Сделай Сам Свою Работу на 5

Зарубежный опыт налогообложения прибыли и его использование





Основные направления совершенствования механизма налогообложения прибыли

Зарубежный опыт налогообложения прибыли и его использование

 

Налогообложение относится к числу известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Большую роль в формировании доходной части бюджета играют налоги c предприятий. В РБ вся совокупность налогов и сборов классифицируется на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам. Общая классификация налогов предполагает их деление на две группы: прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, земельный налог, налоги на имущество организаций и физических лиц и другие. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины [2]. Большое значение в системе налогообложения Республики Беларусь играет налог на прибыль организаций, поскольку является составным элементом налоговой системы и служит инструментом перераспределения национального дохода. Налог на прибыль, который в мировой практике налогообложения может иметь различные названия (налог на доход юридических лиц, налог с корпораций, налог на доходы корпораций, корпоративный налог и другие), является сравнительно «молодым» налогом. Как известно, первыми налогами на предпринимательскую деятельность были налоги, не связанные с получением дохода. Это были в основном пошлины и другие косвенные налоги, а также земельные и подушные обложения. Обложение налогом дохода от предпринимательской деятельности носило частный, эпизодический характер.



В мировой практике налог на прибыль является одной из основных доходных частей бюджета большинства стран мира и выступает своеобразной экономической категорией со стойкими внутренними свойствами и закономерностями развития. В отличие от Республики Беларусь, в странах ЕС налог на прибыль предприятий существует на постоянной основе со времен Второй мировой войны. Система налогообложения построена так: прибыль компаний облагается как центральным правительством, так и местными органами власти; объектом обложения выступает чистая прибыль; ставки налога, как правило, устанавливаются пропорционально, или имеют незначительную прогрессию. Чистая прибыль, подлежащая налогообложению, равняется валовой прибыли (разница между выручкой от реализации продукции или услуг и ее стоимостью для юридического лица), уменьшенной на сумму разрешенных вычетов и налоговых льгот. Впрочем, в большинстве стран ЕС ставка не является единственно определенной, существуют сниженные, минимальные и максимальные ставки налога. Так, максимальные ставки налога составляют: в Германии — 50 %, Греции — 49 %, Франции — 42 %, Бельгии и Ирландии — 43 %, Италии — 36 %, Великобритании, Нидерландах, Испании, Португалии — 35 %, Люксембурге — 34 % [9]. Законодательство стран-членов ЕС закрепляет разные подходы к налогообложению прибыли предприятий, однако все их разнообразие можно свести к нескольким основным схемам. Например, в Бельгии, Голландии, Люксембурге и Швеции предполагается полное налогообложение прибыли, то есть прибыль компании облагается корпоративным налогом, а потом, получив часть прибыли, акционеры платят с него личный подоходный налог [3]. В Австрии налог на прибыль предприятий занимает второе место в доходах бюджета. Существует закон, согласно которому от корпоративного налога освобождается доход, полученный предприятием от капитальных вложений. Этот закон позволяет освобождать от налога любую долю дохода, а также дивиденды, которые выплачиваются одним австрийским предприятием другому. В некоторых случаях с предприятий взимается налог на сверхприбыль. Максимальный налог на доходы капитальных активов составляет 34 %. А если предприятие несет убытки, то сумма убытков не может вычитаться из налогооблагаемого дохода. Таким образом, принимая во внимание то, что государственный суверенитет в отношении налогов во многом разделен с институтами ЕС, страны стараются сохранить в своем полном ведении прямые налоги, занимающие вторую, а в некоторых странах и первую позицию среди налоговых доходов бюджета. Это объясняется тем, что налоги на прибыль корпораций являются неотъемлемыми источниками финансирования национальных социальных программ и потому рассматриваются государствами как предмет исключительной налоговой компетенции, которая не подлежит перераспределению в пользу ЕС [7].





Рассмотрим специфику налогообложения предприятий в США. Налог на прибыль занимает третье место в доходах бюджета и его доля в общем объеме налоговых поступлений штатов составляет приблизительно 7 %. Вносится он ступенчато: корпорация уплачивает 15 % за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25 % за следующие 25 тыс. долл. и 34 % на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в пределах от 100 до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5 %. Такое ступенчатое налогообложение имеет огромное значение для средних и малых предприятий, позволяя им активно развиваться (в отличие от налогообложения в РФ, которое скорее служит серьезным барьером для развития бизнеса). Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты штатов, ставка налога, как правило, стабильна [6]. Данные по ставкам указаны в таблице.

 

Таблица – Налогообложение прибыли предприятий в США

 

Процентная ставка От суммы налогооблагаемого дохода, долларов США
Менее 50000
50001-75000
75001-100000
100001-335000
335001-10000000
10000001-15000000
15000001-18333333
Более 18333333

 

В США налог на прибыль предприятий имеет множество льгот. Прежде всего, такие преференции предусматриваются для тех корпораций, которые инвестируют свои средства на данной территории. Значительные скидки имеют и те компании, деятельность которых необходима для штата. Из чистого дохода вычитаются штатные и местные налоги на доходы, 100 % дивидендов от находящихся в полной собственности местных дочерних компаний, 70–80 % дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Так же применяются льготы, которые стимулируют предприятия использовать альтернативные источники энергии. Таким образом, налог на прибыль предприятий (корпораций) в США является не столько фискальным рычагом штата, сколько инструментом, при помощи которого правительство штата может воздействовать на его экономическую ситуацию, развитие наиболее выгодных для данной территории направлений производства товаров и услуг. Остановимся боле подробно на Канадской налоговой системе. Выбор этой страны в качестве основной для сравнения налогообложения предприятий не случаен. Ключевой элемент налоговой системы Канады — это конституционное разграничение налоговых полномочий между составляющими государственной власти. Налоговые права федеральной и провинциальной ветвей государственной власти гарантируются Конституцией страны, а налоговые права муниципальных властей — законодательством провинций. Из этого можно сделать вывод, что объем и характер этих прав иногда существенно варьируют по провинциям. Важным элементом налога на прибыль предприятий является сочетание его резидентского и территориального подходов к налогоплательщику. В рамках федерального налогообложения прибылей предприятий в настоящее время в Канаде применяются три основные налоговые ставки, которые дифференцированы в зависимости от масштабов предприятия и типа осуществляемой деятельности. Так, фактически действуют:

- базовая ставка налога на прибыль;

- ставка налога для малых предприятий;

- ставка налога для обрабатывающих предприятий. Скидкой для обрабатывающих предприятий или «manufacturing and processing tax credit» обычно называют применение пониженной ставки для организаций, которые занимаются производством и обработкой. Компания приобретает эту скидку, если она получает более 10 % своих валовых доходов от активного бизнеса в стране путем продажи или сдачи в аренду товаров, произведенных в Канаде. Эта льгота также может предоставляться предприятиям, которые занимаются складированием сырья, сборочными процессами, контролем качества производимой продукции и другой подобной деятельностью. Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. К малым относится компании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97 % от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности — услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка — 12 %. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране. Так же в Канаде существует «small business deduction» или скидка для малого бизнеса, которая представляет собой пониженную ставку налога на первые 200 тыс. долл. доходов от активной экономической деятельности предприятия. Таким образом, не вдаваясь в детали описания процесса формирования облагаемой прибыли и льгот, которые могут использовать предприятия, отметим лишь два обстоятельства, существенно отличающие модель налогообложения прибыли в Канаде от белорусского варианта. Первое связанно с детальной проработкой налоговой амортизации и возможности использования различных схем ускоренной амортизации как налоговой амортизации. Второе отличие — это широкий круг льгот, предоставляемых предприятиям в виде налоговых кредитов, особенно малым предприятиям.

Исходя из особенностей налогообложения прибыли зарубежных стран можно отметить некоторые варианты использования зарубежного опыта для оптимизации налогообложения прибыли в Республике Беларусь:

1.Налоговые льготы либо освобождение от уплаты налогов развивающихся организаций малого бизнеса.

Использования налоговой льготы позволит развиваться начинающемуся малому бизнесу, т.е. сможет стимулировать направление свободных денежных средств на развитие и модернизацию работы предприятия, расширение и реконструкцию, тем самым ускоряя развитие до тех пор, пока организация не зарекомендует себя как высокодоходная. Освобождение от налогообложения в первый год работы организации позволит ей рационально оценить результаты экономической деятельности и, в случае ее недостаточной эффективности, направить сумму денежных, оставшихся от освобождения от уплаты налога на развитие неэффективной сферы организации.

2. Использование прогрессивной системы налогообложения прибыли организаций на основании системы налогообложения США.

Использование прогрессивной системы налогообложения прибыли по опыту США может позволить более рационально определить налоговую нагрузку на организации. Таким образом – убыточные и низкодоходные организации могут избавиться от уплаты налога на прибыль, либо уплачивать минимальный процент от нее, что позволит им распределять освобожденную сумму прибыли на модернизацию производства и формирование фондов, в то время как высокодоходные организации в зависимости от уровня дохода смогут уплачивать по более высоким ставкам, что позволит возместить недостаток поступления средств в бюджет от освобожденных от неуплаты низкодоходных и убыточных предприятий.

Налог на прибыль организаций должен стимулировать рост производства, его пропорциональность, повышение производительности труда. Сочетание интересов государства и производителя будет эффективно тогда, когда действует целостная действующая система налоговых регуляторов экономики, формирующая цели и выбор стратегии, методы и средства хозяйственной деятельности каждого предприятия.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.