Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 16 Бюджетное устройство и бюджетный процесс





Все действующие на территории РФ бюджеты представляют собой в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой. Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Бюджетная система РФ как федеративного государства состоит из трех уровней:

· первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень - местные бюджеты.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.



Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов.

Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся:

1) федеральные налоги и сборы;

2) государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ;

3) таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.

Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.



Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства.

Поступления от целевых бюджетных фондов – это около 11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).

В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

3) функционирование федеральной судебной системы;

4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;



9) исследование и использование космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

11) финансовая поддержка субъектов РФ;

12) статистический учет;

13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

16) проведение выборов и референдумов в РФ;

17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

В соответствии с БК РФ, доходы: региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество предприятий;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Регулирующие доходы – это отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

1) обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

3) проведение выборов и референдумов в субъектах РФ;

4) обеспечение реализации региональных целевых программ;

5) формирование государственной собственности субъектов РФ;

6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

7) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

8) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

9) оказание финансовой помощи местным бюджетам;

10) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

11) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.

Местные бюджеты – это третий уровень бюджетной системы РФ.

Согласно ст. 14 БК РФ, бюджет муниципального образования (местный бюджет) является формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач имеют большое значение, поскольку они распределяют государственные средства на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Собственные доходы не являются основным источником формирования местных бюджетов.

В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

1) местные налоги и сборы:

а) земельный налог;

б) налог на имущество физических лиц;

в) налог на рекламу;

г) налог на наследство или дарение;

д) местные лицензионные сборы;

2) доходы от приватизации, в том числе:

а) доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

б) доходы от продажи земли;

в) доходы от продажи квартир гражданам;

3) средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

В главные регулирующие доходы местных бюджетов входят отчисления:

1) от налога на добавленную стоимость;

2) от акцизов;

3) от налога на прибыль предприятий;

4) от подоходного налога с физических лиц.

Из местных бюджетов финансируются функциональные расходы, которые включают в себя расходы на:

1) содержание органов местного самоуправления;

2) формирование муниципальной собственности и управление ею;

3) организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры;

4) средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности;

5) содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

6) организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

7) содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

8) организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

9) охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

10) обслуживание и погашение муниципального долга;

11) целевое дотирование населения;

12) проведение муниципальных выборов и местных референдумов.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Все бюджеты существуют как самостоятельные денежные фонды. Однако для управления делами каждой территории, прогнозирования ее развития важно знать, какие средства сосредотачиваются в бюджете всех уровней, функционирующих в ее рамках. Это необходимо также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти. Поэтому законодательством предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах РФ в целом , а также субъектов федерации и административно-территориальных единиц. Консолидированный бюджетсвод бюджетов государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Бюджетное устройство страны определяется ее государственным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления

Законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы

 

Бюджетный процесс — регламен­тируемая законодательством РФ деятельность органов государ­ственной власти, органов местного самоуправления и иных уча­стников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, кон­тролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, со­ставлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюд­жетной отчетности.

 

Каждая последующая стадия бюджетного процесса следует строго последовательно за предыдущей и не может ее опережать. Вся совокупность стадий бюджетного процесса образуют бюджетный цикл, который длится около трех с половиной лет. Сам же бюджетный год на территории РФ совпадает с календарным годом. Начинается 1 января, оканчивается 31 декабря плюс еще один льготный месяц для завершения расчетов по предыдущему периоду. Как и любой процесс, бюджетный процесс имеет своих участников. Участники бюджетного процесса могут быть представлены следующим образом:

Рассмотрим содержание основных стадий бюджетного процесса:

Составление проектов бюджетов — исключительная прерога­тива органов исполнительной власти, непосредственно — Минфи­на России.

До разработки проекта бюджета составляется и корректирует­ся (уточняется) целый ряд планов, которые в отличие от бюджета не утверждаются в форме закона (решения), но имеют большое значение с точки зрения, во-первых, обоснованности бюджетных показателей, а во-вторых, возможности определения результатов реализации бюджетной политики.

Первостепенное значение имеет прогноз социально-экономи­ческого развития территории. Он разрабатывается и одобряется (утверждается) соответствующими исполнительными органами власти на срок не менее трех лет.

Помимо этого составляется перспективный финансовый план для каждого уровня бюджетной системы РФ. В этом документе представлены данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных за­имствований и финансированию основных расходов бюджета.

Также предусмотрен среднесрочный финан­совый план — документ, содержащий основные параметры бюд­жета субъекта РФ (местного бюджета), утверждаемый высшим органом соответствующей исполнительной власти. Значения по­казателей СФП субъекта РФ (муниципального образования) и ос­новных показателей проекта соответствующего бюджета должны соответствовать друг другу. Показатели СФП субъекта РФ (му­ниципального образования) носят индикативный характер и мо­гут быть изменены в следующем бюджетном цикле.

На стадии составления проекта бюджета разрабатываются долгосрочные целевые программы (подпрограммы). Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целе­вых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюдже­та по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целе­вой статье расходов бюджета. По каждой долгосрочной целевой программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реа­лизации. При этом может быть принято решение о прекраще­нии реализации программы высшим исполнительным органом власти — за один месяц до внесения проекта закона (решения) о бюджете.

В основу бюджетного планирования заложен широко извест­ный в международной практике метод «скользящей трехлетки».

Рассмотрение и утверждение бюджетов относится к бюджет­ным полномочиям органов законодательной (представительной) власти. Порядок и сроки представления, рассмотрения проекта закона (решения) о бюджете и его утверждения определяется для федерального бюджета — БК РФ, бюджета субъекта РФ — зако­ном субъекта РФ, местного бюджета — муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в зако­нодательный (представительный) орган представляются:

· основные направления бюджетной и налоговой политики;

· предварительные итоги социально-экономического разви­тия соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

· прогноз социально-экономического развития соответствую­щей территории;

· прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консоли­дированного бюджета соответствующей территории на очередной

· финансовый год и плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;

· пояснительная записка к проекту бюджета;

· методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

· верхний предел государственного (муниципального) долга на конец очередного финансового года (на конец очередного фи­нансового года и конец каждого года планового периода);

· проект программы государственных (муниципальных) внут­ренних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

· проект программы государственных внешних заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и пла­новый период);

· проекты программ государственных (муниципальных) га­рантий на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

· проект программы предоставления бюджетных кредитов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и пла­новый период);

· оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финан­совый год;

· проекты законов о бюджетах государственных внебюджет­ных фондов;

· иные документы и материалы.

Рассмотрение проекта закона о федеральном бюджете проходит в трех чтениях. Рассмотрение в каждом чтении имеет свой предмет.

Исполнение бюджета – непосредственная мобилизация всех запланированных доходов и осуществление всех запланированных расходов. Исполнение бюджета осуществляют следующие участники бюджетного процесса: главные распорядители, подведомственные им распорядители и получатели бюджетных средств, админист­раторы источников финансирования дефицита бюджета, а также администраторы доходов бюджета. Исполнение бюджетов соот­ветственно уровню обеспечивается Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, при этом организация исполнения бюд­жета возлагается на соответствующий финансовый орган.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов — это проведе­ние и учет операций по зачислению средств на единый счет бюд­жета и по списанию средств с единого счета бюджета.

В зависимости от того, переданы ли Казначейству России ка­кие-либо полномочия по исполнению регионального или местно­го бюджета, различают следующие варианты кассового обслужи­вания:

1) с открытием лицевого счета бюджета соответствующему фи­нансовому органу;

2) с открытием лицевых счетов получателям бюджетных средств в соответствии с соглашением о передаче органам Казначейства России отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета). Соглашение заключается на срок не менее календарного года между высшим исполнительным органом госу­дарственной власти субъекта РФ (местной администрацией) и ор­ганом Казначейства России;

3) с открытием лицевого счета бюджета финансовому орга­ну и осуществлением органом Казначейства России отдельных функций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюдже­та) в соответствии с Соглашением (так называемый «смешанный» вариант).

При любом варианте и без заключения соглашений в органах Казначейства России открываются лицевые счета участникам бюд­жетного процесса регионального и местного уровней для проведе­ния операций и осуществления контроля за целевым использова­нием межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета.

Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджет­ной росписи и кассового плана.

Сводная бюджетная роспись — документ, который состав­ляется и ведется финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) в целях органи­зации исполнения бюджета по расходам бюджета и источ­никам финансирования дефицита бюджета;

Бюджетная роспись — документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета) в целях исполнения бюджета по расхо­дам (источникам финансирования дефицита бюджета);

Кассовый план — прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.

Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- зачисление на единый счет бюджета доходов от распреде­ления налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систе­му РФ;

- возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные сум­мы;

- зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм;

- уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;

- перечисление Казначейством России средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или из­лишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возвра­та и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.

Исполнение бюджетов по доходам осуществляется на едином счете бюджета.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

- принятие бюджетных обязательств;

- подтверждение денежных обязательств;

- санкционирование оплаты денежных обязательств;

- подтверждение исполнения денежных обязательств.

Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых уча­стниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномо­чий, производится на лицевых счетах, открываемых в Казначейст­ве России или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

В случае и порядке, установленных финансовым органом, при организации исполнения бюджета по расходам может предусмат­риваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования). Предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получате­ля бюджетных средств помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо на соответст­вующий квартал на основе заявок на финансирование главных рас­порядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефици­та бюджета осуществляется главными администраторами, адми­нистраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью в порядке, уста­новленном финансовым органе.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.