Пути совершенствования государственной политики занятости в Республике Беларусь.
Государственное регулирование занятости в Республике Беларусь
Основные направления регулирования занятости в Республике Беларусь
Регулирование занятости в практике Республики Беларусь опирается на Государственные программы занятости населения, которые разрабатываются ежегодно Министерством труда совместно с другими заинтересованными министерствами, а также органами государственного управления, объединениями нанимателей и профсоюзами. Они утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Главными направления государственного регулирования занятости считаются:
-Устранение негативных явлений в обеспечении занятости;
-Закрепление положительных тенденций по ослаблению напряженности на рынке труда, сформировавшиеся в предыдущие годы при выполнении Программ занятости.[10, с.246]
По сложившейся практики приоритет отдается созданию новых рабочих мест, содействию развитию малого бизнеса (самостоятельной занятости), подготовке и переподготовке кадров, развитию системы общественных работ, обеспечению мер по повышению адресной защищенности от безработицы, особенно социально уязвимых слоев населения, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда.
Общими принципами государственного регулирования занятости, принятыми в документах МОТ, являются следующие:
-Добровольная занятость;
-Равные возможности занятости для всех граждан;
-Содействие трудовой мобильности;
-Социальное партнерство как осуществление государственной политики при взаимодействии с профсоюзом и союзом работодателей;
-Обеспечение социальной защиты в сфере безработицы.
Государство может использовать два типа регулирующего воздействия на сферу занятости: пассивный, активный.
При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Политика пассивного типа осуществляется в двух основных формах:
-Социальное страхование по случаю потери работы; оно предусматривает пособие по безработице, выплачиваемые, как правило, с учетом прежнего заработка и существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют более чем в 70% развитых стран и являются основными источниками помощи при потере работы;
-Вспомоществование – применяется чаще по отношению к длительно безработным в виде материальной помощи. Конкретные размеры выплат пособий по безработице могут быть разными. Так, в Японии они составляют 60-80% от заработка, во Франции – 40%, в США – 50%. Срок, в течение которого выплачивается пособие, тоже разный: в США – 7 месяцем, в Германии – 14. В республике Беларусь по Закону о занятости (статья 18) пособие по безработице выплачивается безработным, не получающим других пособий и пенсий, со дня обращения в службу занятости. Размеры колеблются от 100-90-70% в последующие 13 календарных недель до 75-70-50% в последующие 13 календарных недель в зависимости от ряда условий.
Активный тип регулирования занятости и воздействия на безработицу означает активное воздействие на состояние рынка труда. Государство использует при этом два основных метода воздействия: метод повышения спроса на рабочую силу; метод сокращения предложения рабочей силы.
Повышение спроса на рабочую силу осуществляется как через меры общеэкономического характера, так и через меры по созданию нетипичной занятости.
Общеэкономическими мерами повышения спроса рабочей силы выступают:
-Установление большей свободы и самостоятельности работодателей в решении вопросов занятости (условия приема – увольнения, графики работ и т.п.);
-Становление льготного налогообложения там, где необходимо увеличение спроса рабочей силы;
-Кредитные льготы для тех предприятий, которые повышают спрос на рабочую силу;
-Государственные выплаты предприятию за новые рабочие места;
-Установление дотаций при обеспечении занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежь, инвалиды);
-Обучение и переобучение. [5, с.134]
Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются:
§ Общественные работы;
§ Надомные работы;
§ Разделение рабочего места;
§ Занятость по вызову и др.
Общественные работы, используемые все шире, берут свое начало с «великой депрессии». Они появились в США там, где существовала необходимость трудоемких работ, не требующих специальной квалификации. Затем общественные работы стали проводиться и в социальной сфере: уход за инвалидами, престарелыми, дошкольниками. Главная их цель – включение безработных в активную трудовую деятельность. Занятые на общественных работах получают заработную плату, как правило, не меньшую чем 1/3 средней по стране.
Общественные работы – это общедоступные виды временного трудоустройства, не требующие специальной профессиональной подготовки, выполняемые на основе трудового договора и содействующие включению безработного в сферу трудовой активности.
Меры по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда проводятся по следующим направлениям:
§ Расширение программ по подготовке кадров, включая общеобразовательную и профессиональную подготовку. Квалифицированные кадры – один из главных источников роста эффективности экономики. Известно, что вложения средств в кадровые ресурсы способны приносить экономический эффект, сравнимый с инвестициями в новые технологии. Но последние дают действительно высокий результат только при условии, что они сопряжены с соответствующими вложениями в подготовку кадров, в человеческий капитал.
§ Повышение пособий и сроков отпуска по уходу за детьми. Это также должно способствовать некоторому оттоку рабочей силы с рынка труда.
§ Введение учебных и творческих отпусков. Эта мера, способствуя сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечивает ее большую продуктивность завтра.
§ Увеличение пенсий. Повышение материального благосостояния людей пенсионного возраста оттягивает с рынка труда определенную долю рабочей силы старшего возраста.
§ Введение частичных и досрочных пенсий при сокращенном режиме работы или при досрочном оставлении ее. Такие меры также способны снизить давление предложения рабочей силы на рынке труда.
Все эти методы проведения активной политики широко поддерживаются со стороны МОТ, в частности в Конвенции №142 и в Рекомендациях №150. [5, с.136]
Пути совершенствования государственной политики занятости в Республике Беларусь.
К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:
1) снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
2) создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
3) достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
4) повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Для достижения эффективной занятости в стране требуется определенное время и дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств недостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. [15]
Неспособность рынка труда при несовершенном его типе самостоятельно, автоматически саморегулироваться вызывает необходимость его подрегулирования. Субъектом таких действий становится государство, которое проводит специальную политику занятости. Под государственной политикой занятости понимается система принципов и мер, направленных на обеспечение и содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения. Она опирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковыми согласно Закону о занятости признаны:
1. обеспечение равных возможностей в трудоустройстве всем трудоспособным гражданам Республики Беларусь;
2. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
3. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
4. содействие и поощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
5. принятие мер содействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
6. участие профсоюзов и союзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии с государственными органами;
7. международное сотрудничество в решении проблем занятости. [3, с 226-227]
Применительно к сегодняшним условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижение потребности населения в рабочих местах и так далее.
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
объекту воздействия (общие меры и специализированные);
источникам финансирования.
К методам воздействия на занятость можно отнести:
1) прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры;
2) косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политики.
Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в сфере занятости:
1) пассивный;
2) активный.
Пассивная политика занятости - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие предприятия.
Активная политика занятости - это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия, связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.
Помощь в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для безработных, так и для работодателей. Как рыночная структура, биржа труда выполняет многообразные функции.
Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются на профессии широкого профиля, во втором - на специфику предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.
Программы общественных работ действуют во многих странах. Задачи организации общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы. Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством. Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической деятельности. Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на получение профессионального образования, помощь при поступлении на работу. Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны МОТ (Конвенция №142). [16, с 234]
Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение имеет государственное регулирование рынка труда. Учитывая опыт развитых стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы.
К основным проблемам обеспечения занятости населения относятся:
1) снижение безработицы среди групп населения, наиболее уязвимых на рынке труда, и усиление мер по их государственной поддержке;
2) создание условий для эффективной занятости жителей проблемных населенных пунктов и регионов;
3) достижение соответствия профессионально-квалификационного состава работников потребностям развития национальной экономики;
4) повышение территориальной мобильности рабочей силы.
Для достижения эффективной занятости в стране требуется определенное время и дополнительные финансовые средства, но только лишь финансовых средств недостаточно. Необходимо выработать концепцию и программу государственного регулирования занятости населения, в которых бы нашли отражение пути и способы стимулирования занятости в приоритетных отраслях экономики, повышение конкурентоспособности рабочей силы, поддержки малого предпринимательства, содействия занятости граждан, не конкурентоспособных на рынке труда. [16]
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|