Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ понятий «ценностные ориентации» и «неформальные объединения» в психолого-педагогической литературе





Введение

 

Подростковый возраст имеет особое значение в становлении личности человека, так как он является «переходным» от детства к взрослости. Большое внимание в этом возрасте уделяется пониманию места и роли человека в социуме. Именно на этом этапе закладываются основы будущего профессионального выбора, отношение к своей гражданской позиции, семье, социуму, окружающему миру и пр. В этот период особое значение приобретают ориентации подростков, которые выступают движителями самопроявления, что существенно сказывается на их социализации. Данный факт свидетельствует о важности направленности ориентаций подростка и его активности в их реализации. От этих параметров зависит ценностные ориентаций для его дальнейшего социального становления, самосовершенствования, самореализации в жизни. Данный факт диктует необходимость изучения ценностных ориентаций подростков и придание им определенной направленности, необходимой для самореализации в жизни на этапе становления их взрослости.

Подростки с учетом своих интересов включаются в неформальные объединения. Данная проблема всегда была актуальной. Неформальное объединение – это целая система, весьма своеобразное социальное образование. Их нельзя называть группами, это больше похоже на социальную среду, круг общения, в которых происходит разделение на «своих» и «чужих».



Неформалами в основном является молодежь. В настоящее время выделяют такие виды неформалов, как эмо, панки, готы, металлисты, хиппи, системщики и т. д.

На сегодняшний день большую роль в формировании ценностных ориентаций подростков играют как формальные, так и неформальные институты. И если влияние формальных институтов можно стандартизировать, то действия неформальных институтов в меньшей степени контролируются обществом. При этом, именно неформальные объединения, в большей степени влияют на формирование ценностных ориентаций подростков.

Несмотря на то, что неформальные объединения ведут активный образ жизни, известно о них совсем немного. Отдельные публикации в прессе не способствуют получению целостной картины, а иногда даже дают искаженное представление о тех или иных «неформалах», так как изучают, только одну из сторон.



В настоящее время, в условиях бурно изменяющегося общества, проблема становления ценностных ориентаций подростков приобрела особую актуальность. Различные аспекты данной проблемы рассматривали в своих трудах С.С. Бубнова, Г.П. Выжлецов, Б.И. Додонов, А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин, А.Н. Леонтьев, Н.Д. Никандров, В.П. Тугаринов, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, а также зарубежные ученые В.В. Момов, К. Роджерс и многие другие.

Особенности пубертатного периода, обусловливающие специфику ценностной системы подростков, рассмотрены в работах Г.С. Абрамовой, И.К. Безменовой, В.В. Зеньковским, И.С. Кон, Е.А. Личко, В.С. Мухиной, Е.Ф. Рыбалко, В.Е. Семеновым, М.С. Яницким Д.И. Фельдштейн и другие.

Цель исследования: изучить психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций подростков в условиях неформальных объединений.

Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций подростков в условиях неформальных объединений.

Предмет исследования: психолого-педагогические особенности формирования ценностных ориентаций подростков в условиях неформальных объединений.

В соответствии с целью работы были установлены соответствующее задачи исследования:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. выделить особенности ценностных ориентаций подростов и факторы, влияющие на их формирование;

3. выявить особенности влияния неформальных объединений на формирование ценностных ориентаций подростков;



4. разработать методические рекомендации по формированию ценностных ориентаций у подростков, находящихся в неформальных объединениях.

Методы исследования: исследование психолого-педагогической литературы; анализ и обобщение психолого-педагогической литературы при изучении проблемы исследования, обобщение при исследовании проблемы и объекта изучения.

Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации и обобщении имеющихся в настоящий период исследований, посвященных вопросу влияния неформальных объединений на формирование ценностных ориентаций подростков.

Практическая значимость работы: результат этой работы могут быть использованы в учебно-воспитательной деятельности педагогов, психологов средних общеобразовательных школ, воспитательной деятельности родителей.

Структура исследования: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников и литературы.

 

Теоретические подходы к исследованию психолого-педагогических особенностей формированию ценностных ориентаций подростков в условиях неформальных объединений

Анализ понятий «ценностные ориентации» и «неформальные объединения» в психолого-педагогической литературе

Проблема ценностных ориентации является научно-исследовательским направлением, входящим в общую структуру теории ценностей и формирования личности. Следовательно, научный статус данной проблемы не ограничивается одной какой-либо наукой. Исследованием проблемы ценностей и ценностных ориентации занимаются философы, социологи, психологи, педагоги.

Существует несколько подходов к изучению понятия «ценностные ориентации».

Понятием «ценность» обозначают предметы, явления, категории и идеи, служащие эталоном качества и идеалом, исходя из общественных приоритетов определенных этапов развития культуры. Изучением понятий «ценность» и «ценностные ориентации» занимаются в рамках философии, социологии, психологии и педагогики.

Ценности и ценностные ориентации изучает аксиология (от греч. axia – «ценность») - отрасль философского знания. Ценностные ориентации, как структурный элемент личности, иерархию ценностей и ориентацию личности в них изучает психология. Формированием личностно-ценностного подхода, т.е. управлением процессом ориентации личности в ценностях, изучением вопросов формирования ценностных ориентаций занимается педагогика.

В отечественной психолого-педагогической науке термин «ценностные ориента­ции» появился в 60-е годы. С. Л. Рубинштейн [69], трактуя сознание не только как отражение бытия, но и как практи­ческое отношение к нему, показал, что последнее заключается в выделении им значимых предметов, явлений в форме потребностей и ценностей, которые ока­зывают влияние на человека, детерминируют его поведение.

В. Н. Мясищевым [56] рассматривал проблему ценностных ориентаций в концепции пси­хологических отношений. Он понимал отношения человека как «сознатель­ную, избирательную, основанную на опыте, психологическую связь его с раз­личными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его дей­ствиях, реакциях и переживаниях». В. Н. Мясищев, характеризуя личность как «систему отношений человека к окружающей действительности», считает, что отношение к людям, являющееся одновременно их взаимоотношениями - самое главное и определяющее личность.

И.С. Кон отмечает: «Ориентации, направленные на какие-то социальные ценности, называются ценностными ориентациями» [38].

Ф. Е. Василюк [14] обращает внимание на роль переживаний в функциониро­вании ценностных ориентаций, рассматривая переживание как особую форму деятельности, направленную на восстановление душевного равновесия, утра­ченной осмысленности существования, словом - на «производство смысла». Он выделяет четыре принципа, которым подчиняются процессы пережи­вания: принципы удовольствия, реальности, ценности и творчества.

Д. Н. Узнадзе [78] рассматривает ценно­стную ориентацию индивида в своей психологической концепции установки. Д.Н. Узнадзе назвал установкой индивида специфическое состояние готовности «к определенной активности, возникновение которой зависит от наличия сле­дующих условий: от потребности, актуально действующей в данном организме, и от объективной ситуации удовлетворения этой потребности».

Ценностные ориентации - сложное образование, в котором можно выделить 3 основных компонента: когнитивный, эмотивный и поведенческий. Когнитивный есть элемент знания, эмотивный - эмоциональная составляющая, вытекающая из оценки; поведенческий - связан с реализацией ценностных ориентаций в поведении личности.

Но ценностные ориентации могут быть и отрицательными, являться источником безнравственных поступков. Ценностные ориентации - это система устремлений личности, а также характер этой устремленности, высший уровень представлений об идеалах, о смыслах жизни и деятельности, которые в совокупности лежат в основе активности каждого человека и составляют внутренний источник его самоак­тивности.

По мнению В. В. Водзинской [15], «ценностная ориентация есть, с одной стороны, конкретные про­явления отношения личности к фактам действительности, а с другой - система фиксированных установок, регулирующих поведение в каждый данный отрезок времени».

Таким образом, в психологии ценностные ориентации рас­сматриваются как основа мотивации поведения индивида, его готовности соз­нательно реагировать в данной ситуации. Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Ценностные ориентации, входящие в структуру личности, выступают в форме поведения, направленности, мотивов, принципов, потребностей – составных элементов деятельности.

Ценностные ориентации, являясь важнейшим компонентом в структуре личности, представляют собой сложное интегральное образова­ние; это форма и разные уровни взаимодействия общественного и индиви­дуального в личности; специфическая форма осознания личностью окру­жающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего.

В педагогической литературе проблему ценностных ориентаций в своих работах изучали Т.К. Ахаян [32], З.И. Васильева [14], Я. Гудечек [19], М.Е. Дуранов [22], М. Г. Казакина [28], А. В. Кирьякова [32, 33, 34, 35], Б. С. Круглов [37]. В их трудах трактовка ценностных ориентаций близка их по­ниманию в психологии. Но при этом подчеркивается особая педагогическая це­лесообразность специальной оценочной деятельности в коллективе, когда об­суждается ход и выполнение тех или иных воспитательных мероприятий. Такой анализ - обсуждение является основой для ценностного общения, созидания но­вых ценностей и распространения общепризнанных.

Для педагогов важно, что ценностные ориентации личности являются ее основным структурным компонентом, в котором сходятся ее различные психологические характери­стики. «Именно ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности к окружающей действительности и в определенной мере детерминируют особенности ее поведения» [32]. Поэтому при изучении особенностей формирования личности прежде всего необходимо учитывать моменты, оказывающие влияние на процесс форми­рования его ценностных ориентаций.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе ценностных ориен­таций личности лежит определенная система ценностей, в том числе духовно-нрав­ственных, сформировавшаяся в ходе воспитания. Следовательно, воспитание у человека качеств личности оз­начает организацию процессов осозна­ния и принятия человеком системы существующих в обществе ценностей.

В современной науке исследование неформальных объединений носит междисциплинарный характер. Неформальные группы привлекают внимание философов, социологов, психологов, культурологов, историков, педагогов, экологов, специалистов в области социальной работы и представителей других областей научного знания.

Отметим, что неформальные молодежные объединения рассматривались первоначально зарубежными социологами. Проблемы неформальных молодежных объединений затрагивались в работах зарубежных исследователей: М. Брейка, С. Коэна, С. Фрита, Д. Хэбдиджа, К. Мангейма, У. Миллера, Т. Парсонса, Т. Роззака, П. Уиллиса и др.

М. Брейк, изучавший смысловые аспекты содержания неформальных молодежных объединений, отмечал, что они как системы значений, способов выражения и жизненных стилей развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении. По мнению ученого, неформальные молодежные объединения отражают попытки молодежных групп решить структурные противоречия, возникшие в социетальном контексте.

В интерпретации М.Мердока неформальные молодежные объединения представляют собой аккумулированные значения и средства выражения, с помощью которых группы, занимающие в обществе подчиненное положение, пытаются адаптировать доминирующую систему значений или противостоять ей. Неформальные молодежные объединения дают набор доступных символов, которые отдельные индивиды или группы могут использовать для придания смысла своему особому положению и формирования устойчивой идентичности. Проблемы мировоззренческой дифференциации внутри альтернативного молодежного движения исследовали Д. Хэбдидж и С. Фрит,которые выделяли два основных типа отношений неконформной молодежи к жизни и обществу: отношения молодых людей из среды рабочего класса и отношения групп богемной молодежи из средних классов, причем и те, и другие ориентированы на досуг.

Большое влияние на характер исследования неформальных молодежных объединений в западной науке оказали идеи К. Мангейма,который в своих работах исследовал феномен поколенческого единства. Среди современных зарубежных исследователей особо следует отметить работы С.Айзенштадта, концепция которого заключается в следующем. Он полагает, что чем старше становится индивид, тем шире его контакты с окружающей средой. Переход в иную возрастную и социальную группу характеризуется обострением отношений с окружающим миром, возникновением стрессовых, напряженных ситуаций.

По мнению С. Айзенштадта, неформальная группа — это иная модель общественных отношений. Эти взаимосвязи отличаются от формальных, общественных. В группе сверстников молодой человек сохраняет потребность в эмоциональной близости, сплоченном коллективе. Происходит эмоциональная идентификация, которая возможна лишь в том случае, если индивид воспринимается как целостная личность, если его объединяет с другими общее представление о временных циклах, общая потребность найти себя, свое место в жизни.

Анализируя концепцию неформальных объединений С. Айзенштадта, следует отметить, что многие ее положения являются спорными, не подтвержденными научными исследованиями. В его теоретической системе нет проблемы конфликта поколений. Он акцентирует внимание на преемственности поколений, воспроизводстве социальных систем и форм деятельности. В данной концепции не учтено социализирующее влияние средних групп – учебного и трудового коллектива, опосредующих включение индивида в социальные отношения. Но самым важным в этой концепции, является то, что в ней неформальные группы впервые стали закономерным компонентом социальной структуры общества.

Отметим, что также изучением неформальных молодежных объединений занимались такие западные исследователи как Д. Рисмен, Ж. Фридман, С. Паркер, Г. Рохейм, П. Уиллис и другие социологи.

В отечественной науке у истоков изучения неформальных молодежных объединений стояли специалисты в области педагогики и психологии. Разработку подобной проблематики еще до революции вел С.Т. Шацкий. Ученый выдвинул и обосновал гуманистическую идею о том, что «дети улицы», входящие в различные объединения, совсем не отличаются от «нормальных детей» какими-либо «дурными задатками». Вслед за С. Шацким огромный вклад в изучение психолого-педагогических аспектов жизнедеятельности стихийных групп несовершеннолетних внес классик советской педагогики А. С. Макаренко. Вопросами возникновения стихийных групп подростков и юношей также занимались в 20 — 30-е годы XX века П. П. Блонский, В. Н. Мясищев. Одну из первых в науке классификаций стихийно возникающих групп как «самовозникающих кратковременных и длительных коллективов» дал А. С. Заслужный. И. С. Полонский обосновал принципиально важное положение о том, что стихийно-групповое общение – определенный этап в процессе социализации подростков. Эти исследования заложили основные традиции изучения неформальных молодежных объединений в отечественной науке.

Однако отметим, что в советское время специальной, целенаправленной работы по изучению неформальных молодежных объединений не велось, а те немногочисленные проводимые исследования, связанные с проблемами молодежи, имели ярко выраженную идеологическую направленность.

До начала 80-х годов XX века научный анализ неформальных молодежных групп был затруднен, так как сам объект подобных исследований – неформальные молодежные объединения – находился в «подполье».

В середине 80-х годов сам факт существования неформальных молодежных объединений в СССР был официально признан, вокруг проблем существования этого феномена стали разворачиваться дискуссии, часто имевшие не столько научный, сколько публицистический характер. Большинство исследователей тех лет рассматривали неформальные молодежные объединения только как форму девиантного поведения, криминогенного по своей сути.

К началу 90-х гг. в отечественной науке сформировались три направления исследований проблематики неформальных молодежных групп. Одно из них – изучение включенности молодежи в неформальные объединения и другие субкультурные образования (исследовательские проекты А. А. Ладатко, В. Ф. Левичевой др.). Другое направление (Е.В. Березина, О. К. Данисевич, А.С. Морозов) основывалось на применении методов включенного наблюдения и развивалось в рамках «перестроечной публицистики». Третье направление составляли исследования преимущественно преступных молодежных группировок, проводимые в основном специалистами в области права (А.И. Захаров, В.Т. Кондрашенко). Рассмотрение неформальных молодежных объединений как особого социального явления в 90-е годы развивалось в исследованиях А.Н. Андреевой, И.В. Бестужева-Лады, Т.П. Долговой, С.Н. Иконниковой, Ю.А. Клейберга, В.Ф. Левичевой, А.В. Мудрика, В.А. Писаревой, З.В. Сикевича, Т.Б. Щепанской и других социологов.

Следует заметить, что большое влияние на развитие научных представлений о неформальных молодежных объединениях оказало становление отечественной социологии молодежи. Ее концептуальные положения раскрыты в трудах Ю. Р. Вишневского, И. М. Ильинского, В. Т. Лисовского, В. А. Лукова, Е. Л. Омельченко,Т. Э. Петровой, С. И. Плаксия, О. А. Раковой и других исследователей.

Неформальные объединения должны предоставить подросткам и молодежи качественно новую систему воспитания, социализации личности, ее адаптации к реальному миру. Сторонники второго подхода (М.Ю. Миньковский, А. В. Мудрик, Л. Б. Новикова и др.) исходят из того, что отчуждению молодежи от общества и объединению в различные неформальные группы способствовала советская бюрократическая система.

Со второй половины XX века началась борьба между официально признанными самодеятельными организациями и неформальными объединениями за сферы влияния на детей, подростков и молодежь. Третий подход (С.А. Беличева, А. Н. Островский, И. К. Полонский, Д. И. Фельдштейн и др.), объединяя положения первых двух подходов, акцентирует внимание на психолого-педагогических особенностях членов неформальных объединений. Подростков и молодых людей привлекает в неформальных объединениях возможность самовыражения, реализации своих возможностей и способностей в группе. Существуют различные определения понятия «неформальные молодежные объединения».

Так, в 1986-1987 гг., под неформальными молодежными объединениями чаще всего понимали рокеров, хиппи, металлистов, словом, подростки и молодежь, обращающие на себя внимание необычным видом или вызывающим поведением. Есть определение неформальных молодежных объединений как групп молодежи, которые собираются по принципу стаи и не имеют организационной структуры. На наш взгляд, данный термин неточен, поскольку в таких группах как раз формальной, внешней стороне придается особое значение. В связи с этим можно говорить об атрибутике, специфическом для каждой группы сленге.

Авторы книги «Неформальные молодежные объединения на рубеже тысячелетий» под неформальными молодежными объединениями понимают «малые и большие социальные общности, отличающиеся по численности, структуре, интересам, способам воплощения своей деятельности, имеющие собственный стиль жизни и поведения, а также существенно изменившиеся ценностные ориентации».

По мнению этих исследователей, для неформальных молодежных объединений 90-х годов характерен ряд неотъемлемых признаков:

1. Их возникновение основано на базе стихийного общения и конкретных условий социальной ситуации.

2. Они самоорганизованны и не зависят от официальных структур.

3. Для участников обязательны: самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка.

4. Они относительно устойчивы, имеют определенную иерархию.

5. Имеют особую систему ценностных ориентаций, стереотипов поведения.

6. Атрибутика подчеркивает принадлежность к данной социальной общности.

В работах А.С. Запесоцкого, А.П. Файнанеформальные молодежные объединения рассматриваются как группа людей, имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения; выразительную систему атрибутов; стиль общения, определяемый сюжетом, ритуалами принятия новичков, посвящения, исключения, особенности ролевого поведения.

Под неформальной молодежной группой Н.В. Кофырин понимает «определенный тип молодежного сообщества, возникшего и существующего ради удовлетворения потребностей и интересов его членов, чья деятельность не регламентирована правовыми документами и неподотчетна государственным и общественным организациям»

Понятие «неформальные молодежные объединения», по мнению И.С. Кона, связано с набором постоянных компонентов к которым можно отнести: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы; форму одежды и внешний вид; чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения; ритуалы общения". Социально-психологическими характеристиками содержания деятельности неформальных молодежных групп являются смысловое пространство ценностей, установок; способы деятельности и формы общения, осуществляемые в подростковых и юношеских сообществах конкретной исторической социальной ситуации развития.

Д.В. Ольшанский относит к неформальным молодежным объединениям тех, «кто выбирается их формализованных структур нашей жизни, не вписывается в привычные правила поведения, стремится жить в соответствии со своими собственными, а не чужими интересами, и готов отстаивать право на это, объединяясь с себе подобными для совместного провождения времени и реализации этих интересов.

Итак, Неформальными молодежными объединениями мы можем назвать официально незарегистрированные стихийно образующиеся группы молодых людей, возникающие по инициативе «снизу» на основе общего типа поведения, образа жизни, ценностных установок.

Неформальные объединения молодежи – это группировки, течения, инициативы, это кружки единомышленников, чья активность чрезвычайно высока. Это объединения людей различных возрастных групп молодежи. В жизни они настолько смешаны, что бывает достаточно трудно определить специфику той или иной неформальной группы.

Неформальные объединения молодежи – это явление массовое. Объединяются ради различных интересов люди. Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников - миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые «неформальные» группировки, которые было бы правильнее назвать «самодеятельными любительскими объединениями молодежи». Отношение к ним неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по-своему борются с коррупцией.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.