Условия и организация труда вожатого
Должностная инструкция вожатого
Должностные обязанности
Отрядный вожатый планирует и организует жизнедеятельность детей и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства воспитания. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с детьми коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей в Лагере, проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье. Организует выполнение детьми режима дня, оказывает им помощь в организации досуга, вовлекая их в объединения по интересам. Организует с учетом возраста детей работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива вверенных ему детей. Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности детей.
Отрядный вожатый должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов социальной защиты по вопросам прав ребенка и его социальной защиты; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику оздоровительной и воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Воспитательные функции:
- строит свою работу с детьми, соблюдая законы и традиции Лагеря;
- составляет план работы своего отряда, организует коллективную работу отряда, различные виды творческой и игровой деятельности, обеспечивает участие детей в общелагерных мероприятиях;
- участвует в составлении плана общелагерных мероприятий на смену и реализует этот план совместно с педагогическим коллективом Лагеря;
- обеспечивает выполнение режима дня в соответствии с планом отрядных и общелагерных мероприятий;
- обучает прикладным умениям, приемам самообслуживания и организации здорового образа жизни.
Организационные функции:
- несет полную юридическую ответственность и выполняет инструкцию « Об обеспечении охраны жизни и здоровья детей»;
- организует размещение детей в корпусе;
- ведет необходимую для работы педагогическую документацию (дневник вожатого, списки отряда, служебные записки, учет заявлений родителей и пр.);
- организует и контролирует прием пищи в столовой детьми своего отряда;
- следит за санитарным состоянием в помещении и на закрепленной за отрядом территории;
- выполняет правила трудового распорядка.
Хозяйственные функции:
- обеспечивает сохранность лагерного имущества, находящегося в пользовании отряда;
- получает в установленном порядке материальные ценности (спортивный инвентарь, белье, оборудование и т. д.), необходимые для обеспечения жизнедеятельности отряда и каждого ребенка, и несет ответственность за их сохранность в установленном порядке.
Спортивно-оздоровительные функции:
- организация и участие всего отряда в ежедневных оздоровительных мероприятиях на воздухе;
- обеспечение участия отряда в общелагерных спортивных соревнованиях.
Повышение педагогического мастерства:
- принимает участие в совместном обсуждении отрядных и общелагерных дел
Отрядный вожатый имеет право:
- вносить предложения на обсуждение на методическом и педагогическом советах;
- пользоваться правами, установленными для педагогических работников;
- поощрять отличившихся детей за активное участие в проводимых делах;
- применять к детям, не выполняющим требования вожатых, следующие меры дисциплинарного воздействия:
проведение разговора один на один с выяснением причин плохого поведения,
принятие обязательств;
проведение беседы один на один с выяснением причин невыполнения принятых обязательств;
беседа у замдиректора по воспитательной работе.
Условия и организация труда вожатого
Рабочее место вожатого.
Определяется местом нахождения отряда, местами проведения мероприятий в лагере.
Режим труда и отдыха.
Содержание, последовательность трудовых операций вожатого определяется планом работы. Свой ритм вожатый подчиняет выполнению распорядка дня для детей и подростков.
Вожатый обязан круглосуточно находиться на отряде.
Психофизиологические особенности труда.
Труд отрядного вожатого связан с большой физической нагрузкой, эмоциональной напряженностью, высокой ответственностью за жизнь и здоровье детей, сложностью и многообразием текущих задач. Общение с детьми эмоционально насыщено для вожатого, иногда стрессогенно.
Вожатый работает в условиях детского шума, громких разговоров, крика, смеха. Замкнутость социокультурной системы дополнительно влияет на психологическое истощение и утомление. Большая физическая и эмоциональная нагрузка в течение дня, недели, смены с недостаточным количеством выходных дней, 5-6-часовым ночным сном истощает организм и ослабляет его защитные реакции на различные заболевания, связанные с переутомлением. Результат – резкое ухудшение работоспособности, немотивированные эмоциональные реакции, неврозы. В итоге — безразличие, пассивность, депрессия.
Первым объектом негативных последствий состояния утомления, как правило, являются дети. Это проявляется в раздражительности, грубости, «командном» стиле воспитательной работы. Утомление снижает творческие возможности вожатого, вызывает у него стремление упростить процесс воспитания, свести его к формальному исполнению.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:
1. Просмотреть план на день.
2. Проверить состояние помещения, оборудования и инвентаря, включить освещение, проветрить помещение.
3. Вымыть руки с мылом. Иметь аккуратную форму, одежду.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
1. Правильно и регулярно проветривать помещение, не находясь в зоне сквозняков.
2. На прогулку выводить детей одетыми по сезону.
3. Не пить холодную воду.
5. Пользоваться исправной мебелью, пособиями и инвентарем.
6. Двери открывать и закрывать только за ручку.
7. Уходя из помещения, гасить свет.
8. Не пользоваться на отрядном месте электронагревательными приборами, инвентарем и инструментами.
9. Колющие и режущие инструменты использовать только по назначению и следить за их исправностью.
10. Все оборудование и мебель должны быть в исправном состоянии и устойчиво закреплены.
11. Не выполнять работы по переноске тяжестей.
12. Не выполнять работы на высоте.
13.Не приступать к другой работе, не свойственной функциональным обязанностям вожатого без инструктажа и без указаний директора или заместителя директора по воспитательной работе.
ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ:
1. Привести в порядок рабочее место, помещение.
2. Закрыть фрамуги на окнах.
3. Выключить свет, электроприборы из сети.
Отрядным вожатым категорически запрещается:
- Самостоятельно покидать территорию Лагеря без письменного разрешения директора или заместителя директора по воспитательной работе.
- Оставлять детей вверенного ему отряда без присмотра.
- Применять к детям в качестве меры воздействия наказания физическим трудом, частичным лишением пищи и сладостей, а также лишением купания в море.
- Употреблять спиртные напитки и курить на территории детского Лагеря, а также появляться на работе в нетрезвом состоянии.
Противопоказания к работе вожатым:
Противопоказания к работе вожатым, выявляемые в ходе педагогической работы:
1. Отсутствие интереса к детям, неумение понять их состояние и потребности, безразличие.
2. Незрелость нравственной позиции, некритичность в поведении, преобладание личностных интересов над общественными.
3. Эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль своих действий, болезненное самолюбие.
4. Неспособность к сопереживанию, склонность к исполнительской, репродуктивной деятельности.
5. Низкая культура поведения, внешнего вида, речи.
6. Низкая работоспособность по медицинским показателям.
Следует учесть, что те или иные противопоказания могут выявиться (а некоторые сформироваться ) в процессе работы. Наличие 1-2 противопоказаний из общего перечня является решающим для определения профессиональной непригодности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|