Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие и особенности административного принуждения .





Понятие и виды административно-правового принуждения

В научной и учебной литературе немало написано об административном принуждении, но корректнее было бы говорить об административно-правовом принуждении. История СССР, России и многих других стран дает много оснований для горьких выводов о том, что административное принуждение намного шире административно-правового, что нередко оно связано с произволом, насилием. Для административного принуждения правовая форма еще не стала таким атрибутивным свойством, как для уголовной ответственности. Сейчас оно состоит из двух частей: административного произвола и административно - правового принуждения.

Административно-правовое принуждение — один из видов государственно-правового. Поэтому ему присущи все признаки последнего (это правоприменительная деятельность, она призвана обеспечить защиту правопорядка, реализуется в рамках охранительных правоотношений и др.). В то же время оно обладает рядом особенностей, система которых и предопределяет его качественное своеобразие.

1. Меры административно-правового принуждения применяются в связи с антиобщественными деяниями, нарушающими правовые нормы, охраняемые административно-принудительными средствами.



2. Административно-правовое принуждение осуществляется в рамках внеслужебного подчинения, при отсутствии организационного, линейного подчинения между сторонами этого охранительного правоотношения. Оно применяется субъектами функциональной власти и является одним из способов реализации функциональной власти.

3. Множественность субъектов, осуществляющих административную юрисдикцию, — еще одна важная его особенность. Применять меры административного воздействия вправе десятки видов органов (государственных, муниципальных, общественных).

4. Административному воздействию подвергаются не только отдельные лица, но и организации, коллективные субъекты.

5. Административно-правовое принуждение всесторонне регулируется административно-правовыми нормами, которые закрепляют виды мер принуждения, основания и порядок их применения.

Таким образом, административно-правовое принуждение -это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной исполнительной власти установленных нормами административного права принудительных мер в связи с неправомерными действиями.



Оно играет важную роль в охране правопорядка, и особо следует отметить его профилактическое значение в борьбе с правонарушениями. Прежде всего это обусловлено тем, что органы внутренних дел, государственные инспекции и другие субъекты исполнительной власти систематически осуществляют контроль за соблюдением соответствующих правил и могут своевременно реагировать на их нарушение. Административно-правовое принуждение включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. д.), использование которых прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Во многих случаях административно-принудительные средства применяются к людям, в сознании которых еще не укрепились антиобщественные привычки, которые впервые, случайно совершили правонарушения. Поэтому нередко они оказывают большое воспитательное воздействие, являются важным звеном в системе профилактики преступлений. Практика убедительно свидетельствует о том, что безнаказанность мелких нарушений (пьянства, мелких хищений и др.), непринятие мер административно-правового принуждения к виновным увеличивают вероятность совершения новых правонарушений и даже преступлений.

Среди административно-принудительных мер есть такие, которые считаются самостоятельными, их применение означает решение вопроса по существу. Это административные санкции. Но имеются и так называемые обеспечительные, процессуальные меры (задержание, досмотр вещей и др.), которые используются с целью создания условий для нормального хода производства по делам об административных нарушениях.



Принуждение осуществляется с целью охраны правопорядка. Но эта цель достигается различными способами: путем пресечения нарушений, восстановления вреда, причиненного ими, наказания. Поэтому в зависимости от той непосредственной цели, ради которой используются средства принуждения, можно различать меры пресечения, восстановительные меры и меры взыскания (наказания).

Многие авторы утверждают, что по способу воздействия средства административно-правового принуждения следует делить на меры предупреждения, пресечения и наказания. По их мнению, мерами предупреждения являются разнообразные средства, направленные на предотвращение правонарушений и других вредных последствий (карантин, таможенный досмотр, проверка документов, профилактические прививки, госпитализация инфекционных больных, закрытие участков границы и др.).

Действительно, при наличии чрезвычайных обстоятельств или иных случаев государственные и муниципальные органы для обеспечения общественного порядка вынуждены устанавливать дополнительные обязанности (карантин, запрещение движения автотранспорта, комендантский час и т. д.). Следуя этой логике, сюда же нужно отнести налоговые, паспортные обязанности, воинскую обязанность и иные не всегда приятные требования законов. Эти нормативные акты распространяются на многих субъектов, и большинство из них выполняет данные обязанности. Принудительные меры применяются к тем, кто не выполняет обязанности, нарушает запреты, то есть совершает неправомерные действия. Отмечая большое значение предупредительных средств, следует признать, что они не являются принудительными.

А вот восстановительные санкции — это особый вид административного принуждения. Их не следует забывать.

Восстановительные и пресекательные средства прямо, непосредственно восстанавливают правопорядок, прекращают неправомерное поведение (снос самовольно возведенных строений, взыскание недоимки и др.). Это средства прямого побуждения к обеспечению правопорядка. А взыскания — это меры негативного стимулирования. Кара (наказание, взыскание) побуждает нарушителя и иных граждан не нарушать правовые нормы, воздействует на их поведение косвенно.

Понятие и особенности административного принуждения .

Государственное принуждение - это внешнее воздействие на поведение

людей, основанное на организованной силе государства и обеспечивающее

безусловное утверждение воли государства.

Решающая роль борьбы с правонарушениями принадлежит государству. Оно

имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что

государственные органы могут применять метод принуждения (основания

принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их

применения. Государственное принуждение, опосредствуясь в праве, выступает

в форме правового принуждения и, как правило, выражается в конкретных мерах

принудительного характера, применяемых уполномоченными на то органами

государства (должностными лицами) в связи с неисполнением правовых норм.

Вообще в праве выделяют четыре вида мер юридического (правового)

принуждения:

Административное принуждение является особой, самостоятельной

разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет

важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств

пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.),

использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает

наступление общественно вредных последствий.[8] Применение

административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в

установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых,

необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.

Административное принуждение - это метод психического или физического

воздействия на сознание, поведение людей, применяемый в сфере

государственного управления в целях привлечения виновных лиц к

административной ответственности, пресечения и предупреждения

административных правонарушений.

Административное принуждение - это особый вид государственного

принуждения, состоящий в применении органами государственного управления в

установленных законом случаях и порядке, закрепленном нормами

административного права, принудительных мер к правонарушителю с целью

защиты охраняемым правом общественных отношений. Под содержанием

принуждения следует понимать систему мер, в которых проявляется управляющее

воздействие государства в целях обеспечения желаемого и необходимого

поведения.

Административное правонарушение (проступок) - негативное социально-

правовое явление, поскольку наносит вред охраняемым нормам

административного права общественным и личным интересам (благам). В силу

этого общество (государство) вынуждено вести борьбу с ними посредством

установления соответствующих правовых запретов.[9] Поэтому целью применения

мер административного принуждения является защита охраняемых правом

общественных отношений.[10]

Меры административного принуждения могут применяться как при наличии,

так и при отсутствии правонарушений (на пример, при чрезвычайных

обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения).

В литературе высказывается и иное мнение. Так, Д.Н. Бахрах считает, что

административное принуждение - это особый вид государственного принуждения,

состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных

нормами административного права принудительных мер в связи с

административными правонарушениями.[11] Д.Н. Бахрах отмечает, что всякую

принудительную меру следует рассматривать как дозволено в виде исключения

нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может

быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата.[12]

Административное принуждение применяется только к правонарушителям в

случаях и в порядке, указанном в законе".[13] Он указывает, что как и

вообще все средства государственного принуждения, административные меры

применяются в связи с правонарушениями. Но они применяются в связи с

наличием особого основания - административного проступка. Поскольку

проступки менее вредны, чем преступления той меры административного

принуждения, в общем, менее суровы, чем уголовное наказание.[14]

Севрюгин В.Е. отмечает, что административное принуждение является

разновидностью юридического (правового) принуждения и состоит в применении

уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами

(должностными лицами), судами (мировыми судьями) установленных нормами

административного права принудительных мер воздействия к правонарушителям в

связи с неисполнением правовых предписаний.[15] Административное

принуждение имеет свои индивидуальные особенности. Севрюгин В.Е. Выделяет

следующие характерные черты административного принуждения:

1. Основанием применения мер административного принуждения является

административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных

законодательством, - преступление, не представляющее большой общественной

опасности.

2. Меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в

отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в

порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной

властью.

3. Субъект административной власти и нарушитель не являются членами

одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем,

кто применяет к нему меры административного принуждения.

4. Административное принуждение осуществляется органами

государственного управления и только в некоторых специальных случаях судами

(мировыми судьями), но в порядке, установленном нормами административного

права.

5. Являются результатом реализации государственно-властных полномочий,

и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами

установленных правовыми нормами юридических обязанностей.

6. Применяется для прекращения противоправных действий, наказания

нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной

безопасности и установленного правопорядка.

7. Осуществляется в рамках административно процессуальных норм.

8. Способствует профилактике преступлений.

9. Осуществляется на строго правовой основе.[16]

Как уже отмечалось, правом применения административно-принудительных

мер пользуются не все, а только специально уполномоченные органы

государственного управления. Это облегчает контроль, и надзор за

применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по

применению административного принуждения является грубым нарушением

законности.

Меры административного принуждения имеют профилактическую

направленность, являются средством предупреждения преступности, так как

применяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок,

совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это

и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными

субъектами правоприменения административно-правовых средств воздействия.

Административное принуждение - широкое понятие, формы его конкретного

выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач

органов государственного управления и условий, в которых они действуют.

Административное принуждение служит целям обеспечения государственной

дисциплины, законности и правопорядка.

Сущность административного принуждения. Как уже упоминалось, к числу административных методов управления относятся способы и средства правового принуждения, которые гарантируют, а при необходимости и обеспечивают соблюдение и исполнение правил поведения, содержащихся в административно-правовых и иных нормах права.

Административное принуждение — разновидность государственного правового принуждения. Поэтому ему присущи все признаки последнего (государственно-властный характер, направлено на обеспечение правопорядка и др.). Вместе с тем административное принуждение имеет присущие ему особенности.

Административное принуждение является гарантией и средством защиты общественных отношений в сфере государственного управления от противоправных посягательств, а также средством обеспечения общественной безопасности. Оно используется в целях предупреждения и пресечения правонарушений, привлечения правонарушителей к административной ответственности, наказания виновных, обеспечения общественной безопасности.

Рассматриваемое принуждение регулируется нормами административного права и является административно-правовым принуждением.

Административное принуждение (в отличие от судебного) характеризуется множественностью субъектов его использования. Его уполномочены применять многочисленные органы исполнительной власти и их должностные лица, в предусмотренных законодательством случаях суды и судьи, а также негосударственные организации и их представители (например, члены некоторых общественных формирований по охране правопорядка).

Реализация мер административного принуждения не связана (в отличие от дисциплинарного принуждения) со служебными отношениями сторон правоотношения. Принуждение применяется к тем, кто не находится в непосредственном служебном подчинении у субъекта применения административного принуждения. Оно может применяться к физическим, должностным и юридическим лицам.

Меры административного принуждения используются в целях обеспечения соблюдения и защиты тех административно-правовых и иных норм права (финансового, природоохранитель-ного и др.). которые содержат общие правила поведения в сфере государственного управления, например норм законов, предусматривающих административную ответственность. За нарушение норм актов, имеющих ведомственное значение, меры административного принуждения не применяются.

Административное принуждение как метод управления состоит в психическом, материальном или физическом воздействии на сознание и поведение людей.

Психическое принуждение воздействует на волю, эмоции, разум, т.е. на психику личности, формирует ее волю, склоняет к требуемому общественному поведению путем угрозы применения насилия или каких-либо других мер воздействия, могущих повлечь невыгодные последствия для личности. К психическому принуждению относятся, например, официальное требование сотрудника милиции о недопустимости противоправного поведения; предупреждение, вынесенное в установленной форме, за совершение административного правонарушения гражданином или должностным лицом и др.

Материальное принуждение воздействует на поведение личности, на должностных и юридических лиц через принадлежащие им денежные средства и имущество. Оно выражается в определенных ограничениях владения, распоряжения и пользования имуществом; в лишении некоторых материальных благ, имеющихся в распоряжении владельца; во взыскании с правонарушителя денежных сумм — штрафа и др.

К физическому принуждению относятся такие меры, которые непосредственно воздействуют на личность, ограничивая ее свободу действий, пресекая противоправное поведение. Так, скажем, производя задержание лица, совершившего административное правонарушение, сотрудник милиции лишает его в течение установленного законом срока свободы передвижения; посредством применения к нарушителю боевых приемов, наручников и других специальных средств, а также оружия работником милиции пресекаются противоправные действия нарушителя и т.п.

Административное принуждение, применяемое в управленческой деятельности, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Вместе с тем оно не лишено устрашающего и карательного свойств.

Меры административного принуждения могут применяться как в отношении правонарушителей, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреждения правонарушений, наступления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях).

Виды, административного принуждения. Исходя из целей использования, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административного принуждения, последние подразделяются на четыре группы: меры административного предупреждения (административно-предупредительные меры); меры административного пресечения (административно-пресека-тельные меры); меры административно-процессуального обеспечения; меры административного взыскания. Выделяются также в качестве особого вида принуждения административно-правовые восстановительные меры принуждения, которые применяются в целях возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей .

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.