Сделай Сам Свою Работу на 5

Что смогут узнать участники





 

Наиболее сложными для формулирования учебными результатами являются результаты из области знаний. Все помнят свои студенческие годы, когда "знать" обычно означало "запомнить" и "воспроизвести". То есть речь шла об информации, о тексте (лекции, учебника, кодекса). Но даже на уровне обыденного общения чувствуется недостаточность такого объяснения "знания". Мы спрашиваем друг у друга: "Ты прочитал текст? А ты в нем разобрался?" Для юристов это, как правило, означает: понял ли ты основную идею текста, проанализировал ли ты его, можешь ли сравнить его с другим текстом, можешь ли ее объяснить другому человеку, проинтерпретировать в своих целях, применить (сослаться, вписать в иной контекст), обобщить, сделать выводы, оценить, критически отнестись к тексту, предложить изменения или иной текст на эту тему. Представьте себе, что речь идет о комментарии к статье закона или о судебном решении. Предполагаем, что "знающий" юрист сможет проделать с текстом все вышеперечисленное, а не только запомнить и пересказать. Поэтому, если тренер намерен сообщить участникам какую-то действительно значимую информацию и рассчитывает на настоящее понимание, он должен организовать восприятие информации не просто путем выслушивания рассказа или чтения, а путем создания условий и постановки задач для работы с текстом, так чтобы участники индивидуально, в малых группах или в большой аудитории в ходе самостоятельной работы, диалога или дискуссии продемонстрировали свои познавательные способности на разных уровнях: проанализировали текст, проинтерпретировали, применили, оценили, изменили и т.п.



Обычное затруднение при таком подходе заключается в том, что юридическая информация весьма объемна и перейти к более высоким познавательным уровням невозможно без внимательного чтения (устное восприятие сложных текстов мало что дает). Действительно, трудно оперировать примерами из судебной практики без ссылок на документы, но если участники впервые увидели эти документы, то они, естественно, погрузятся в чтение и отвлекутся от комментариев инструктора или крайне поверхностно выполнят задание. В данном случае советы просты: постарайтесь или снабдить участников семинара всеми материалами заранее и укажите фрагменты для обязательного чтения, или выделить достаточное время в ходе семинара для прочтения материалов. И в том, и в другом случае полезно сформулировать вопросы и задания к текстам. Например, такие: "ознакомьтесь с представлением органа Минюста о нарушениях, допущенных адвокатом А. и квалифицируйте его действия в соответствии с Кодексом профессиональной этики"; "изучите материал дела и выработайте варианты позиции защиты"; "познакомьтесь с тактическими правилами проведения перекрестного допроса и подготовьте вопросы к свидетелю обвинения С."; "прочитайте выдержки из приговора и кассационной жалобы и предложите изменения текста жалобы".



Для эффективной работы с информацией постарайтесь руководствоваться принципом: "все, что можно сказать, можно написать". Помимо прочего можно надеяться, что коллеги смогут обдумать и обсудить предоставленную вами информацию и после окончания семинара.

 

Развитие практических навыков

 

Если процесс усвоения знаний связан с развитием когнитивных (познавательных) навыков, то их практическое применение в юридической профессии основано на использовании навыков действия и участия. Навыки, умения, способности, компетентности характеризуют качество деятельности <*>. В процессе развития навыка собственное представление обучаемого о своих способностях проходит ряд шагов (или витков бесконечной спирали обучения):

--------------------------------



<*> См. также: Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. С. 80 - 109.

 

Отсутствие навыка и представлений о нем

(неосознанная некомпетентность)

\ /

Тренинг и приобретение навыка

(осознанная некомпетентность)

\ /

Осознанное использование навыка на практике

(осознанная компетентность)

\ /

Рутинное (механическое, неосознанное) использование навыка

на практике (неосознанная компетентность)

\ /

Понимание необходимости дальнейшего развития навыка

(осознанная некомпетентность нового уровня)

\ /

...

 

Тренинг практических навыков возможен только через практическую деятельность. "Хочешь научиться что-то делать - делай!" Принципиально важно, что любое объяснение "как делать", любая демонстрация ("делай как я") - это только информационная подготовка к собственно обучению. Моделирование практических ситуаций на семинаре включает всем знакомый механизм "проб и ошибок", и навык осваивается через осмысление собственного опыта.

 

Можно ли научить качествам?

 

Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" <*> говорит, что образование - это обучение и воспитание. Результатом воспитания становятся характер, качества, отношения, установки, ценности, присущие человеку. Часть из них, по-видимому, не просто индивидуальна и скрыта от окружающих, но абсолютно "засекречена" и не подлежит исследованию и обсуждению, так как иное было бы вмешательством в личную жизнь. Однако среди личных качеств есть такие, которые отнесены к стандартам профессионального поведения. Честность и добросовестность адвоката, иные характеристики и профессиональные установки являются предметом обсуждения в ходе дисциплинарных разбирательств, публичных дискуссий и общения коллег. То же относится и к осознанию роли адвоката по отношению к клиенту, обществу, праву, государству. Именно эти внутренние установки во многом предопределяют практические действия юриста, его индивидуальный стиль, направление профессионального развития. Усилия тренера по развитию навыков использования механизмов международной защиты или "стратегического сутяжничества" могут столкнуться с внутренней конформистской установкой, задающей предел при работе по делу на уровне второй инстанции. При этом юрист может быть весьма компетентным, просто он не настроен на попытки изменения правовой ситуации в целом. Некоторые темы из области профессиональной этики могут быть не восприняты адвокатом, ощущающим свою профессию как своеобразный бизнес в противовес традиционным представлениям о служении обществу и праву.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150 (с послед. изм.).

 

Так можно ли ожидать каких-либо заметных ценностных изменений в результате тренинга? Кажется, это было бы слишком самонадеянно. Скорее можно создать ситуацию, требующую размышления и формулирования позиции по отношению к профессиональным ценностям и качествам. Моделирование ситуаций морального выбора, многосторонний анализ нарушений правил профессиональной этики могут стать стимулом к последующему (за рамками семинара) уточнению, а возможно, и к переосмыслению тех целей и ограничений, которые каждый определяет для себя как профессионала.

 

Интерактивные методы

 

Знания, навыки, качества развиваются в комплексе в ходе приобретения опыта. Иногда мы искусственно отделяем обучение от опыта практического (реального) действия. Тогда не избежать всех трудностей, связанных с обучением взрослых. Обучение без осмысленного опыта может оказаться лишенным всякого смысла.

Интерактивное <*> обучение - это совместное проблемное обучение через действие.

--------------------------------

<*> От англ. interact - взаимодействовать; находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга.

 

Во-первых, это обучение в сотрудничестве. Речь идет о сотрудничестве участников и с инструктором, и друг с другом. Участники взаимодействуют, работают в команде, инструктор помогает им как организатор, как один из источников необходимой для достижения цели информации, как комментатор их действий.

Во-вторых, обучение состоит в разрешении практических проблем, с которыми участники сталкиваются или могут столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Наконец, центральной частью процесса обучения является самостоятельная деятельность участников.

Таким образом, задавая вопрос о том, что делали участники во время занятия, можно отделить интерактивные методы ("мы вместе практически решали проблему") от более традиционных, академических методов: пассивных ("мы слушали") или чуть более активных ("мы по очереди отвечали на вопросы").

Разработано огромное количество разнообразных интерактивных методов организации учебной деятельности участников. Далее рассмотрим лишь некоторые из них - более применимые в программе повышения квалификации адвокатов. Но есть и универсальные рекомендации по использованию интерактивных методов - они касаются структуры занятия и техники работы инструктора.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.