Сделай Сам Свою Работу на 5

Состав слова и словообразование





1. От следующих названий городов и местностей образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города/местности»:

Красноярск - ______________, Мариинск - ____________, Курск - ______,

Камчатка - _____________, Омск - _________, Абакан - ___________,

Якутск - ____________.

 

2. Постройте словообразовательную цепочку из слов: мирить, примирение, мир, примирить, примиренчески, примиренец, примиренческий.

 

3. Отметьте, из скольких частей (морфем) состоит каждое слово?

Там, электросветоводолечение, известить, оно, вольнодумец, левобережный, стопятидесятимиллионный.

 

4. Отметьте, что перед вами:

а) словообразовательный тип

б) словообразовательная модель

в) словообразовательное гнездо

г) словообразовательная цепочка

Дайте определение выбранному вами термину.

 

колорит

колорит-н(ый)

│ колоритн-о

│ колоритн-ость

│ не-колоритный

колорист

│ колорист-ическ-ий 1

колор-ист/ическ(ий) 2

колористическ-и

 

5. Докажите, что слова царапина, отметина, пробоина, зазубрина относятся к одному словообразовательному типу. Сформулируйте общее для них словообразовательное значение. Приведите примеры слов, образованных с помощью суффикса –ин-, но имеющих другое словообразовательное значение.



 

6. Найдите слово, в котором суффиксы выделены неправильно. Предложите правильный вариант.

Вспомог-а-тель-н-ый, подберез-ов-ик, безыинтерес-н-ый, вес-ушч-ат-ый, вспых-ну-вш-ая.

 

 

7. Приведите примеры однокоренных слов, которые бы соответствовали следующим структурным схемам:

а) ∩ б) ∩^ в) ∩^^ г) ∩^

 

8. В каком ряду все слова правильно разбиты на морфемы.

а) мир-ов-ой, беж-а-ть, до-клад-чик, оза-глав-и-ть

б) бес-чув-ств-енн-ый, вы-ход-н-ой, пере-жив-а-ть, двор-ник

в) про-беж-к-а, африк-ан-ск-ий, солнеч-н-ый, при-вид-е-л-ся

г) пере-страх-ов-щик, стол-ы, вы-ращ-енн-ый, по-друж-еск-и.

 

9. Образуйте существительные следующими способами:

а) префиксальным; б) суффиксальным; в) префиксально-суффиксальным; в) способом нулевой суффиксации (безаффиксным); г) сложением слов или основ; д) сокращением основ; е) лексико-семантическим; ж) лексико-синтаксическим; морфолого-синтаксическим.



 

10. Некоторые слова, заимствованные из старославянского языка, сохраняют старославянские приставки и суффиксы. Перечислите их. Приведите несколько примеров.

 

11. Как вы считаете, почему от слов ураган, небоскреб, гигант нельзя образовать слова со значением уменьшительности?

 

12. В словах что, волчий, дам, гадаю, змея, змей, веселье, рисунок, двевыделите окончания.

 

13. Различаются ли по морфемному составу слова кроссинг и холдинг? Свой ответ обоснуйте.

 

14. Соедините стрелками слово и способ его образования.

 

По-зимнему Сушь Ветвиться Вчитаться Насмехаться Котик МГУ Трехметровый Префиксально-постфиксальный (или приставочно-суффиксальный) Суффиксальный Сложение в сочетании с суффиксацией. Префиксально-суффиксальный Способ нулевой суффиксации (бессуффиксный) Сокращение основ Префиксально-суффиксальный-постфиксальный Суффиксально-постфиксальный

 

15. Найдите слова, в которых морфемы накладываются одна на другую. Как называется данное явление в русском языке?

 

Отворить, белить, лиловатый, заботливый, милость, сосняк.

 

16. Постройте словообразовательную цепочку, которая бы оканчивалась словом беспроигрышно.

 

17. Отметьте слова со связанным корнем.

а) космонавт; б) отблеск; в) бездарный; г) отвергла; д) расследовать; е) настигнуть; ж) агитировать.

 

18. Как называется изменение в морфологическом составе слова, в результате которого мы уже не выделяем в слове дворец корень двор- и суффикс – ец? Приведите свои примеры, иллюстрирующие этот процесс.



 

19. В слове фляжка основа производная или непроизводная?

 

20. Один иностранец решил, что «кузница» - это жена кузнеца, а «кузнечик» - их сын. Почему он так решил?

 

21. Выделите лексически значимые части слов: приморский, переоценка, подушечка.

 

22. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

подделка, восстание, ссора, воссоединение, конный, вволю.

 

23. Какие части слова можно найти в слове земля?

 

24. Найдите третье «лишнее» слово:

гореть, угореть, гора;

рисунок, рис, рисовать, рисование;

пот, потолок, потливый;

море, морщины, морской;

боль, большой, больница;

пища, пищевой, пищать.

 

25. Выделите: а) суффикс в словах: лживый, дождливый, доверчивый; б) корень в словах: оттепель, вливать, родник.

 

26. Есть ли в предложениях слова с одинаковыми окончаниями?

Утром мы любуемся восходом. Вечером мы любуемся закатом.

 

27. В каком слове нет приставки? Подождать, подозрение, подошва, подорожник, подолбить.

 

28. Как образовались слова: пригород, снегопад, городишко, верблюжонок, кинозал.

 

29. В каком слове нет приставки: намерение, надрывать, надумать, надломить, надоесть.

 

30. Определите состав слов: стульчик, перчик, огурчик, переплетчик.

Ответ аргументируйте.

 

31. Разберите слова стекло, дали по составу. Напишите алгоритм своего действия «Что я делал?»

1)

2)

3)

4)

 

32. Определите, на какой модели показаны разные слова, а на какой – изменение слова:

 

1) 2)

       
   
 
 


= ≠ ≠ = или ≠

Ответ аргументируйте. Приведите примеры.

 

33. Определите, к каким частям слова относятся двойные согласные в словах:

предрассветный, симметрия, классический, расседланный, стоптанный, единственный.

 

34. Составьте словообразовательную цепочку, в состав которой войдут слова, соответствующие схемам:ÇØÙð

Вода- ÇÙð - ØÇÙðГород- ØÇ- ØÇÙð

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.