Профессиональное становление личности
Введение в психологию профессионального образования (ППО)
Факторы
| ППО как наука
| ППО как учебная дисциплина
| Цель
| Психологические закономерности, механизмы, факты профессионального становления человека
| Профессиональное обучение, воспитание и развитие человека
| Объект
| Система профессионального образования, подготовки и повышения квалификации
| Человек на разных стадиях онтогенеза
| Предмет
| Профессионально образовательный процесс
| Профессиональное развитие личности
| Задачи
| 1.Построение психологической концепции профессионального образования
2.Раскрытие механизмов и закономерностей профессионального становления личности
3. Определение механизмов и закономерностей профессионального образования
4. Прогнозирование развития профессионального образования
5.Определение психологических закономерностей деятельности и личности обучающего персонала
| 1.Прогнозирование профессионального развития обучаемых
2. Разработка системы управления профессионального становления личности
3.Отбор содержания образования и проектирование учебных планов и программ и др.
| Методы
| Общие психологические, педагогически ориентированные специальные методы исследования
| Психодиагностические методы
|
Структура ППО
1. Основы ППО
2. Возрастные особенности субъектов профессионального образования
3. Психологические основы профессионального образования
4. Психология деятельности и педагога профобразования
Место ППО в системе психологических наук
ППО – это междисциплинарная отрасль научного знания, имеющие тесные связи с общей, педагогической и возрастной психологией, психологии труда, психологии профессий, акмеологии, а так же, самостоятельная отрасль прикладной психологии и учебная дисциплина.
Базовые понятия и основные концептуальные положения ППО
Концептуальные положения
Организация ПО должна подчиняться ряду принципов:
1. Принцип соответствия профессионального образования современным мировым тенденциям .
2. Принцип фундаментализации ПО требует связи с психологическими процессами приобретения знаний, формирования образа мира, с постановкой проблемы приобретения системы знаний.
3. Принцип индивидуализации ПО требующий изучение проблемы формирования ПВК, необходимых представителю той или иной профессии.
Ключевыми понятиями ППО являются:
· Инновационность
· Квалификация
· Компетентность
· Профориентация
· Профсамоопределение
· Профстановление
· Профессия
· Профессионально-педагогическое образование
· Профсоциализация
· Технология профобучения
· Мониторинг профобразования
· ФГОС
Методы ППО:
· Не экспериментальные (наблюдение)
· Экспериментальные (моделирующий эксперимент)
· Психометрические (тесты)
· Генетические (формирующий эксперимент, мониторинг)
· Профессиографические методы (анализ документации)
· Методы описания трудового процесса, проф. деятельности: алгоритмические, структурные и системные методы
Профессиональное становление личности
Начиная с 70-х годов 20 века в науке намечается переосмысление сущности профессионализации личности. Ядром становления стали считать взаимодействие личности и профессии.
Анализ работ Сьюпера, Голонда позволяли сформулировать следующие положения:
1. Профессиональное становление личности имеет социокультурное и историческую обусловленность
2. Ядром проф. становления является развитие личности в процессе проф. обучения, освоения профессии и выполнения проф. деятельности
3. Процесс проф. становления личности индивидуально своеобразен. Однако можно выделить качественные особенности и закономерности.
4. Индивидуальная траектория проф. жизни человека определяется нормативными и ненормативными событиями, случайными обстоятельствами и др.
В отечественной психологии проф. становление личности рассматривается в контексте системного, личностно-деятельностного, событийного подходов, гуманистической теории самоактуализации и самореализации личности.
Проф. становление - это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоение и самопроектирование проф. ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма.
Проф. становление представляет собой динамический процесс, форма образования личности адекватной деятельности, который предусматривает формирование проф. направленности, проф.компетентности и ПВК, развитие проф.значимых психо физиологических свойств, поисков оптимальных способов качественного и творческого выполнения проф. значимых видов деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями личности.
Системообразующим фактором этого процесса на разных стадиях становления выступает социально-профессиональная направленность, формируемая под влиянием социальной ситуации, комплекса взаимосвязанных развивающихся проф. значимых видов деятельности и проф. активности личности
В процессе проф. становления возникает противоречие двоякого рода:
Между личности и внешними Внутриличностные
y ZXYueG1sTI/BTsMwDIbvSLxDZCRuLG1XVaNrOiHGzogNJI5Z47WFxKmabGvfHnOCo+1Pv7+/2kzO iguOofekIF0kIJAab3pqFbwfdg8rECFqMtp6QgUzBtjUtzeVLo2/0hte9rEVHEKh1Aq6GIdSytB0 6HRY+AGJbyc/Oh15HFtpRn3lcGdlliSFdLon/tDpAZ87bL73Z6cg2Pbla/6Y/TYz47zdhU98TXOl 7u+mpzWIiFP8g+FXn9WhZqejP5MJwirIH/OcUQVZUYBgoFiueHFkMkmXIOtK/q9Q/wAAAP//AwBQ SwECLQAUAAYACAAAACEAtoM4kv4AAADhAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlw ZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQA4/SH/1gAAAJQBAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC8BAABfcmVs cy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBuUUsM8wEAAPMDAAAOAAAAAAAAAAAAAAAAAC4CAABkcnMv ZTJvRG9jLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQD+wDwi3QAAAAoBAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAE0EAABk cnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABADzAAAAVwUAAAAA " strokecolor="#4579b8 [3044]"/>условиями жизнедеятельности противоречия
y ZXYueG1sTI/BTsMwEETvSPyDtUjcqFO3hCjEqRClZ0QBiaMbL0nAXkex2yZ/z3KC42ifZt5Wm8k7 ccIx9oE0LBcZCKQm2J5aDW+vu5sCREyGrHGBUMOMETb15UVlShvO9IKnfWoFl1AsjYYupaGUMjYd ehMXYUDi22cYvUkcx1ba0Zy53DupsiyX3vTEC50Z8LHD5nt/9Bqia5++5vc5bJUd5+0ufuDzcq31 9dX0cA8i4ZT+YPjVZ3Wo2ekQjmSjcJzV+o5RDasiB8GAKm5XIA4a8lyBrCv5/4P6BwAA//8DAFBL AQItABQABgAIAAAAIQC2gziS/gAAAOEBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBl c10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxz Ly5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAIFKK4bzAQAA9AMAAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9l Mm9Eb2MueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhACtNtBTcAAAACQEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAATQQAAGRy cy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAABWBQAAAAA= " strokecolor="#4579b8 [3044]"/> факторы детерминирующие развитие
внешние: внутренние:
1.Соц. эконом. Условия 1. Биопсихические и физиолог.
2.Ведущая учебно-профессиональная особенности
и профессиональная деятельность 2. Соц. проф. активность
3.Технико-технологический уровень 3. Мотивы и смысл проф. деятельности
деятельности
4. Система стимулирования проф. роста 4. Потребности в реализации своего
проф. потенциала
5. Случайные обстоятельства и жизненно 5. Потребность в самореализации
важные события 6. Кризисы проф. становления и др.
Личностное и проф. развитие
Самоактуализация проф. становления
Переход от одной стадии становления к другой инициируется изменениями социальной ситуации, сменой и перестрой ведущей деятельности, что приводит к проф. развитию личности, кризису её психологической организации, формированию новой целостности, сменяющейся дезорганизации и последующим установлением качественно нового уровня функционирования, центром которого становится профессионально обусловленные психологические новообразования
Динамика проф. становления подчинена общим закономерностям психического развития, преемственности, гетерохромности, единству сознания и деятельности. Гетерохромность (разновременность) проявляется в том, что с переходом на следующую стадию изменяется группировка взаимосвязанных проф. и социально значимых качеств и умений, степени их выраженности в психологической организации человека.
Основные изменения структурных составляющих личности свидетельствующие о её проф. развитии состоят в том, что на стадиях активного освоения деятельности образуется индегральные проф. значимые образования разнообразных качеств и умений.
С переходом на другую стадию становления, структурообразующие качества изменяются, устанавливаются новые взаимосвязи.
Переход от одной стадии проф. становления к другой сопровождается кризисами (нормативные и ненормативные события)
Т.о., проф. становление личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры проф. направленности, проф. компетентности и т.д. через разрешение противоречий.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|