Сделай Сам Свою Работу на 5

Часть 3. Результативность профессиональной деятельности





Контингент воспитанников Реабилитационного центра, с которыми я работаю – молодые мужчины от 18 до 40 лет, характеризуются стойким нарушением всей психической деятельности. Основной вид мыслительной деятельности, которым они обладают – конкретное мышление, любую полученную информацию воспринимают упрощенно, изменяют последовательность смысловых звеньев. Восприятие отличается бедностью и фрагментарностью, не позволяющей получить точное представление об окружающем мире, поэтому им трудно дается умение сравнивать и обобщать. Внимание не стойкое, не целенаправленное, достаточно трудно переключаемое. Память реабилитантов в основном кратковременная, отсутствует точность запоминания. Практически все воспитанники имеют отклонения в речевом развитии. Словарный запас бедный, Используют в основном слова, обозначающие предметы и действия, почти не употребляют прилагательные. Фразы односложные, с большим количеством грамматических погрешностей: неправильное согласование слов, неточное употребление предлогов и союзов. Эмоционально-волевая сфера отличается незрелостью, нестабильностью чувств, крайним характером проявления радости, огорчения, веселья. Психомоторное недоразвитие проявляется в плохой сформированности тонких и точных движений, в двигательной расторможенности, неуклюжести.



Я работаю с группой реабилитантов в количестве 24 человек, с медицинскими диагнозами – умственная отсталость по общепринятой международной классификации болезней 10 пересмотра кодирования медицинских диагнозов, разработанной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1994г., обозначенной в разделе «Психические расстройства поведения» под шифром F70-F79, (F70 легкая, F71 умеренная).

Общие сведения о воспитанниках группы

№ п/п Фамилия, имя, проживающего Дата, год рождения Основной диагноз Сопутствующий диагноз
А. Игорь 17.11.78 F-71 Порок сердца (врожденный)
А. Александр 17. 03.75 F-71 Множеств. пороки развития лица
А. Михаил 27.05.66 F-71 Астигматизм, косоглазие
Б. Игорь 09.05.73 F-71 Астигматизм
Г. Сергей 25.02.73 F-71.09 Хр. вирусный гепатит «С»
И. Александр 16.10.80 F-70.01 Аффективная неустойчивость. част. арт. зрительного нерва
И. Валентин 10.04.77 F-70 ----
К. Иван 14.05.77 F-70.01 Аффект. неустойч. Сколиоз позвоночника
К. Сергей 16.09.76 F-71 Аффективная неустойчивость
К. Сергей 30.05.85 F-71 ---
К. Сергей 26.08.72 F-07 ---
К. Александр 14.07.79 F-70.07 Варусные стопы
К. Сергей 27.10.74 F-71 судорожный синдром
Л. Михаил 10.06.75 F-70 стигматизм
М. Анатолий 09.09.76 F-70 ---
М. Алексей 07.07.75 F-71 Сходящееся косоглазие
М. Валерий 17.02.76 F-71 ---
М. Игорь 22.09.69 F-71 ---
О. Алексей 02.02.78 F-71 Хронический средний отит
П. Олег 03.04.84 F-70 Атрофия сосудов клетчатки
П. Сергей 20.11.74 F-70 Гидроцефалия
Р. Максим 21.08.85 F-71 Миопия, косоглазие
Т. Николай 12.10.83 F-70 С нарушением поведения
Ч. Денис 23.11.79 F-70 Гиперметропия

Характеристика воспитанников группы:



 

Воспитанники поступили в Реабилитационный центр УСО ПНИ №10 из разных детских домов интернатов города по достижению 18 лет и старше.

Основной медицинский диагноз: олигофрения в легкой и умеренной степени умственной отсталости, осложненная сопутствующими заболеваниями в разных сочетаниях – ДЦП, астигматизм, сколиоз позвоночника и др.

Из 24 воспитанников 4человека имеют родителей и изредка общаются с ними. Все 24 реабилитанта пребывают на постоянном проживании в интернате.

Недееспособные – 2 человека.

Имеют II группу инвалидности - 23 человека;

Имеют III группу инвалидности – 1 человек.

Трудовая деятельность:



- Работают в городе - 12 человек;

- Работают в ЛПМ - 2 человека;

- Работают в АХЧ - 7 человек;

- Временно не работает - 1 человек;

- Учится в ПРЦ - 1 человек;

- Учится в ПРЛ - 1 человек.

 

Особенности поведения:

- Имеют вредные привычки – 20 человека;

- С трудом вступают в контакт – 0 человек;

- Легко вступают в контакт – 24 человек.

Степень сформированности социального опыта:

 

Адаптация человека с ограниченными умственными способностями, его здоровье и развитие зависит не только от правильного питания, режима дня и т.п., но и психологического комфорта, индивидуального подхода к нему с учётом его психологических, личностных особенностей. Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности. В условиях, где нет материнской заботы, полноценной семьи у лиц с ограниченными возможностями, интеллектуальная недостаточность многократно усиливает нарушения и своеобразие развития, свойственные сироте.

В период знакомства с воспитанниками и изучения их особенностей развития, обнаружила недостаточные знания и умения по самообслуживанию, по правилам гигиены, по умению общаться друг с другом, быть терпеливыми, взаимовежливыми, правдивыми, ответственными за свои поступки. Коррекционно-воспитательная работа – является неотъемлемой частью всей системы социально-педагогической работы с воспитанниками Реабилитационного центра. Основной целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания является: качество жизни воспитанника, снижение уровня тревожности, повышение психологической комфортности, адекватная социальная адаптация и дальнейшая интеграция в общество. План коррекционно-развивающего обучения и воспитания составлен на основании программы: «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» Е.Д. Худенко, Москва, 2007г.

Непосредственной моей работой является корекционно-развивающая работа.

Цель: Создать условия для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала воспитанника и формирование его познавательных качеств.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

Образовательные: формировать у воспитанников систему знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности; развивать познавательную активность; расширять практический опыт с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого реабилитанта.

Воспитательные: формировать эмоционально-положительное отношение к окружающим людям, воспитывать желание сотрудничать, уважать чужие интересы, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях; развивать навыки общения; воспитывать патриотические чувства и любовь к Родине.

Коррекционно-развивающие: формировать способы усвоения социального опыта реабилитантов с ограниченными возможностями здоровья; взаимодействовать с людьми и предметами окружающей действительности для становления целостной системы знаний, умений, навыков.

Основной формой организации коррекционно-развивающего обучения и воспитания является занятие. Направлениями моей работы, согласно утвержденного календарного плана, являются: «Основы социализации и общения; Трудовое воспитание» и «Охрана здоровья и физическое развитие», а так же организация досуга реабилитантов.

Эффективность современного занятия обеспечивается реализацией его задач: образовательной, воспитательной, коррекционно-развивающей.

Так в направлении «Основы социализации и общения; Трудовое воспитание» основной целью является:

- Способствовать формированию сплоченного коллектива воспитанников, знакомство и отработка общепринятых норм поведения в наиболее типичных ситуациях – класс, группа, столовая, спальня, улица, магазин и т.п.

Задачи: Образовательные: Сформировать у воспитанников целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности; вооружить воспитанников основными трудовыми навыками по уходу за собой, своим жилищем; воспроизводить социальный опыт в общении и деятельности, в реалиях предметного мира, в явлениях собственной и общественной жизни.

Воспитательные: Сформировать личностные качества: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементы трудовой культуры: организацию труда, экономное и бережное отношение к оборудованию, строгое соблюдение правил работы и гигиены труда. Адекватно вести себя в знакомых ситуациях на прогулке, в группе, общественных местах, используя практический опыт взаимодействия с людьми и предметами окружающего мира.

Коррекционно-развивающие: Развивать внутреннюю убежденность в востребовании реабилитанта обществом, навыки ориентированного поведения в различных знакомых и не знакомых ситуациях; трудовые навыки, направленные на практическую подготовку к самостоятельной жизни и труду.

Цель занятий в направлении « Охрана здоровья и физическое развитие»:

- Создать условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, мотивации на здоровый образ жизни.

Задачи: Образовательные: Способствовать формированию у воспитанников системы профилактических умений по охране здоровья, привить навыки самосохранения.

Воспитательные: Формировать потребность в физических упражнениях, ответственность за свое здоровье, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Коррекционно-развивающие: Развивать эмоционально-волевую сферу, практические навыки и приемы, направленные на сохранение и укрепление здоровья в повседневной жизни.

Предполагаемые результаты обучения и воспитания по разделу: «Охрана здоровья и физическое развитие»:

· Воспитанники соблюдают режим дня;

· Владеют культурно-гигиеническими навыками;

· Имеют представления о необходимости заботливого и внимательного отношения к своему здоровью;

· Владеют правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях;

· Перечисляют полезные для здоровья человека продукты;

· Соблюдают правила хранения пищевых продуктов;

· Знают гигиенические требования к жилому помещению;

· Имеют представления о физических потребностях своего организма, адекватных способах их удовлетворения;

· Знают вредные факторы курения, вредное влияние алкоголя, токсических и наркотических веществ на здоровье человека; социальные последствия вредных привычек;

· О способах борьбы с вредными привычками.

 

Я считаю, что при осуществлении коррекционно-воспитательной работы в направлении «Основы социализации и общения; Трудовое воспитание», реабилитанты освоили предполагаемые результаты знаний, умений и навыков, такие как:

· Имеют временные представления (о временах года, об их последовательности, о времени суток, о днях недели);

· Различают части головы и тела;

· Адекватно ведут себя в процессе выполнения режимных моментов;

· Рассказывают о содержании деятельности людей различных профессий (учитель, врач, продавец, повар, почтальон, парикмахер, шофер и др.);

· Узнают и показывают на картинках людей различных профессий;

· Выделяют отдельные предметы и их группы: посуда, мебель, одежда, обувь, транспорт, продукты, аудио и видео техника;

· Различают виды почтовых отправлений;

· Определяют виды транспорта по способу передвижения и по назначению;

· Соблюдают правила дорожного движения; культурно ведут себя в общественных местах;

· Определяют виды и стоимость различных товаров;

· Знают значение выполнения правил личной гигиены для здоровья и выполняют их;

· Соблюдают правила хранения вещей индивидуального пользования;

· Знают правила вызова врача и умеют оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, ушибах, порезах;

· Умеют комплектовать домашнюю аптечку;

· Определяют виды жилых помещений в квартире городского типа;

· Знают правила эксплуатации утюга, пылесоса, холодильника;

· Соблюдают технику безопасности при работе с бытовыми приборами;

· Знают правила пользования телефоном, номера телефонов для вызова спецслужб;

· Получают удовольствие от результатов своего труда;

· Замечают непорядок в одежде, обуви, в знакомом помещении, на знакомой территории и устраняют его;

· Воспроизводят практические действия, необходимые для наведения порядка в своем жилом помещении;

· Умеют накрывать на стол, знают названия и виды посуды, умеют ее мыть, используя моющие средства;

· Умеют стирать свои личные мелкие вещи;

· Умеют самостоятельно аккуратно заправлять кровать;

· Ответственно относятся к обязанностям дежурного по комнате.

Молодые люди с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми формы художественно - эстетического освоения мира используются не только как средство их художественной культуры, но и оказывают на них развивающие и лечебное воздействие, шансом реализоваться в этом мире, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Для достижения целей и задач организации досуга я использую следующие формы работы с реабилитантами:

· работа с бумагой и ИЗО деятельность;

· лепка из пластилина;

· игровые спортивные соревнования;

· различные конкурсы, игры, забавы;

· литературные викторины;

· музыкальные шкатулки;

· Экскурсии;

· Индивидуальная работа и др.

 

Досуговые занятия решают такие задачи, как:

v Образовательные:

- раскрыть творческие способности и возможности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;

- формировать умение организовывать свой досуг в соответствии с личными предпочтениями;

- уметь расширять спектр интересов (самостоятельно или при поддержке со стороны);

v Воспитание нравственно – волевых качеств:

- формирование отношения к труду и умение трудиться;

- потребность и умение доводить начатое дело до конца;

- способность объединяться для общего дела и стремление помочь друг другу;

- чувство ответственности, желание преодолевать трудности;

- привитие навыков коммуникативной культуры;

v Коррекционная направленность обучения:

- развитие мелкой моторики и координацию движений рук;

- развитие внимания, наблюдательности, воображения, мышления, памяти;

- коррекция психоэмоционального состояния реабилитанта;

- снять эмоциональную зажатость и напряжение, тем самым способствовать развитию их способностей;

- расширение кругозора и возможность самовыражаться.

В своей педагогической деятельности я стараюсь вариативно применять наиболее приемлемые для практического использования для данного контингента воспитанников методы обучения и воспитания: рассказ, беседа, диалог; круглый стол; опрос, совместная деятельность, показ, метод мотивации и стимулирования, наблюдения, ситуации творческого поиска, создание игровых ситуаций. Я считаю, что создание ситуаций успеха, особенно важно в работе с людьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванную нарушениями в психическом развитии. А при совместной деятельности налаживаются контакты и складываются более доверительные отношения между педагогом и воспитанниками.

Основной упор в индивидуальной работе с реабилитантами направлен на реализацию личностно-ориентированного подхода, создание «ситуаций успеха», оказание индивидуального воздействия, восстановления в воспитанниках веры в свои силы, способность к достижению успеха, убежденность в своей значимости, уверенности во взрослых, находящихся рядом с ними. В основу работы по индивидуальному сопровождению воспитанника положены: развитие и коррекция психических функций, эмоционально-личностной и познавательной сферы, формирование адекватной самооценки, совершенствование навыков самообслуживания и конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, профилактика здорового образа жизни и профориентация.

Индивидуально работаю с реабилитантами по ликвидации их пробелов в знаниях, умениях, навыках. Например, обучение пользоваться мобильным телефоном, отработка порядка и названий дней недели, заучивание стихов к празднику, чтение отрывков из книги Д. Брайзер «Как бросить курить для «чайников». М.: Диалектика, 2008 и др. При индивидуальной работе с воспитанниками, стараюсь учитывать их постепенное продвижение и овладение умениями и навыками. При этом успехи и достижения сравниваются с исходными возможностями самого реабилитанта, учитывая его ограниченные возможности здоровья.

Например, с новоприбывшим из детского дома интерната №4 Максимом И. проводится пошаговая индивидуальная работа в обучении игре в домино. Его стремление и желание научиться играть в домино и посоревноваться с другими ребятами (мотивация), уже приводит к тому, что Максим, хоть и с ошибками, но пытается целенаправленно просчитывать ходы и стремиться, не просто сыграть несколько партий, но и выиграть. Моя скрытая помощь, (чтобы не ранить человека грубым и неосторожным словом: «не так, ты не умеешь») выражается в небольших, незаметных подсказках (если у тебя есть несколько одинаковых фишек, то ты можешь перекрыть мне ход, и мне придется идти в «магазин»). Даже такая, казалась бы несложная игра в домино, вызывает довольно большие трудности в обучении и занимает продолжительное время, что требует огромного терпения педагога и умение удержать заинтересованность самого ученика.

Приведу другой пример групповой работы. Для создания коллективных творческих работ (представлены в иллюстративном материале), часто требуется отработка умений и навыков вырезать из бумаги строго по намеченной линии. Для этого нужно:

- знать и перед каждым занятием напоминать правила и технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами;

- иметь развитую мелкую моторику рук;

- уметь правильно держать ножницы, неширокими движениями ровно по намеченной линии их вести.

Казалось бы, ну что сложного и кто же не умеет резать ножницами? А вот люди с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта, с которыми я работаю, не все владеют простейшей техникой вырезания из бумаги. У них наблюдается скованность и зажатость кисти и пальцев, дрожание рук и плохое зрение. Конкретно при индивидуальной работе с Мишей А. по обведенному им трафарету рыбы, при вырезании, Миша отрезал рыбе хвост. На вопрос, специально или ошибочно ты это сделал, Миша ответил, что хвост ему мешал вырезать дальше. Для достижения результатов требуется не однократные занятия, а терпеливые, целенаправленные комплексные подходы. На протяжении многих индивидуальных и групповых занятий по вырезанию из бумаги, могу сказать, что наблюдается положительная динамика в этом умении и навыках у Олега П., Николая К., Михаила. А. С Александром А. и Денисом Б. предстоит еще работать, так как у них не хватает терпения и внимательности, а так же умения доводить до конца начатую работу.

Группа реабилитантов, с которыми я непосредственно работаю, характеризуется разным уровнем нарушения всей психической деятельности, особенно отчетливо видимым в сфере познавательных процессов, развитии эмоционально-волевой сферы и интеллекта. За отчетный период из 24 человек осталось 21человек. Трое воспитанников получили комнаты и выписались из интерната на постоянное место жительство в город. В ближайшее время планируют получить комнаты еще четверо реабилитантов. Я считаю, что моя работа с воспитанниками приносит свои результаты, так как оправдывает цель коррекционно-развивающего обучения и воспитания, социализация реабилитантов в общество, развитие у них трудовых умений и навыков, направленных на практическую подготовку к самостоятельной жизни в городе. Иван К. и Виктор Ф. успешно трудятся на протяжении нескольких лет обувщиками и проживают в полученных комнатах. Но своих товарищей по интернату не забывают, часто звонят и приезжают к ним в гости. Многие проживающие интерната очень часто, не только по праздникам и воскресеньям посещают Свято Троицкую домовую церковь при Александровской больнице № 17, церковь в честь иконы Иверской Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Воспитанники делятся своими впечатлениями и утверждают, что вера вселяет в них уверенность в своих силах, помогает примириться со своим положением в обществе и успокаивает душевно.

 

Для эффективного решения поставленных задач по всем направлениям, проводимой мной коррекционно-воспитательной работы, я стараюсь организовывать свою педагогическую деятельность на системной основе, которая строится в соответствии с такими принципами педагогики, как:

· принцип развивающего обучения – предлагаемые задания и упражнения должны быть направлены не только на имеющийся в данный момент уровень умений и навыков, а опережать его, требовать приложения усилий для овладения новыми знаниями;

· принцип воспитывающего обучения – работа должна обязательно предусматривать и решение воспитательных задач, например, воспитание настойчивости, терпеливости, выдержки и т.п.;

· принцип систематичности – последовательное усложнение содержания, связь нового с уже усвоенным материалом, повышение требований к уровню качеств по мере их развития;

· принцип сознательности и активности – сознательное отношение к предлагаемым заданиям увеличивает их усвоение, воспитывает самостоятельность, инициативу;

· принцип индивидуального подхода – основывается на учёте разного уровня умственного развития воспитанников, и требует дифференцированного отношения, гибкости в подходе к каждому реабилитанту.

А так же: добровольность, взаимодействие и сотворчество. Поэтому, учитывая особенности здоровья реабилитантов, свою работу строю индивидуально или малыми группами по 3 – 6 человек, что как показала практика, является наиболее эффективным в достижении результатов совместной деятельности. Достижение ожидаемого результата от совместной деятельности педагога и реабилитанта возможно при выполнении ряда устоявшихся в педагогической деятельности истин:

а) Принимать человека таким, каков он есть. Все люди талантливы по своему, и важно этот талант найти и помочь его раскрыть. И здесь важно доверие, опора на имеющийся у воспитанника потенциал, поиск и развитие его дарований, способностей, стимулирование внутренних сил, чтобы на этом фундаменте он смог заняться самосовершенствованием.

б) Быть справедливым и последовательным в воспитании и обучении, ведь для людей с проблемами в развитии справедливость это условие их непосредственной защищенности. А педагогическая справедливость заключается в том, чтоб увидеть, пусть даже самую маленькую победу, даже если эта победа не над другими, а над самим собой, или просто отметить старание человека.

в) Быть примером для воспитанников, совершенствоваться самому, быть увлеченным занятиями творчеством. Всегда думать о своих воспитанниках, знать их конкретные проблемы, и находить способы и методы, с помощью которых эти проблемы, возможно, решить, уметь радоваться и восхищаться успехами своих воспитанников.

Для лучшего усвоения и закрепления материала реабилитантами и наиболее успешной своей профессиональной деятельности по осуществлению обучения и воспитания молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, считаю целесообразными составленные мной методические разработки и перечисленные ниже конспекты занятий:

· «Цикл занятий по практическому применению элементов здоровьесберегающих технологий для лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания в условиях Реабилитационного центра психоневрологического интерната".

Методическая разработка подготовлена и находилась в процессе апробации с февраля 2011г. Рассмотрена и принята на заседании МО «Социально – бытового направления №1» от 08 ноября 2012 года. Получено заключение на заседании экспертной комиссии от 24.01.2013г. Утверждена на заседании Методического совета № 2 от 28.02.2013г.

· «Наглядно – методическое пособие по обучению технике «Оригами» (складывание бумаги) для организации и проведения досуговой деятельности реабилитантов в условиях Реабилитационного центра психоневрологического интерната».

Методическая разработка подготовлена и находилась в процессе апробации с января 2011г. Рассмотрена и принята на заседании МО «Социально – бытового направления №1» от 08 ноября 2012 года. Получено заключение на заседании экспертной комиссии от 24.01.2013г. Утверждена на заседании Методического совета № 2 от 28.02.2013г.

См. приложении № 2.

 

Педагогический коллектив Реабилитационного центра УСО ПНИ № 10 работает над реализацией единой методической темы: «Совершенствование современных форм, методов обучения и воспитания как фактор формирования социально-психологической компетентности воспитанников УСО ПНИ – 10 в процессе абилитации, реабилитации и интеграции в общество».

Цель методической работы на 2012-2013учебный год: Создание условий для развития и саморазвития педагогических кадров через оказание действенной помощи педагогам в улучшении организации обучения и воспитания молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, внедрение в педагогический процесс современных инновационных педагогических технологий, повышение теоретического уровня и педагогической квалификации педагогов.

Я применяю здоровьесберегающие технологии в коррекционно – развивающем обучении и воспитании молодых людей с ограниченными возможностями здоровья по выбранной мною методической теме: «Зоотерапия – как средство формирования положительных - эмоционально волевых качеств и социальных мотивов поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья». Эта тема предполагает широкие возможности для применения в работе с реабилитантами. Целью, побудившей меня разрабатывать именно эту тему, явилось наблюдение, что почти все реабилитанты 5 отделения или заботятся об уже приобретенных животных, или проявляют интерес к ним, наблюдая, проходя мимо и глубоко в сердце, надеясь иметь верного, всей душою преданного настоящего друга. Поэтому, задачи моей деятельности, в рамках данной темы: продолжать расширять познавательную активность и интерес к животным, привитие бережного и гуманного отношения к ним, углубить умения и навыки содержать и ухаживать за питомцами.

В практической деятельности с реабилитантами зоотерапию мы стараемся охватывать всесторонне. Приведу примеры:

На прогулках мы наблюдали за повадками птиц и насекомых, их особенностями, вспоминали приметы изменения погоды по их поведению. Играли в подвижные игры: «Воробьи-вороны», «Кошки-мышки», «Летает - не летает» и др.

На занятии по теме «Лепка животных» вылепили целый зоопарк, при этом создалась непринужденная, дружеская обстановка с загадками, скороговорками, шутками, смехом.

При оформлении коллективной работы «Зоомир» газеты «Теневой зоопарк» и использовали вырезанные из журналов картинки с изображением животных, оригами кошек и собак. Каждый реабилитант проявил свою фантазию, творчество, высказал свое мнение, внес свои предложения. Воспитанники самостоятельно, с энтузиазмом планировали, что и как можно сделать еще, тем самым полностью оправдывая цель занятия и метода зоотерапии в целом.

На фото-стенде «Наши пушистые друзья» запечатлены реабилитанты со своими питомцами. Рассматривая эти фотографии, видим улыбки на лицах ребят, так часто находящихся в подавленном настроении.

Открытое занятие «Мы идем в зоопарк» прошло с активным участием воспитанников. Они читали стихи, описывали животных по картинке, рассказывали о своих питомцах, участвовали в сценке «Где обедал воробей?», с интересом включались в игровые ситуации.

Более тесный контакт с животными происходит в комнатах при общении, кормлении и уходу за ними. По моим наблюдениям, у проживающих 5-6 комнат и приходящим к ним в гости ребят, взгляд неосознанно направлен на клетки с птицами. Их веселое щебетание и забота о молодых птенцах вызывает особый интерес и улыбки реабилитантов. Юра Ц. вяжет крючком гнезда в домик не только для своих птиц, но и в другие комнаты и даже проживающим девочкам на 4 этаж.

Чаще всего по вечерам, после суетного дня, насыщенного эмоциями воспитанники внимательно следят взглядом за разнообразными рыбками в аквариуме 5-6 комнат у Дениса Ч., таким образом, подсознательно расслабляясь и успокаиваясь.

Недавно приобретенных в зоомагазине Дега (карликовых шиншилл) многие из ребят стараются подкармливать, принося из столовой, выделяя из своих порций лакомые для Дега кусочки.

Мне кажется, что если бы животным у наших реабилитантов было не комфортно, голодно и плохо, то не появлялись бы в неволе так часто новорожденные морские свинки, многочисленные кладки яиц и птенцов попугаев и амадин, которые редко размножаются в неволе.

В заключении можно сказать, что домашние животные могут играть особенно важную роль в жизни молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют проблемы при общении, которые не могут жить полноценной жизнью, имеют трудности с обучением. Такое лечение животными, если не исцеляет от тяжелых недугов, то в любом случае приносит радость. Иллюстративные материалы представлены в приложении № 6.

За многолетнее увлечение, оказание помощи и поддержки животным, плодотворную вклад в работу над темой: «Зоотерапия - как средство формирования положительного эмоционального фона и социальных мотивов поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья», мой воспитанник Цыркунов Юрий Александрович награжден Дипломом и денежной премией от Заместителя председателя Российского Союза ветеранов Афганистана, Депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председателя комиссии по делам ветеранов И.В.Высоцкого.

По результатам работы над темой: «Зоотерапия - как средство формирования положительного эмоционального фона и социальных мотивов поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья» подготовила и представила на Педагогическом совете №2 доклад-презентацию «Влияние зоотерапии на эмоциональную сферу молодых людей с ограниченными возможностями здоровья».

На Методическом объединении «Социально-бытовое направление №1» мною был подготовлен и зачитан доклад: «Зоотерапия - как средство формирования положительного эмоционального фона и социальных мотивов поведения у лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Никотинозависимость и табакокурение относится к одному из самых распространенных негативных медико-социальных проблем не только в интернатах, но и современного общества в целом. Табакокурение представляет серьезную опасность для здоровья населения и способствует развитию целого ряда хронических заболеваний, являясь причиной преждевременной смерти. По инициативе ВОЗ была принята рамочная конвенция по борьбе против табака, цель которой состоит в защите нынешнего и будущих поколений от разрушительных медицинских, социальных, экологических и экономических последствий потребления табака и воздействия табачного дыма. Она определяет меры, которые необходимо предпринять на национальном, региональном и международном уровнях, чтобы постоянно и существенно сокращать распространенность употребления табака и воздействия табачного дыма. Эта серьезная проблема коснулась и реабилитационного центра интерната. Директором нашего интерната, В.Г. Горденчуком, проводится курс лекций «Как быть здоровым?». На этих лекциях мы знакомимся с инновационными методами по борьбе с табакокурением. В рамках интерната неоднократно проводились акции по борьбе с курением и выставки рисунков «Мы за здоровый образ жизни». Я как воспитатель, часто провожу с воспитанниками беседы на темы: «Будь мудрецом, не кури!», «Вредные привычки», «Что можно купить вместо пачки сигарет» и др. Целенаправленно прививаю мотивацию на сохранение и укрепление здоровья, и ведение здорового образа жизни.

Еще одним негативным социальным явлением можно назвать использование в речи ненормативной лексики. Я считаю это бедой воспитанников мужского отделения, на котором я работаю. Поэтому по мере возможности ненавязчиво, но уверенно и верно наставляю реабилитантов отказаться от засорения своей речи. Результаты работы и проведенный метод опроса изложен ниже.

С 2010года, начала моей работы с реабилитантами, молодыми мужчинами с умственной отсталостью, я заметила, что все 24 воспитанников моей группы используют в своей речи ненормативную лексику. Поэтому одной из острых проблем для меня стала борьба не только с табакокурением, но и с искоренением (снижением частоты употребляемости в речи) ненормативной лексики. Используя метод опроса, так как не все реабилитанты умеют читать и писать, и метод анкетирования для воспитанников не подходит, я составила диаграмму, где отразила названные воспитанниками причины употребления в речи ненормативной лексики.

Рис. 1 Первичный опрос

На рисунке 1 приведены данные опроса на октябрь 2011 г.

Так как большинство воспитанников работают, то опрос я проводила в свободное от их работы время. Анализируя полученные данные можно сделать вывод, что использование в речи ненормативной лексики не считается для реабилитантов чем-то грязным и позорным. На вопрос: «Хотел бы ты отказаться от употребления в своей речи ругательств?» все воспитанники ответили отказом. Для борьбы с этой вредной привычкой я проводила индивидуальные доверительные и групповые (3-5 человек) беседы на тему: «Великий и могучий русский язык», «Брось ругаться, не позорь нацию», «Вредные привычки» и др. Проводился показ и обсуждение видеороликов. Беседы и дискуссии проводились в течение продолжительного времени с каждым воспитанником группы. Это не были занятия по всем правилам, так как следовало учитывать состояние усталости реабилитантов после работы и их отношение к поучающему взрослому как нужно жить и что говорить. Поэтому ненавязчиво, но уверенно и тактично, при случае на прогулке или в виде шуток в разговорах у нас происходили доверительные беседы.

Результаты наблюдения и повторного опроса показали, что у трех реабилитантов стало реже проскальзывать в речи «крепкое словцо», а при ругательствах рядом с персоналом, воспитанник опускал глаза и краснел. Прослеживается заметное снижение употребления ненормативной лексики после проведения индивидуальной работы и бесед. Изменение мотивации для отказа (уменьшения) употребления в речи после повторного опроса показало такие ответы воспитанников:

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.