Тема 19 . Государственные социальные внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды являются одним из звеньев государственных финансов. Страховой метод формирования этих фондов обуславливает их специфику и выделение в самостоятельное звено государственных финансов. Внебюджетные фонды - это форма перераспределения ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. В РФ существуют следующие внебюджетные фонды:
· Пенсионный фонд Российской Федерации;
· Фонд социального страхования Российской Федерации;
· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
· Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Выделение внебюджетных фондов из государственного бюджета связано со стремлением обеспечить целевой характер использования фондов денежных средств, мобилизованных в этих фондах, а также для реализации конституционных прав граждан на:
· социальное обеспечение по возрасту;
· социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
· социальное обеспечение в случае безработицы;
· охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Принципы организации и функционирования внебюджетных фондов:
1. Организационно-хозяйственная самостоятельность.
2. Недопустимость перераспределения мобилизованных финансовых ресурсов между самостоятельными внебюджетными фондами или использование их средств для финансирования других государственных нужд.
3. Возможность увеличения финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении фондов за счет доходов от операций на фондовом рынке (при условии соблюдения централизованно установленных ограничений, направленных на обеспечение надежности осуществляемых инвестиций
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а в соответствии с уровнем управления на государственные и региональные.
Источниками формирования внебюджетных фондов являются:
· обязательные платежи, установленные законодательством Российской Федерации;
· добровольные взносы физических и юридических лиц;
· другие доходы, мобилизованные на финансовом рынке
Мобилизуются средства во внебюджетные фонды через систему обязательного государственного страхования. Обязательную форму страхования отличают следующие принципы:
· обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователь – вносить причитающиеся страховые платежи. Закон обычно предусматривает перечень подлежащих обязательному страхованию объектов, уровень или нормы страхового обеспечения, порядок установления тарифных ставок, периодичность внесения страховых платежей и основные права и обязанности страховщика и страхователя.
· Сплошной охват обязательным страхованием указанных в законе объектов.
· Автоматичность распространения обязательного страхования на объекты, указанные в законе.
· Действие обязательного страхования, независимо от внесения страховых платежей.
· Бессрочность обязательного страхования.
· Нормирование страхового обеспечения
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и изъятию не подлежат. Законодательно утвержден следующий порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов:
1. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.
2. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.
Государственный фонд занятости (ГФЗ)
Целевое назначение фонда:
1. Выплата пособий по безработице
2. Организация и обеспечение деятельности бирж труда.
3. Создание дополнительных рабочих мест.
4. Финансирование переподготовки и профессионального обучения.
Характеристика государственного фонда занятости (ГФЗ):
1. Образован в соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» (1991 № 1032-1).
2. Средства фонда предназначены для проведения мероприятий государственной политики в области занятости населения.
3. Средства фонда являются государственной собственностью и не входят в состав бюджетов
4. Находится в оперативном управлении и распоряжении Министерства труда и социального развития РФ (с августа 1996г.)
5. Структура фонда:
Федеральный фонд занятости
фонды занятости в субъектах федерации
Фонды занятости в городах и районах (кроме городских).
Финансирование расходов Государственного Фонда занятости населения осуществляется через бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|