Некоторые психологические школы изучения личности
Психологические теории личности
Понятие о личности в психологии.Рассмотрим сначала ряд понятий — «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Эти понятия не тождественны по содержанию: каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека.
Человек — это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени развития живой природы — к человеческому роду.
В понятии «индивид» выражена родовая принадлежность человека, то есть любой человек (и новорожденный, и взрослый на стадии дикости, и высокообразованный житель цивилизованной страны) — это индивид. Но, появившись на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Личность — это важнейший социальный признак человека. Если человек — носитель самых разных свойств, то личность — это основное его свойство, в котором проявляется его общественная сущность. Личность выражает отнесенность человека к определенному обществу, определенной исторической эпохе, культуре, науке и т.д.
В понимании С. Л. Рубинштейна личность — это основная психологическая категория, определяемая через триединство: чего хочет человек, что для него имеет привлекательность (так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы), что может человек (его способности, дарования) и, наконец, что есть он сам (какие из тенденций, установок и способов поведения закрепились в его характере).
Личность — это всегда индивид, но индивид не всегда является личностью. Для того чтобы стать личностью, индивид должен развить в себе тот природный потенциал, который заложен в нас генетически. Это происходит только в условиях социальной общности, в процессе общения и деятельности, на основе реализации психологического принципа единства сознания и деятельности.
Индивидуальность проявляется в свойствах темперамента, особенностях эмоционально-волевой сферы, в способностях и индивидуальном стиле деятельности, в качестве и интенсивности познавательных процессов (ощущение, восприятие, представление, воображение, память, речь, мышление, внимание).
Некоторые психологические школы изучения личности
Управленческая психология осмысливает различные подходы к пониманию человеческой личности: психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология, гештальтпсихология, когнитивная психология.
Психоанализ (Фрейдизм) основывается на теорииавстрийского учёного Зигмунда Фрейда (1856—1939), сформулировавшего психологическую концепцию о том, что личность человека состоит из трех структур или уровней: «ОНО», «Я», «СВЕРХ-Я».
«ОНО» — бессознательная часть психики, биологически врожденные инстинктивные влечения: агрессивные и сексуальные. Будучи бессознательным и иррациональным, «ОНО» подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье - главные цели в жизни человека.
Второй принцип поведения — гомеостаз — тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень «Я» (ЭГО) сознания находится в состоянии постоянного конфликта с «ОНО», подавляет сексуальные влечения.
Уровень сознания формируется под влиянием общества. На «Я» воздействуют три силы: «ОНО», «СВЕРХ-Я» и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. «Я» старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу «реальности».
«СВЕРХ-Я» служит носителем реальных стандартов. Это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если «Я» примет решение или совершит действие в угоду «ОНО», но в противовес «СВЕРХ-Я», то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести.
Таким образом, опираясь на научные данные и анализ собственного опыта врача-психиатра, Фрейд пришел к выводу, что на поведение человека оказывают влияние не только его рациональное мышление, но и иррациональные проявления его психики. Речь идет о разного рода психологических импульсах и влечениях, направленных на удовлетворение инстинктов человека, прежде всего инстинкта самосохранения и полового инстинкта.
Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера (1870-1937). В соответствии со взглядами А.Адлера, формирование характера лица происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период человек переживает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают комплекс неполноценности, служащий основой внутренних конфликтов личности.
Адлер, раскрывает два пути преодоления (то есть компенсации комплекса неполноценности) таких конфликтов. Во-первых, это развитие "социального чувства", социального интереса. Развитое "социальное чувство" в конце концов обнаруживается в интересной работе, нормальных отношениях и т.п. Неразвитое социальное чувство имеет разные отрицательные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т.п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение преимущества над другими. Компенсация комплекса неполноценности с помощью стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления:
а) адекватная компенсация, если его содержание отвечает социальным интересам (спорт, музыка, творчество и т.п.);
б) надкомпенсация, если происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеет ярко выраженный эгоистический характер (жадность, равнодушие и т.п. );
в) мысленная компенсация, если комплекс неполноценности компенсируется болезнью, обстоятельствами или другими факторами, не зависимыми от субъекта.
Учение об экстраверсии и интраверсии Карла Юнга (1875-1961). К.Юнг в объяснении внутренних конфликтов исходит из признания конфликтной природы установки личности. Он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из наиболее убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Главным в типологии Юнга является направленность - экстраверсия или интраверсия. Именно она определяет установку личности, которая в конце концов и обнаруживается во внутреннем конфликте.
Так, экстраверт, прежде всего, ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир соответственно внешнему, интраверт же погружён в себя. Для него самое главное - мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Экстраверт более склонен к внутреннему конфликту, чем интраверт.
Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение), или психология поведения, появился в США в начале прошлого века. Его основатель Джон Уотсон (1873—1958) сформулировал кредо бихевиоризма: «Предметом психологии является поведение». Бихевиоризм предлагает исследовать психологические явления объективно. Вместо анализа субъективных ощущений, восприятий, образов и т.д. он предлагает изучать поведение других людей, т.е. как человек реагирует на те или иные воздействия внешней среды, которые Уотсон называет стимулами. Отсюда схема анализа S-R (стимул-реакция).
Формула «стимул-реакция», S-R, являлась ведущей в бихевиоризме. Закон эффекта Торндайка уточняет: связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Подкрепление может быть положительным (похвала, получение желаемого результата, материальное вознаграждение и т.п.), поведение человека вытекает чаще всего из положительного подкрепления, но иногда преобладает желание избежать прежде всего отрицательного подкрепления (наказания, боли и т.п.).
Если бихевиористы ограничиваются изучением реакции организма на внешние раздражители — стимулы и, по сути, игнорируют сами психические процессы, то представители гештальтпсихологии(от нем. Gestalt — форма, организация, вид, образ), прежде всего немецкие психологи Макс Вертгеймер (1880-1943), Вольфганг Келлер (1887-1967), К. Левин (1890—1947), главное внимание обращают на внутреннюю психическую деятельность человека. В психологии понятие «гештальт» употребляется в смысле «организационного целого», целостной структуры, свойства которой не сводятся к сумме свойств её частей.
Характерными идеями гештальтпсихологии являются:
· идея образа как целостного представления;
· идея изоморфизма, указывающая на структурное подобие психических и объективных материальных процессов;
· идея ассимиляции и контраста, используемая при характеристике восприятия человека человеком.
Экспериментально гештальтпсихология исследовала процессы психических образований при восприятии и мышлении. Разработанная К. Левиным динамическая теория личности исследовала потребности, аффекты (эмоции), волю человека.
Когнитивный(лат. cognitio — знание, познание) подход к личности выступает против бихевиористских представлений о человеке. Когнитивная психология как научная школа оформилась в США в середине 60-х годов. Видными представителями её являются У. Найссер, Дж. Келли, Г. Саймон.
Когнитивное направление подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Согласно основным идеям когнитивной психологии любой человек — это своеобразный исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний, делающий вывод на основе своего прошлого опыта и строящий предположения о будущем.
Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Разница состоит в том, что люди интерпретируют события под разным углом зрения.
Предмет исследования когнитивной психологии составляют психические познавательные процессы: ощущения, восприятие, воображение, память, речь, мышление, интеллект.
В обобщенном виде основные направления изучения личности человека представлены следующим образом:
Направление психологии
| Предмет исследования
| Бихевиоризм
| Поведение
| Фрейдизм
| Бессознательное
| Гештальтпсихология
| Целостные структуры психики
| Гуманистическая психология
| Личность Индивидуальность
| Когнитивная психология
| Познавательные процессы
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|