Сделай Сам Свою Работу на 5

Человек и нравственные ценности





Алгоритм написания сочинения по прочитанному тексту.

Этапы работы по подготовке к написанию сочинения:

1) чтение текста;

2) ознакомление учащихся с требованиями к содержанию сочинения и критериями его проверки;

3) поэтапный разбор каждого содержательного критерия:

а) проблема текста, типы проблем, алгоритмы выявления проблем текста, способы формулирования проблемы;

б) комментарий, виды комментария;

в) выявление позиции автора и способы её оформления;

г) аргументация собственной позиции;

4) работа над композицией сочинения;

5) написание и проверка сочинений по разработанным критериям оценивания.

Чтение текста

Читая текст, ответьте на следующие вопросы:

— Над каким вопросом размышляет автор? (Проблема текста)

— Как именно автор рассматривает этот вопрос в тексте? (Комментарий проблемы)

— Как автор отвечает на этот вопрос? (Позиция автора)

— Как бы вы ответили на этот вопрос? (Ваша позиция)

— Какие аргументы (в первую очередь примеры из литературы) можно привести в поддержку вашей позиции? (Аргументация вашей позиции)

2. Ознакомление учащихся с требованиями
к содержанию сочинения и критериями его проверки



А. Проблема текста (К1)

Ключевые вопросы:

• Что такое проблема?

• Как выявить проблему текста?

• Как сформулировать проблему текста?

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования (проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т.п.).

 

Способы формулировки проблемы:

1. В виде вопроса:

Что важнее – закон или совесть? Необходимо ли милосердие в нашей жизни?

2. В виде сочетания слова «проблема» с существительным в родительном падеже:

проблема одиночества, экологии, воспитания и др.

Б. Комментарий проблемы (К2)

Ключевые вопросы:

• Что такое комментарий?

• Каковы виды комментария?

Комментарий–рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо.

Виды комментарияпроблемы:

концептуальный комментарий (интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т.п.);



текстовый комментарий (объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы).

Концептуальный комментарий

— К какому типу принадлежит эта проблема? (социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.).

— Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества?

— Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий и т.п.?

— Почему эта проблема привлекла внимание автора?

— Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

К каким выводам автор подводит читателя?

Текстовый комментарий

— Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

— На чём заостряет внимание? Почему?

— Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

— Какие эмоции автора выражены в тексте?

— Как выражено отношение автора к изображаемому? В чём это проявляется?

— Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

Внимание!

1)Комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.

2) Комментарий – это не пересказ, не цитирование, не обозначение авторской позиции, а размышления над некоторыми вопросами, связанными с прочитанным текстом.

3)автор ≠ рассказчик

4)Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.

 

В. Авторская позиция (К3)

Ключевые вопросы:

• Что такое авторская позиция?

• Как выявить и сформулировать авторскую позицию?

 

Позиция автора –это ответ на вопрос, поставленный в тексте, основная мысль текста.



Основная мысль текста (позиция автора) может быть предъявлена:

- в начале текста и затем подтверждена какими-либо доводами и примерами;

- в конце текста – как вывод, ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале текста;

- дважды: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце – как более широкий, доказанный вывод.

В публицистическом тексте авторская позиция, как правило, обозначена прямо, и её легко можно обнаружить.

В художественном тексте позиция автора не всегда может быть заявлена прямо, она как бы «вытекает» из самого содержания текста, так что формулировать её приходится самостоятельно. При этом нужно ответить на следующие вопросы:

— что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

— как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? В чём это проявляется?

 

Способы формулирования авторской позиции:

Позиция автора такова: ...

Автор считает, что...

Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

Автор убеждает нас в том, что…

и т.д.

 

3г. Выражение и аргументация собственной позиции (К4)

Выражение согласия / несогласия с точкой зрения автора + 2 аргумента

(в первую очередь из читательского опыта)

Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Аргументы– это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис.

 

Композиция сочинения

1. Проблема

2. Комментарий к проблеме

3. Позиция автора

4. Собственное мнение

5. Аргумент 1

6. Аргумент 2

7. Вывод

 

 

Внимание!

Предлог «по» перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема...». Лучше: «В тексте Д. Лихачёва поднимается проблема... или «Д. Лихачёв поднимает проблему...».

Основные проблемы, поставленные авторами текстов для выполнения части С ЕГЭ

Человек и общество

Проблема несправедливсти социального устройства общества.

В чём заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Проблема обучения. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Значимость труда в жизни человека.

Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным?

Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?

Проблема выбора профессии.

 

Человек и природа

Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.

Влияние природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?

 

Человек и человек

Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).

Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чём проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?

Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.

Проблема взаимоотношений подростков.

 

Человек и культура/искусство

Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве.

Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры?

Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека?

Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодёжь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение?

 

Человек и язык/речь

Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чём опасность штампов в нашей речи?

 

Человек и нравственные ценности

Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека модно назвать интеллигентным?

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.