Сделай Сам Свою Работу на 5

Истоки человеческой энергии





 

Чтобы понять устройство любой вещи, мы должны прежде всего спросить себя, из каких частей этот предмет состоит и как эти части соотносятся, откуда вещь берет свою энергию и по каким каналам эта энергия циркулирует. Чтобы уяснить принцип работы автомобиля, мы должны сначала увидеть различные его детали и их положение, а потом разобраться, каким образом механизм автомобиля превращает энергию бензина во вращательные движения колес. Точно так же следует поступать, чтобы понять, отчего замерз водяной насос, как починить сломанный телевизор, откуда «растет» хвост у кометы, как растет дерево. И такой же подход применим к пониманию людей. У каждой вещи есть структура (строение) и функция (принцип работы). Чтобы понять Вселенную, мы изучаем ее структуру и функцию. Чтобы понять атом, мы изучаем его структуру и функцию. И тогда мы можем сделать так, чтобы атом взорвался.

Мы уже увидели, что по своей структуре человек состоит из трех видов тканей и что от того, как и в каких пропорциях эти ткани сочетаются, отчасти зависит, как человек действует и реагирует. Если же мы теперь обратимся к изучению функций желез и головного мозга, у нас появится первое представление о том, как человек управляет своей энергией.



Насколько мы знаем, человек получает энергию из пищи и кислорода. От количества съедаемой и хранимой в теле пищи зависит количество энергии, которую человек может высвободить с помощью кислорода. В процессе пищеварения еда преобразуется в достаточно простые вещества, которые могут храниться и затем использоваться по мере надобности, выделяя энергию как итог химических превращений. Уксус и сода, с шипением соединяясь в стакане, выделяют тепло, то есть энергию. Примерно так же, но более сложным образом содержащиеся в организме вещества соединяются с кислородом и производят тепло, так что из определенного количества пищи получается определенное количество калорий энергии, которая затем используется организмом. Пока еще нет четкого объяснения, каким образом тепло превращается в формы энергии, необходимые организму.

Можно условно разделить человеческую энергию на два вида: физическая и психическая. Точно так же энергия, заставляющая автомобиль двигаться, отчасти исходит от мотора и отчасти – от водителя.



Железы в значительной мере влияют на то, насколько быстро используется физическая энергия и для какой общей цели она употребляется. Щитовидная железа действует как акселератор, увеличивая или снижая скорость использования энергии. Она может поддерживать такие высокие «обороты», что энергии, получаемой из пищи, не хватает, и человек вынужден использовать для поставки необходимой энергии все свои резервы, прежде всего жировые запасы, вследствие чего чрезмерная активность щитовидной железы ведет к потере веса. С другой стороны, эта железа может замедлять обмен веществ до такой степени, что организм не в состоянии использовать съеденную пищу, и ее избыток откладывается в виде жира и других веществ; поэтому человек с недостаточно активной щитовидной железой может набирать вес.

Если щитовидную железу сравнивать с акселератором автомобиля, то надпочечники можно уподобить ракетным ускорителям. Когда нам нужна дополнительная «тяга», надпочечники способны дать резкий прилив энергии. Обычно это происходит в условиях стресса, когда мы должны вступить в бой или спасаться бегством; надпочечники – это те железы, которые дают нам силу, когда мы испытываем гнев или страх. Иногда мы злимся или боимся, но не имеем возможности что‑то предпринять, и эта дополнительная энергия остается неиспользованной. Но эта энергия должна найти себе какой‑то выход, и, поскольку нормальный путь ее применения закрыт, она воздействует на сердце или другие внутренние органы, вызывая ускоренное сердцебиение и другие неприятные ощущения. Во всяком случае, избыточная энергия не может просто так исчезнуть. Если она не используется своевременно для борьбы или бегства или не расходуется на сокращение мышц сердца и других внутренних органов, она сохраняется до поры до времени, чтобы рано или поздно проявиться в прямой или косвенной форме, как мы увидим в дальнейшем.



И щитовидная железа, и надпочечники у разных людей работают в разном режиме. Из‑за особенностей работы щитовидной железы одни люди всегда в движении, другие же вечно спят на ходу. Есть, конечно, иные причины таких различий в использовании энергии, помимо работы щитовидной железы, но, когда пытаешься понять причины беспокойности человека или вялости, всегда нужно помнить про эту железу. Точно так же следует иметь в виду надпочечники, когда встает вопрос о различиях в возбудимости. У некоторых людей надпочечники все время на взводе, отчего их организм то и дело без нужды будоражится, в то время как другим индивидам вообще неведом прилив силы, которым сопровождается сильный гнев.

Щитовидная железа влияет на общий объем энергетических затрат индивида, куда бы эта энергия ни направлялась. Надпочечники высвобождают добавочную энергию, чтобы помочь человеку избавиться от того, что угрожает ему или встает на его пути, означает ли это избавление бегство или уничтожение угрожающей силы либо ее изгнание.

Половые железы также влияют на выработку энергии, и энергия, высвобождаемая ими, как и энергия надпочечников, служит источником силы для особых целей. Можно сказать, что надпочечники обеспечивают энергией инстинкт самосохранения, наделяя человека дополнительной силой для спасения жизни или уничтожения угрозы. Яички же и яичники содействуют половому инстинкту, повышая интерес человека к определенной созидательной деятельности. Главная их цель – обеспечить соединение полов, однако часть высвобождаемой ими энергии может найти полезное применение в иных формах деятельности, так или иначе связанных с чувством любви, привязанности и созидания.

Говоря о роли этих желез, следует понимать, что мы не вправе считать их источником энергии и возникающего в человеке желания созидать или разрушать; они лишь каким‑то образом придают этим желаниям дополнительную силу и высвобождают добавочную энергию для их осуществления. Пожилые люди, чьи железы постепенно «изнашиваются», все еще могут творить и уничтожать, но обычно они делают это уже не с той страстью и энергичностью, как люди молодые.

Кроме того, железы эти никак не влияют на то, где эта высвобождаемая энергия применяется. Надпочечники, например, делают мышцы рук и ног сильнее и подвижнее, но они не определяют, будут ли конечности использованы для борьбы или для бегства. Половые железы придают человеку ощущение силы и непокоя и делают более привлекательными в его глазах внешние предметы, и в особенности других людей (обычно противоположного пола), но они не влияют на то, как и с кем он будет сближаться. Не имея мозга, человек проявлял бы немногим больше инициативы, чем бутылка с бродящим вином. Это можно продемонстрировать, удалив у кошки внешние части мозга. Под действием надпочечников кошка приходит в ярость почти без всякого повода и готовится к энергичному действию, но не понимает, что именно ей угрожает и как с этой угрозой бороться. Она «заводится», но не знает, как и против кого использовать этот избыток энергии. Для эффективного и целенаправленного действия необходим мозг.

Энергию мыслей и чувств понять труднее, чем энергию движения, и о ее происхождении мало что известно. Мы знаем, что эта энергия используется, когда мозг активен; об этом свидетельствуют электрические колебания, возникающие в мозге, и увеличенное потребление организмом кислорода. Это может означать, что психическая энергия не отличается принципиально от энергии физической. Пожалуй, речь идет о той же самой энергии, только используемой по‑другому. Можно доказать экспериментально, что существуют различия в электрическом напряжении мозга и тела и разными отделами мозга, причем эти различия меняются в процессе работы мозга. Это показывает, что мыслительные процессы сопровождаются электрическими изменениями.

Значительная доля психической энергии затрачивается на то, чтобы ничего не делать, или, вернее, на воздержание от какой‑либо деятельности. Одна из главных функций мозга – поддерживать активность индивида пониженной, не давая перевозбуждаться другим участкам нервной системы, как это происходит с кошкой, лишенной части мозга. Жесткий контроль нижних отделов нервной системы требует точно таких же энергетических затрат, как попытка сдерживать бьющую копытом лошадь.

Психическая энергия затрачивается также на упорядочение разума, для чего определенные мысли и чувства нужно разделять. Если позволить всевозможным целям и впечатлениям беспорядочно смешиваться и взаимодействовать, в голове возникнет такая же путаница, как спутаны соломинки в стогу. Когда допускается смешение обычно разделяемых мыслей и эмоций, как это происходит в анекдотических или приводящих в смущение ситуациях, энергия, ранее направлявшаяся на их разделение, внезапно высвобождается и может найти себе другое применение: например, проявиться взрывом смеха, слезами или покраснением щек.

Например, в случае, когда проявляется социальное неравноправие людей, чувство уважения, которое могут иметь к вышестоящим нижестоящие, ценой затрат психической энергии обычно отделяется от вызываемого подобными ситуациями чувства негодования. Если сдерживаемому негодованию дать выход, энергии, которая ранее затрачивалась на подавление этого чувства, вкупе с энергией высвобожденного негодования бывает достаточно, чтобы вызвать смех или хотя бы улыбку со стороны наблюдателей.

Это можно проиллюстрировать на примере женщины, отказавшейся платить за проезд. В ответ на требование кондуктора заплатить или покинуть троллейбус женщина высокомерно заявила:

Меня вы не можете заставить платить. Я одна из директорских жен.

На кондуктора это большого впечатление не произвело.

– Даже если бы вы были единственной женой директора, вы все равно обязаны платить, – ответил он, вызвав улыбки на лицах других пассажиров.

В этой ситуации в умах слушателей происходил тот же процесс, что и в голове кондуктора. Это был вызов и в их адрес, и они точно так же высвободили энергию негодования. Только кондуктор выразил освободившуюся энергию словами, а они улыбками. Кроме того, дополнительная энергия освободилась вследствие открытого совмещения идей «богатства» и «многоженства». Обнажение этих и других скрытых связей привело к высвобождению энергии, которую разные стороны конфликта проявили по‑разному: кто в форме смеха, кто словесно, а кто – злой гримасой.

Мы увидели, что наша энергия происходит из пищи, которую мы едим, и из воздуха, которым мы дышим, и что железы играют важную роль в установлении интенсивности и направления использования этой энергии, в то время как истинная цель ее применения определяется разумом. Следовательно, если мы хотим изменить количество или назначение энергии пациента, к решению этой задачи можно подойти с трех сторон. Изменение процессов выработки энергии из пищи и воздуха относится к сфере медицины, поскольку связано с нарушениями работы сердца, легких, щитовидной железы и т. д. О возможностях воздействия на железы мы пока знаем мало, но этот вопрос представляет большой интерес как для терапевта, так и для психиатра. Управление же количеством энергии мозга является проблемой психиатрии, и именно этому вопросу будут посвящены последующие главы книги.

 

Для чего служит мозг?

 

Зачастую мозг не совсем точно сравнивают с телефонным коммутатором, так как устанавливает связи между мыслями, а также между происходящими событиями и нашими реакциями на эти события. Даже в этом отношении мозг устроен гораздо сложнее, чем любой рукотворный механизм. В мозге одного человека связей больше, чем возможных на всемирном коммутаторе, даже если бы у каждого был телефон. Кроме того, разные участки мозга, по‑видимому, могут в случае необходимости подменять друг друга гораздо легче и быстрее, чем это происходит в любом изготовленном руками человека коммутаторе.

Головной мозг заключен в верхней части черепа. Размер имеет с большой кокосовый орех. Спинной мозг имеет форму тонкой трости с набалдашником наверху. Головной мозг окружает этот набалдашник и связан с ним миллионом маленьких нервных волокон.

Часто задают вопрос, какая часть мозга реально используется человеком, а без какой можно было бы обойтись. Иногда – до, во время или после рождения – происходят повреждения мозга, позволяющие нам ответить на эти вопросы. Мозговое вещество поврежденной части мозга со временем разжижается и замещается водянистой жидкостью, и весьма примечательно, что значительная часть мозга в таких случаях может быть разрушена, не вызывая никаких подозрений ни у самого пострадавшего, ни у окружающих.

У одного пациента было несколько крупных очагов разжижения, так что от рождения у него оставалось лишь около половины здоровой мозговой ткани. Это не помешало ему успешно закончить школу и так же успешно работать автомехаником. Единственной причиной, побудившей его обратиться за медицинской помощью, были внезапно появившиеся эпилептические припадки. До их появления ни сам он, ни его близкие не подозревали о каких‑либо нарушениях. Нечто необычайное обнаружилось лишь тогда, когда он обратился к специалисту. Обратив внимание на небольшие проблемы со зрением и развитием мышц, не мешавшие пациенту в его работе и потому все это время остававшиеся незамеченными, невролог назначил специальное рентгеновское обследование, обнаружившее «дыры» в мозге пациента.

Одни отделы мозга имеют специальное назначение, но другие могут постепенно заменять друг друга. Если разжижается один из специальных участков, индивид оказывается неспособен осуществлять те функции, которые связаны с работой этого отдела. Если, например, человек лишается половины затылочной доли мозга, то его угол зрения сужается в два раза, то есть индивид становится наполовину слепым (но не слепым на один или другой глаз, а наполовину – на каждый). Если разрушаются обе стороны затылочной доли мозга, то человек слепнет почти полностью. В некоторых случаях, впрочем, исполнение обязанностей этих специальных участков мозга может переходить к другим его отделам. Апоплексический инсульт, или удар, как его еще называют, связан с разрушением части мозга, управляющей определенными мышцами. Когда соответствующая часть мозга разрушена, мышцы, находившиеся под ее управлением, «застывают» и перестают «слушаться». Однако после длительных упражнений иногда удается передать управление этими мышцами другим участкам мозга, и некоторые пациенты вновь обретают власть над своим телом после пережитого инсульта. У вышеупомянутого механика разрушенные части мозга большею частью не имели специальных функций, почему он и он мог вести обычный образ жизни.

Причина, по которой человек может обходиться без столь значительной части мозговой ткани, состоит в том, что мозг обычно действует как одно целое. В этом отношении, как и во многих других, он работает совершенно иначе, нежели телефонный коммутатор. Если, например, уничтожить некоторые из телефонных коммутаторов во Франции, то число обслуживаемых абонентов в этой стране уменьшится. Но если человек выучил французский язык, то это знание нельзя частично уничтожить, разрушив какую‑либо специальную часть его мозга, потому что он знает французский всем своим мозгом, а не какой‑то его отдельной частью. Нет никакой «шишки языковых способностей»[3]. Можно даже сказать, что отсутствие некоторых частей мозга не более отражается на уровне знаний, мышления и других аспектах психики, чем отсутствие одной ноги. Более того, в реальной жизни видимое увечье зачастую вызывает нарушение психического здоровья чаще, нежели мозговая травма.

Мозг следует рассматривать как часть единой энергетической системы, коей является человек. Если смотреть на него с этой точки зрения, можно допустить, что, помимо функции телефонного коммутатора, мозг выполняет и другую, не менее важную функцию хранения энергии. И этому есть некоторые свидетельства. Вспомним, что кошка с удаленной внешней частью мозга, по‑видимому, была неспособна сохранять какие‑либо из своих чувств и давала волю ярости под действием малейшего раздражителя. Она также была неспособна запомнить что‑либо из произошедшего с ней и сдерживать двигательные импульсы в ответ на раздражение. У людей с отсутствием мозговых нарушений способность сохранять и удерживать психическую энергию развита очень высоко. Нормальные взрослые способны сдерживать свои чувства в ожидании более удобного момента для их выражения, вместо того чтобы сразу приходить в ярость, если что‑то им не нравится; они способны сохранять свои впечатления и впоследствии вспоминать их; они способны сдерживать желание дергать конечностями в ответ на воздействие стимулов, как это приходится им делать в кресле у зубного врача. В редких случаях при некоторых психических заболеваниях пациентам приходится вырезать переднюю долю мозга, и тогда мы наблюдаем явления, заставляющие думать, что человек уже не способен настолько себя контролировать, как раньше, когда его мозг был цел. После подобной операции пациент ведет себя более импульсивно и становится более скор на проявление чувств.

Если предположить, что мозг служит средством сохранения энергии, многие таинственные явления становятся объяснимыми. С этой точки зрения мозг является органом ожидания.

В семейной и общественной жизни и вообще во взаимоотношениях между людьми чрезвычайно большое значение имеет способность сдерживать свою энергию, не впадая в дистресс, когда здравый смысл подсказывает, что с действиями лучше подождать. Если наше предположение правильно, то именно в мозге до поры до времени запасается энергия, высвобождаемая железами и другими источниками. Таким образом мозг помогает человеку не наломать дров. Можно даже вообразить, что мозг в повседневной жизни периодически заряжается и разряжается подобно аккумуляторной батарее, как это иллюстрирует «Дело о десятидолларовой затрещине».

Мидас Кинг, владелец Олимпийского консервного завода, был толстым, суетливым, несколько раздражительным висцеротоником. Шла война, и дела на заводе складывались неважно. Все работали на пределе сил, персонал постоянно менялся, часто случались ошибки, временами весьма серьезные. Дни протекали для мистера Кинга в непрерывных огорчениях, но на работе он всегда старался держать себя в руках. Однажды он обратился к доктору Трису за психиатрическим лечением по поводу повышенного артериального давления.

Миссис Кинг, сопровождавшая мужа, рассказала врачу об инциденте, имевшем место накануне вечером. Вернувшийся домой с завода мистер Кинг находился, казалось, в хорошем расположении духа, пока его трехлетний сын не совершил проступок, стоивший ему сильнейшей затрещины. Мистер Кинг полагал, что его действия были оправданы, но жена сочла, что он зашел уж слишком далеко, и, взяв ребенка на руки, стала успокаивать его. Вспышка гнева со стороны мистера Кинга была вызвана тем, что мальчик разорвал в клочья бумажный доллар. Теперь мистер Кинг раскаивался в своем поступке.

– Кажется, я понимаю, что произошло, – сказал доктор Трис. – Мальчик порвал бумажку в один доллар, но вы отвесили ему затрещину не на доллар, а на добрую десятку, не правда ли?

Мистер Кинг и его супруга согласились с таким описанием инцидента.

– Вопрос заключается в том, – продолжал врач, – откуда взялось раздражение на остальные девять долларов?

– Ну конечно, он принес его с работы, бедняга, – ответила миссис Кинг.

– Стало быть, он зарядился эмоциями на работе, а разрядился дома, – сказал врач. – Это продолжается уже несколько лет, и теперь уже за выходные его высокое артериальное давление не успевает нормализоваться, как это бывало прежде. Значит, надо придумать, как бы мистеру Кингу избежать накопления раздражения в течение рабочего дня, правильно?

Здесь в скобках можно заметить, что ребенок, как и преступник, примерно знает о том, на какое наказание он может рассчитывать за тот или иной проступок. И если наказание остается в ожидаемых рамках, он принимает его и не таит злобы. Но если его наказывают на десять долларов за однодолларовое преступление, то у него остается чувство обиды на девять долларов, потому что при всей своей неопытности малыш все‑таки догадывается, что его делают козлом отпущения за чужие грехи, и такая несправедливость его обижает.

Этот пример показывает, какое огромное значение имеет хранение энергии и способ ее выделения для гладкой работы организма и для нормальных взаимоотношений с другими людьми как на работе, так и дома. Кроме чувств, в мозге хранятся также знания и опыт – то, что называют памятью. Умственно отсталые люди, дебилы и имбецилы, имеют ослабленную память, и потому им трудно дается учеба, мало пользы приносит прежний опыт, невысока способность выносить здравые суждения. Таким образом, есть два вида памяти. Способность человека хранить в памяти знания никак не связана с его способностью хранить чувства. Вот почему некоторые умные люди совершенно не умеют ладить с окружающими, и в этом же отчасти причина, почему тугодумы могут быть окружены многочисленными друзьями. Мы восхищаемся людьми с развитым интеллектом, но дружить предпочитаем с теми, кто умеет управлять своими чувствами. Поэтому человек, желающий развивать свою личность, «расти над собой», должен решить, какую именно сторону личности он хочет развивать (можно, конечно, и обе). Если он будет работать над памятью в обычном понимании, возможно, им будут восхищаться как умнейшим человеком, но это вовсе не значит, что его будут любить. Если же он хочет, чтобы его еще и любили, возможно, следует научиться сдерживать свои чувства и проявлять их приемлемым для окружающих способом.

Хотя сказанное относится к психике, а не к мозгу как таковому, мозг является, вероятно, тем органом тела, которого это в наибольшей мере касается. Это орган учебы и ожидания, в котором, как мы полагаем, хранятся образы и чувства. Одновременно это центральный орган, занимающийся установлением связей между идеями, а также связывающий нас с внешним миром.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.