Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК КПСС «О ПРЕОДОЛЕНИИ КУЛЬТА ЛИЧНОСТИ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЙ» (извлечения)





//Публикуется по: КПСС в резолюциях, решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. – М.: Политиздат, 1986. – Т.9. – С.111-129. Постановление датировано 30 июня 1956 г.

I

Центральный Комитет КПСС с удовлетворением отмечает, что решения исторического XX съезда Коммунистической партии Со­ветского Союза встретили полное одобрение и горячую поддерж­ку всей нашей партии, всего советского народа, братских комму­нистических и рабочих партий, трудящихся великого содружества социалистических стран, миллионов людей в капиталистических и колониальных странах. Это и понятно, так как XX съезд пар­тии, знаменующий собой новый этап в творческом развитии марк­сизма-ленинизма, дал глубокий анализ современного международ­ного и внутреннего положения, вооружил Коммунистическую партию, весь советский народ величественным планом дальней­шей борьбы за построение коммунизма, открыл новые перспекти­вы для объединенных действий всех партий рабочего класса за предотвращение угрозы новой войны, за интересы трудящихся.

Осуществляя решения XX съезда КПСС, советский народ под руководством Коммунистической партии добивается новых выда­ющихся успехов во всех областях политической, хозяйственной и культурной жизни страны. Советские люди еще теснее сплотились вокруг Коммунистической партии и проявляют высокую творческую активность в борьбе за выполнение задач, поставленных XX съездом.



Истекший после съезда период показал вместе с тем великую жизненную силу его решений для международного коммунисти­ческого и рабочего движения, для борьбы всех прогрессивных сил за укрепление мира во всем мире. Выдвинутые съездом важные принципиальные теоретические положения о мирном сосущество­вании государств с различным социальным строем, о возможности предотвращения войн в современную эпоху, о разнообразии форм перехода стран к социализму оказывают благотворное влияние на международную обстановку, содействуют разрядке напряженно­сти, укреплению единства действий всех сил, борющихся за мир и демократию, дальнейшему упрочению позиций мировой систе­мы социализма.

Если среди советских людей, среди трудящихся стран народ­ной демократии и всего мира исторические решения XX съезда КПСС вызвали большое воодушевление, новый прилив творческой инициативы и революционной энергии, то в стане врагов рабочего класса они породили тревогу и озлобление. Реакционные круги США и некоторых других капиталистических держав явно обес­покоены великой программой борьбы за упрочение мира, наме­ченной XX съездом КПСС. Их беспокойство возрастает по мере того, как эта программа активно и последовательно проводится в жизнь.



Почему враги коммунизма и социализма сосредоточивают огонь на недостатках, о которых было сказано Центральным Ко­митетом нашей партии па XX съезде КПСС? Они это делают для того, чтобы отвлечь внимание рабочего класса и его партий от главных вопросов, которые были выдвинуты на XX съезде пар­тии и которые расчищают путь для новых успехов дела мира, социализма, единства рабочего класса.

Решения XX съезда партии, внутренняя и внешняя политика Советского правительства вызвали смятение в империалистиче­ских кругах США и других государств.

Смелая и последовательная внешняя политика СССР по обес­печению мира и сотрудничества между государствами, незави­симо от их общественного строя, находит поддержку в широчай­ших народных массах всех стран мира, расширяет фронт миролюбивых государств и вызывает глубокий кризис политики «холодной войны», политики сколачивания военных блоков и гон­ки вооружений. Не случайно, что наибольший шум вокруг борьбы с культом личности в СССР подняли империалистические круги в США. Им было выгодно наличие отрицательных явлений, свя­занных с культом личности, для того, чтобы, пользуясь этими фактами, бороться против социализма. Теперь, когда наша пар­тия смело преодолевает последствия культа личности, империалисты видят в этом фактор, ускоряющий движение нашей страны вперед, к коммунизму и ослабляющий позиции капитализма.



Стремясь ослабить великую притягательную силу решений XX съезда КПСС, их влияние на широчайшие народные массы, идеологи капитализма прибегают ко всякого рода уловкам и ухищрениям, чтобы отвлечь внимание трудящихся от передовых и вдохновляющих идей, выдвигаемых перед человечеством социа­листическим миром.

В последнее время в буржуазной печати развернута широкая клеветническая антисоветская кампания, поводом для которой реакционные круги пытаются использовать некоторые факты, свя­занные с осужденным Коммунистической партией Советского Союза культом личности И. В. Сталина. Организаторы этой кам­пании прилагают все усилия к тому, чтобы «замутить воду», скрыть тот факт, что речь идет о пройденном этапе в жизни Со­ветской страны; они хотят замолчать и извратить и то, что Комму­нистическая партия Советского Союза и Советское правительство за годы, истекшие после смерти Сталина, с исключительной на­стойчивостью и решительностью ликвидируют последствия культа личности, успешно осуществляют новые задачи в интересах упро­чения мира, построения коммунизма, в интересах широких народ­ных масс.

Развертывая клеветническую кампанию, идеологи буржуазии вновь и безуспешно пытаются бросить тень на великие идеи марк­сизма-ленинизма, подорвать доверие трудящихся к первой в мире стране социализма — СССР, внести замешательство в ряды меж­дународного коммунистического и рабочего движения.

Опыт истории учит, что враги международного пролетарского единства в прошлом не раз пытались использовать выгодные, по их мнению, моменты для подрыва интернационального единства коммунистических и рабочих партий, для раскола международ­ного рабочего движения, для ослабления сил социалистического лагеря. Но всякий раз коммунистические и рабочие партии рас­познавали маневры врагов социализма, еще теснее сплачивали свои ряды, демонстрируя свое нерушимое политическое единство, свою непоколебимую верность идеям марксизма-ленинизма.

Братские коммунистические и рабочие партии вовремя распо­знали и этот маневр врагов социализма и дают ему достойный от­пор. Вместе с тем было бы неправильно закрывать глаза на то обстоятельство, что некоторые наши друзья за рубежом не разо­брались до конца в вопросе о культе личности и его последствиях и допускают порою неправильные толкования некоторых поло­жений, связанных с культом личности.

В критике культа личности партия исходит из принципов марксизма-ленинизма. Уже более трех лет наша партия ведет последовательную борьбу против культа личности И. В. Сталина, настойчиво преодолевает его вредные последствия. Естественно, что этот вопрос занял важное место в работе XX съезда КПСС и в его решениях. Съезд отметил, что Центральный Комитет совер­шенно правильно и своевременно выступил против культа лич­ности, распространение которого умаляло роль партии и народ­ных масс, принижало роль коллективного руководства в партии и нередко приводило к серьезным упущениям в работе, к грубым нарушениям социалистической законности. Съезд поручил Цен­тральному Комитету последовательно осуществлять мероприятия, обеспечивающие полное преодоление чуждого марксизму-ленини­зму культа личности, ликвидацию его последствий во всех областях партийной, государственной и идеологической работы, строгое проведение норм партийной жизни и принципов коллективности партийного руководства, выработанных великим Лениным.

В борьбе против культа личности партия руководствуется из­вестными положениями марксизма-ленинизма о роли народных масс, партии и отдельных личностей в истории, о недопустимости культа личности политического руководителя, как бы велики ни были его заслуги...

Выдвигая вопрос о борьбе с культом личности И. В. Сталина, ЦК КПСС исходил из того, что культ личности противоречит при­роде социалистического строя и превращался в тормоз на пути развития советской демократии и продвижения советского обще­ства к коммунизму.

XX съезд партии по инициативе Центрального Комитета счел необходимым смело и открыто сказать о тяжелых последствиях культа личности, о серьезных ошибках, которые были допущены в последний период жизни Сталина, и призвать всю партию общими усилиями покончить со всем тем, что повлек за собой культ лич­ности. При этом ЦК отдавал себе отчет в том, что откровенное признание допущенных ошибок будет связано с известными ми­нусами и издержками, которыми могут воспользоваться враги. Смелая и беспощадная самокритика в вопросе о культе личности явилась новым ярким свидетельством силы и крепости нашей партии и советского социалистического строя… Партия пошла на этот шаг исключительно по своей инициативе, руководствуясь принципиальными соображениями. Она исходила из того, что если выступление против культа Сталина и вызовет некоторые вре­менные трудности, то в перспективе, с точки зрения коренных интересов и конечных целей рабочего класса, это даст огромный положительный результат. Тем самым создаются прочные гаран­тии того, чтобы никогда впредь в нашей партии и в стране не мог­ли возникнуть явления, подобные культу личности, чтобы впредь руководство партией и страной осуществлялось коллективно, на основе проведения марксистско-ленинской политики, в условиях развернутой внутрипартийной демократии, при активном творче­ском участии миллионов трудящихся, при всемерном развитии со­ветской демократии…

ЦК КПСС констатирует, что обсуждение в партийных органи­зациях и на общих собраниях трудящихся вопроса о культе лич­ности и его последствиях прошло при большой активности членов партии и беспартийных и что линии ЦК' КПСС! нашла в партии и народе полное одобрение и поддержку.

Обнародованные партией факты нарушений социалистической законности и других ошибок, связанных с культом личности И. В. Сталина, естественно, вызывают чувства горечи и глубокого сожаления. Но советские люди понимают, что осуждение культа личности было необходимо в интересах строительства коммуниз­ма, активными участниками которого они являются. Советский народ видит, что партия за последние годы настойчиво осуществ­ляет практические меры, направленные на устранение последствий культа личности во всех областях партийного, государственного, хозяйственного и культурного строительства. В результате этой работы партия, внутренние силы которой теперь ничто не сковы­вает, еще более сблизилась с народом и находится сейчас в со­стоянии небывалой творческой активности.

 

II

Как же могло случиться, что в условиях советского социалисти­ческого строя возник и получил распространение культ личности Сталина со всеми его отрицательными последствиями?

При рассмотрении этого вопроса надо иметь в виду как объек­тивные, конкретные исторические условия, в которых проходило строительство социализма в СССР, так и некоторые субъективные факторы, связаннее с личными качествами Сталина.

Октябрьская социалистическая революция вошла в историю как классический пример революционного преобразования капитали­стического общества, совершенного под руководством рабочего класса (…) На протяжении почти 40 лет строительства социалистического общества трудящи­мися нашей страны накоплен огромный опыт, который изучается и творчески, применительно к своим конкретным условиям, осваи­вается трудящимися других социалистических стран.

Это был первый в истории опыт построения социалистического общества, формировавшегося в процессе исканий, проверки на практике многих истин, известных до этого социалистам лишь в общих чертах, в теории. На протяжении более четверти века Советская страна была единственной страной, прокладывавшей чело­вечеству путь к социализму. Она была подобна осажденной крепо­сти, находившейся в капиталистическом окружении. Враги Совет­ской страны па Западе и на Востоке после провалившейся интер­венции 14 государств в 1918 - 1920 гг. продолжали готовить новые «крестовые походы» против СССР. Враги в большом количе­стве засылали в СССР шпионов и диверсантов, стараясь всеми ме­рами подорвать первое в мире социалистическое государство. Уг­роза новой империалистической агрессии против СССР особенно усилилась после прихода к власти фашизма в Германии в 1933 г., провозгласившего своей целью уничтожение коммунизма, уничто­жение Советского Союза — первого в мире государства трудящих­ся. Всем памятно образование так называемого «антикоминтерновского пакта», «оси Берлин — Рим — Токио», активно поддержан­ных силами всей международной реакции. В обстановке назре­вавшей угрозы новой войны, отказа западных держав от неодно­кратно предлагавшихся Советским Союзом мер по обузданию фашизма и организации коллективной безопасности Советская стра­на вынуждена была напрягать все силы для укрепления обороны, для борьбы с происками враждебного капиталистического окруже­ния. Партия должна была воспитывать весь народ в духе постоянной бдительности и мобилизационной готовности перед лицом внешних врагов.

Происки международной реакции были тем более опасны, что внутри страны долгое время шла ожесточенная классовая борьба, решался вопрос «кто-кого?». После смерти Ленина в партии ак­тивизировались враждебные течения — троцкисты, правые оп­портунисты, буржуазные националисты, стоявшие на позициях отказа от ленинской теории о возможности победы социализма в одной стране, что на деле вело бы к реставрации капитализма в СССР. Партия развернула беспощадную борьбу против этих вра­гов ленинизма.

Выполняя ленинские заветы, Коммунистическая партия взяла курс на социалистическую индустриализацию страны, коллективи­зацию сельского хозяйства и осуществление культурной револю­ции. На пути решения этих величайших задач по строительству со­циалистического общества в одной, отдельно взятой стране совет­скому народу и Коммунистической партии пришлось преодолеть неимоверные трудности и препятствия. Наша страна должна была в кратчайший исторический срок, без какой бы то ни было эко­номической помощи извне, ликвидировать свою вековую отста­лость, перестроить все народное хозяйство на новых, социалисти­ческих началах.

Эта сложная международная и внутренняя обстановка требо­вала железной дисциплины, неустанного повышения бдительно­сти, строжайшей централизации руководства, что не могло не ска­заться отрицательно на развитии некоторых демократических форм. В ходе ожесточенной борьбы со всем миром империализма нашей стране приходилось идти на некоторые ограничения демо­кратии, оправданные логикой борьбы нашего народа за социализм в условиях капиталистического окружения. Но эти ограниче­ния уже тогда рассматривались партией и народом как времен­ные, подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире. Народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые и новые успехи советского общественного строя.

Все эти трудности на пути строительства социализма были преодолены советским народом под руководством Коммунистиче­ской партии, ее Центрального Комитета, последовательно прово­дившего ленинскую генеральную линию.

Победа социализма в нашей стране, находившейся в условиях враждебного окружения и постоянной угрозы нападения извне, была всемирно-историческим подвигом, который совершил совет­ский народ. В течение первых пятилеток экономически отсталая страна в результате напряженных, героических усилий народа и партии совершила гигантский скачок в своем экономическом и культурном развитии. На основе успехов социалистического строительства был поднят жизненный уровень трудящихся, на­всегда ликвидирована безработица. В стране произошла глубочай­шая культурная революция. В короткий срок советский народ вы­растил многочисленные кадры технической интеллигенции, став­шей на уровень мирового технического прогресса и выдвинувшей советскую науку и технику на одно из передовых мест в мире. Вдохновителем и организатором этих побед была великая партия коммунистов. Трудящиеся всего мира на примере СССР наглядно убедились в том, что рабочие в крестьяне, взяв власть в свои ру­ки, могут без капиталистов и помещиков успешно строить и раз­вивать свое социалистическое государство, выражающее и защищающее интересы широких народных масс. Все это сыграло ог­ромную вдохновляющую роль для роста влияния коммунистических и рабочих партий во всех странах мира.

Находись длительный период на посту Генерального секретаря ЦК партии, И. В. Сталин вместе с другими руководящими деяте­лями активно боролся за претворение в жизнь ленинских заветов. Он был предан марксизму-ленинизму, как теоретик и крупный организатор возглавил борьбу партии против троцкистов, правых оппортунистов, буржуазных националистов, против происков ка­питалистического окружения. В этой политической и идейной борьбе Сталин приобрел большой авторитет и популярность. Од­нако с ого именем стили неправильно связывать все наши великие победы. Успехи, достигнутые Коммунистической партией и Совет­ской страной, восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. В этой обстановке стал постепенно складываться культ лич­ности Сталина.

Развитию культа личности способствовали в огромной степени некоторые индивидуальные качества: И. B Сталина, на отрицатель­ный характер которых указывал еще В. И. Ленин (…)

На XIII съезде партии, проходившем вскоре после смерти В. И. Ленина, его письма были доведены до сведения делегаций. В результате обсуждения этих документов было признано целесо­образным оставить Сталина на посту генсека, с тем однако, чтобы он учел критику со стороны В. И. Ленина и сделал из нее все не­обходимые выводы.

Оставшись на посту Генерального секретаря ЦК, Сталин пер­вый период после смерти Владимира Ильича считался с его крити­ческими замечаниями. Однако в дальнейшем Сталин, непомерно переоценив свои заслуги, уверовал в собственную непогреши­мость. Некоторые ограничения внутрипартийной и советской де­мократии, неизбежные в условиях ожесточенной борьбы с классовым врагом и его агентурой, а позднее в условиях войны против немецко-фашистских захватчиков, Сталин начал возводить в нор­му внутрипартийной и государственной жизни, грубо попирая ле­нинские принципы руководства. Пленумы ЦК и съезды партии проводились нерегулярно, а потом совсем не созывались в течение многих лет. Сталин фактически оказался вне критики.

Большой вред делу социалистического строительства, развитию демократии внутри партии и государства нанесла ошибочная формула Сталина о том, что будто бы по мере продвижения Со­ветского Союза к социализму классовая борьба будет все более и более обостряться. Эта формула, верная только для определенных этапов переходного периода, когда решался вопрос «кто — ко­го?», когда шла упорная классовая борьба за построение основ со­циализма, была выдвинута на первый план в 1937 г., в момент, когда социализм уже победил в нашей стране, когда эксплуата­торские классы и их экономическая база были ликвидированы. На практике эта ошибочная теоретическая формула послужила обос­нованием грубейших нарушений социалистической законности и массовых репрессий.

Именно в тех условиях создалось, в частности, особое положе­ние для органов государственной безопасности, которым оказыва­лось огромное доверие, так как они имели перед народом и стра­ной несомненные заслуги в деле защиты завоеваний революции. В течение длительного времени органы государственной безопас­ности оправдывали это доверие, и их особое положение не вызы­вало какой-либо опасности. Дело изменилось после того, когда контроль над ними со стороны партии и правительства был по­степенно подменен личным контролем Сталина, а обычное отправ­ление норм правосудия нередко подменялось его единоличными решениями. Положение еще больше осложнилось, когда во главе органов государственной безопасности оказалась преступная бан­да агента международного империализма Берия. Были допущены серьезные нарушения советской законности и массовые репрессии. И в результате происков врагов были оклеветаны и невинно по­страдали многие честные коммунисты и беспартийные советские люди.

XX съезд партии и вся политика Центрального Комитета после смерти Сталина ярко свидетельствуют о том, что внутри Центрального Комитета партии имелось сложившееся ленинское ядро руководителей, которые правильно понимали назревшие по­требности в области как внутренней, так и внешней политики. Нельзя сказать, что не было противодействия тем отрицательным явлениям, которые были связаны с культом личности и тормозили движение социализма вперёд. Более того, были определенные пе­риоды, например, в годы войны, когда единоличные действия Ста­лина резко ограничивались, когда существенно ослаблялись отри­цательные последствия беззаконий, произвола и т. д.

Известно, что именно в период войны члены ЦК, а также вы­дающиеся советские военачальники взяли в свои руки определен­ные участки деятельности в тылу и на фронте, самостоятельно принимали решения и своей организаторской, политической, хо­зяйственной и военной работой, вместе с местными партийными и советскими организациями обеспечивали победу советского народа в войне. После победы отрицательные последствия культа лично­сти вновь стали сказываться с большой силой.

Ленинское ядро Центрального Комитета сразу же после смерти Сталина стало на путь решительной борьбы с культом личности и его тяжелыми последствиями.

Может возникнуть вопрос: почему же эти люди не выступили открыто против Сталина и не отстранили его от руководства? В сложившихся условиях этого нельзя было сделать. Безусловно, факты говорят о том, что Сталин повинен во многих беззакониях, которые совершались особенно в последний период его жизни. Однако нельзя имеете с том забывать, что советские люди знали Сталина, как человека, который выступает всегда в защиту СССР от происков врагов, борется за дело социализма. Он применял порою в этой борьбе недостойные методы, нарушал ленинские принципы и нормы партийной жизни. В этом состояла трагедия Сталина. По все это вместе с тем затрудняло и борьбу против со­вершавшихся тогда беззаконий, ибо успехи строительства социа­лизма, укрепления СССР в обстановке культа личности приписы­вались Сталину.

Всякое выступление против него в этих условиях было бы не понято народом, и дело здесь вовсе не в недостатке личного муже­ства. Ясно, что каждый, кто бы выступил в этой обстановке против Сталина, не получил бы поддержки в народе. Более того, подобное выступление было бы расценено в тех условиях, как выступ­ление против дела строительства социализма, как крайне опасный в обстановке капиталистического окружения подрыв единства партии и всего государства. К тому же успехи, которые одержива­ли трудящиеся Советского Союза под руководством своей Ком­мунистической партии, вселяли законную гордость в сердце каж­дого советского человека и создавали такую атмосферу, когда от­дельные ошибки и недостатки казались на фоне громадных успе­хов менее значительными, а отрицательные последствия этих оши­бок быстро возмещались колоссально нарастающими жизненными силами партии и советского общества.

Следует также иметь в виду и то обстоятельство, что многие факты и неправильные действия Сталина, в особенности в области нарушения советской законности, стали известны лишь в послед­нее время, уже после смерти Сталина, главным образом в связи с разоблачением банды Берия и установлением контроля партии над органами госбезопасности.

Таковы главные условия и причины, приведшие к возникнове­нию и распространению культа личности И. В. Сталина. Разуме­ется, все сказанное объясняет, но отнюдь но оправдывает культ личности И. В. Сталина и его последствия, так резко и справедливо осужденные нашей партией.

 

III

Бесспорно, культ личности нанес серьезный ущерб делу Коммуни­стической партии, советскому обществу. Но было бы грубой ошиб­кой из факта наличия в прошлом культа личности делать выводы о каких-то изменениях в общественном строе в СССР или искать источник этого культа в природе советского общественного строя. И то и другое является абсолютно неправильным, так как это не соответствует действительности, противоречит фактам.

Несмотря на все зло, которое причинил культ личности Ста­лина партии и народу, он не мог изменить и не изменил природы нашего общественного строя. Никакой культ личности не мог из­менить природу социалистического государства, имеющего в своей основе общественную собственность на средства производства, союз рабочего класса с крестьянством и дружбу народов, хотя этот культ и нанес серьезный ущерб развитию социалистического демо­кратизма, подъему творческой инициативы миллионов.

Думать, что отдельная личность, даже такая крупная, как Сталин, могла изменить наш общественно-политический строй, значит впасть в глубокое противоречие с фактами, с марксизмом, с истиной, впасть в идеализм. Это значило бы приписывать отдель­ной личности такие непомерные, сверхъестественные силы, как способность изменить строй общества, да еще такой общественный строй, в котором решающей силой являются многомиллионные массы трудящихся (…)

Последствиями культа личности, как известно, были некоторые серьезные ошибки в руководстве различными отраслями деятель­ности партии и Советского государства как во внутренней жизни Советской страны, так и в ее внешней политике. Можно, в ча­стности, указать на серьезные ошибки, допущенные Сталиным и руководстве сельским хозяйством, в организации подготовки страны к отпору фашистским захватчикам, на грубый произвол, приведший к конфликту в отношениях с Югославией в послевоен­ный период. Эти ошибки нанесли ущерб развитию отдельных сто­рон жизни Советского государства, тормозили, особенно в послед­ние годы жизни И. В. Сталина, развитие советского общества, но, само собой разумеется, не увели его в сторону от правильного пути развития к коммунизму.

Наши враги утверждают, будто культ личности Сталина порожден не определенными историческими условиями, которые уш­ли уже в прошлое, а самой советской системой, ее, с их точки зрения, недемократичностью и т. д. Подобные клеветнические утверждения опровергаются всей историей развития Советского государства. Советы, как новая демократическая форма государст­венной власти, возникли в результате революционного творчества широчайших народных масс, поднявшихся на борьбу за свободу. Они были и остаются органами подлинного народовластия (…)

Вся внутренняя и внешняя политика Советского государства говорит о том, что наш строй — подлинно демократический, подлинно народный строй. Высшей целью и повседневной заботой Советского государства яв­ляется всемерное повышение жизненного уровня населения, обес­печение мирного существования для своего народа.

Свидетельством дальнейшего развития советской демократии являются проводимые партией и правительством меры по рас­ширению прав и компетенций союзных республик, строгому соб­людению законности, перестройке системы планирования в целях развязывания местной инициативы, антиципации деятельности ме­стных Советов, развитию критики и самокритики.

Несмотря на культ личности и вопреки ему, могучая инициати­ва народных масс, руководимых Коммунистической партией, рож­денная нашим строем, творила свое великое историческое дело, преодолевая все препятствия на пути строительства социализма (…)

Ликвидируя последствия культа личности, восстанавливая большевистские нормы партийной жизни, развертывая социалистический демократизм, наша партия добилась дальнейшего укреп­ления связей с широкими массами, еще теснее сплотила их под великим ленинским знаменем.

Тот факт, что сама партия смело и открыто поставила вопрос о ликвидации культа личности, о недопустимых ошибках, кото­рые были сделаны Сталиным, является убедительным доказатель­ством того, что партия твердо стоит на страже ленинизма, дола со­циализма и коммунизма, соблюдения социалистической законности и интересов народом, обеспечения прав советских граждан. Это яв­ляется лучшим доказательством силы и жизненности советского социалистического строя. Это вместе с тем говорит о решимости до конца преодолеть последствия культа личности и не допускать впредь повторения ошибок подобного характера.

Осуждение нашей партией культа личности И. В. Сталина и его последствий вызвало одобрение и широкие отклики во всех братских коммунистических и рабочих партиях (…)

Вместе с тем следует отметить, что при обсуждении вопроса о культе личности не всегда дается правильное толкование причин, породивших культ личности, и последствий этого культа для на­шего общественного строя (…)

 

IV

Единодушно одобряя решения XX съезда КПСС, осуждающие культ личности, коммунисты, все советские люди видят в них сви­детельство возросшей силы нашей партии, ее ленинской принци­пиальности, ее единства и сплоченности (…)

ЦК КПСС считает, что проведенная до настоящего времени партией работа по преодолению культа личности и его последствий уже дала положительные результаты.

Исходя из решений XX съезда партии, Центральный Комитет КПСС призывает все партийные организации:

последовательно соблюдать во всей нашей работе важнейшие положения учения марксизма-ленинизма о народе как творце ис­тории, создателе всех материальных и духовных богатств человечества, о решающей роли марксистской партии в революционной борьбе за преобразование общества, за победу коммунизма;

настойчиво продолжать проводимую в последние годы Цент­ральным Комитетом партии работу по строжайшему соблюдению во всех партийных организациях, сверху донизу, ленинских принципов партийного руководства, прежде всего высшего принци­па—коллективности руководства, по соблюдению норм партийной жизни, закрепленных Уставом нашей партии, по развертыванию критики и самокритики;

полностью восстановить принципы советского социалистиче­ского демократизма, выраженные в Конституции Советского Сою­за, до конца исправить нарушения революционной социалистиче­ской законности;

мобилизовать наши кадры, всех коммунистов и широчайшие массы трудящихся на борьбу за практическое осуществление за­дач шестого пятилетнего плана, всемерно развивая для этого твор­ческую инициативу и энергию масс — истинных творцов истории.

XX съезд КПСС указал, что важнейшей чертой нашей эпохи является превращение социализма в мировую систему. Самая трудная полоса в развитии и утверждении социализма осталась позади (…)

Решения XX съезда КПСС воспринимаются всеми сторонника­ми мира и социализма, всеми демократическими и прогрессивными кругами как вдохновляющая программа борьбы за упрочение мира во всем мире, за интересы рабочего класса, за торжество дела социализма (…)

Советские люди законно гордятся тем, что наша Родина пер­вой проложила путь к социализму. Теперь, когда социализм стал мировой системой, когда между социалистическими странами ус­тановлены братское сотрудничество и взаимная помощь, создались новые благоприятные условия для расцвета социалистической де­мократии, для дальнейшего упрочения материально-производствен­ной базы коммунизма, неуклонного подъема жизненного уровня трудящихся, для всестороннего развития личности нового челове­ка — строителя коммунистического общества. Пусть буржуазные идеологи сочиняют басни о «кризисе» коммунизма, о «замешатель­стве» в рядах коммунистических партий. Нам не привыкать слы­шать подобные заклинания врагов. Их предсказания всегда лопа­лись, как мыльные пузыри. Эти незадачливые прорицатели по­являлись и исчезали, а коммунистическое движение, бессмертные и животворные идеи марксизма-ленинизма побеждали и побежда­ют. Так будет и впредь. Никакие злобные, клеветнические выпады наших врагов не смогут остановить неодолимый ход исторического развития человечества к коммунизму.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.