Понятие «воспитательная система»
Национальное своеобразие воспитания
Разработчики: Е.П.Белозерцев, И.А.Ильин, Б.А.Сосновский. Особенности:
· - обеспечивается право личности на самостоятельное этническое и культурное развитие
· - идет освоение культурного наследия своего народа
· - закладываются основы полноправной жизни нации
· - преодолеваются националистические проявления в обществе
· - гармонизируются образовательные интересы личности, этноса, общества, многонационального государства
· - достигается единство образовательного и культурного пространства многонационального государства в условиях федерализации и регионализации.
Содержание национального воспитаниявключает в себя 3 взаимосвязанных компонента:
· компонент, обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю национальной культуры
· компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями другими культурами России
· компонент, позволяющий гражданину России включаться в современные мировые цивилизационные процессы
Фундаментальные положения теории национального воспитания:
· основы личности закладываются в семье, поэтому воспитательная работа школы должна быть тесно связана с семейным воспитанием;
· базовые личностные качества (ответственность, воля, характер) воспитываются в ходе установления взаимной заботы в общем деле взрослых и детей;
· духовная самоотдача, служение людям, милосердие воспитываются как естественное состояние души;
· духовные потребности личности воспитываются средствами народного творчества: сказок, песен, обрядов, пословиц, поговорок;
· личность воспитывается в процессе приобщения к труду взрослых, освоения народных ремесел;
· совместное общение детей и взрослых в игровой деятельности: серьезное отношение взрослых к детской игре, освоение народных игр, изготовление игрушек.
Классификация методов воспитания
| Название
| Особенности
| Методы формирования сознания личности
| | Убеждение
| разумное доказательство нравственной позиции, оценки происходящего.
| | Рассказ
| яркое, эмоциональное изложение конкретных фактов и событий.
| | Объяснение
| изложение, основанное на использовании логически связанных умозаключений.
| | Разъяснение
| влияние на сознание и чувства, закрепляет новые качества и формы поведения.
| | Внушение
| воздействие на подсознание или личность в целом, установки и мотивы деятельности, характеризуется некритичностью восприятия.
| | Увещевание
| обращение к чувствам достоинства или возбуждения стыда, покаяния и т.д.
| | Этическая беседа
| последовательное обсуждение событий с участием воспитателя и воспитанника.
| | Диспут
| живой, горячий спор на разные темы.
| | Пример
| конкретные образцы для подражания, формирующий сознание, чувства.
| Методы организации деятельности и опыта общественного поведения.
| | Упражнение
| многократное выполнение требуемых действий, доведение до автоматизма.
| | Приучение
| интенсивно выполняемое упражнение.
| | Требование
| влияние, стимулирующее или тормозящее определенную деятельность.
| | Поручение
| влияние, развивающее необходимые качества, приучающее к положительным поступкам.
| | Создание воспитывающих ситуаций
| организация деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях.
| Методы стимулирования поведения и деятельности.
| | Поощрение
| выражение положительной оценки действий.
| | Наказание
| метод, который должен предупреждать нежелательные поступки.
| | Соревнование
| метод, направленный на удовлетворение естественной потребности в соперничестве и лидерству.
| | | | | |
Виды педагогических взаимодействий
Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а, следовательно, и отношений:
· педагогические отношения (субъект-объектные и субъект-субъектные парные взаимодействия воспитателей и воспитанников);
· взаимные отношения (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими);
· предметные отношения (отношения воспитанников с предметами материальной культуры);
· отношения к самому себе.
Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений предполагает:
· определенную инструментовку педагогических требований
· опора на общественное мнение коллектива
· адекватные оценки знаний, умений, навыков, поведения учащихся
Логика воспитательного процесса
· Определение личностной перспективы ребенка.
· Демонстрация ребенку групповой поддержки.
· Статусное перемещение и организация успеха.
· Выделение симптомокомплексов, требующих коррекции.
· Разработка и реализация программ коррекции воспитания.
Базовые теории воспитания и развития личности.
· Биологическая (генетическая). Разработчики: К. Лоренц, Д. Кеннелл. Особенности теории: Поведение человека определяется действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Эту борьбу с самим собой и неудовлетворенность естественных потребностей, он скрывает "надевая маску" или замещая её каким-либо видом деятельности.
· Культурно-родовая теория. Разработчики: Л.С. Выготский, П.А. Флоренский. Особенности теории: Личность существует, проявляется и формируется в деятельности и в отношениях с другими людьми. Важнейшая характеристика личности - социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей.
· Гуманистическая теория. Разработчики: Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили. Особенности теории: Самостоятельная ориентация в социальном мире.
· Когнитивная теория. Разработчики: Ж. Пиаже, Л. Колберг. Особенности теории: Единство нравственного и умственного развития в целостном процессе формирования личности. Определяющая роль стадий умственного развития.
· Психоаналитическая теория. Разработчик: З. Фрейд. Особенности теории: определяющая роль в развитии личности отводится опыту ранних отношений в семье.
Педагогическая система, воспитательная система.
Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.
Современные разработчики теории воспитательных систем:
Л.И. Новикова, Л.В. Байбородова, Е.В. Бондаревская, Е.Н. Барышников, З.И. Васильева, Б.3. Вульфов, А.В. Гавилин, О.С. Газман, О.В. Заславская, В.А. Караковский, И.А. Колесникова, Л.Н. Куликова, Ю.С Мануйлов, С.Л. Паладьев, А.Г. Пашков, Л.А. Пикова, В.Л. Полукаров, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин, Е.Н.Степанов, Ю.П. Сокольников, Н.М. Таланчук и др.
Понятие «воспитательная система»
· естьспособ организациивоспитательного процесса на уровне конкретного учреждения" (И.А. Колесникова, Е.Н. Барышников).
· есть целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания: цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база, и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат" (по Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой и версии АПИМ).
· есть развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы" (по Л.И. Новиковой).
· это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливает наличие у образовательного учреждения или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся".
Обратить внимание на расхождениев составе и порядке компонентов системы, включая место цели в разработках теории воспитательных систем: по Сласт. (С. 61)Цель - выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е.в роли внешней по отношению к ней силы.
Воспитательный процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач. Системообразующим фактором воспитательного процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление.
Этапы развития воспитательной системы школы.
Первый этап - становление системы. Включает прогностическую стадию. Идет разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.
Второй этап - отработка системы. Осуществляется развитие школьного коллектива, соуправления, определяются ведущие виды деятельности, направления функционирования системы, пед технологий.
Третий этап - окончательное оформление системы. Есть содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества.
Четвертый этап - перестройка воспитательной системы, либо революционным, либо эволюционным путем.
Воспитательная система класса - способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Главную роль в построении, функционировании и развитии воспитательной системы класса играет классный руководитель.
Воспитательная система в статике характеризуется четырьмя взаимосвязанными компонентами: педагоги и воспитанники (субъекты) содержания образования и материальная база (средства).
Виды воспитательных систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования.
Воспитывающие ситуации - специально организованные педагогические условия, которые вызывает у учащихся необходимое психическое состояние, представления, чувства, мотивы, поступки.
Воспитывающая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача. Различают: оперативные задачи, органично выстроенный ряд которых приводит к решению тактических, а затем и стратегических задач.
Решение всех типов задач предполагающей прохождение четырех взаимосвязанных этапов:
• анализ ситуации и постановка педагогической задачи;
• проектирование вариантов и выбор оптимального для данных условий решения;
• осуществление плана решения задачи на практике, включающее организацию взаимодействия, регулирование и корригирование течения педагогического процесса;
• анализ результатов решения.
Коллектив как объект и субъект воспитания.
Детский коллектив - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения Детский коллектив - основная база накопления детьми позитивного социального опыта.
Разработчики теории коллектива и коллективного воспитания:
В первой половине ХХ века:А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий, В.А. Сухомлинский.
Во второй половине ХХ века: концепция формирования воспитательных коллективов (Т.Е.Конникова, Т. А. Куракин, Л.И.Новикова, М.Д.Виноградова, А.В.Мудрик, О.С.Богданова, И.Б.Первин и др.), разработка принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю.Гордин, М.П.Шульц и др.), развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М.Коротов и др.), разработка педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С.Кузнецова, Н.Е.Щуркова и др.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|