Сделай Сам Свою Работу на 5

Порядок проведения сертификации услуг





III. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ УСЛУГ

3.1. Сертификация услуг розничной торговли включает:

· подачу заявки на сертификацию;

· рассмотрение и принятие решения по заявке;

· оценку соответствия услуг установленным требованиям, включая их идентификацию, и принятие решения о выдаче (отказе в выдаче) сертификата соответствия (далее - сертификат);

· выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

· инспекционный контроль сертифицированных услуг.

3.2. Подача и рассмотрение заявки.

3.2.1. Для проведения сертификации услуг розничной торговли заявитель (исполнитель услуги) направляет заявку в орган по сертификации в соответствии с его областью аккредитации.

При наличии нескольких аккредитованных органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них.

3.2.2. Формы заявки и других документов по сертификации должны соответствовать документу "Система сертификации ГОСТ Р. Формы основных документов, применяемых в системе" (утвержденному постановлением Госстандарта России 17.03 1998 г. N 12).

3.2.3. Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации услуг.



3.2.4. По результатам рассмотрения заявки орган по сертификации принимает решение по заявке (Приложение 3) и сообщает в письменном виде о принятом решении заявителю.

При отрицательном решении орган по сертификации сообщает заявителю о причинах отказа.

3.2.5. Причинами отказа в проведении сертификации могут быть: наличие заключений, актов (справок) органов государственного контроля и надзора о несоответствии услуг требованиям безопасности.

3.2.6. Срок рассмотрения и принятия решения по заявке о проведении или отказе в проведении сертификации не должен превышать 15 дней (с момента регистрации заявки).

3.3. Оценка соответствия услуг установленным требованиям

3.3.1. Оценку соответствия услуг розничной торговли проводит комиссия, включающая аттестованных экспертов, состав которой (не менее 3-х человек) утверждает руководитель органа по сертификации.

3.3.2. Порядок проведения сертификации определен в "Правилах сертификации работ и услуг в Российской Федерации".



3.3.3. При идентификации услуг розничной торговли устанавливают тождественность их наименованию, классификационным и другим характерным признакам, позволяющим однозначно соотнести сертифицируемые услуги с выдаваемым на них сертификатом.

3.3.4. Схемы сертификации и их применение приведены в Приложении 4.

3.3.5. При изменении организационно-правовой формы юридического лица либо проведении реконструкции торговой организации с изменением технологического процесса, которые могут повлиять на характеристики услуг, подтверждаемые при сертификации, а также при изменении места нахождения исполнителя услуги, держатель сертификата должен извещать об этом орган по сертификации, который принимает решение о необходимости проведения повторной сертификации или внепланового инспекционного контроля.

3.4. Итоги оценки соответствия услуг оформляют актом в 2-х экземплярах, один из которых направляют заявителю, а другой остается в органе по сертификации.

3.5. Орган по сертификации на основе анализа актов, протоколов по результатам сертификации, а также заключений (сертификатов) органов, осуществляющих контроль и надзор за качеством и безопасностью данного вида услуг в пределах своей компетенции, подтверждающих соответствие услуг установленным требованиям, принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата.

При положительных итогах оценки соответствия и при наличия положительных заключений соответствующих органов государственного контроля и надзора орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата (форма решения о выдаче сертификата приведена в Приложении 5), а при отрицательных результатах - об отказе в выдаче сертификата с указанием причин отказа; решение доводится до заявителя в письменной форме.



Орган по сертификации оформляет сертификат, регистрирует и выдает его заявителю. Держателю сертификата орган по сертификации выдает в установленном порядке лицензию на применение знака соответствия.

3.6. Форма, размеры и технические требования к знаку соответствия при обязательной сертификации установлены ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования", принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 28.12.92 N 1570, с изменением 1, утвержденным постановлением Госстандарта России от 04.11.99 N 393-ст.

Знак соответствия наносят на договоры с поставщиками, товарные чеки, фирменную упаковку, бланки, вывеску о режиме работы организации розничной торговли и т.п., а также используют в рекламной и печатной продукции.

3.7. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом итогов оценки соответствия услуги, но не более, чем на три года.

3.8. Инспекционный контроль за сертифицированной услугой проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат.

3.9. Инспекционный контроль осуществляется в период действия сертификата в форме периодических и внеплановых проверок, но не реже 1 раза в год.

Для проведения инспекционной проверки создается комиссия. В состав комиссии могут входить (при необходимости) представители органов регулирования торговли, государственной торговой инспекции, обществ потребителей и другие.

3.10. Инспекционный контроль включает:

· анализ информации о качестве и безопасности сертифицированной услуги;

· разработку программы проведения инспекционной проверки;

· анализ изменений, внесенных в нормативную документацию, технологический процесс, и их влияние на характеристики услуг, подтвержденные при сертификации;

· проведение инспекционной проверки;

· оформление результатов инспекционной проверки и принятие решения.

3.11. Внеплановой инспекционный контроль за сертифицированными услугами розничной торговли проводят в случаях поступления информации о претензиях потребителей, органов государственного контроля и надзора, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуги в пределах своей компетенции, и общественных объединений потребителей.

Орган по сертификации заблаговременно извещает заявителя о необходимости проведения инспекционного контроля.

3.12. При инспекционном контроле могут быть использованы данные социологических обследований и экспертных оценок.

3.13. Результаты инспекционного контроля оформляют актом проверки, в котором делают заключение о подтверждении действия выданного сертификата.

Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются исполнителю услуги и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.

3.14. В случае установления несоответствия сертифицированной услуги требованиям нормативных документов, отказа держателя сертификата от проведения инспекционного контроля, а также при поступлении информации от органов государственного контроля и надзора, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью услуги в пределах своей компетенции, о несоответствии сертифицированных услуг установленным требованиям, орган по сертификации приостанавливает или отменяет действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

3.15. Решение о приостановлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия принимают в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом по сертификации, можно устранить обнаруженные причины несоответствия.

3.16. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

· приостанавливает действие сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

· информирует участников Системы и органы государственного контроля и надзора в течение 7 дней с момента принятия решения;

· устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий до 3-х месяцев и проверяет их выполнение.

3.17. После выполнения корректирующих мероприятий и положительных итогов их оценки, орган по сертификации принимает решение о возобновлении действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия и информирует об этом участников Системы.

3.18. В случае невыполнения корректирующих мероприятий или их неэффективности, орган по сертификации отменяет действие сертификата, аннулирует лицензию на применение знака соответствия и информирует об этом участников Системы.

3.19. Информация об отмене действия сертификата доводится органом по сертификации до сведения держателя сертификата и всех участников данной Системы.

ПОРЯДОК СЕРТИЙФИКАЦИИ УСЛУГ (ГОСТ Р Основные положения и порядок сертификации услуг (утв. постановлением Госстандарта РФ от 1 декабря 1993 г. N 24)

1. Сертификация услуг в общем случае включает:

- подачу заявки на сертификацию;

- принятие решения по заявке;

- выбор схемы сертификации;

- определение аккредитованной испытательной лаборатории (при необходимости);

- проведение проверки соответствия процесса оказания услуги установленным требованиям и испытаний (проверки) результата услуги в соответствии с выбранной схемой сертификации;

- анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

- выдачу сертификата и лицензии на применение знака соответствия;

- инспекционный контроль за сертифицированной услугой (в соответствии со схемой сертификации);

- информацию о результатах сертификации.

2. Подача заявки и принятие решения по заявке на сертификацию.

2.1. Для проведения сертификации услуги заявитель направляет заявку в соответствующий орган по сертификации однородных услуг.

Форма заявки приведена в приложении 3.

При отсутствии у заявителя информации о таком органе и порядке сертификации интересующей его услуги он может получить ее в территориальном органе по стандартизации и метрологии или в Госстандарте России.

2.2. При наличии нескольких органов по сертификации данной услуги заявитель вправе направить заявку в любой из них.

2.3. При отсутствии на момент подачи заявки в регионе органа по сертификации интересующей заявителя услуги он может направить заявку в Госстандарт России или Центральный орган по сертификации указанной услуги, которые определят орган по сертификации, уполномоченный на проведение работ по сертификации данной услуги.

2.4. Орган по сертификации рассматривает заявку и в срок, не позднее одного месяца после ее получения, сообщает заявителю решение, которое содержит все основные условия сертификации, основывающиеся на установленном порядке сертификации данной услуги, в том числе указывается схема сертификации. Форма решения приведена в приложении 4.

3. Проведение испытаний (проверки) при сертификации материальных услуг*(3).

3.1. Испытания результата услуги для сертификации проводятся в испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в системе ГОСТ Р, или на базе заявителя экспертами по сертификации органа по сертификации с использованием испытательного и технологического оборудования*(4).

3.2. При проведении испытаний (проверки) осуществляется:

- выборочная проверка отремонтированных (изготовленных, выстиранных и др.) изделий по требованиям безопасности;

- оформление заключений по протоколам испытаний (проверок).

Количество проверяемых изделий и порядок их отбора определяет орган по сертификации в соответствии с нормативно-методическими документами Системы.

3.3. Протокол испытаний (проверок) направляется органу по сертификации и в копии - заявителю.

3.4. По требованию органа по сертификации Заявитель обязан представить документы о соответствии услуги установленным требованиям, выданные органами государственного управления, осуществляющими контроль за безопасностью в пределах своей компетенции в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Заявитель может представить в орган по сертификации другие документы, содержащие результаты оценки услуги, в том числе от зарубежных организаций (протоколы, сертификаты).

4. Выдача сертификата.

4.1. Орган по сертификации при положительных результатах испытаний (проверок), предусмотренных схемой сертификации и экспертизы представленных документов, оформляет сертификат соответствия и регистрирует его в Государственном реестре и выдает лицензию на право применения знака соответствия.

Форма сертификата соответствия и правила его заполнения приведены в приложениях 5, 6.

4.2. В случае необходимости исполнитель услуги может использовать копии сертификата, заверенные подлинной подписью уполномоченного лица и печатью органа, выдавшего сертификат, или территориального органа Госстандарта России, или нотариальной конторы. Копия сертификата должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание (электрографическим, фотографическим и т.п.).

4.3. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом срока действия нормативных документов на услугу, а также срока, на который выдан сертификат на систему качества, но не более чем на три года.

4.4. При внесении изменений в условия обслуживания и технологию исполнения услуги, которые могут повлиять на ее соответствие требованиям нормативных документов, заявитель извещает об этом орган, выдавший сертификат, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или проверок.

4.5. При отрицательных результатах сертификационных испытаний (проверок), несоблюдении иных требований, предъявляемых к сертифицируемой услуге, или отказе заявителя от оплаты работ по сертификации, орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата.

5. Применение знака соответствия.

5.1. При получении сертификата соответствия исполнитель услуги обязан обеспечить маркировку документации знаком соответствия.

Изображение и технические требования к знаку соответствия установлены ГОСТ Р 50460-92.

5.2. Применением знака соответствия для сертифицируемой услуги считается маркирование им тары, упаковки, квитанции, другой сопроводительной документации, а также использование знака соответствия в рекламных, печатных изданиях, на официальных бланках, вывесках.

5.3. Маркировку знаком соответствия осуществляет исполнитель услуги.

Право использования знака соответствия предоставляется лицензией, выдаваемой при оформлении сертификата соответствия.

В лицензии устанавливаются обязательства исполнителя обеспечивать соответствие услуг при использовании знака соответствия нормативным документам (образцу-модели).

5.4. При проведении сертификации в рамках международной системы или соглашения форма сертификата и сроки его действия определяются с учетом правил этой системы или соглашения.

6. Инспекционный контроль за сертифицированной услугой

6.1. Инспекционный контроль за сертифицированной услугой проводится органом по сертификации, выдавшим сертификат.

В инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Госстандарта России, представители санитарно-эпидемиологических служб, транспортной инспекции, обществ потребителей и др. Содержание проверки при инспекционном контроле определяется в соответствии со схемой сертификации.

При инспекционном контроле используется информация обществ потребителей, органов санэпиднадзора, ГАИ МВД, Минэкологии и т.д.

6.2. Инспекционный контроль за сертифицированной услугой предусматривает:

- анализ информации о сертифицированной услуге;

- организацию комиссий для проведения инспекционного контроля;

- проведение проверки;

- оформление результатов и принятие решений.

6.3. Периодичность и объем проведения инспекционного контроля определяет орган по сертификации в зависимости от состояния стабильности качества сертифицированной услуги, но не реже чем один раз в год.

6.4. Внеплановый инспекционный контроль может проводиться в случаях неоднократного поступления информации о претензиях к качеству услуг от потребителей, органов, осуществляющих общественный или государственный контроль за качеством услуги, на которую выдан сертификат.

6.5. Результаты инспекционного контроля оформляют актом, в котором дается оценка результатов испытаний (проверок) услуг, условий обслуживания и делается общее заключение о возможности сохранения действия данного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации, а его копии направляются исполнителю и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле.

6.6. По результатам инспекционного контроля орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата или приостановить право применения знака соответствия в случае несоответствия услуги или условий обслуживания требованиям нормативных документов, контролируемых при сертификации, а также в случаях:

изменения нормативного документа на услугу или методы испытаний (проверок);

изменения процесса оказания услуги;

изменения методов контроля, испытаний (проверок), системы обеспечения качества, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации.

6.7. Решения о приостановлении действия сертификата или применения знака соответствия принимаются в том случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с органом, его выдавшим, заявитель не может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок и испытаний соответствие услуги нормативным документам.

Информация о приостановлении действия или отмене сертификата доводится органом, его выдавшим, до сведения заявителя, потребителей, Госстандарта России и других заинтересованных участников системы сертификации однородных услуг. Порядок и сроки доведения этой информации устанавливаются порядком сертификации однородных услуг. Отмена сертификата действует с момента исключения его из Государственного реестра.

7. Корректирующие мероприятия

7.1. При нарушении соответствия услуги или условий обслуживания установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия осуществляются корректирующие мероприятия.

7.2. При проведении корректирующих мероприятий орган по сертификации:

- приостанавливает действие сертификата и временно запрещает применение знака соответствия;

- информирует заинтересованных участников сертификации, указанных в п.6.7;

- устанавливает срок выполнения корректирующих мероприятий;

- контролирует выполнение корректирующих мероприятий;

- уведомляет потребителей, общественность, заинтересованные организации об опасности (или нежелательности) использования услуги и порядке устранения выявленных нарушений.

7.3. После выполнения корректирующих мероприятий орган по сертификации направляет заинтересованным организациям уведомления о снятии приостановления действия сертификата и запрета на маркирование знаком соответствия.

При невыполнении исполнителем корректирующих мероприятий или их неэффективности орган по сертификации отменяет действие сертификата соответствия.

8. Информационное обеспечение

В Системе сертификации должно осуществляться информирование исполнителей услуг, потребителей, общественных организаций, органов по сертификации, испытательных и социологических лабораторий, а также всех других заинтересованных предприятий, организаций и отдельных лиц о правилах и результатах аккредитации и сертификации, участниках сертификации.

*(1) По схемам, представленным в приложении 1.

*(2) К документам, используемым при обязательной сертификации, относятся: Законы Российской Федерации, государственные стандарты (в том числе принятые в Российской Федерации межгосударственные и международные стандарты), санитарные правила и нормы, строительные нормы и правила, правила обслуживания населения, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам и обслуживанию.

*(3) Для нематериальных услуг методом экспертной или социологической оценки.

*(4) При условии его метрологической поверки.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.