Сделай Сам Свою Работу на 5

Возрастные особенности нравственного воспитания





При организации нравственного воспитания исходим из социальной ситуации развития личности в том или ином возрасте, учитываем возможности личности, уровень её развития.

Младший школьный возраст.

Поступление ребёнка в школу, его новые обязанности ставят его в позицию, где отражаются требования школы, учителя. Нравственные качества – ответственность перед классом и самим собой, радости или недовольства собой, а также поступками одноклассников и т.д.

Уже сложились представления о том, что «хорошо» и что «плохо». Формирование произвольных форм поведения, т.е. развитие сознания…

Убеждения ещё не могут сформироваться, характерно эмоционально-чувственное отношение…. Следует учить осмысливать и осознавать свои поступки и поступки других людей.

Возможны специальные методы нравственного просвещения – беседы, рассказы на этические темы, использование произведений художественной литературы и искусства, мультфильмы и т.д.

Важны методы – иллюстрации, показа, пояснения, разъяснения…

Подростки.

Возраст обобщения опыта нравственных отношений, познание нравственных понятий, формирование личных суждений.



Особо – общение со сверстниками выступает на первый план, а потому в основе отношений должны лежать нравственные принципы.

Самовоспитание как предъявление к себе требований в соответствии с идеалом (представление об «эталонном» взрослом). Подражание….

Специальная работа по нравственному просвещению – осмысление понятий, возможность «увидеть» их в реальных ситуациях… Обязательна связь сознания и поведения личности…. Роль коллектива…

Старший школьник.

Моральное сознание характеризуется большей осознанностью моральных понятий, возможно формирование моральных убеждений, проявление собственной позиции. Стремление к автономии от взрослого, отстаивание своей позиции.

Связано с ведущей потребностью в данном возрасте – потребность в жизненном и профессиональном самоопределении – а потому типична ситуация поиска ответа на многие вопросы, стремление найти себя…

Характерно стремление понять себя, отстаивать собственные убеждения… Юношеский максимализм…



Специальная работа по нравственному просвещению – диспуты, дискуссии, роль гуманитарных предметов…

Условия эффективности нравственного воспитания

1). Высокий уровень обучения (нравственное просвещение)….

2). Оптимальный уровень развития детского и педагогического коллектива.

3). Планомерность и согласованность воспитательной работы.

4). Единство требований школы, семьи и общественности.

5). Учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности.

 

Проблемы нравственного воспитания в современном обществе:

- перестроечные процессы в стране обусловили процесс переосмысления жизненных ценностей, что проявляется в недопонимании и даже отрицании многих моральных качеств (например, коллективизм, патриотизм и др);

- материальные ценности оказываются более значимыми для большинства современных людей;

- переоценка исторического прошлого, которая проявилась и как переоценка идеалов (например, герои-революционеры, П.Морозов и др. становятся символами авторитарной эпохи);

- плюрализм мнений и оценок, характерный для современного социума, находит отражение в расхождении взглядов семьи и школы относительно некоторых нравственных категорий, а также их значимости для современного человека; школьник находится в ситуации выбора, ему не всегда хватает жизненного опыта для того, чтобы оценить происходящее;

- СМИ достаточно часто «романтизируют» образы взрослого, которые ранее имели однозначно негативную оценку (например, к/ф «Бригада», «Интердевочка» и др.);

- пропаганда в обществе толерантного (терпимого) поведения по отношению непохожести, инаковости;



- в современном социуме (для нашей страны) отсутствует «детское» искусство (кино, музыка), где ставились проблемы школьного возраста и предлагалось их решение (проблема социализации);

- снижается потребность детей в чтении художественной литературы, что не развивает способность к анализу внутреннего мира героя (человека);

- в школе отсутствует система нравственного просвещения;

- ………………………..

- ………………………..

 

 

Тема 5. Трудовое воспитание школьников и подготовка

К выбору профессии

Труд выступает как важнейший фактор развития и воспитания личности. Роль труда (трудовой деятельности) состоит в том, что в процессе его выполнения формируются, развиваются и совершенствуются физические и интеллектуальные характеристики человека. Однако не всякий труд и не при любых условиях является фактором развития. Необходимы специально организованные условия, при которых становится возможным его влияние на процесс развития личности. Организация таких условий является проблемой педагогики.

Теоретическая разработка проблемы воспитания учащихся в труде связана с именами таких выдающихся педагогов, как А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шатский и др. В современных условиях проблема организации трудового воспитания неоднозначно рассматривается и педагогами-теоретиками, и учителями-практиками.

Организация процесса воспитания в труде направлена на преодоление некоторых противоречий, которые проявляются в ситуациях трудовой деятельности:

- между желанием школьников добиться определённого успешного результата труда и необходимостью преодолевать неприятные переживания в связи с мускульным и нервным напряжением;

- между желанием приобрести определённую профессию и нежеланием овладевать необходимыми умениями и навыками, развитие которых требует многократного повторения одних и тех же действий:

- между ………………………..

 

Трудовое воспитание в школе – важнейшая составляющая часть общей системы воспитания учащихся….

Трудовое воспитание выступает как важнейшее условие нравственного, умственного, физического и эстетического развития и воспитания школьников. Развиваются такие качества, как трудолюбие, уважение к людям труда, умение взаимодействовать при решении коллективных задач и др. Всё это способствует подготовке учащихся к выбору профессии.

В общем понимании трудовое воспитание включает в себя и трудовое обучение, назначение которого – формировать положительное отношение к труду, развивать трудовые умения и навыки обращения с элементарными орудиями труда, инструментами, несложными механизмами. В процессе трудового обучения осуществляется подготовка учащихся к трудовой деятельности, происходит своеобразная «проба сил» в том или ином виде труда.

Цель трудового воспитания – нравственно-психологическая и практическая подготовка к труду, формирование положительного отношения к трудовой деятельности, осознание труда как источника жизнедеятельности человека.

Задачи трудового воспитания –

- рациональная организация разнообразной трудовой деятельности, приобщение к участию в трудовой деятельности;

- формирование у учащихся убеждения в том, что труд является обязанностью каждого человека, что он является основой благополучия человека (нравственный аспект);

- развитие потребности трудиться;

- развитие у учащихся трудолюбия;

- способствовать овладению общетрудовыми знаниями, умениями и навыками (то, что называют «азбукой труда);

- осуществлять помощь в выборе профессии в соответствии со склонностями и способностями учащихся;

- развивать способность оценивать результаты труда с эстетических позиций (эстетический аспект).

 

Виды трудовой деятельности в школе - учение, труд по самообслуживанию, работа в школьных мастерских, УПК, летняя трудовая четверть, общественно-полезный труд…

Общественно-полезный труд предполагает: 1) труд на пользу школы (самообслуживание, изготовление и ремонт наглядных пособий и мебели, работа на пришкольном участке, в теплице и в учебном хозяйстве, изготовление игрушек для детского сада; 2) на пользу отдельным людям (шефство, тимуровское движение, волонтёрство); 3) производительный труд на благо общества (участие в благоустройстве микрорайона школы, труд на промышленных предприятиях и в сельской местности).

Особенности организации разных видов труда:

Учебный труд ............................................................................

Самообслуживание в семье и школе (или бытовой труд) – наиболее простой и доступный вид труда детей самого разного возраста. Оказывает влияние на развитие трудолюбия, приобщает к более сложным видам труда. Если такой вид труда выступает в качестве образа жизни семьи, ТО способствует выработке ПРИВЫЧЕК, становится ПОТРЕБНОСТЬЮ, развивает трудовые навыки.

Методы воспитания – приучение, поручение, личный пример родителей, совместная деятельность.

Трудовая деятельность в школьных кружках. Это кружки – технические, химические, биологические, домоводства и художественного рукоделия. Такая деятельность способствует также развитию склонностей и способностей учащихся, развитию познавательных интересов, совершенствуются навыки.

Принцип добровольности, личного интереса…

Тимуровское движение. Было популярно в послевоенное время, однако во многих школах действует и сегодня. Как вид общественно-полезного труда. Не имеет экономического эффекта, но имеет характер благотворительности, помощи (нравственный аспект). Формируется благородство, забота о человеке, сочувствие.

Производственный труд. В настоящее время почти не используется в воспитательной деятельности школы, но в доперестроечный период применялся достаточно часто. Как помощь шефам (город и село). Создавались ученические бригады, что способствовало развитию трудовых навыков. Фактор самоутверждения школьников. Работали рядом со взрослыми

Известен опыт А.С.Макаренко в колонии им. Ф.Э.Дзержинского. В Харькове при колонии работал филиал завода по производству фотоаппаратов «ФЭД». Это было собственное производство – хозрасчёт, зарплата… Ребята работали на уровне мировых стандартов.

В Москве (60-е годы) - часовой завод «Чайка». Был организован школьный цех.

Профессиональная ориентация как одно из направлений трудового воспитания. Помощь в выборе профессии. В 60-70-е годы прошлого века этому направлению придавалось государственное значение. В масштабе города работал городской совет по профориентации. Сложилась структура этой работы, включала следующие направления:

- профессиональное просвещениелекции и доклады о профессиях и их значении, встречи с передовиками производства и представителями разных профессий, экскурсии на промышленные предприятия и учебные заведения;

- профессиональная консультация - работа педагога и психолога по изучению особенностей личности школьника относительно требований избираемой им профессии;

- ознакомление школьников с возможностями получить профессию – ПТУ, вузы, деятельность научных кружков;

- работа с родителями о выборе профессии;

- профориентационная работа по предмету - в процессе преподавания учебных предметов показать использование знаний для профессий определённой направленности.

 

Педагогические требования к организации трудовой деятельности.

Только педагогически правильно организованный труд оказывает воспитывающее влияние на школьников. В числе таких требований:

1. Осознание учащимися значимости выполняемого ими труда.

2. Сочетание общественной полезности с личными интересами школьников.

3. Взаимосвязь общественно-полезного труда с трудовым обучением.

4. Развитие активности и самостоятельности учащихся при выполнении трудовой деятельности.

5. Добровольность и обязательность трудовой деятельности.

6. Посильность трудовой деятельности.

7. Реализация в трудовой деятельности нравственного, эстетического и физического аспектов в развитии и воспитании личности.

8. Организация коллективного труда как возможности для проявления отношений взаимной ответственности.

9. Раннее включение детей в трудовую деятельность и её усложнение с возрастом.

10. Творческий характер трудовой деятельности.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.