Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогическое мастерство.





Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов. Это комплекс свойств личности, обеспечивающий

высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

К свойствам личности педагога относятся: 1) гуманистическая направленность деятельности учителя; 2) профессиональные знания; 3) педагогические способности; 4) педагогическая техника.

1. Гуманистическая направленностьдеятельности учителя – это педагогическая направленность учителя на следующие ценностные ориентации: а) на себя – самоутверждение чтобы видели во мне знающего, требовательного, настоящего учителя; б) на детский коллектив; в) на средства педагогического воздействия; г) на цели педагогической деятельности – гуманистическая стратегия, творческое преобразование средств и объекта деятельности.

2. Профессиональные знания. Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Здесь необходимо выделить особенности – комплексность и



личная окрашенность знаний.

3. Педагогические способности. Выделяют шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности:

- коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

- перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

- динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

- эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

- оптимистическое прогнозирование;

- креативность – способность к творчеству.

4. Педагогическая техника– это форма организации поведения учителя. Педагогическая техника – это совокупность приемов и средств педагогического воздействия на окружающих людей. К этим приемам и средствам

относятся:

1. Внешнее поведение учителя связано не только с характеристикой его внешнего облика (одежда, прическа), но и его мимика, пантомимы, жестов, походки и т.д.

2. Управление своим самочувствием – выражено через эмоционально-волевую окрашенность своих действий, что связано и с управлением своими эмоциями, настроением, чувствами.



3. Социально-перцептивные усилия связаны с отработкой наблюдательности, внимания, воображения, профессиональной зоркости, эмпатии, интуиции.

4. Технология управления учебно-воспитательным процессом включает в себя различные методы, приемы, средства и формы педагогического воздействия на учащихся и педагогический коллектив.

5. Коммуникативные особенности связаны с педагогическим общением, с расположенностью к людям, доброжелательностью, общением, педагогическим тактом.

6. Технология изложения учебного материала (режиссура, стратегия, методология, чувство меры, рационализм).

Таким образом, педагогическое мастерство– это комплекс личностных и профессиональных свойств педагога, связанных с личностным опытом педагогической работы, где накапливаются и оттачиваются те или иные средства профессиональной деятельности. Отдельные компоненты или их синтез (педагогические знания, умения, способности, педагогическая техника) отличаются повышенным уровнем освоения профессионализма педагога, что достигается при помощи рефлексии, самообразования, самовоспитания.

Педагогическое мастерство – это результат процесса самосовершенствования и самопознания.

Критериями педагогического мастерства являются:

- целесообразность (по направленности);

- продуктивность (по результату – уровню знаний, воспитанности школьников);

оптимальность (в выборе средств);

- творчество (по содержанию деятельности).

Педагог должен в своей деятельности всегда осмыслить сложившуюся педагогическую ситуацию с целью преобразования ее, перевода на новый уровень, превращения ее в педагогическую задачу. Вся педагогическая деятельность состоит из цепи педагогических ситуаций. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно и специально. Перевод педагогической ситуации в педагогическую задачу (ситуация + цель = задача) осуществляется в условиях целенаправленной педагогической деятельности, т.е. целенаправить сложившиеся условия на перестройку отношений. Здесь можно иметь несколько решений, положительный эффект которых будет зависеть от направленности, знаний педагога, его способностей, владения техникой.__



 

ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1.Сущность педагогического общения

3.2.Функции и средства общения

3.3.Стили общения и стили педагогического руководства

3.4.Педагогический такт

3.5.Общение: наука и искусство

 

3.1. Сущность педагогического общения

Педагогическая деятельность, как отмечают педагоги и психо­логи, по своей сути является деятельностью совместной, более того, «это деятельность, которая строится по законам общения» (Н. В. Кузьмина).

Общение — основа, неотъемлемый элемент труда учителя, воспитателя, тренера, руководителя студии. Урок, занятия в круж­ке, в спортзале, в мастерской, праздник, поход, экзамен, роди­тельское собрание, педсовет — это прежде всего общение, об­щение с учащимися, с коллегами, с администрацией, с родите­лями.

В центре нашего внимания — профессиональное общение педа­гог—воспитанник.

Начинающие педагоги сразу замечают, что для успешной ра­боты им необходимы не только предметные и психолого-педаго­гические знания, но и умение общаться.

Готовы ли вы к общению? Многим этот вопрос покажется странным: мы постоянно общаемся, жизнь без общения немыс­лима. Но не спешите с ответом. Речь идет о готовности к профес­сионально-педагогическому общению, которое предполагает: а) знание основ педагогики общения; б) владение умениями орга­низовать общение и управлять им и собственным психическим состоянием; в) сформированность определенных нравственно-личностных качеств педагога.

Рассмотрим выделенные положения.

Сущность и особенности педагогического общения раскрыва­ются в трудах педагогов и психологов А. А. Бодалева, А. А. Леон­тьева, Н.В.Кузьминой, В. А. Кан-Калика, Я. Л. Коломинского, И. А. Зимней, А. А. Реана. С опорой на исследования этих ученых и строится содержание данной главы.

Педагогическое общение — это особый вид общения, оно яв­ляется «категорией профессиональной». Оно всегда обучающее, развивающее и воспитывающее. Общение ориентировано на раз­витие личности общающихся сторон, их взаимоотношений. Педа­гогическое общение — процесс динамичный: с возрастом воспи­танников изменяется позиция и педагога, и детей в общении.

По утверждению В. А. Кан-Калика, общение педагогов с уча­щимися — это своеобразный канал педагогического воздействия на общение школьников, т. е. педагог своими действиями, пове­дением как бы задает эталон общения для воспитанников.

Особо подчеркнем, что педагогическое общение осуществля­ется через личность педагога. Именно в общении проявляются взгляды воспитателя, его суждения, отношение к миру, к людям, к себе.

Ученые-исследователи, а в последние годы и практики, обра­щают внимание на чрезвычайную актуальность проблемы педаго­гического общения.

Почему эта проблема становится центральной для профессио­нально-педагогической деятельности, ее основой?

Прежде всего потому, что общение — важное средство реше­ния учебно-воспитательных задач.

Общаясь с воспитанниками, педагог изучает их индивидуаль­ные и личностные особенности, получает информацию о ценно­стных ориентациях, межличностных отношениях, о причинах тех или иных действий, поступков.

Общение регулирует совместную деятельность педагога и вос­питанников,

обеспечивает их взаимодействие, способствует эф­фективности педагогического процесса.

Практикой подтверждено, что новые технологии обучения и воспитания «работают» в образовательном учреждении только при педагогически продуманном общении.

В педагогической деятельности общение оказывает существен­ное влияние на формирование активной позиции, творчества, самодеятельности воспитанников, на результат овладения знани­ями и умениями.

Общение, как это доказано педагогом Г. И. Щукиной, оказы­вает значительное влияние на формирование и укрепление по­знавательных интересов учащихся. Доверие к воспитаннику, при­знание его познавательных возможностей, поддержка в самостоя­тельном поиске, создание «ситуаций успеха», доброжелательность оказывают стимулирующее действие на интерес.

Ученые отмечают, а педагоги на практике убеждаются, что общение обеспечивает благоприятную среду, создает комфорт­ные условия учебной и внеучебной деятельности, воспитывает культуру межличностных отношений, позволяет и педагогу, и воспитанникам реализовать, утвердить себя.

Что же такое педагогическое общение?

Как бы вы сформулировали это определение?

Старшеклассники и студенты первого курса педагогического университета на этот вопрос отвечали так:

«Педагогическое общение — это интересные контакты учителя с учениками и их родителями»; "педагогическое общение — это жизнь в школе»; «общение — это когда тебя понимают педагоги»; «педагогическое общение — это хорошие взаимоотношения»; «об­щение — это сотрудничество»; «общение — это встреча с люби­мым учителем, с друзьями»; «педагогическое общение — это все­гда обмен знаниями, впечатлениями»; «общение — это совместное переживание хорошего и не очень».

Приведенные высказывания содержательны; можно сказать, что в них заключены основные положения, раскрывающие суть фе­номена.

Теперь приведем определение понятия, данное В.А. Кан-Каликом и Н. Д. Никандровым: «Под профессионально-педагогиче­ским общением мы понимаем систему взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информа­цией, познание личности, оказание воспитательного воздействия» [1,с. 83].

Из определения следует, что педагогическое общение — про­цесс сложный.

 

3.2. Функции и средства общения

Традиционно в общении выделяют три взаимосвязанных функ­ции: коммуникативную (обмен информацией), перцептивную (вос­приятие и познание людьми друг друга), интерактивную (органи­зация и регуляция совместной деятельности).

Эти функции общения в педагогической деятельности реали­зуются в единстве, но для раскрытия сущности каждой из них рассмотрим их отдельно.

Педагогическое общение — это прежде всего коммуникация — передача информации, обмен информацией между участниками педагогического процесса. Информирование сопровождает все действия педагога Обмен информацией — самый трудный, осо­бенно для начинающего учителя, аспект педагогической деятель­ности Эффективность коммуникации зависит от многих условий. Важно прежде всего обеспечить положительную мотивацию при передаче информации, ее понимание и принятие воспитанни­ками. Важно привлечь внимание, вызвать интерес к теме обще­ния

С этой целью на уроках учителя используют занимательные факты, проблемные ситуации, отрывки из художественной, на­учно-популярной литературы, исторические справки, предлага­ют фрагменты видеофильмов.

Урок физики, 9-й класс Объяснение темы «Измерение агрегатного состояния вещества». Учитель начинает с задачи-парадокса В 1860 г в Индии упал метеорит Прочертив на небе огненный след, раскаленное до бела тело упало в болото Каково же было удивление подбежавших людей, когда на месте падения метеорита они обнаружили «глыбу льда» Небесный огонь принес лед в знойную Индию

Урок литературы, 8-й класс Учитель начинает с проблемной ситуа­ции «Почему А С Пушкин назвал свою повесть "Капитанская дочка", хотя главные ее герои — Гринев и Пугачев9»

Урок географии, 7-й класс Тема «Антарктида» Учитель использует такой факт «Мореплаватели не раз замечали, что айсберги плывут про­тив ветра Льды, гонимые ветром, плывут в одну сторону, а айсберги — в совершенно другую, против ветра Как вы думаете, почему это проис­ходит9»

Педагог передает информацию вербальными (речевыми) и не­вербальными средствами

Как писала Г. И. Щукина, «через призму речевой деятельности можно проследить стиль и характер общения, личностное отно­шение педагога к рассматриваемым вопросам и проблемам. В речевой деятельности проявляются эрудиция, педагогическое ма­стерство, умение педагога строить свои контакты с учащимися».

Слово педагога — это его профессиональное средство, «ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника» (В. А Сухомлинский)

В зависимости от цели речь может быть развлекательной, где главное занимательность, интерес, поддержание внимания; ин­формационной — дает новое представление о предмете; вооду­шевляющей, обращенной к чувствам, эмоциям человека, убежда­ющей — предполагает логическими аргументами доказать или опровергнуть какое-либо положение; призывающей к действию.

В педагогическом общении «присутствует» все разнообразие видов речи, но независимо от того, убеждает, информирует, при­зывает ли педагог воспитанников, к его речи предъявляются осо­бые требования:

правильность (соответствие литературно-языковым нормам);

точность (употребление слов, выражений в свойственных им значениях);

ясность, простота, логичность, доступность;

богатство (разнообразие используемых языковых средств),

образность, эмоциональность.

Чтобы умело пользоваться словом, педагогу надо ставить пе­ред собой такие вопросы как сказать правильно, как сказать до­ступно, как сказать убедительно, как сказать эмоционально

В коммуникации важно не только то, что сказано, но и как сказано Говорить красиво учит особая наука — риторика Она не только раскрывает способы красивой передачи информации, в ней четко обозначены правила, превращающие слово в средство влияния на других людей

Речь выражает отношение педагога к содержанию информа­ции и к тому, с кем он общается, т. е. важна эмоциональная выра­зительность речи: интонация, темп, дикция, сила, паузы.

А С. Макаренко считал, что мастером можно стать лишь тог­да, когда научишься произносить слова «иди сюда» с 15—20 ин­тонационными оттенками. Интонация придает речи педагога эмо­циональную окраску. «Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный», — замечает Ю Трифонов. Интонацией можно сосредоточить внимание воспитанников, выделить отдельные слова и выражения, подчеркнуть важность задания, выразить позитив­ное или негативное отношение к излагаемой информации, к ре­зультату деятельности, выразить удивление, радость, сомнение.

Дополняют речь, эмоционально влияют на воспитанников, пе­редают чувства и переживания педагога невербальные средства К С Станиславский утверждал, что люди общаются с помощью органов своих пяти чувств глазами, мимикой, голосом, движени­ями рук, пальцев, а также через лучеиспускание и лучевосприятие

Эти бессловесные средства называют эмоциональным языком общения. Как важно для многих учащихся, когда на уроке при ответе на трудный вопрос учитель поддерживает их, кивая голо­вой, ставит хорошую отметку улыбаясь. И как не просто отвечать, получать даже хорошую оценку у учителя, лицо, взгляд которого ничего не выражают.

Как значимо для ученика, если педагог приносит с собой на урок теплоту своих рук. Об этом необычном, невербальном сред­стве общения пишет Е. Н. Ильин.

«В редких случаях учитель на уроке прикасается к ученику. Далеко не всем открывалась духовная функция наших рук, по­средством которых можно и утешить, и успокоить, и примирить, и найти контакт с самыми несговорчивыми, капризными . Руки еще больше, чем слово, способны творить "тишину" — внутрен­нюю, душевную.. Не было такого урока, где бы я не прикоснулся к кому-либо из ребят. Иному, положив ладонь на руку, пишущую сочинение, подарю две пропущенные запятые, другого обниму за плечи или поправлю воротник пиджака .. Словом, прикасаюсь На­перед знаю никто из ребят не воспротивится. Понимают, это по­мощь не только моральная, но и энергетическая» [2, с. 99].

Интересный прием невербального воздействия — «свечение» описывает врач-психиатор В. Леви. «Свечение — прием, заимство­ванный из психотехники гениев коммуникабельности. Говорят "его лицо светилось улыбкой", "весь светится", "лучистые глаза", "сол­нечные натуры". Учитель должен уметь включать "внутренний свет". Вы можете излучать тепло Внушайте себе, что внутри у вас горит очаг, свеча, костер, печка, солнце, звезда (образ любой, слова не имеют значения) — горит и сияет некий источник тепла и света Вы сами этот источник... Вспоминайте чаще состояние ин­тереса, дружеского расположения, симпатии, радости и любви к кому-то . И включайте их без повода, просто так Наступит мо­мент и эти состояния будут приходить к вам сами легко, есте­ственно, непринужденно .

Если хотите успеха — запомните: 1) Свечение должно быть рефлексом на человека ., на жизнь... Оно не должно гаснуть даже в полном одиночестве. 2) Каким бы ни был жанр или исход того или иного общения (взаимопонимание, конфликт, даже драка), рефлекс свечения не должен вас покидать или вызывать сомне­ние . 3) Не заботьтесь о результате .. Не давайте в долг, а дарите. Вы окажетесь богачем общения» [3, с. 271—273].

Таким образом, культура общения достигается за счет как речи, так и невербальных средств.

Насколько значимы в педагогическом общении вербальные и невербальные средства, говорят ответы школьников на вопрос-«Какие признаки внешности педагога вы выделяете прежде все­го?» На первое место они поставили выражение лица и глаз — 80%, а затем голос — 60% опрашиваемых Педагогу важно трени­ровать и беречь голос, обогащать свой язык, овладеть умением выражать свои мысли, работать над дикцией, интонацией Сле­дить за выражением лица, жестами, обращая внимание, по сове­ту А С Макаренко, на решающие пустяки как стоять, как си­деть, как подняться из-за стола, как улыбнуться, как посмотреть на воспитанников.

Обмен знаниями, эмоциональными реакциями в процессе пе­дагогического общения происходит в монологической и диалоги­ческой формах устной речи.

Монологическая форма речи используется педагогами для объяснения, изложения сложного материала, выводов по прове­денным опытам, практическим, лабораторным работам. Эта фор­ма требует от педагога соблюдения логики, убедительных доказа­тельств, обобщений, использования всех возможностей речевого воздействия (яркие примеры, запоминающиеся сравнения, исто­рические экскурсы и т. д.).

Демократизация и гуманизация образовательного процесса в школе, применение нетрадиционных форм обучения и воспитания способствуют распространению диалогической формы обучения.

Диалог — это попеременный обмен рациональной и эмоцио­нальной информацией, переход инициативы от педагога к воспи­таннику и обратно. М. М. Бахтин писал, что истина не рождается в голове отдельного человека, она рождается между людьми, со­вместно ищущими, в процессе их диалогического общения.

Диалог — это не просто вопрос-ответ, он ориентирован на решение учебно-воспитательных целей, он предполагает выявле­ние (в беседе, дискуссии, дебатах, на заседании круглого стола) отношения школьников к обсуждаемой проблеме, к людям, к миру, способствует проявлению личностной позиции, создает ат­мосферу взаимопонимания, доверия, откровенности, позволяет педагогу вносить коррективы в свои действия.

В диалоге педагог ставит вопросы, отвечает, направляет мысль, соглашается или возражает, управляет общением.

О необычном диалогическом общении с учащимися рассказы­вает учительница литературы Ю. Л. Львова. «После прочтения дра­мы А. Н. Островского "Гроза" я начала урок так: мы там, в 60-х годах XIX века, в городе Калинове. Мы стоим на крутом берегу Волги, и перед нами простирается (делаю приглашающий к про­должению рассказа жест в сторону юноши) ее бесконечная гладь (задумчиво, уже не видя меня, а вглядываясь вдаль, говорит он). . На том берегу (поворачиваюсь к другому ученику).. красиво рас­положены купы деревьев, кустарников, желтеет песчаная коса (продолжает он, а я уже втягиваю его соседку в рассказ)... заходит солнце, и его багровые лучи падают и на реку, и на город, вспых­нув на куполе церкви, стоящей в центре главной улицы (это она, и я осторожно вмешиваюсь).. и такими нелепыми кажутся (зову глазами следующего) высокие заборы, которые тянутся вдоль главной улицы Калинова. Мы идем мимо этих заборов и слышим (это я, но хочет подхватить начатое предложение вон та девуш­ка)... крики, ругань хозяев города, — купца Дикого и Кабанихи и тихий плач или воющий стон их жертв (это уже другая девушка договаривает) И — включено внимание всего класса, каждый ждет обращения к нему или, уже опережая мое обращение, вступает в наш "хор"» [4, с 90].

Чтобы сделать общение диалогическим, педагогу необходимо прежде всего учитывать эмоциональное состояние воспитанни­ков, свое отношение к ним, опираться на положительное в собе­седниках, обеспечивать ситуации успеха, проявлять живой инте­рес к обмену информацией.

В диалоге для педагога профессионально важно умение форму­лировать вопросы. «Умение ставить разумные вопросы — есть важ­ный признак ума и проницательности» (И. Кант). При обсужде­нии любой проблемы на занятиях, во внеурочном общении воспитатель может сформулировать такой вопрос, вокруг которо­го завяжется заинтересованный диалог.

Особое внимание постановке вопросов уделял учитель литера­туры Е. Н. Ильин.

«Мой вопрос — особый: к самому себе. А решаю с ребятами. Этим поднимаю их до себя, а сам расту до них.

Реакция на вопрос важнее ответа. Ибо школьники помнят не ответы, а вопросы, и в связи с этим свою реакцию на них.

Вопросы не надо "ставить", "задавать". Ими лучше разговари­вать, тревожа мысль и сердце ученика.

Не признаю фронтальных бесед, когда ребят не спрашивают, а буквально "расстреливают" вопросами.

Поставить или вызвать вопрос, по существу — две грани одно­го и того же умения.

Воздействовать органичностью вопроса, его связями с текстом, личностью учителя и ученика.

Один и тот же вопрос на разных ребят действует по-разному — для кого-то он шоковый, для кого-то кинжальный, а для кого-то проверочный. Каждый вопрос должен быть обоюдоострым» [2].

Чтобы в вопросной ситуации между педагогом и воспитанни­ком возникло диалоговое взаимодействие, предлагается выпол­нять следующие условия:

«1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собесед­ник ответит на него.

2.Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте уче­ника в том, чтобы он высказал к ней свое отношение.

3.Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником.

4.Делайте паузы во время беседы. Не захватывайте все "комму­никативное пространство".

5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику.

6. Чаще повторяйте фразы: "Как ты сам думаешь?", "Мне интересно твое мнение", "Почему ты молчишь?", "Ты не согласен со мной? Почему?", "Докажите, что я неправ"» [5, с. 36].

Со всеми ли советами вы согласны?

Какими советами вы дополнили бы этот перечень?

Умение поставить вопрос, эмоционально выразить свои мыс­ли — важная сторона коммуникации, но для учителя не менее значима и другая сторона — умение слушать.

В. А. Сухомлинский писал, что умение слушать ребенка — большое педагогическое искусство. Умение слушать — ценней­ший дар педагога, подчеркнем, что это активный процесс его деятельности, необходимое условие взаимодействия, сотрудни­чества с воспитанниками. Позиция педагогов при слушании от­ражает симпатию, озабоченность по отношению к отвечающему ученику: «Вернись еще раз к условию задачи», «Не спеши, поду­май».

В школе, к сожалению, есть и такие учителя, которые плохо слушают, а порой и совсем не слушают ученика.

Например, идет проверка знаний учащихся. Задан вопрос, уче­ник вышел отвечать, а учитель на доске чертит таблицу, просит класс начертить ее в тетради. Отвечающего никто не слушает, но он говорит.

А в чем выражается умение слушать хорошо? По мнению тех, кого сегодня учат, и тех, кто недавно был учеником, оно прояв­ляется «в уважении отвечающего», «в сосредоточенности учителя на сути ответа», «в умении доброжелательно поддержать тебя при ответе», «в заинтересованности тем, о чем говорят», «в речевых репликах: так, так, продолжай», «в умении не перебивать», «быть тактичным» и т. п.

Эти суждения можно принять как добрые советы, напутствия педагогам.

Приемы слушания выработаны практикой общения и хорошо представлены в книге английского психолога И. Атватера «Я вас слушаю». Обратите внимание на некоторые из них: «Повернуться лицом к говорящему, установить с ним зрительный контакт, не перебивать без надобности, быть внимательным, искренне заин­тересованным в мыслях, чувствах собеседника, в нем самом как личности, поддерживать, одобрять говорящего, обращаться за уточнениями» [6].

Мы рассмотрели самую сложную — коммуникативную — функ­цию общения. Как мы показали, ее реализация требует от педа­гога владения умениями: точно выражать свои мысли, форму­лировать вопросы, объяснять, доказывать, слушать собеседника, одобрять, побуждать к деятельности. Коммуникативное взаимо­действие имеет большое воспитательное значение, способствует формированию межличностных отношений.

Эффективность общения в педагогической деятельности во многом зависит от того, как педагог воспринимает, насколько знает воспитанников. Эта, перцептивная, функция общения очень важна и непроста в реализации.

В. А. Сухомлинский писал, что для учителя особо значимо уме­ние чувствовать рядом с собой человека, чувствовать его душу, его желания. Это сложный процесс, так как сложен и стремитель­но изменяется объект познания — развивающаяся личность. По­нять психические особенности учеников, почувствовать их состо­яние, настроение, изучить ценностные ориентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе воспитателю помо­гут психолого-педагогические знания, использование разнообраз­ных методов изучения личности, анализ произведений художе­ственной литературы, изобразительного искусства

Педагогов, умеющих хорошо разбираться в людях, В. Леви на­звал гениями общения. У них прекрасное личностное видение уче­ника, видение каждого изнутри, умение читать другого человека, умение моделировать общение с учетом своеобразия индивиду­альности личности.

В педагогической деятельности, в общении важно не только знание воспитанника, но и правильное понимание его. «Пойми ученика» — это профессиональная заповедь педагога (И. А. Зим­няя). Понять — это значит проникнуть во внутреннее душевное состояние, понять мотивы его действий, поступков, пережива­ний

А как можно этого достичь?

Механизмом познания и понимания личностного своеобразия воспитанника является педагогическая эмпатия. Что это означа­ет? Заглянем в словарь. «Эмпатия — постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия». Таким образом, можно сказать, что педагогическая эмпатия про­является в умении воспитателя мысленно поставить себя на место воспитанника, проникнуться его психическим состоянием, по­нять, сопереживать. Но это возможно, если педагог хорошо знает и понимает самого себя, способен объективно анализировать свои мысли, переживания, действия, отношения с людьми, т е. если у него развита рефлексия.

Педагог, владеющий рефлексией и эмпатийно воспринимаю­щий, понимающий и правильно оценивающий воспитанника, может успешно прогнозировать, корректировать учебно-воспита­тельные взаимоотношения, управлять ими

Познание, понимание и оценка в общении — процесс двусто­ронний Педагог познает своих воспитанников, они, в свою оче­редь, заняты «изучением» педагога. Понимание педагога и приня­тие его личности воспитанниками взаимосвязаны.

Психолого-педагогическими исследованиями выявлено, что представление воспитанников об учителе, тренере, руководителе туристического клуба опосредуется характером его деятельности, общественным мнением о нем.

Если педагог и воспитанники адекватно отражают друг друга, то педагогическое общение строится на взаимопонимании. Пони­мание, принятие друг друга помогает согласовывать действия, про­являть взаимное уважение, чувствовать настроение, предупреж­дать конфликты, устанавливать положительные межличностные отношения.

Важной функцией общения является интерактивная функция (организация и регуляция совместной деятельности), другими сло­вами — управление деятельностью воспитанников.

Продуманное общение определяет эффективность разнообраз­ных видов деятельности на уроке, успешность тренировки, твор­ческого внеклассного дела, обеспечивает положительный резуль­тат взаимодействия.

Взаимодействие — это совместные (педагог—воспитанник) дей­ствия по осуществлению общих целей деятельности, в процессе которой происходит взаимное влияние сторон друг на друга. В процессе взаимодействия проявляются внимание, интерес, со­гласие, сопереживание, сотрудничество учителей и учащихся, но это возможно если общение сопровождает каждый компонент де­ятельности.

Прежде всего общение выступает как предпосылка, настрой к деятельности, формирует положительную установку на совмест­ные действия. В общении выявляется, зачем, почему воспитанни­ки должны включиться в деятельность. При этом педагог не пред­лагает цель учащимся, а совместно с ними ее определяет, стремится к тому, чтобы цель деятельности была понята и внутренне приня­та детьми.

Не менее значимо общение в организации деятельности. Важ­но не предлагать учащимся готовые формы и методы работы, а определить их в творческом поиске, общими усилиями педагогов и воспитанников. Общение в сотрудничестве упорядочивает дей­ствия педагога и действия учащихся. Оно стимулирует, координи­рует процесс деятельности, создает эмоциональную атмосферу, способствует формированию положительных отношений.

Обязательно общение и при завершении деятельности, при под­ведении итогов взаимодействия (урока, похода, тренировки). При этом важно сочетание оценки и самооценки совместных действий, прогнозирование деятельности и воспитанников, и педагога

Педагогическое общение, проникая в деятельность, обогаща­ет субъектов, участвующих в ней.

Взаимодействие требует четкого определения позиции воспи­танников и педагогов, учета индивидуальных особенностей об­щающихся сторон, уровня развития учащихся и меры актуализа­ции личностных потенциалов педагогов. Педагог выступает «то как активный, то как пассивный участник взаимодействия» (Н. Ф. Ра­дионова). В процессе взаимодействия важно формировать чувство «мы», формировать эмоциональное единство педагога и учащих­ся: вместо «анализируйте текст» — «сегодня мы займемся анали­зом текста», вместо «подумайте» — «подумаем вместе».

В процессе взаимодействия возникает взаимопознание, взаи­мопонимание и, что особенно важно, формируются взаимоот­ношения. Сложившиеся отношения — благополучные или не­благополучные — сказываются на личностных образованиях воспитанников: их самостоятельности, творческой активности, нравственных ориентациях, эмоциональном восприятии действи­тельности.

Совместная деятельность не гарантирует успеха в формирова­нии правильных отношений. В создании положительного фона отношений особо значимо «наличие общих интересов, идей, единства взглядов на цели и задачи совместной деятельности, взаимовлияние, творческое обогащение» [7, с. 18].

Выделенные информационная, перцептивная, интерактивная функции общения в реальной педагогической деятельности взаи­мосвязаны. Педагог познает воспитанников и при обмене инфор­мацией, и в совместных действиях. Взаимодействие невозможно без коммуникации и понимания общающихся.

Следует подчеркнуть, что реализация обозначенных функций общения во многом определяется нравственно-этическими уста­новками педагога — такими как гуманизм, оптимистический под­ход к личности, признание ее самобытности.

 

3.3. Стили общения и стили педагогического руководства

Эффективность педагогической деятельности во многом зави­сит от стиля общения и стиля руководства воспитанниками.

Что такое стиль общения? Чтобы ответить на этот вопрос, об­ратимся к наиболее общему толкованию понятия «стиль».

Стиль — это совокупность приемов, способов работы, это ха­рактерная манера поведения человека. По определению психолога А. А. Бодалева, стиль — это индивидуально-своеобразная манера действования.

Стиль общения педагога с детьми — категория социально и нравственно насыщенная. Исходя из этого, В. А. Кан-Калик пи­сал: «Под стилем общения мы понимаем индивидуально-типоло­гические особенности социально-психологического взаимодей­ствия педагога и обучающихся» [8, с. 97].

Стилевые особенности педагогического общения и педагоги­ческого руководства зависят, с одной стороны, от индивидуаль­ности педагога, от его компетентности, коммуникативной куль­туры, эмоционально-нравственного отношения к воспитанникам, творческого подхода к профессиональной деятельности, с другой стороны, от особенностей воспитанников, их возраста, пола, обу-ченности, воспитанности и особенностей ученического коллек­тива, с которым воспитатель вступает в контакт.

Рассмотрим типичные стили педагогического общения, харак­теристика которых дана В. А. Кан-Каликом [8, с. 97—101].

Наиболее плодотворно общение на основе увлеченности совмест­ной деятельностью. Оно предполагает содружество, совместную заинтересованность, сотворчество. Главное для этого стиля — един­ство высокого уровня компетентности педагога и его нравствен­ных установок.

Эффективен и стиль педагогического общения на основе дру­жеского расположения. Он проявляется в искреннем интересе к личности воспитанника, к коллективу, в стремлении понять мо­тивы деятельности и поведения ребенка, в открытости контактов. Этот стиль стимулирует увлеченность совместной творческой дея­тельностью, плодотворные взаимоотношения педагога с воспи­танниками, но при этом стиле важна мера, «целесообразность дружественности».

В выделенных стилях общения взаимодействие «учитель—уче­ник» рассматривается как двустороннее субъект—субъектное вза­имодействие, предполагающее активность обеих сторон. В учебно-воспитательном процессе эти гуманистически направленные стили создают ситуацию комфорта, способствуют развитию и проявле­нию индивидуальности.

В системе взаимоотношений педагогов и учащихся в обучении и воспитании распространен стиль общение-дистанция. Начинаю­щие педагоги часто используют этот стиль для самоутверждения в ученической среде. Дистанция должна существовать, она необхо­дима, так как педагог и воспитанники занимают различные соци­альные позиции. Чем естественнее для воспитанника ведущая роль учителя, тем органичнее и естественнее для него дистанция в от­ношениях с педагогом. Для педагога очень важно владеть искусст­вом дистанции. На важность этого момента указывал А. С. Мака­ренко, подчеркивая, как важно избежать фамильярности в общении.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.