Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное финансирование кинематографии





Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» от 22 августа 1996 г.

Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 126-ФЗ), который до настоящего времени является главным нормативно-правовым актом, регламентирующим деятельность органов исполнительной власти в сфере кинематографии и порядок взаимодействия этих органов с организациями кинематографии при осуществлении поддержки производства, проката и продвижения фильмов, проведения киномероприятий, направленных на пропаганду отечественного киноискусства, реализации других мер, нацеленных на сохранение и развитие кинематографии.

Федеральным законом № 126-ФЗ установлено, что кинематография Российской Федерации, являясь неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства.

В соответствии с законом государственная политика в области кинематографии основана на следующих принципах:

· признание кинематографии областью культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы;



· ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии;

· создание населению условий для доступа к произведениям кинематографии;

· взаимодействие в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности.

 

Законом определены следующие направления государственной поддержки кинематографии:

· частичное государственное финансирование производства, проката и показа национальных фильмов, в том числе создания национальных фильмов для детей и юношества и национальных фильмов-дебютов;

· сохранение и развитие материально-технической базы кинематографии;

· создание условий для проката и показа национальных фильмов;

· реализация образовательных и научно-технических программ;

· проведение кинофестивалей и других мероприятий;

· участие национальных фильмов в международных кинофестивалях и других международных культурных мероприятиях.



 

Современные приоритеты государства

В последние несколько лет государственная политика в области кинематографии была направлена на решение стратегических отраслевых задач, основными из которых стали:

· совершенствование механизма государственной поддержки производства и проката национальных фильмов, направленное на более четкое структурирование финансирования кинопроектов;

· осуществление реструктуризации отраслевой инфраструктуры путем использования механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в сферах кинопроизводства и кинопоказа, в том числе создание в малых и средних городах сети цифровых кинозалов и многофункциональных культурных центров, управляемой частным оператором;

· создание единой федеральной автоматизированной системы сведений о показах фильмов в кинозалах, позволяющей сделать открытыми и официальными оперативные данные о посещаемости фильмов и их кассовых сборах;

· вовлечение региональных и муниципальных органов власти в работу по оживлению кинематографического сектора экономики, привлечению в него частных, в том числе иностранных, инвестиций, использованию географических, климатических, инфраструктурных и кадровых преимуществ для создания на территории Российской Федерации единого кинематографического пространства.

 

Правительство Российской Федерации

Общее руководство деятельностью по реализации государственной политики в

области кинематографии осуществляет Правительство Российской Федерации. В



структуре Аппарата Правительства выделен Департамент, обеспечивающий подготовку вопросов, выносимых на заседание Правительства либо на совещания, проводимые Председателем Правительства и его заместителями, а также контролирующий выполнение поручений Правительства и направляющий на исполнение обращения организаций и граждан на имя Председателя Правительства и его заместителей. Бюджет на кино поделили между Фондом и Минкультуры

 

Правительственный совет по развитию отечественной кинематографии

В декабре 2008 г. в России создан Правительственный совет по развитию

отечественной кинематографии26, который является постоянно действующим

совещательным органом по разработке предложений, связанных с реализацией

государственной политики в области кинематографии. Основными задачами Совета

являются рассмотрение и подготовка предложений по:

· обеспечению повышения эффективности государственной поддержки

· производства, проката и показа отечественной кинопродукции и управления

· федеральной собственностью в сфере кинематографии;

· оказанию поддержки в продвижении и распространении отечественной

· кинопродукции за рубежом;

· развитию образования и науки и внедрению инновационных технологий в

· области кинематографии;

· разработке протекционистских мер по отношению к российскому кинорынку.

Председателем Совета является Председатель Правительства Российской

Федерации, что подчеркивает значение, придаваемое кинематографии высшим

органом исполнительной власти. Правительственный совет рассматривает

стратегические вопросы развития киноотрасли, содействуя оперативному принятию

согласованных решений на надведомственном уровне.

Государственное финансирование кинематографии

Государственное финансирование кинематографии из федерального бюджета осуществляется по двум основным группам расходов:

Федеральная целевая программа (ФЦП) «Культура России (2012–2018 гг.)»;Целевая статья расходов «Мероприятия в сфере культуры и кинематографии» (непрограммные расходы), в составе которой выделяются самостоятельные виды расходов – «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» и «Субсидии юридическим лицам (кроме государственных учреждений) и физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг».

 

Государственное финансирование производства национального фильма, как правило, не может превышать 70 % сметной стоимости его производства и осуществляется по установленной форме контракта, заключаемого с продюсером. В исключительных случаях, с учетом художественной и культурной значимости кинопроекта, федеральный орган исполнительной власти в области кинематографии принимает решение о государственном финансировании национального фильма в размере до 100 % сметной стоимости его производства.

Государственная поддержка кинопроизводства осуществляется только в отношении национальных фильмов.6

Эволюция государственной поддержки российской киноиндустрии за последнее десятилетие (2002―2012)

В течение последних 10 лет приоритеты государственного регулирования кинематографии постепенно менялись, основной причиной чего служили общие тренды административной реформы в России и интенсивное развитие киноотрасли.

С 2002 г. были отменены льготы по налогу на прибыль для организаций, инвестирующих в производство и тиражирование национальных фильмов, а также для организаций кинематографии в части прибыли, направленной на строительство кинозалов, что соответствовало общему подходу по сокращению налоговых льгот с целью воспрепятствовать отмыванию денежных средств. Одновременно в качестве компенсации выпадающих финансовых ресурсов отрасли были увеличены ассигнования на прямую государственную поддержку производства и проката национальных фильмов (до 1 млрд руб. в 2002 г.). Административная реформа, начавшаяся в России в 2004 г., была продиктована стремлением сократить участие государства в экономике, но в киноотрасли это не привело к реальным изменениям. В 2002 г. Правительство РФ в целях содействия привлечению в кинопроизводство внебюджетных средств поручило Министерству культуры России использовать от имени Российской Федерации права на кинопродукцию, создаваемую при поддержке государства, в соответствии с долей государственного финансирования, имея в виду распределение доходов, полученных организациями кинематографии по результатам проката и других видов использования национальных фильмов.7 Однако данный механизм на практике не был реализован, и государственная поддержка до сих пор осуществляется на безвозмездной основе.

Более того, в том же 2002 г. Правительством было принято решение дополнительно увеличить ежегодное финансирование производства национальных фильмов из федерального бюджета на 500 млн руб. При этом была поставлена задача обеспечить к 2006 г. производство до 100 игровых, до 65 анимационных и до 330 неигровых национальных фильмов в год, а также увеличить до 25 % долю отечественных кинопроизведений в общем объеме фильмов, демонстрируемых в кинотеатрах страны.8 Данная задача была решена: в 2006 г. при государственной финансовой поддержке было создано 105 полнометражных игровых, 65 анимационных и 459 неигровых фильмов.

После бурного роста объемов государственной поддержки (2002–2003 гг.) в 2004–2007 гг. наблюдалась стабилизация увеличения объемов финансирования – они росли темпами, соизмеримыми с инфляцией. Однако за последние несколько лет произошло увеличение государственной поддержки более чем в 2,5 раза.

С 2010 г. в России государственную поддержку киноотрасли осуществляют две организации – Министерство культуры Российской Федерации и Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино).

Общий объем государственных средств, выделенных из федерального бюджета на поддержку кинематографии в 2011 г., уменьшился на 3,6 % (до 4,8 млрд руб.) за счет Министерства культуры, тогда как финансирование Фонда кино было сохранено на уровне 2010 г., а затем постановлением Правительства РФ в декабре 2011 г. – увеличено на 335 млн руб. для производства анимационных фильмов. Таким образом, Фонд кино осуществлял в 2011 г. 67 % государственного финансирования кинематографии, а Министерство культуры – 33 %. В 2012-м из федерального бюджета на поддержку отечественного кинематографа году выделены средства в размере 5,9 млрд руб. – большая часть финансирования также приходится на Фонд кино (66 %).

В 2011 г. Министерством культуры РФ на производство национальных фильмов было выделено 1563,1 млн руб.; в 2010 г. эта сумма была на 2 % больше – 1592 млн руб. На поддержку 51 игрового полнометражного фильма в 2011 г. Министерством культуры было выделено 738,7 млн руб. – на 10 % меньше, чем в 2010-м (тогда на 60 фильмов израсходовали 819,6 млн руб.).

Таким образом, по объемам господдержки кинопроизводства приоритет остается за Фондом кино.

Средства федерального бюджета выделяются также на государственную поддержку проката и продвижения российских фильмов, проведения киномероприятий, направленных на пропаганду отечественного киноискусства. В рамках данной программы в России ежегодно вручаются профессиональные кинематографические премии. Помимо национальных кинопремий «Ника» и «Золотой орел», премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон» ежегодно вручаются национальная премия в области неигрового кино и телевидения «Лавровая ветвь», премия киноизобразительного искусства Гильдии кинооператоров Союза кинематографистов России «Белый квадрат», профессиональная премия кино- и видеобизнеса самым кассовым фильмам в российском прокате «Блокбастер», а также премия за достижения в области кинорекламы «Золотой движок».

Государственная поддержка национальных фильмов в прокате на территории Российской Федерации выделяется кинопрокатным компаниям на печать фильмокопий, субтитрирование, рекламу и иные расходы, связанные с продвижением фильмов на киноэкраны. Так же как и в случае с кинопроизводством, государственное финансирование проката национального фильма не может превышать 70 % сметной стоимости его проката.

В 2011 г. поддержку и продвижение в прокате по линии Министерства культуры получили 17 российских игровых фильмов. На указанные цели министерством было выделено 23,9 млн руб., что вдвое меньше по сравнению с 2010-м (52,8 млн руб.). Помимо этого в 2011-м в прокат вышли поддержанные Фондом кино 15 фильмов компаний – лидеров российского кинопроизводства (в 2010-м – 6 фильмов) и 8 фильмов социально значимой тематики (годом ранее – 1).

Еще одним направлением государственной поддержки кинематографии является организация и проведение на территории Российской Федерации международных и наиболее значимых российских кинофестивалей. В 2011 г. прошло около 40 всероссийских и международных кинофестивалей, а также около 30 национальных мероприятий, включая вручение кинопремий, профессиональные форумы и выставки, межрегиональные и региональные тематические мероприятия.

Два международных кинофестиваля в России имеют аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (FIAPF): Московский международный кинофестиваль и Международный кинофестиваль «Послание к человеку» (Санкт-Петербург). Главный международный кинофестиваль на территории России – Московский – относится к фестивалям класса «А», он проводится в конце июня. Также в июне проходит крупнейший национальный фестиваль «Кинотавр», который проводится с 1990 г. в Сочи и считается не только ведущим российским киносмотром, но и профессиональной площадкой для кинодеятелей. Не менее известный и авторитетный национальный фестиваль российского кино «Окно в Европу» проводится ежегодно в августе (г. Выборг). В отличие от фестиваля «Кинотавр» имеет конкурс неигрового кино.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.