Сделай Сам Свою Работу на 5

Психологическая характеристика ребенка.





Образец

Артем Л. Возраст – 5 лет 6 мес.

Ранний детский аутизм, общее недоразвитие речи II степени.

Особенности моторики.

Мышечный гипотонус, малоподвижность, двигательная заторможенность, вялость.

Уровень общей моторики занижен (не может стоять на одной ноге, крутить педали велосипеда, держать равновесие). Тонкая моторика развита нормально, но затруднено обучение навыкам с применением произвольных действий (застегнуть пуговицы, завязать шнурки).

Особенности развития познавательной деятельности.

Внимание – устойчивое, переключение нормальное, преобладает произвольное внимание, объем внимание хороший. Ухудшается в состоянии аффективного заражения.

Восприятие – раннее различение цветов и оттенков (с 1,5 лет) и формы (2 года), ранняя любовь к музыке, нарушенное вкусовое восприятие (выраженная избирательность к еде). Предметный гнозис сохранен. Выраженный интерес к знаку (букве, цифре), форме, цвету.

Память – хорошо развитая (обучение методом "глобального чтения"), зрительная память преобладает. Непроизвольное запоминание. Сохранение информации длительно. Воспроизводит полно и последовательно. Ассоциативная, опосредованная память неразвита.



Мышление – Соотносит предметы с их функциональным значением. Обобщение по функциональным признакам отсутствует. Классификацию производит, но словесные формулировки принципа работы отсутствуют. Операцию сравнения не производит, сравнивает только по наводящим вопросам. Выстраивает сюжетный ряд из 3-х картинок с помощью. Понимание метафор, сюжетов со скрытым смыслом отсутствует. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического объяснения не дает. Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление.

Обращается за помощью, принимает помощь и совместные действия. Слабость регуляции произвольной деятельности, недостаточная целенаправленность, несформированность функции самоконтроля.

Личностные особенности.

Особенности поведения – игровая деятельность стереотипная, совместная игра со сверстниками отсутствует, нарушение коммуникативного поведения. Оторван от жизни, не умеет себя защитить. Боится стричь ногти и волосы.



Нарушения эмоционально-волевой сферы – эмоциональная близость с родителями и с бабушкой. К сестре относится сдержанно. Остальных членов семьи знает и принимает, но потребности в них не испытывает. Чувство "я" (самосознание) не сформировано, себя и мать не разделяет, говорит о себе во 2-ом лице ("Саша купается"). Самоагрессия, агрессия как форма реагирования на требование. Не понимает эмоциональное состояние человека. Беспричинный смех или плач.

Имеющиеся знания – знает дн и недели и месяцы, времена года и их последовательность, различает "правую" и "левую" части тела, определяет положение предмета в пространстве. Пишет печатными буквами. Сложности с распределением текста на листе. Знает последовательность чисел, соотносит число и цифру. Читает побуквенно.

Уровень адаптивного поведения – отсутствуют навыки социализации. Навыки коммуникации сформированы частично. Самообслуживание в норме. Сенсорное развитие ускоренное.

1.1.Основные принципы коррекционно-развивающей работы: 5 -принцип преемственности: обеспечивает связь программы коррекционной работы с другими разделами основной общеобразовательной программы; -принцип комплексности: коррекционное воздействие охватывает весь комплекс психофизических нарушений; -принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учетом «зоны ближайшего развития»; -принципсоблюдения интересов ребёнка: определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка; -принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; -принцип непрерывности: гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению; -принцип вариативности: предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и психическом развитии; -комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.



1.2.Основные направления коррекционно-развивающей работы 1.Диагностическая работа включает: -выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья при освоении основной образовательной программы; -проведение комплексной социально-психолого-педагогической диагностики нарушений в психическом и физическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; -определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей; -изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер и личностных особенностей детей; -изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; -изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья; -системный разносторонний контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных областей). 2.Коррекционно-развивающая работа включает: -реализацию комплексного индивидуально-ориентированного социально- психолого-педагогического сопровождения в условиях воспитательно- образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития; -выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ,методик, методов и приемов обучения и 6 воспитания в соответствии с его особыми образовательными потребностями; -организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих, коррекционно-логопедических занятий, необходимых для преодоления нарушений в речевом и психическом развитии; -коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально-волевой, познавательной и речевой сфер; -формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний; -развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, коммуникативной компетенции. 3.Консультативная работа включает: -выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников воспитательно-образовательного процесса; -консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приёмов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; -консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения и воспитания ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; 4.Информационно-просветительская работа предусматривает: -информационную поддержку образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями, их родителей (законных представителей), педагогических работников; -различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса –родителям (законным представителям), педагогическим работникам – вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья; -проведение тематических выступлений, обучающих семинаров для педагогов и родителей (законных представителей) по разъяснению индивидуально особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. 2.Содержание коррекционной работы. Содержание коррекционной работы направленона: 1. Обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии детей с расстройствами аутистического спектра (РДА); 2. Коррекция и развитиеречевых функций детей с нарушением речи (ФН, ФФН, ФФН Дизартрия (м.п.), ОНР).

2.1. Основные направления коррекционной работы детей с расстройством аутистического спектра Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что 7 приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира. Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются: - недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими; - отгороженность от внешнего мира; - слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада); - неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы; - приверженность к сохранению неизменности окружающего; - неофобия (боязнь всего нового): дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь; - однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям; - разнообразные речевые нарушения при РДА; - у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения (чаще это умственная отсталость). Целькоррекционной работы: -преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным ребенком; -развитие познавательных навыков; -смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта; -повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми; -преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения. Модель организации коррекционно-развивающей работы Коррекционно- развивающая работа Комплексное обследование детей Содержание коррекционной работы Деление детей наподгрупп ы Распределение детей для индивидуальной работы с детьми с педагогами Реализация педагогического процесса; согласование плана работы, коррекция стиля педагогического воздействия; обеспечение взаимодействия, коррекция детско-родительских отношений с родителями Коррекция нарушения познавательной сферы ребенка Дыхательная гимнастика Коррекция нарушения поведения Коррекция нарушений психологической готовности к школе Коррекция нарушений социально- эмоциональной сферы Развитие мелкой моторики 8 Диагностико-консультативное направление работыосновывается на основополагающем принципе дефектологии - принципе единства диагностики и коррекции. Реализация этого принципа обеспечивается комплексным междисциплинарным изучением и динамическим наблюдением за развитием ребенка специалистами психолого- медико-педагогического консилиума (ПМПк): образовательного учреждения, который создается в учреждении по приказу руководителя в составе дефектолога, психолога, логопеда, методиста, медицинской сестры, обязательного присутствия одного из родителей ребенка (лиц, заменяющих их). В задачи консилиума входят: изучение состояния здоровья ребенка (медицинское), выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение), изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое изучение), социальной ситуации развития ребенка (отношения в семье, детском саду), запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (дограмматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности), — педагогическое изучение. Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, когда ребенок поступает в группу компенсирующей направленности, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами дошкольного образовательного учреждения. Для организации обследования детей в программах выделяется специальное время. Так, реализуется важнейший принцип дефектологической науки — принцип динамического изучения развития ребенка в процессе образовательно- воспитательной работы. Каждый из участников ПМПк образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю. Итогом изучения ребенка специалистами консилиума являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков ее достижения; выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе; анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы. Таким образом, помимо направления психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), в деле ребенка должны находиться рекомендации специалистов, обеспечивающих положительную динамику его развития, на основе поэтапных исследований. При отсутствии положительной динамики после выяснения причин и уточнения механизмов нарушения развития ребенка с согласия родителей переводят в соответствующее учреждение (на основании заключения ПМПК). Второе важнейшее направление - коррекционно-развивающее -предполагает комплекс мер, воздействующих наличность в целом, нормализацию и 9 совершенствование ведущего вида (наряду с типичными видами) деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Коррекционно-развивающее направление реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога и других специалистов образовательного учреждения. Воспитание и обучение детей с аутизмом, как и нормально развивающихся дошкольников, осуществляется в двух формах: в повседневной жизни и в процессе обязательных регулярных занятий. Ведущая роль в коррекционно-развивающем процессе принадлежит учителю-дефектологу и педагогу-психологу. Педагог должен обеспечить субъективное переживание ребенком успеха на фоне определенных затрат усилий, искать и использовать любой повод, чтобы отметить даже незначительное продвижение ребенка. Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида и группы компенсирующей направленности предусматривает соблюдение следующих условий: • наличие в учреждении диагностико-консультативнойслужбы, работающей на междисциплинарной основе; • построение образовательно-воспитательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей), обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевогои эмоционального развития и стимулирование, обогащениеразвития во всех видах детской деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной); • использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально- игровой окрашенностью, прикладнойнаправленностью (тактильно-действенным обследованием,экспериментированием, трансформацией) и ценностнойзначимостью для ребенка того, что он делает, познает, с чемиграет и взаимодействует; • взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей, объяснение цели и задач воспитания и подготовки к школе детей с ОВЗ); • событийный характер в организации жизнедеятельности детей; • проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности детей. 2.1.1.Основные этапы психологической коррекции, осуществляемые педагогом-психологом. Психологическая коррекция начинается с диагностики проявлений психического дизонтогенеза ребенка в условиях его общей и игровой деятельности. Основной задачей являлось вовлечение аутистов в разные виды индивидуальной и совместной деятельности, формирование произвольной, волевой регуляции поведения. 10 Коррекционная работа осуществляется поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА. Используются два режима: щадящий и активирующий. Адаптация ребенка к условиям детского сада базируется на использовании простейших — тактильных, пантомимических, моторных форм контактов, в условиях свободного выбора и полевого поведения. Оценка состояния ребенка, имеющего расстройства аутистического спектра, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий. Направленная деятельность ребенка РДА планируется с учетом диссоциации психического развития. Используется индивидуальная, а позднее групповая игротерапия. На первых этапах отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс. В последующем, в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие. Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. Второй этап – усиление психологической активности детей. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции. Задача усложнялась переходом от манипулятивной игры к сюжетной. Наиважнейшей стороной работы остается побуждение к деятельности, многократное повторение игр, формирование игровых штампов, с постоянным использованием зрительно- моторного кoмплекса, лишь постепенно вводя от более простых более сложные формы игр и самой моторной деятельности, а также конкретно, последовательно, многократно излагать порядок всех игровых действий. На третьем этапе психокоррекции важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка. А также развитие основных психологических процессов: решается задача усложнения деятельности, с постепенным переходом от индивидуальных к направленным групповым занятиям, еще позднее к сложным играм, упражнениям в группах по 3- детей. Эффективность психокоррекционного процессадает основу для эффективной адаптации ребенка к миру. Благодаря этим занятиям происходит настройка ребенка к активному контакту с окружающим миром. Таким образом, ребенок будет чувствовать безопасность и эмоциональный комфорт, а значит, будет происходить коррекция поведения. 11 Структура подгруппового занятия включает в себя: 1.Встреча детей. Педагог приветствует ребенка или всех детей 2.Дети приветствуют друг друга, вывешивают свою фотографию на доске «Кто пришел». 2.Составление расписания дня. Используют или предметные картинки, или иллюстрации, в зависимости от возможностей детей. Рядом находится коробка законченных дел, твое дело до конца. 3.Утренний «Круг». Круг включает в себя: приветствие друг друга при помощи предмета (мяч, шар), в дальнейшем с включением рукопожатия, игры по формированию пространственных представлений, в том числе, знание частей тела, по привлечению внимания к происходящему и друг к другу, фольклорные игры, так формируется умение действовать сообща, видеть и тактильно чувствовать детей в группе, общий танец. Ребенок насыщается положительными эмоциями, развивается зрительный, слуховой и тактильный каналы, затем сообщаем сегодняшний день недели. С этого занятия, как правило, начинается весь день. Эта форма очень эффективна в работе с детьми с расстройством аутистического спектра. 2.1.2.Основные этапы психологической коррекции, осуществляемые учителем-дефектологом. Основной целью в работе учителя-дефектолога с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра является подготовка их к школе, помощь на начальной ступени обучения, чтобы могли освоить необходимые знания, умения и навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения. Формирование дошкольных знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как средство психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности, для успешной социализации. Для достижения цели применяются следующие задачи: • создание ребенку с ОВЗ возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития; • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка; • коррекция (исправление или ослабление) негативныхтенденций развития; • стимулирование и обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной,трудовой); • профилактика вторичных отклонений в развитии и трудностейв обучении на начальном этапе. Учителем-дефектологом проводится коррекционная работа в трех направлениях: 1) психолого-педагогическое развитие: ознакомление с окружающим миром (провидится 2 раза в неделю, в год 64 образовательные ситуации), ознакомление с художественной литературой (проводится один раз в неделю, в год 32 образовательные ситуации), развитие речевого восприятия и подготовка к обучению грамоте (проводится один раз в неделю, в год 32 образовательные 12 ситуации), развитие элементарных математических представлений (проводится два раза в неделю, в год64 образовательные ситуации). 2) развитие двигательной активности: общая и мелкая моторика (проводится каждый день, компоненты включаются в психолого-педагогическую работу). 3) сенсорное развитие. Значительное место в подготовке к школе детей с РДА занимает ознакомление с окружающим миром.Важнейшую цель обучения заключается в расширении и систематизации знаний и представлений детей с РДА об окружающем мире с опорой на жизненный опыт ребенка. Ребенок знакомится с целостной картиной мира (в этом курсе представлено содержание двух образовательных областей естествознания и обществознания). Знания и представления о природных и общественных объектах и явлениях дети накапливают в процессе непосредственных наблюдений и практической деятельности, расширяют их в дидактических и сюжетно-ролевых играх. В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явлений дети учатся их анализировать, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, выводам. На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речиактивизируется словарь детей, формируются навыки связной речи. Основная цель в ознакомление с художественной литературой детей, направленная на формирование навыков восприятия ребенком произведений различныхжанров. По развитию речевого (фонематического) восприятия и подготовки к обучению грамоте ставится следующие задачи: развитие интереса и внимания к слову, к речи (собственной и окружающих); обогащение словаря; развитие грамматического строя речи, навыков связной речи с опорой на речевой опыт ребенка - носителя языка. В формировании элементарных математических представлений главная цель курса - всестороннее развитие ребенка: развитие любознательности, мыслительных операций. Основное средство интеллектуального воспитания ребенка, его личностных качеств - организация предметно-практической деятельности. Учебный материал дается не в готовом виде, а вводится на основе деятельностного подхода, т.е. связи и отношения между предметами дети «открывают» путем анализа, сравнения, выявления существенных взаимосвязей. Основная цель развития общей моторики овладение новыми движениями дошкольниками с РДА, совершенствование движений, большей точности, развитие координации. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста ставит цель научить детей выполнять мелкие и тонкие движения руками, развить речь. Сенсорное развитие направлено на умение упорядочить группы предметов по сенсорному признаку-величине, цвету, различие и называние основных цветов, оттенков, форму геометрических фигур, на восприятие величины объектов, выстраиванию предметов в ряд - по возрастанию или убыванию. Коррекционо-развивающие и ознакомительные занятия происходят во всех режимных моментах (кроме сна): на занятиях с педагогами, на прогулке, во время игры, в свободной деятельности, во время приема пищи. 13 2.1.3.Основные этапы психологической коррекции, осуществляемые учителем-логопедом Речь, как наиболее молодая функция центральной нервной системы, страдает в болезни в первую очередь и восстанавливается постепенно, поэтапно, в обратном порядке. Логопедическая работа начинается с определения речевой патологии, свойственной детям, имеющим расстройство аутистического спектра. Коррекционная работа направлена на развитие слухового внимания, фонематического, речевого слуха. Осуществляется постановка звуков, их автоматизация, вводятся дыхательные, голосовые упражнения. Важной задачейстановится: расширение словарного запаса, развитие способности к составлению предложений по картинкам, их сериям, как и работа над связным текстом, состоящим из бесед, пересказа, «проигрывания», драматизации разных тем, воспроизведение стихотворной речи и ряд других задач. 2.1.3.Организация работы специалистов в группе компенсирующей направленности для детей с расстройством аутистического спектра Воспитатели, учитель-дефектолог, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Поскольку с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме. Расписание составлено так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество образовательных ситуаций в неделю не превышает установленных норм.Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы на данной группе.Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов на данной группе была выработана следующая система деятельности: 1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и педагогом-психологом изучают детей. Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей в образовательной деятельности и в повседневной жизни - в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.Результаты обсуждаются и анализируются всем педагогическим коллективом группы, во главе с заместителем заведующего дошкольного учреждения. Обсуждаются достижения и недостатки в обучении детей, намечаются пути коррекции. 2. Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.). 14 Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводит учитель-дефектолог. При этом надо помнить, что воспитатель, проводя свои виды деятельности, ни в коем случае не является «репетитором», не изучает с детьми материал занятий учителя- дефектолога.Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях. 3. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия. Данныевиды деятельности являются итогом всей коррекционно- педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре. Программно-методическое обеспечение

 

 

2.2. Основные направления работы с детьми, имеющие нарушение речи Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. 15 Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. В детском саду воспитывается 19 детей с нарушением речи в возрасте 5-7 лет. Целью коррекции и развития речи является овладение детьми нормами и правилами родного языка и развитие их способностей, комплексное развитие познавательно-речевой деятельности. Задачи: -определить особенности организации образовательного процесса и условий интеграции для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью выраженности (в соответствии с рекомендациями психолого- медико-педагогической комиссии); -осуществлять индивидуально ориентированную социально-психолого- педагогическую и медицинскую помощь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); -разработать и реализовать индивидуальные программы, индивидуальные и (или) групповые занятия для детей с нарушениями речи; -обеспечить возможности воспитания и обучения по дополнительным образовательным программам социально-педагогической и других направленностей, получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; -развивать коммуникативную компетенцию, формы и навыки конструктивного личностного общения в группе сверстников; -оказать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья. Условия реализации коррекционно-логопедической работы: -дифференцированные условия: работа осуществляется в форме индивидуальных (2-3 раза в неделю) и подгрупповых (2 раза в неделю) занятий. Длительность индивидуальных занятия от 10 до 20 минут, подгрупповых занятий от 20 до 25 минут, согласно нормам СанПиН. -психолого-педагогические условия: коррекционная работа планируется с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.Для создания комфортного психоэмоционального режима коррекционно-развивающие занятия проводятся с использованием арт- педагогических технологий. -специализированные условия: занятия с детьми с нарушением речи проводятся в специально оборудованнойстудии конструктивного общения и речевого развития. Специальное оснащение:настенное и индивидуальные зеркала, перед которыми проводятся значительная часть занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации;логопедические зонды и шпатели для постановки звуков и логопедического массажа;систематизированный иллюстративный материал и пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений у детей; компьютерная 16 техника: интерактивная доска, видеопроектор, компьютер, позволяющая применять развивающие обучение. -здоровьесберегающие условия: в образовательном учреждении созданы условия для оздоровления: ежегодно все дети проходят обязательное медицинское обследование, перерывы между занятиями длительностью 10 минут, для детей с ограниченными возможностями здоровья проводятся дополнительная индивидуальная работана спортивных тренажерах. -участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях. -развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные речевые нарушения (ОНР) Для организации системы работы с детьми со сложными речевыми нарушениями организованы занятия со специалистами (учителем- дефектологом, педагогом-психологом. Продолжительность коррекционной работы с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев; ФФН и ФН Дизартрия (м.п.) -1 год ФФН Дизартрия (м.п.) - 2 года ОНР длительность зависит от уровня развития. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка. Форма организации обучения:индивидуальная и подгрупповая (микрогруппы по 2 -3 чел.). Для подгрупповых (в микрогруппах) занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 2 - 3 человека, периодичность занятий 2 раза в неделю, 25-30 минут для детей от 6 до 7 лет, 15-25 минут для детей от 5 до 6 лет. Требования к результатам: Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Планируемые результаты логопедической работы: - правильная артикуляция всех звуков речи в различных позициях; - чёткая дифференциация всех изученных звуков; - умение производить элементарный звуковой анализ и синтез; - овладение интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов. Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Тематика работы может видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников. Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико- 17 педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе логопедических занятий и занятий с психологом. Модель организации коррекционно-логопедической работы в детском саду Заявка родителей, педагогов Обследование ребенка специалистами консилиума Составление предварительного заключения ГПМПК города Тамбова Выработка рекомендаций ПМПК, решение ПМПК вопроса об адекватных условиях обучения и воспитания Специализированный детский сад, группа МБДОУ детский сад «Изумрудный город» Воспитатели Педагог-психолог Учитель- логопед Родители П

 

русских скороговорок и Чистоговорок

Упражнения по развитию речи

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.