурчик, переплетчик.
Ответ аргументируйте.
31. Разберите слова стекло, дали по составу. Напишите алгоритм своего действия «Что я делал?»
1)
2)
3)
4)
32. Определите, на какой модели показаны разные слова, а на какой – изменение слова:
1) 2)
= ≠ ≠ = или ≠
Ответ аргументируйте. Приведите примеры.
33. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:
предрассветный, симметрия, классический, расседланный, стоптанный, единственный.
34. Составьте словообразовательную цепочку, в состав которой войдут слова, соответствующие схемам:ÇØÙð
Вода- ÇÙð - ØÇÙðГород- ØÇ- ØÇÙð
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|