Сделай Сам Свою Работу на 5

Системный подход как общенаучная методология. Определение и основные характеристики системы.





Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

Характеристики системы:целостность, структурность, взаимосвязь системы со средой 2 варианта: «закрытый» и «открытый», Иерархичность, Множественность описания.

Основные положения культурно-исторического (Выготский), деятельностного (Рубинштейн) и историко-эволюционного (Асмолов) подходов .

Деятельностная теория личностиС. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев.

Главным источником развития личности, является деятельность.Деятельность - сложная динамическая си­стема взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности. Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через ко­торое внешнее оказывает влияние на человека

Процесс интериоризации, благодаря которому происходит усвоение общественно-исторического опыта. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.

Предметность— это характеристика, которая присуща только человеческой дея­тельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценно­стях.



деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека.

 

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, соб­ственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъект­ность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, це­лях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.

личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть со­циальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек активный участник социальных преобразований, ак­тивный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские наиболее важные для формирования личности.



Сознание зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена.

Элемен­ты личности: отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образу­ются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте. Свойства личности социально (нормативно) детермини­рованные.

Направленность – система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции поведения личности.

Характер – совокупность морально-нравственных и волевых свойств человека.

Самоконтроль – совокупность свойств саморегуляции, связанных с осознанием личностью самой себя.

Культурно- исторический подход

социальную среду не как один из факторов, а как главный источник развития личности.

Натуральные и ВПФ.

Развитие стадиально, где периоды ровного накопления новых возможностей сменяются этапами кризиса. Кризис, для Выготского, это бурный, иногда драматический этап слома (или переосмысления) старого багажа и формирование нового способа жизни. Кризисы бывают болезненны, но они, по взглядам Выготского, неизбежны. С другой стороны, явное неблагополучие ребенка во время кризиса вовсе не закономерность, а лишь следствие неграмотного поведения родителей и других взрослых, воспитывающих ребенка.

Историко-эволюционный подход Асмолова

Общая идея:человек существует во многих системах, является элементом многих систем, как физических, биологических, так и социальных. Системный историко-эволюционный подход позволяет изучать человека в различных исторических процессах его развития: антропогенез, социогенез, биогенез и персоногенез.



Базируется на трех принципах:

1) Эволюция развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций – тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем. адаптации и бифуркации.

Характеристики системы, которые обеспечивает адаптация – предсказуемость, прогнозирование будущего развития системы. Бифуркация – непредсказуемость.

Адаптация выражены в форме социотипических проявлений, а бифуркация – в форме «индивидуальности». То есть существуют два рода личности: «личность как социальны тип» и «личность как индивидуальность».


2) В любой эволюционирующей системе функционируют избыточные преадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования.

Игра как пример преадаптивного элемента в системе индивида.

3) необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия (конфликта или гармонического взаимодействия) между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.

 

Методы исследования личности. Номотетическая и идиографическая парадигмы

Основание Номотетический подход – количественный Идеографический подход- описательный, качественный
Понимание объекта измерения Понимание личности как набора свойств Понимание личности как целостной системы
Направленность измерения Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности Распознавание индивидуальных особенностей личности
Методы измерения Стандартизованныеметоды измерения, требующие сопоставления с нормой Проективные методики и идеографическиетехники

МЕТОДЫ:

I. Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие и фиксация проявлений поведения и суждений, обусловленное задачам деятельности.

Виды: - по характеру контакта: непосредственное/опосредствованное - по условиям осуществления: полевое/лабораторное - по характеру взаимодействия с объектом: открытое/скрытое

II. Эксперимент – научный метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных на зависимую. Виды: - лабораторный/полевой - естественный/искусственный - констатирующий/формирующий

III. Квази-эксперимент. Виды: - метод тестирования - близнецовый метод - кросс-культурное исследование

Другие классификации:

- вербальные/невербальные

- объективные тесты/стандартиз-е самоотчеты/проективные методы

 

Движущие силы и условия развития личности. Критика концепции «двойной детерминации». Принцип саморазвития деятельности. Кризисы развития и их роль в становлении личности.

План.

Однофакторные теории развития ( среды, наследственности)

Двухфакторные теории (конвергенции, конфронтации). Критика.

Детерминация развития личности в отечественной психологии.

ССР. Кризисы.

Факторы развития личности: органические предпосылки – среда – сама личность.

Однофакторные теории развития.

1) Теории «среды»., эмпиризма. Главенствующей роли «среды». Человек представляет собой продукт воздействующих на него обстоятельств, из анализа которых можно вывести общие закономерности жизни личности.

2) Концепция «наследственности», нативизма. Развитие и поведение личности объясняется врожденными задатками, конституцией человека, его генотипом.

Двухфакторные теории взаимодействие наследственности и среды.

а) Теория конвергенции 2 факторов (В. Штерн): личность выступает как продукт социальной среды и наследственных предиспозиций.

б) Теория конфронтации 2 факторов (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.)

Два принципа – принципа стремления к удовольствию и принципа реальности. Конфронтация двух факторов выглядит как конфликт между влечениями личности и культурой, обществом. Во внутреннем плане эта конфронтация выражается в конфликте между «Оно» (природное начало) и «Сверх-Я» (усвоенные под давлением принципа реальности социальные нормы).

Неофрейдизм. К биологическому фактору прибавляется социально-экономический фактор.

Критика концепции «двойной детерминации». Положения.
1. Антропоцентристская парадигма мышления.
Сущность че­ловека ищется либо в самом человеке, либо в воздейству­ющей на него среде (биологической, социальной или физической). Человек рассматривается вне мира, а мир вне человека.

2. Абсолютизация филогенетических, социогенетических, он­тогенетических закономерностей развития человека. Не рассматриваются изменения человека в ходе эволюции его образа жизни в антропогенезе и социогенезе. Биологическое и социальное рассматривается вне своего исторического развития и взаимосвязи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.