|
Характеристика сферы реализации программы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в МАОУ СОШ №2 пгт Серышево
SWOT-АНАЛИЗ
Сильные стороны
| Слабые стороны
| 1. Реализация мероприятий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
2. Обновление содержания мероприятий по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Пополнение архива школьного музея.
4. Привлечение большого количества обучающихся к исследовательской деятельности.
5. Создание условий для совместного планирования деятельности.
6. Сохранение возможности участия во всевозможных проектах и конкурсах.
7. Совершенствование форм работы по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
8. Создание реальных условий для целостного решения проблем духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
| 1. Низкий уровень кадрового потенциала (возрастной и гендерный дисбаланс, отток педагогических кадров в другие сферы экономики, а также за пределы области).
2. Отсутствие 100-процентной доступности к методическим материалам по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию.
3. Снижение качества образования.
4. Низкий уровень пропускной способности Интернет-трафика.
5. Наличие проблемы социального «сиротства».
6. Отсутствие налаженных связей между уровнями образования.
7 Ограничение финансовых ресурсов для эффективной и комплексной реализации Программы.
8.Недостаточная освещённость проблем духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания.
| Угрозы
| Возможности
| Расформирование в/ч 62266 влечёт сокращение обучающихся и педагогов общеобразовательного учреждения.
| 1.Привлечение военнослужащих в/ч 62266, служащих полиции, ГИБДД, ветеранов труда и войны.
2. Расширение связей между образовательными учреждениями района.
3. Повышение качества образования за счёт проведения Дней открытых дверей для родителей и педагогов района и области.
4. Развитие механизма государственно-частного партнёрства.
6. Получение большей финансовой самостоятельности за счёт привлечения спонсоров.
|
III. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Будущее страны зависит от того, какими ценностями будут руководствоваться в своей жизни последующие поколения. Новое время требует содержания, форм и методов духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появилась необходимость в деятельностном компоненте духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана с деятельностью, как средством становления и развития субъектности ребенка. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, можно достигнуть успехов в этом направлении.
Отношения между поколениями в современной ситуации переживают глубокий кризис, имеющий своим основанием оскудение любви, как со стороны родителей, так и со стороны детей. Поэтому отправной точкой является совместное планирование деятельности с родителями обучающихся. Семья – это та социальная среда, где закладывается фундамент психофизического благополучия ребёнка, формируются основные жизненные установки, первые уроки духовности, нравственности, культуры. Семья – самый главный воспитательный институт, духовно-нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания. активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Поэтому, на первом этапе развития личности школьника (1-4 класс) необходимо формировать следующие качества:
· элементарные понятия о нравственности,
· чувство патриотизма,
· дружбу и товарищество,
· коллективизм,
· честность,
· навыки организованности и дисциплины.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный процесс подготовки подрастающего поколения к взаимодействию в условиях демократического общества.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития личности школьника.
Для достижения цели необходимо решить основные задачи:
· Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу;
· Воспитание чувства сопричастности к историческому прошлому и настоящему своей страны, своего края.
·Привлечение обучающихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края
Реализация целей и задач определяется слаженным функционированием всех субъектов образовательного процесса и требует эффективного сотрудничества с социально-педагогическим пространством ОУ.
Программа учитывает традиционные муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными, памятными датамистраны, региона, района и посёлка.
Формы работы:
· экскурсии, лекции, беседы;
· встречи с ветеранами Великой Отечественной Войны, локальных войн, ветеранами труда, интересными людьми;
· уроки Мужества;
· уроки Истории;
· музейные уроки;
· акция «Подарок ветерану» и др.;
· диспуты, круглые столы;
· оформление тематических выставок, экспозиций;
· поисковая, исследовательская деятельность;
· проектная деятельность;
· работа в библиотеках, архивах музея;
· конкурсы.
Содержание Программы
Поисковая, научно - исследовательская работа
| Знакомство с профессиями родителей, занятиями, увлечениями, традициями семей.
Поиск адресов, сведений, фотографий о выпускниках школы. Систематизация полученной информации.
| Экскурсионно - просветительская работа
| Подбор материала для бесед, лекций, экскурсий и проведение их.
| Оформительская работа
| Оформление полученного материала о родителях, семьях, выпускниках в альбомы, папки, тетради, экспозиции, подбор текстового материала к фотографиям, экспонатам школьного музея.
| Работа с корреспонденцией
| Работа с письмами выпускников, оформление записей в журналах исходящих и входящих писем, бандеролей и посылок. Подбор материала о семьях, школе, ее выпускниках из СМИ.
|
Программа включает в себя следующие тематические блоки:
БЛОК I
«Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Цель: осознание себя членом своей семьи
|
| БЛОК II
«МОЯ ШКОЛА»
Цель: осознание ценности причастности к жизни в школе»
|
| БЛОК III
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Цель: привитие чувств уважения к традициям своего посёлка и района.
| | БЛОК IV
«НАШ КРАЙ»
Цель: формирование внутренней потребности к самосовершенствованию.
|
Учебная деятельность
Патриотическое воспитание обучающихся осуществляется, прежде всего, в учебном процессе. Умелое использование общеобразовательных предметов в целях патриотического воспитания служит одним из средств в осмыслении следующих понятий: патриотизм, Отечество, Родина, память, интернационализм, мужество, смелость, героизм, отвага, самопожертвование, гражданственность, Конституция государства и т.д.
Работа над понятиями начинается в первом классе, а затем продолжается на уроках знакомства с историей в курсе предмета «Окружающий мир» (в 5-11 классах на уроках истории). Изучение истории позволяет воспитывать обучающихся на героических примерах прошлых поколений Александра Невского, Д.Пожарского, К.Минина, А.Суворова, М.Кутузова, Г. Жукова, защитников Брестской крепости, Героев войны и труда, спорта, покорителей целины и строителей БАМа и др. Овладение историческими знаниями неразрывно связано с дальнейшим развитием и укреплением патриотических чувств.
На уроках литературного чтения формируются нравственные идеалы обучающегося на примерах положительных героев, устанавливается живая связь далекого прошлого с современностью, воспитывается чувство гордости за нашу Родину, её народ.
В процессе изучения окружающего мира, математики у обучающихся формируется диалектическое понимание развития природы. Обучающиеся решают задачи, в содержании которых отражена военная тематика, решают логические задачи, учатся анализу и синтезу.
Перспективным направлением в обучении музыке является знакомство с патриотическими песнями, героической музыкой.
На занятиях иностранного языка возможно использование специальных обучающих программ, позволяющих развивать у обучающихся такие качества, необходимые будущему воину, как быстрота реакции.
Большое внимание в военно-патриотическом воспитании необходимо уделять занятиям по физической культуре. Именно на этих занятиях формируются качества необходимые будущему защитнику Родины: сила, быстрота, гибкость, ловкость, выносливость, координация и точность движения.
Главным итогом является выпускник-патриот, надежный будущий защитник Родины.
Внеурочная деятельность
Важное значение имеет правильный выбор наиболее эффективных форм и методов патриотической работы во внеурочное время. Этот выбор необходимо осуществлять с учетом интересов обучающихся, квалификации руководителей, состояния учебно-материальной базы, наличии организаций и учреждений, способных оказать необходимую помощь.
Организация в школе внеклассных мероприятий, как традиционных, так и в рамках месячника патриотического воспитания, декады, посвященной Великой Победе, недель толерантности и здоровья. Организация работы кружков, студий, клубов, спортивных секций; организация презентаций, выставок, отчетных концертов; участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Работа с родителями
Среди многих условий и факторов, влияющих на развитие и воспитание обучающихся, по праву ведущим является семья. В ней закладываются основы личности. Только стабильная, благополучная семья, где сохраняется преемственность поколений, царит уважение друг к другу, может воспитывать высоконравственную личность, настоящего патриота своей страны. Пример патриотизма – жизнь и подвиг отцов и дедов, ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому успех в патриотическом воспитании зависит от умения педагогов работать с родителями. Работа педагога с родителями невозможно без их активного вовлечения в учебно-воспитательный процесс, в организацию и проведение различных мероприятий.
Диагностирование показывает, что нет родителей, равнодушных к судьбе своих детей. Родители хотят, чтобы их ребенок был признан не только в кругу семьи, но и в обществе, а это невозможно без таких качеств, как ответственность, гражданственность, патриотизм, любовь, уважение к своему Отечеству, его традициям.
БЛОК I «Я И МОЯ СЕМЬЯ»
Цель: осознание себя членом своей семьи
Задачи:
1. Раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности такие качества, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
2. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Формировать у обучающихся потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему.
4. Формировать экологическое поведение.
Формы: беседы, родительские собрания, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.
«Генеалогическое древо»
«Мои семейные традиции»
«История моего имени и фамилии»
«Моя родословная»
«Красота русской природы»
«Духовное наследие России»
«Искусство России»
«Письмо Деду Морозу»
«Мои профессиональные намерения».
БЛОК II «МОЯ ШКОЛА»
Цель: осознание ценности причастности к жизни в школе.
Задачи:
1. Изучать историю родной школы.
2. Формировать позитивное отношение к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
Формы: тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты, проектная деятельность.
«Правила поведения обучающихся»
«Дисциплина и ответственность»
«Что значит быть ответственным?»
«А ну-ка, мальчики»
«Часы интеллектуального чтения»
«В гости к великим людям»
«Исторические события»
«От игры – к знаниям»
«Слава защитникам Отечества»
«Что? Где? Когда?»
«Отстаивая свои права, не забывай о правах других»
Конкурс рисунков «Школа будущего»
Встреча с родителями – военными «Есть такая профессия – Родину защищать»
Привлечения детей к общественной жизни: прогулки и экскурсии и с целью знакомства с историческими местами (близкой истории), памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|