Сделай Сам Свою Работу на 5

Мировые образовательные тенденции. Состояние образования в мировом образовательном пространстве. Задачи образования на современном этапе





Республика Беларусь активно сотрудничает в рамках образовательных реформ и с европейскими странами и с азиатским регионом. Ведется работа по укреплению престижа национальной системы образования и достижению конкурентоспособности белорусского диплома за границей.

Важную роль в этом играет повышение качества образования, расширение экспорта образовательных услуг, усовершенствование рекламной и информационной деятельности за границей, формирование междугородней договорной основы, в том числе дальнейшее укрепление сотрудничества с международными организациями, а также активизация международной проектной деятельности.

Наша страна является участницей Конвенции о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в странах Европейского региона от 1979 г., принятой в Париже.

В 2002 г. Беларусь присоединилась к Конвенции о признании квалификаций, которые относятся к высшему образованию в Европейском регионе, принятой в Лиссабоне в 1997 г. (процесс взаимного признания регулируется в отношениях 30 европейских стран).

Широкое развитие получила тенденция на установление непосредственного сотрудничества с высшими учебными и научными заведениями и центрами западных стран. Общее количество межвузовских договоров со странами СНГ, Европы, Америки и Азии в 2010 г. составило 4209. Семинары, встречи, обмены студентами и преподавателями, а также опыт работы (в рамках непосредственных договоров) направлены на усовершенствование системы университетского управления и организации учебного процесса, модернизацию высшего образования в целом.



Учреждения образования Республики Беларусь активно сотрудничают с международными организациями: ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, ООНПРООН, Европейским Союзом, Советом Европы, Европейскими центрами профессионального образования и др.

В мировой системе образования выделяют опреде­ленные глобальные тенденции:

1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность об­разования всему населению страны и преемственность его ступеней и уров­ней, предоставление автономности и самостоятельно­сти учебным заведениям;

2) обеспечение права на образование всем желающим(возможность и равные шансы для каждого человекаполучить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);



3) значительное влияние социально-экономических фак­торов на получение образования (культурно-образовательная монополия от­дельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шо­винизма и расизма);

4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способ­ностей учащихся;

5) разрастание рынка образовательных услуг;

6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава сту­денчества (становится более демократическим);

7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой центра­лизацией и полной автономией;

8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образователь­ных программ;

10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одарен­ным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их спо­собностей в процессе и средствами образования;

11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в раз­витии, детей-инвалидов.

Тенденции, характерные для мирового сообщества:

Первая тенденция — это повсеместная ориентация большинства стран на переход от элитного образования к высококачественному образованию для всех. Свидетельством данной тенденции является все возрастающие из года в год количество абитуриентов и выпускников, а так же количество грамотного населения, например, сегодня и сто лет назад.



Вторая тенденция заключается в углублении межгосударственного сотрудничества в области образования. Эта тенденция связана с интеграционными процессами в образовании, ярко проявляющаяся в интенсивных взаимодействиях между государствами.

Третья тенденция предполагает существенное увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей. Все современные учебные заведения направлены на подготовку специалиста с широким кругозором, поэтому много внимания уделяется таким учебным дисциплинам, как политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики

Еще одной важной тенденцией в развитии мирового образования является значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов. Поэтому пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

К настоящему времени в мире сложились следующие образовательные модели.

Американская модель: младшая средняя школа — средняя школа — старшая средняя школа — колледж двухгодичный — колледж четырехгодичный в струк­туре университета, а далее магистратура, аспирантура.

Французская модель: единый коллеж — технологический, профессиональный и общеобразовательный лицей — университет, магистратура, аспирантура.

Немецкая модель: общая школа — реальное училище, гимназия и основная школа — институт и университет, аспирантура.

Английская модель: объединенная школа — грамматическая и современная школа-колледж — университет, магистратура, аспирантура.

Российская модель: общеобразовательная школа — полная средняя школа, гимназия и лицей-колледж — институт, университет и академия — аспиранту­ра — докторантура.

Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.

1)Эволюция знания в основной источник стоимости в информационном обществе. По мере общественного развития отчетливо проявляется то, что в качестве источника прибыли все чаще выступают знания, инновации и способы их практического применения. Приобретение новых знаний, информации, умений, навыков, утверждение ориентации на их обновление и развитие становятся фундаментальными характеристиками работников в постиндустриальной экономике.

Новый тип экономического развития, утверждающийся в информационном обществе, вызывает необходимость для работников несколько раз в течение жизни менять профессию, постоянно повышать свою квалификацию. Сфера образования существенно пересекается в информационном обществе с экономической сферой жизни общества, а образовательная деятельность становится важнейшей компонентой его экономического развития.

Не нужно также забывать, что информация и теоретическое знание являются стратегическими ресурсами страны и, наряду с уровнем развития образования, во многом определяют ее суверенитет и национальную безопасность.

2)Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости в развитии большей части человечества. Переход от индустриального к информационному обществу, постепенно осуществляющийся в развитых странах, грозит обострить до предела одну из сложнейших глобальных проблем современности - проблему преодоления отсталости в развитии многих стран. Информационный разрыв, накладываясь на индустриальный разрыв, вместе создают двойной технологический разрыв. Если такое положение во взаимоотношениях между развитыми и развивающимися странами сохранится, то возникнут серьезные неконтролируемые противоречия, которые будут терзать человеческое сообщество.

Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития. От решения проблем образования, которые всегда остро стояли в развивающихся странах и которые еще более усугубились в последние десятилетия в связи с бурным развитием информационных технологий, зависят сейчас перспективы социально-экономического развития этих стран, решения глобальной проблемы преодоления отсталости в мире.

3)Трансформация, расширение понятия образования. Все в большей степени образование перестает отождествляться с формальным школьным и даже вузовским обучением. Любая деятельность ныне трактуется как образовательная, если она имеет своей целью изменить установки и модели поведения индивидов путем передачи им новых знаний, развития новых умений и навыков.

Функции образования выполняют самые различные социальные институты, а не только школы и ВУЗы. Важнейшие образовательные функции берут на себя предприятия. Так, крупные промышленные предприятия обязательно имеют в своем составе подразделения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров.

Неформальное образование имеет целью компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы и часто удовлетворяет насущные образовательные потребности, которые не в состоянии удовлетворить формальное образование. Как отмечается в докладе Юнеско "Учиться быть", образование не должно больше ограничиваться стенами школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях.

4)Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями как учащихся, так и преподавателей.

Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

5)Концепция непрерывного образования. Образование взрослых. Еще в недалеком прошлом хороший почерк был гарантией спокойной и обеспеченной жизни до старости. Последние десятилетия характерны ускорением обновляемости технологий и знаний в различных сферах деятельности человека.

Развитие концепции непрерывного образования, стремление реализовать ее на практике обострили в обществе проблему образования взрослых. Произошло радикальное изменение взглядов на образование взрослых и его роль в современном мире. Оно рассматривается сейчас как магистральный путь преодоления кризиса образовательной системы, формирования адекватной современному обществу системы образования.

6)Превращение знания в товар. Развитие рыночных отношений в сфере образования. Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом и конкретные предприятия. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере.

Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. Если в 60-х годах в большинстве стран резко возросла доля валового национального продукта, направляемого на образование, то с начала 80-х годов в подавляющем большинстве как развитых, так и развивающихся стран государственные затраты на образование сокращаются или, что встречается гораздо реже, стабилизируются.

Даже в США, где самой приоритетной областью социальной политики государства является образование (эту отрасль в США по праву называют "государством в государстве"), на нужды которого выделяется больше средств, чем на оборону, проблемы государственного финансирования обострились.

Интеграция образования. Важной чертой развития образования является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высокоразвитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение "лицом к лицу" и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий.

Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы - обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение.

Поэтому практически во всех развитых странах мира поворот в развитии педагогических технологий в ходе реформирования систем образования сделан на ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения все новых задач. Усвоение и обобщение готовых знаний становится не целью, а одним из вспомогательных средств интеллектуального развития человека. Педагогические системы не могут в современных условиях , как на заре нашего столетия, позволить себе строить обучение в основном на усвоении суммы готовых знаний , добытых человечеством, на переливании опыта цивилизаций из старого сосуда в новый. Цель системы образования в современных обществах: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА, чтобы человек не был бездумным винтиком той или иной политической, идеологической, любой другой машины. Современному обществу нужен человек, самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. Таким образом, стратегические направления развития образовательных систем в современном обществе очевидны:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ И НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ОСНОВЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЕГО В РАЗНООБРАЗНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЦЕЛЕСООБРАЗНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЛАСТЯХ ЗНАНИЯ. В ходе реформ образования в ведущих странах мира (США, Великобритании, Франции, Германии, Канаде, др.) именно это направление признано главным. При этом выделяются три основные задачи:

· перестройка школьной системы образования;

· рассмотрение принципов самостоятельной активности и осознанности познания в качестве ведущих принципов обучения и воспитания;

· интеграция средств информационных технологий в образовательный процесс. Однако важно иметь в виду, что каждая из этих задач не может рассматриваться в качестве самостоятельной. Только глубокая интеграция всех трех направлений, их взаимодействие и взаимообусловленность создают верный стратегический курс для современных систем образования. Важно также иметь в виду еще один фактор, который не может не отразиться на общей стратегии образования любой страны современного мира. Дело в том, что период изоляции отдельных регионов, их самодостаточности в развитии прошел. Уровень современных промышленных, информационных, экологических технологий настолько сложен, что ни один регион, ни одно государство не в состоянии решать связанные с ними проблемы самостоятельно. Требуется глубокая интеграция различных государств, регионов. Отсюда заинтересованность всех в достаточно высоком уровне развития каждого. Если один из членов сообщества оказывается на низком уровне развития технологий, он несет угрозу всему сообществу. Высокий уровень технологий требует и высокого профессионального уровня людей, которые вовлечены в технологический процесс, их высокого интеллектуального развития, критического, аналитического мышления, умения принятия верных решений. Мы оказались в чрезвычайно интегрированном мире. Поэтому выпускники школ помимо прочего должны обладать потенцией глобального мышления, знанием и пониманием процессов, происходящих не только в его регионе, в его стране, но и во всем мире. Это качественно новый взгляд на сущность образования.

Современная педагогическая теория рассматривает процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний ("Authentic learning") и понимается как динамичный процесс, во время которого учащийся использует доступные источники познания для формирования собственного мировоззрения, а не просто усвоение готовых знаний, фактов из различных областей, подчас не связанных между собой; понимание этих фактов и процессов во взаимосвязи; усвоение системы понятий, которое может быть достигнуто через взаимодействие обучаемых, педагогов, методистов и использование различных технологий. Разработчики этого подхода считают, что активная самостоятельная работа учащихся должна стать приоритетной в учебно-воспитательном процессе; учащиеся и педагоги должны активно экспериментировать, открывать и создавать. Характерной чертой такого подхода, в центре которого стоит учащийся, является гибкость и адаптивность обучающей системы.

Самое важное в любой системе образования - четко представлять конечные, стратегические цели, какой уровень и какое качество образования мы закладываем в систему. Если мы ставим задачу насытить ученика как можно большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, умений и навыков - это один подход, который с большим или меньшим успехом реализовывался в советской школе. Если задача школьного образования - развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их умения САМОСТОЯТЕЛЬНО приобретать новые знания, работать с различными источниками информации - это другой подход, требующий строить всю систему образования в расчете на прогнозирование потребностей личности, общества, государства. В каждом конкретном случае требуется своя система учебно-методического обеспечения, т.е. своя система средств обучения. Для традиционной системы, сориентированной в первую очередь на преподавание, а не на учение, эта система будет включать средства обучения, содержащие дозированную, определенным образом отобранную информацию, отражающую то или иное мировоззрение. Учитель и учебник являются в этой системе главными и основными компетентными источниками информации. Задача учащихся - усвоить эту информацию и более или менее грамотно уметь ее воспроизвести.

Чтобы воспитать человека, самостоятельно творчески мыслящего, умеющего находить и рационально решать проблемы, нам потребуются иные средства обучения, иные методические и педагогические системы и решения. Они должны осознавать все сходства и различия в их взглядах на проблемы войны и мира, загрязнение окружающей среды, радиоактивное заражение, бездомность и безработицу, прочие глобальные проблемы. Необходимо, чтобы выпускники школ во всех странах изучали мир не только по телевизору, чтобы они могли общаться друг с другом ежедневно, задавая друг другу самые разные вопросы, делясь своими идеями, участвуя в совместных делах, исследованиях, творческих работах.

Заключение Развернувшаяся в последние десятилетия информационная революция еще более обострила проблемы образования. Образование теряет привычные модели трансляции знаний и образцов и вынуждено искать новые. В такой ситуации разрыва наступает то, что называется образовательным кризисом, т.е. поиском новой парадигмы образования, предполагающей ориентацию на развитие личности, ее творческих способностей, введение гибких и проектных форм обучения, увеличение доли в объеме часов на индивидуальные формы подготовки, обеспечение индивидуальных траекторий обучения студентов. «Какое образование — такое и общество». Парадигмы образования должны вытекать из кардинально изменяющихся, но пока еще слабо понимаемых цивилизационных парадигм. Значит, общество должно сформулировать новую парадигму устойчивого развития (в трактовке докладов Римского клуба и Международной комиссии по окружающей среде и развитию) и, как следствие, — новую парадигму образования, основываясь на факте, что «человек — существо чрезвычайно легко программируемое», а «современное образование — мощнейшее средство программирования». Часть представителей ученого сообщества убеждена, что кризис наблюдается, в первую очередь, в области инженерно-технических наук, прежде всего в том, что нет воспроизводства преподавательского состава, владеющего современными знаниями о технологических достижениях. Кроме того, уровень оснащенности учебных заведений соответствующими техническими средствами исключает возможность адекватного уровня обучения. Выпускник требует «доводки» примерно два года; а для работодателя это большие инвестиции. Отсюда значительная конкуренция на рынке труда специалистов, соответствующих современным квалификационным требованиям и готовых к немедленному участию в производственном процессе.

Несколько интересных фактов!

1) Беларусь занимает лидирующую позицию среди европейских стран по росту цен на образовательные услуги.

По данным Национального статистического комитета РБ, образование в Беларуси в марте 2011 года, по сравнению с мартом прошлого года, подорожало на 35,1%. На втором месте находится Украина (10,9%), на третьем - Казахстан (8,6%).

А вот в Литве, Венгрии и Ирландии для желающих учится более приятная тенденция: здесь услуги образования не подорожали, а, наоборот, подешевели - на 0,5%, 0,4% и 1,2% соответственно.

1. Республика Беларусь +35,1%

2. Украина +10,9%

3. Казахстан +8,6%

4. Российская Федерация +5,5%

5. Словакия +4,4%

6. Турция +4,3%

7. Финляндия +4,0%

8. Польша +2,7%

2) В Республике Беларусь проживают 126 785 детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 7,14 процента от общей численности детей в республике. Количество детей с особенностями психофизического развития возрастает (в 2009 году в республике проживали 122 137 детей с особенностями психофизического развития). Так, одним из основных приоритетов специального образования является формирование системы ранней комплексной помощи. Ежегодно ранней комплексной помощью в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации охвачены более 1000 детей с особенностями психофизического развития. На уровне дошкольного образования в республике работает 48 специальных дошкольных учреждений, 1124 пункта коррекционно-педагогической помощи, 376 интегрированных групп. В соответствии с запросами родителей количество интегрированных групп в учреждениях дошкольного образования республики с 2004 года по настоящее время увеличилось в два раза. На уровне общего среднего образования в 2010/2011 учебном году работает 63 специальные общеобразовательные и вспомогательные школы и школы-интерната.

Список рекомендуемой литературы

1) Т.А. Ольховая, В.А. Садова. Познавательная самостоятельность как фактор становления субъектности студентов университета / Т.А. Ольховая, В.А. Садов // Высшее образование сегодня [Электронный ресурс] – 2011. – №1. – Режим доступа: http://www.hetoday.org/arxiv/2011/arxiv_0111.html. – Дата доступа: 02.12.2011.

2) Л.В. Мосиенко. Студенческая субкультура в образовательном пространстве вуза / Л.В. Мосиенко // Высшее образование сегодня [Электронный ресурс] – 2011. – №1. – Режим доступа: http://www.hetoday.org/arxiv/2011/arxiv_0111.html. – Дата доступа: 02.12.2011.

3) О.В. Селиверстова. Представления студентов и работодателей о смысле выбранной профессии будущего экономиста в процессе профессиональной социализации в вузе / О.В. Селиверстова // Высшее образование сегодня [Электронный ресурс] – 2011. – №1. – Режим доступа: http://www.hetoday.org/arxiv/2011/arxiv_0111.html. – Дата доступа: 02.12.2011.

4) Н.Б. Александрова Профильность как необходимое условие образовательной преемственности при овладении профессиональными компетентностями / Н.Б. Александрова // Проблемы современного образования [Электронный ресурс] – 2011. – №5. – Режим доступа: http://www.pmedu.ru/res/2011_5_10.pdf. – Дата доступа: 04.12.2011.

МАТЕРИАЛ УЧЕБНИКА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.