Номенклатура сертифицированных услуг (работ) и порядок их сертификации
Формы подтверждения соответствия
1. Сертификат соответствия– официальный документ, выданный по определенным правилам системы по проведению процедуры сертификации, обеспечивающий подтверждение сертифицированной продукции на соответствие установленным нормативным требованиям.
2. Декларация о соответствии– документ, в котором непосредственно изготовителем, продавцом или исполнителем удостоверяется, что предлагаемая им продукция или услуга полностью соответствует требуемым нормам и правилам.
3. Знак соответствия– знак, зарегистрированный в строго установленном порядке, определенном в данной системе сертификации и подтверждающим полное соответствие маркированной знаком продукции установленным нормативным требованиям.
Обязательная сертификация– процедура подтверждения аккредитованным органом по проведению сертификации на соответствие продукции установленным обязательным требованиям, является формой контроля государства и безопасности продукции и услуг.
Обязательная сертификация осуществляется в случаях, обозначенных в законодательных актах РФ:
1) законах РФ;
2) нормативных актах Правительства РФ.
Согласно ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» перечень товаров (работ и услуг) утверждается Правительством РФ и подлежит обязательной сертификации.
С учетом этих перечней Госстандартом России разработано и введено в действие Постановление «Номенклатура продукции и услуг (работ), подлежащих, согласно законодательным актам Российской Федерации, обязательной сертификации».
Перечень включает в себя классы Общероссийского классификатора с двухрядным кодом (ОК 005–93–ОКП – по продукции, ОК 002–93–ОКУН – по услугам) и содержит объек
ты, подлежащие обязательной сертификации на данный момент, и объекты, обязательная сертификация которых помечена в перспективе.
Номенклатура содержит виды продукции и услуг с шестиразрядным кодом и состоит из объектов, подлежащих обязательной сертификации на данный момент.
При проведении обязательной сертификации подтверждают установленные законом по обязательной сертификации обязательные требования к продукции или услуге.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» при проведении обязательной сертификации необходимо подтверждать безопасность товаров, работ или услуг.
Сертификат соответствия и знак соответствия, выданные на основании проведения процедуры обязательной сертификации, действительны на территории всей РФ.
Проведением и организацией работ по обязательной сертификации занимается специальный уполномоченный орган федеральной исполнительной власти в сфере сертификации товаров, работ и услуг – Госстандарт России.
Процедуру проведения обязательной сертификации отдельных видов товаров, работ и услуг осуществляют другие федеральные органы.
Участниками обязательной сертификации являются:
1) изготовитель продукции и исполнитель услуг (первая сторона);
2) заказчик и продавец (могут быть и первой и второй стороной);
3) организации, имеющие полномочия на проведение сертификации товаров, работ и услуг (третья сторона).
Добровольная сертификация– процедура, осуществляемая
согласно Закону РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителя для подтверждения на предмет соответствия продукции или услуги требуемым нормам стандартов, правил, технических условий, рецептур и других нормативных документов, представленных заявителем.
Условием для проведения процедуры добровольной сертификации служит подписанный между органом по проведению сертификации и заявителем договор. Добровольная сертификация не заменяет обязательную сертификацию товаров, работ и услуг. Тем не менее товары, работы и услуги, прошедшие обязательную сертификацию, могут быть проверены на соответствие дополнительных требований при помощи добровольной сертификации.
Номенклатура сертифицированных услуг (работ) и порядок их сертификации
Оказание услуг– это широко распространенная деятельность, которая осуществляет удовлетворение потребностей клиентов путем выполнения определенных услуг, необходимых людям, организациям или социальным группам.
Простейшие услуги– оказание помощи в повседневных вопросах не требующие специальной подготовки и знаний.
Сложные услуги– оказание дорогостоящей помощи квалифицированными специалистами, обладающими специальными знаниями и навыками с использованием необходимого оборудования.
Сертификация услуг включает в себя такие понятия, как услуга, потребность, деятельность.
В области услуг состоят крупные секторы экономики:
1) транспорт;
2) финансы;
3) здравоохранение;
4) торговля;
5) наука;
6) спорт;
7) образование и т. д. Классификация услуг включает в себя:
1) бытовые услуги;
2) жилищно—коммунальные услуги;
3) правовые услуги;
4) услуги грузового и пассажирского транспорта, связи;
5) услуги системы образования, культуры, туристическо—экскурсионные услуги;
6) услуги физической культуры и спорта, медицинские, санаторно—оздоровительные услуги.
Номенклатура сертифицируемых услуг (работ). Постановлением Правительства РФ в перечень работ и услуг включены бытовые услуги, подлежащие обязательной сертификации:
1) услуги торговли и общественного питания;
2) химическая чистка и хранение;
3) услуги парикмахерских;
4) жилищно—коммунальные услуги (услуги гостиниц и других мест проживания);
5) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых приборов и бытовых машин;
6) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;
7) транспортные услуги (услуги по перевозки пассажиров автомобильным транспортом);
8) туристические и экскурсионные услуги. Помимо существующих нормативных документов (ГОСТ, ГОСТР, СНиП, СанПиН), при выполнении процедуры сертификации услуг, состоящих в Перечне, применяют правила выполнения отдельного вида работ и оказания отдельного вида услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ. К ним относится:
1) правила продажи отдельных видов товаров;
2) правила оказания услуг общественного питания;
3) основные положения по допуску транспортных средств в эксплуатацию и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и др. Работа по проведению сертификации услуг производится в той же последовательности, что и при сертификации продукции, и состоит из шести этапов.
1. Оформление и подача заявки на проведение сертификации услуг.
2. Рассмотрение заявки и принятие решения о проведении сертификации услуги.
3. Оценка необходимого соответствия услуг и работ установленному требованию.
4. Принятие окончательного решения о выдачи сертификата.
5. Оформление и выдача сертификата и лицензии, дающей право на использование знака соответствия.
6. Осуществление инспекционного контроля за сертифицированной услугой или работой.
При проведении сертификации услуг и работ используют семь схем.
Схема 1. Качество и безопасность услуг зависят от исполнителя (экскурсовод, парикмахер, педагог и т. д.).
Схема 2. Оценка процесса оказания услуг:
1) наличие нормативной документации;
2) методическое, метрологическое, информационное, организационное и другое обеспечение процесса оказания услуг;
3) стабильность и безопасность процесса;
4) квалификация и профессионализм рабочего и обслуживающего персонала;
5) безопасность реализованных товаров.
Схема 3. Сертификация производственных услуг. Схема 4. Оценка организации – исполнителя услуг на соответствие государственным стандартам и правильности присвоения категории (разряд, тип, класс и т. д.).
Схема 5. Сертификация наиболее опасных услуг и работ (пассажирские, медицинские и пр.) осуществляется по стандартам серии ИСО 9 000.
Схема 6. Сертификация услуг и работ небольших предприятий.
Схема 7. Сертификация исполнителя, имеющего систему качества.
В качестве проверки результата услуги или работы проводят социологические опросы или используют экспертные методы.
Для оценки материальных услуг (химчистка, ремонт и т. д.) используют инструментальный метод. В необходимом случае орган по сертификации имеет право на привлечение испытательной лаборатории.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|