Сделай Сам Свою Работу на 5

Тот, кто не может читать должным образом





Предписания молитвы

 

 

У молитвы свои предписания и столпы, в которых заключается сама суть молитвы. При отсутствии хотя бы одного из данных предписаний молитва теряет свою юридическую силу и считается не действительной. Ниже дается их разъяснение:

 

1. Намерение[1]

 

Всевышний Аллах сказал:

﴿ وما أمروا إلا ليعبدوا الله مخلصين له الدين ﴾

«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне». Сура «аль-Баййина», 98:5.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿إنما الاعمال بالنيات ، وإنما لكل امرئ ما نوى ، فمن كانت هجرته إلى الله ورسوله فهجرته إلى الله ورسوله. ومن كانت هجرته لدنيا يصيبها أو امرأة ينكحها فهجرته إلى ما هاجر إليه ﴾ رواه البخاري



«Поистине, дела оцениваются по намерениям, и каждому воздастся по его намерению. Тот, кто переселился ради Аллаха и ради Его посланника, то его переселение считается ради Аллаха и ради Его посланника, а тот, кто переселился ради мирского, чтобы заполучить его, либо ради женщины, чтобы жениться на ней, то его переселение (будет отнесено) к тому, ради чего он и переселялся». Этот хадис передал аль-Бухари 1.

О сущности намерения мы уже говорили в главе «Омовение».

О произнесении намерения:

 

В своей книге «Содействие нетерпеливому», Ибн аль-Каййим пишет:

«Намерение - это цель и стремление к чему-либо. Это деяние сердца и не произносится языком, и поэтому, ни пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ни его сподвижники, никогда не произносили намерение. А что касается тех фраз, которые позже были введены и произносятся приступая к омовению и молитве, то они исходят от шайтана и являются его наущением для тех, кому он наущает, чтобы на этом схватить их и подвергнуть наказанию, он впутывает их в это и не дает им исправиться. Ты видишь, как они повторяют его раз за разом (из-за своего незнания), хотя это и не имеет никакого отношения к молитве».



 

Вступительный такбир

 

Передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ مفتاح الصلاة الطهور ، وتحريمها التكبير ، وتحليلها التسليم ﴾ رواه الشافعي وأحمد وأبو داود وابن ماجة والترمذي ، وقال : هذا أصح شئ في هذا الباب وأحسن ، وصححه الحاكم وابن السكن

«Ключ к молитве - очищение, вход в нее – такбир, а выход из нее – таслим[2]». Этот хадис передали аш-Шафи’и, Ахмад 1/123, Абу Дауд 61, Ибн Маджах 275 и ат-Тирмизи 3, который сказал: «Это самое достоверное и самое хорошее сообщение на эту тему».[3] Аль-Хаким 1/223 и Ибн ас-Саккан подтвердили его достоверность, что подтверждается действием и высказыванием посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в хадисах подобных предшествовавшим двум (хадисам).

Такбир - это высказывание «Аллах Велик»/Аллаху Акбар/, как об этом сообщается в хадисе Абу Хамида:

 

﴿ أن النبي صلى الله عليه وسلم كان إذا قام إلى الصلاة اعتدل قائما ورفع يديه ثم قال :



( الله أكبر ﴾ ﴾ رواه ابن ماجه ، وصححه ابن خزيمة وابن حبان .

«Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, становился на молитву, он выпрямлялся, поднимал свои руки и говорил: “Аллаху Акбар”». Этот хадис передали Ибн Маджах 862, а Ибн Хузайма 561 и Ибн Хиббан 1870 подтвердили его достоверность.[4]

Похожийхадис с достоверной цепью, соответствующий условиям Муслима передал иаль-Баззар от ‘Али, да будет доволен им Аллах:

 

﴿ عن علي أنه صلى الله عليه وسلم كان إذا قام إلى الصلاة قال : ( الله أكبر ) ﴾

«Когда он, да благословит его Аллах и приветствует, становился на молитву, то говорил: “Аллаху Акбар”».

А так же и у ат-Табарани, в хадисе (где рассказывалось о том, кто пренебрегает своей молитвой):

«… После чего он говорил: “Аллаху Акбар”».

 

Нахождение в стоячем положении во время обязательных молитв

Это является обязательным в соответствии с Кораном, Сунной и единогласным мнением ученых для того, кто в состоянии это делать.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ حافظوا على الصلوات والصلاة الوسطى ، وقوموا لله قانتين ﴾

«Оберегайте молитвы, и особенно, среднюю (послеполуденную) молитву. И стойте перед Аллахом смиренно». Сура «аль-Бакъара», 2:238.

Сообщается, что ‘Имран ибн Хусайн сказал:

«У меня был геморрой, и я спросил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о (том, как мне совершать) молитву и он сказал:

 

﴿ صل قائما ، فإن لم تستطع فقاعدا ، فإن لم تستطع فعل جنب ﴾ رواه البخاري

«Молись стоя. Если не можешь (совершать её стоя), то молись сидя. А если не можешь (молиться сидя), то делай (это лёжа) на боку». Этот хадис передал аль-Бухари 1117, Абу Дауд 952, ат-Тирмизи 372, Ибн Маджах 1223.

По данному вопросу мнения большинства ученых сходятся, так же как и по вопросу, относительно того, что ноги должны быть врозь во время стояния на молитве.

Нахождение в стоячем положении при совершении добровольной молитвы

Что касается добровольных молитв, то их можно совершать сидя, даже если человек в состоянии стоять. Однако, тот, кто совершает молитву стоя, получит награды сполна, в отличие от того, кто совершает молитву сидя.

Сообщается, что ‘Абдуллах ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

 

﴿ حدثت أن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : ( صلاة الرجل قاعدا نصف الصلاة) ﴾

رواه البخاري ومسلم .

«Бывало так, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Молитва человека, который (совершает ее) сидя, является половинчатой”». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим 735.

 

Неспособность совершать обязательную молитву стоя

Тот, кто не может совершать обязательную молитву стоя, может молиться в соответствии со своими возможностями, поскольку Аллах не возлагает на душу то, что ей не под силу, и он получит полную награду за свою молитву.

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

﴿ إذا مرض العبد أو سافر كتب الله له ما كان يعمله وهو صحيح مقيم ﴾ رواه البخاري .

«Когда раб (Аллаха) болеет или находится в пути, Аллах записывает ему (совершение) того же, что он обычно делал, оставаясь у себя дома и будучи здоровым[5]».Этот хадис передали аль-Бухари 2996, Абу Дауд 3091, Ахмад 4/410.

Чтение суры «Аль-Фатиха» при каждом рак’ате как обязательной, так и дополнительной молитв

 

Существует множество достоверных хадисов, в которых сообщается, что чтение суры «аль-Фатиха» в каждом рак’ате молитвы является обязательным, и пока эти хадисы продолжают оставаться достоверными и ясными, нет места противоречиям. Мы упомянем следующие из этих хадисов:

1. Передают со слов ‘Убады ибн ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ لا صلاة لمن لم يقرأ بفاتحة الكتاب ﴾ رواه الجماعة .

«Нет молитвы у того, кто не прочел “Фатихату-ль-Китаб”[6]»./«Открывающая Писание»/. Этот хадис передали аль-Бухари 756, Муслим 34/394, Абу Дауд 822, ат-Тирмизи 247, ан-Насаи 2/135 и 136, Ибн Маджах 837, ад-Дара Къутни 1/318, Ибн Хиббан 1786 и Ибн Хузайма 2/351 в своих «Сахихах».

2. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ من صلى صلاة لم يقرأ فيها بأم القرآن - وفي رواية : بفاتحة الكتاب - فهي خداج هي خداج غير تمام ﴾ رواه أحمد والشيخان .

«Тот, кто совершил молитву и не читал в ней “Умм аль-Къуръан”/«Мать Писания»/, а в другой версии этого хадиса сказано: “… Фатихату-ль-Китаб”, то она (подобна) выкидышу (сказав это дважды) и является неполноценной». Этот хадис передали Ахмад 2/457, аль-Бухари и Муслим 38/395.[7]

3. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ لا تجزئ صلاة لا يقرأ فيها بفاتحة الكتاب ﴾ رواه ابن خزيمة بإسناد صحيح ، ورواه ابن حبان وأبو حاتم .

“Молитва, в которой не читалась “Фатихату-ль-Китаб”, не будет зачтена”».Этот хадис с достоверной цепью передал Ибн Хузайма 472. Также его передали Ибн Хиббан 1789 и Абу Хатим.

4.У ад-Дара Къутни (1238) приводится хадис с достоверным иснадом:

﴿ لا تجزئ صلاة لمن لم يقرأ بفاتحة الكتاب ﴾

«Молитва того, кто не читал “Фатихату-ль-Китаб” не будет зачтена»[8].

5.Передают со слов Абу Са’ида, да будет доволен им Аллах:

﴿ أمرنا أن نقرأ بفاتحة الكتاب وما تيسر ﴾ رواه أبو داود ، قال الحافظ وابن سيد الناس : إسناده صحيح .

«Нам было велено читать “Фатихату-ль-Китаб” и (еще) то, что было (для нас) легко (читать)». Этот хадис передали Абу Дауд 818, Ибн Хиббан 1790, Ахмад 3/3, Абу Йа’ля 1210, аль-Баззар. Аль-Хафиз и Ибн Саййид ан-Нас сказали: «Его иснад достоверный».[9]

6.В некоторых версиях хадиса, рассказывающего о молитве того, «Кто пренебрежителен к молитве» сказано:

«И затем читай “Умму-ль-Къуръан”, до его слов сказанных ему: «И делай это при каждом рак’ате».

7. Затем, установлено, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (суру) «аль-Фатиха» в каждом рак’ате как обязательной, так и дополнительной молитв, и не подтверждено, что он поступал иначе. Поскольку дело относится к поклонению, то нам остается только следовать, а пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

﴿ صلوا كما رأيتموني أصلي ﴾ رواه البخاري .

«Совершайте молитву так, как вы видели, как совершаю молитву я». Этот хадис передал аль-Бухари 631.

 

Формула «басмала»

 

Ученые едины во мнении о том, что «басмала[10]» является частью аята из суры «ан-Намль», но они разошлись во мнениях, относительно «басмалы», которая находится перед каждой сурой, вследствие чего возникли три известных мазхаба:

1. Эти слова являются аятом суры «аль-Фатиха» и каждой суры (Корана), поэтому, читать их следует обязательно вместе с сурой «аль-Фатиха». Если во время совершения молитвы «аль-Фатиха» читается вслух, то и «басмала» читается также, а если «аль-Фатиха» читается тихо, то «басмала» также читается про себя.

Самым сильным доказательством в пользу этого мнения является хадис Ну’айма аль-Муджаммира, который сказал:

 

﴿ صليت وراء أبي هريرة فقرأ ( بسم الله الرحمن الرحيم ، ثم قرأ بأم القرآن ) الحديث وفي آخره قال : والذي نفسي بيده أني لاشبهكم صلاة برسول الله صلى الله عليه وسلم ﴾ رواه النسائي وابن خزيمة وابن حبان

«Я совершал молитву за Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, и он прочитал: “Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим”/С именем Аллаха Милостивого, Милосердного/ а затем он прочитал “Мать Корана”»[11]. В конце хадиса он передал слова (Абу Хурайры, который) сказал:«Клянусь Тем, в чьих Руках моя душа, я совершил молитву подобную той, (какую совершал) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передали ан-Насаи 905, Ибн Хузайма 481 и Ибн Хиббан 1797.[12]

Аль-Хафиз в «аль-Фатх» сказал: «Это самый достоверный хадис в пользу того, что «басмалу» следует читать вслух».

2. Эти слова являются отдельным аятом и были ниспосланы в виде доброго предзнаменования и для разграничения сур. Их разрешается читать с сурой «аль-Фатиха», более того, это является желательным, но читать их вслух не является Сунной.

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:

 

﴿ صليت خلف رسول الله صلى الله عليه وسلم وخلف أبي بكر وعمر وعثمان ، وكانوا لا يجهرون ببسم الله الرحمن الرحيم ﴾ رواه النسائي وابن حبان والطحاوي بإسناد على شرط الصحيحين .

«Я совершал молитву за посланником Аллаха, за Абу Бакром, за ‘Умаром и ‘Усманом, и они не читали “Бисмилляхи-р-Рахмани-р-Рахим” вслух».

Этот хадис передали ан-Насаи 907, Ибн Хиббан 1799 и ат-Тахави с иснадом соответствующим условиям двух «Сахихов».[13]

3. Эти слова не являются аятом ни суры «аль-Фатиха», ни какой-либо другой суры, и их чтение является нежелательным, как вслух так и про себя при выстаивании обязательной молитвы, но только не в добровольной. Это направление (мазхаб) является слабым.

Ибн аль-Къаййим объединил первое и второе мнения и сказал:

«Иногда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал (“Бисмилляхир-Рахманир-Рахим”)вслух, но в основном он читал это тихо. Нет сомнения в том, что он не всегда читал эти слова вслух, денно и нощно по пять раз, будучи дома или в поездке, так чтобы этого не заметили его праведные халифы, все его сподвижники и обитатели его страны, которые имели честь жить в превосходную эпоху».

 

Тот, кто не может читать должным образом

 

Аль-Хаттáби сказал: «Собственно, молитва не зачитывается, если в ней не читали (суру)“Открывающая Писание”. Разумеется, это для тех, кто способен его читать, а тот, кто не способен на это - является исключением. Если молящийся не может читать его, но может читать что-то другое из Корана, то ему следует читать это размером с семи аятов, так как лучшее из поминания (Аллаха) после “аль-Фатихи” может являться лишь то из Корана, что подобно ей. Если он не может выучить что-либо из Корана из-за врожденной неспособности, плохой памяти, или из-за языкового барьера, либо из-за увечья, которое препятствует этому, то ему следует использовать поминание Аллаха/зикр/, которому учил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, из числа “тасбих” (“Субханаллах” /Слава Аллаху/), “тахмид” (“Альхамдулиллах” /Хвала Аллаху/), и “тахлийль” (“Ля иляха илляллах” /Нет Бога достойного поклонения, кроме Аллаха/).

Как передано, что он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ أفضل الذكر بعد كلام الله ، سبحان الله ، والحمد لله ، ولا إله إلا الله ، والله أكبر ﴾

«Лучшим поминанием после Слов Аллаха является (произношение) «Субханаллах, валь-хамдулиЛлах, ва ля иляха илляЛлаху, ваЛлаху акбар».

То что упомянул аль-Хаттáби, поддерживается хадисом, который передают от Рафа’a ибн Рáфи’, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучил человека молитве и сказал:

 

﴿ إن كان معك قرآن فاقرأ وإلا فاحمده وكبره وهلله ثم اركع ﴾ رواه أبو داود والترمذي وحسنه . والنسائي والبيهقي .

«Если ты знаешь что-нибудь из Корана, то читай это. Если же нет, то произноси “тахмид”, “такбир” и “тахлиль”[14], а затем совершай поясной поклон». Этот хадис передали Абу Дауд 861 и ат-Тирмизи 302, который счел его хорошим[15]. Также этот хадис передали ан-Насаи в «Сунан аль-Кубра» 1631 и аль-Байхакъи 2/380.

5. Поясной поклон /руку’/

Ученые едины во мнении, что совершение поясного поклона (во время молитвы) является обязательным, поскольку Всевышний Аллах сказал:

 

﴿ يأيها الذين آمنوا اركعوا واسجدوا. . . ﴾

«О те, которые уверовали! Кланяйтесь и падайте ниц ….». Сура «аль-Хадж», 22:77.

 

Как он осуществляется

Поясной поклон осуществляется простым сгибанием (тела), при котором руки ставятся на колени и оставаться в таком положении следует, пока не достигается спокойствие, как об этом было сказано в хадисе приведенном ранее:

﴿ ثم اركع حتى تطمئن راكعا ﴾

«Затем соверши поясной поклон, (и оставайся в этой позе) пока не достигнешь спокойствия».

Передают со слов Абу Къатады, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ أسوأ الناس سرقة الذي يسرق من صلاته . فقالوا : يا رسول الله وكيف يسرق من صلاته ؟ قال : ( لا يتم ركوعها ولا سجودها ) أو قال : ( لا يقيم صلبه في الركوع والسجود ) ﴾ رواه أحمد والطبراني وابن خزيمة والحاكم وقال صحيح الاسناد .

«Самые худшие из людей - это воры, которые крадут из своей молитвы».

(Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а как они воруют из своей молитвы?» (Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Не завершая должным образом поясные и земные поклоны», или же он сказал: «Не распрямляя спину (во время совершения) поясных и земных поклонов».Этот хадис передали Ахмад 3/105, ат-Табарани в «Му’джам аль-Кабир» 3283, Ибн Хузайма 643 и аль-Хаким 1/352, который сказал: «Его иснад достоверный».[16]

Передают со слов Абу Мас’уда аль-Бадри о том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

 

﴿ لا تجزئ صلاة لا يقيم الرجل فيها صلبه في الركوع والسجود ﴾ رواه الخمسة وابن خزيمة وابن حبان والطبراني والبيهقي ، وقال : إسناده صحيح . وقال الترمذي : حسن صحيح .

«Молитва того, кто не выпрямляет свою спину во время совершения поясных и земных поклонов, является неполноценной». Этот хадис передали «пятеро», а также Ибн Хузайма 646, Ибн Хиббан 1892, ат-Табарани 17/212 и аль-Байхакъи 2/88, который сказал: «Его иснад достоверный». Ат-Тирмизи (265) сказал: «Хороший и достоверный хадис».[17]

Ученые из числа сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и те, кто был после них, считали, что совершая поясные и земные поклоны, следует выпрямлять спину.

Сообщается, что когда Хузайфа увидел человека, который не совершал должным образом поясные и земные поклоны, он сказал ему:

 

﴿ ما صليت ، ولو مت مت على غير الفطرة التي فطر الله عليها محمدا صلى الله عليه وسلم ﴾ رواه البخاري .

«Ты не совершил молитву, а если бы ты умер, то умер бы не будучи на фитре[18], которой Аллах одарил Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует». Этот хадис передал аль-Бухари 791.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.