Направления повышения уровня рентабельности
Показатели рентабельности туристского предприятия рассчитываются исходя из уровней рентабельности в зависимости от изменений объема и характера авансированных средств: все активы туристского предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); собственный капитал. Например:
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования туристским предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Все приведенные здесь показатели имеют связь между собой. Их можно смоделировать по определенным факторным зависимостям:
Чистая прибыль
Все активы
| |
Данное равенство показывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателей оборота производственных фондов). Экономическая взаимосвязь заключается в том, что формула демонстрирует направления повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.
Большое количество коэффициентов рентабельности говорит о возможных альтернативных вариантах поиска путей ее повышения. Каждый элемент можно разложить на факторы с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
В процессе исследования направлений повышения рентабельности важно разделять факторы на внешние и внутренние. Ряд показателей, таких как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Понимание этих зависимостей позволяет эффективно управлять финансовыми ресурсами туристского предприятия.
Порог рентабельности рассчитывается исходя из данных о финансовых результатах туристского предприятия. Анализ порога рентабельности предполагает необходимым произвести вычисление следующих показателей: маржинальный доход и доля маржинального дохода в выручке. После этого можно перейти уже к расчету непосредственно самого показателя порога рентабельности.
Порог рентабельности = постоянные затраты / доля маржинального дохода в выручке
Точку безубыточности или объем критической выручки можно также отразить и графическим способом (рис. 20.3.1):
Рис. 20.3.1. Точка безубыточности
Анализ направлений повышения рентабельности туристского предприятия показывает возможности улучшения его деятельности. В условиях сильной конкуренции в туристской сфере в Российской Федерации туристские организации для достижения поставленных перед ними целей должны активно использовать возможности, предоставляемые рынком.
Контрольные вопросы:
1. Определите понятие доходов организации.
2. Какие виды доходов Вы знаете? Назовите основные их характеристики.
3. Охарактеризуйте понятие и виды прибыли.
4. Назовите показатели рентабельности туристской организации.
5. Каковы основные направления повышения рентабельности туристской организации.
6. Как рассчитывается точка безубыточности?
Практические задания:
1. Определить основные показатели прибыли и рентабельности работы туристской фирмы, если известны следующие данные:
· объем реализации – 7000 тыс. руб.;
· средняя цена одного реализованного тура – 42 тыс. руб.;
· себестоимость одного реализованного тура – 34 тыс. руб.;
· среднегодовая стоимость основных производственных фондов – 6600 тыс. руб.;
· среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств – 2100 ты. руб.;
· прочие доходы – 200 тыс. руб.;
· выплата процентов по кредиту – 21 тыс. руб.
2. Выполнить финансовую диагностику туристского предприятия.
Рассчитать рентабельность деятельности туристского предприятия и причин, которые привели к изменению рентабельности за данными таблицы:
Показатели
| Значения
| Выручка от реализации продукции, тыс. руб.
|
| Переменные затраты, тыс. руб.
|
| Постоянные затраты, тыс. руб.
|
| Собственный капитал, тыс. руб.
|
| Долгосрочные кредиты, тыс. руб.
|
| Краткосрочные кредиты, тыс. руб.
|
| Средняя расчетная ставка процента, %
|
| Ставка налога на прибыль организаций, %
|
|
Литература:
1. Доходы организации (ПБУ 9/99): Приказ Министерства финансов РФ от 31.05.1999 г. №1791.
2. Шумпетер, Й. А. Теория экономического развития / Й.А. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982. - 401 с.
3. Сэй, Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Ж.-Б. Сэй. - М.: Директ-Медиа, 2007. - 67 с.
4. Милль, Дж. С. Принципы политической экономии / Дж.С. Милль. В 4-х т. Т.2. - М.: Прогресс, 1980. - 480 с.
5. Найт, Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Ф.Х. Найт. - М.: Дело, 2003. - 360 с.
[1] Доходы организации (ПБУ 9/99): Приказ Министерства финансов РФ от 31.05.1999 г. №1791.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|