Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие «воспитательная система»





Национальное своеобразие воспитания

Разработчики: Е.П.Белозерцев, И.А.Ильин, Б.А.Сосновский. Особенности:

· - обеспечивается право личности на самостоятельное этническое и культурное развитие

· - идет освоение культурного наследия своего народа

· - закладываются основы полноправной жизни нации

· - преодолеваются националистические проявления в обществе

· - гармонизируются образовательные интересы личности, этноса, общества, многонационального государства

· - достигается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.

Содержание национального воспитаниявключает в себя 3 взаимосвязанных компонента:

· компонент, обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю национальной культуры

· компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями другими культурами России

· компонент, позволяющий гражданину России включаться в современные мировые цивилизационные процессы

Фундаментальные положения теории национального воспитания:



· основы личности закладываются в семье, поэтому воспитательная работа школы должна быть тесно связана с семейным воспитанием;

· базовые личностные качества (ответственность, воля, характер) воспитываются в ходе установления взаимной заботы в общем деле взрослых и детей;

· духовная самоотдача, служение людям, милосердие воспитываются как естественное состояние души;

· духовные потребности личности воспитываются средствами народного творчества: сказок, песен, обрядов, пословиц, поговорок;

· личность воспитывается в процессе приобщения к труду взрослых, освоения народных ремесел;

· совместное общение детей и взрослых в игровой деятельности: серьезное отношение взрослых к детской игре, освоение народных игр, изготовление игрушек.

 

 

Классификация методов воспитания

  Название Особенности
Методы формирования сознания личности
  Убеждение разумное доказательство нравственной позиции, оценки происходящего.
  Рассказ яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий.
  Объяснение изложение, основанное на использовании логически связанных умозаключений.
  Разъяснение влияние на сознание и чувства, закрепляет новые качества и формы поведения.
  Внушение воздействие на подсознание или личность в целом, установки и мотивы деятельности, характеризуется некритичностью восприятия.
  Увещевание обращение к чувствам достоинства или возбуждения стыда, покаяния и т.д.
  Этическая беседа последовательное обсуждение событий с участием воспитателя и воспитанника.
  Диспут живой, горячий спор на разные темы.
  Пример конкретные образцы для подражания, формирующий сознание, чувства.
Методы организации деятельности и опыта общественного поведения.
  Упражнение многократное выполнение требуемых действий, доведение до автоматизма.
  Приучение интенсивно выполняемое упражнение.
  Требование влияние, стимулирующее или тормозящее определенную деятельность.
  Поручение влияние, развивающее необходимые качества, приучающее к положительным поступкам.
  Создание воспитывающих ситуаций организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях.
Методы стимулирования поведения и деятельности.
  Поощрение выражение положительной оценки действий.
  Наказание метод, который должен предупреждать нежелательные поступки.
  Соревнование метод, направленный на удовлетворение естественной потребности в соперничестве и лидерству.
         

Виды педагогических взаимодействий



Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а, следовательно, и отношений:



· педагогические отношения (субъект-объектные и субъект-субъектные парные взаимодействия воспитателей и воспитанников);

· взаимные отношения (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);

· предметные отношения (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);

· отношения к самому себе.

Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений предполагает:

· определенную инструментовку педагогических требований

· опора на общественное мнение коллектива

· адекватные оценки знаний, умений, навыков, поведения учащихся

Логика воспитательного процесса

· Определение личностной перспективы ребенка.

· Демонстрация ребенку групповой поддержки.

· Статусное перемещение и организация успеха.

· Выделение симптомокомплексов, требующих коррекции.

· Разработка и реализация программ коррекции воспитания.

Базовые теории воспитания и развития личности.

· Биологическая (генетическая). Разработчики: К. Лоренц, Д. Кеннелл. Особенности теории: Поведение человека определяется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Эту борьбу с самим собой и неудовлетворенность естественных потребностей, он скрывает "надевая маску" или замещая её каким-либо видом деятельности.

· Культурно-родовая теория. Разработчики: Л.С. Выготский, П.А. Флоренский. Особенности теории: Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и в отношениях с другими людьми. Важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.

· Гуманистическая теория. Разработчики: Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили. Особенности теории: Самостоятельная ориентация в социальном мире.

· Когнитивная теория. Разработчики: Ж. Пиаже, Л. Колберг. Особенности теории: Единство нравственного и умственного развития в целостном процессе формирования личности. Определяющая роль стадий умственного развития.

· Психоаналитическая теория. Разработчик: З. Фрейд. Особенности теории: определяющая роль в развитии личности отводится опыту ранних отношений в семье.

Педагогическая система, воспитательная система.

Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.

Современные разработчики теории воспитательных систем:

Л.И. Новикова, Л.В. Байбородова, Е.В. Бондаревская, Е.Н. Барышников, З.И. Васильева, Б.3. Вульфов, А.В. Гавилин, О.С. Газман, О.В. Заславская, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.Н. Куликова, Ю.С Мануйлов, С.Л. Паладьев, А.Г. Пашков, Л.А. Пикова, В.Л. Полукаров, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин, Е.Н.Степанов, Ю.П. Сокольников, Н.М. Таланчук и др.

Понятие «воспитательная система»

· естьспособ организациивоспитательного процесса на уровне конкретного учреждения" (И.А. Колесникова, Е.Н. Барышников).

· есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания: цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база, и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат" (по Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и версии АПИМ).

· есть развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы" (по Л.И. Новиковой).

· это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся".

Обратить внимание на расхождениев составе и порядке компонентов системы, включая место цели в разработках теории воспитательных систем: по Сласт. (С. 61)Цель - выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е.в роли внешней по отношению к ней силы.

Воспитательный процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Системообразующим фактором воспитательного процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление.

Этапы развития воспитательной системы школы.

Первый этап - становление системы. Включает прогностическую стадию. Идет разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.

Второй этап - отработка системы. Осуществляется развитие школьного коллектива, соуправления, определяются ведущие виды деятельности, направления функционирования системы, пед технологий.

Третий этап - окончательное оформление системы. Есть содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества.

Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, либо революционным, либо эволюционным путем.

Воспитательная система класса - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель.

Воспитательная система в статике характеризуется четырьмя взаимосвязанными компонентами: педагоги и воспитанники (субъекты) содержания образования и материальная база (средства).

Виды воспитательных систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования.

Воспитывающие ситуации - специально организованные педагогические условия, которые вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки.

Воспитывающая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. Различают: оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач.

Решение всех типов задач предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:

анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения;

осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;

анализ результатов решения.

Коллектив как объект и субъект воспитания.

Детский коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта.

Разработчики теории коллектива и коллективного воспитания:

В первой половине ХХ века:А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский.

Во второй половине ХХ века: концепция формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Т. А. Куракин, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), разработка принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработка педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.