Сделай Сам Свою Работу на 5

Объекты технического регулирования





СЕРТИФИКАЦИЯ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Орёл 2009


ВВЕДЕНИЕ

 

Наступившему XXI веку суждено стать веком высокого качества во всех его проявлениях- качество продукции, услуг, труда, окружающей среды, качество жизни людей. В современном обществе именно качество будет определять жизнеспособность предприятий, организаций, общественных объединений.

В сфере производства качество продукции станет основным фактором, определяющим её конкурентоспособность. Инструментами успешного решения проблемы качества продукции являются стандартизация, взаимозаменяемость, метрология и технические измерения. Сертификация, как процедура, подтверждающая соответствие продукции заявленным требованиям к её качеству, станет чрезвычайно необходимым условием конкурентоспособности продукции.

Сертификация продукции, работ и услуг заключается в подтверждении соответствия объекта установленным требованиям. Сертификация направлена на: содействие потребителям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности продукции (работы, услуги) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; подтверждение заявленных показателей качества; повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического и научно-технического сотрудничества.



Документом, удостоверяющим соответствие объекта требованиям, является сертификат соответствия. В рыночных условиях наличие этого документа является одним из самых значительных условий конкурентоспособности производимой продукции.

В нашей стране уже существует общая заинтересованность производителей и потребителей в повышении качества продукции в частности и качества жизни в целом. Всё большее число российских предприятий стремятся сертифицировать свою продукцию. Многие предприятия предпочитают получить сертификат на систему менеджмента качества (СМК) и этим обеспечить долгосрочный успех в хозяйственной деятельности.



Понятие «Качество» охватывает все виды деятельности, от производственных процессов до планирования развития предприятия, а его содержание на международном уровне в настоящее время определено стандартами менеджмента качества, в частности, стандартами ИСО серии 9000. Эти стандарты органично вписались в производственные процессы и сферы управления, установили однозначные требования к СМК, положили начало сертификации этих систем. Обобщение знаний в области качества и сопряжение их с теорией управления стало предпосылкой возникновения самостоятельного направления науки об управлении - менеджмента качества.

Процедуры сертификации и процессы управления качеством взаимосвязаны, что определяет потребность их совместного рассмотрения в исторически сложившейся последовательности.


ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ

Нормативно-правовое обеспечение сертификации

 

В России деятельность по сертификации продукции, работ и услуг регулируется федеральными законами, к числу которых относятся следующие:

1) Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.;

2) Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» в редакции 2003 г.;

3) Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции 1999 г.;

4) Закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в редакции 2003 г.

Решение отдельных социально-экономических задач с использованием обязательной сертификации регулируется специальными подзаконными актами, указами Президента и нормативными актами Правительства Российской Федерации.



Нормативно-методическая база сертификации включает [Димов]:

1) совокупность нормативных документов (технический регламент, ГОСТ, ГОСТ Р и т.п.), на соответствие требованиям которых проводится сертификация, а также документов, устанавливающих методы проверки соблюдения этих требований (около 12 тысяч наименований);

2) комплекс организационно-методических документов (правил по сертификации и комментариев к ним), определяющих правила и порядок проведения работ по сертификации.

 

 

Объекты сертификации

 

Всемирная история человечества содержит немало примеров правового государственного регулирования торговых отношений.

В нашей стране развитие государственного технического регулирования началось только при Советской власти. В 1918 году В.И. Лениным был подписан декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О введении Международной метрической системы мер и весов». В 1925 году был организован Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны Советского Союза и введена государственная стандартизация в СССР. Первым председателем комитета был назначен В.В. Куйбышев [Димов]. В 1993 году был принят Закон Российской Федерации «О стандартизации».

Сертификация продукции в нашей стране впервые получила законодательную поддержку в 1979 году, после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». В 1993 году в юридическую силу вступил Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

С 1 июля 2003 года вступил в юридическую силу Закон Российской Федерации «О техническом регулировании», который полностью заменил законы «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг». Именно Закон «О техническом регулировании» определяет объекты технического регулирования в нашей стране, в том числе, объекты сертификации.

 

Сфера применения Закона «О техническом регулировании»

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

1) разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

2) разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

3) оценке соответствия.

При этом закон не распространяется на государственные образовательные стандарты, стандарты о бухгалтерском учёте, стандарты аудиторской деятельности, стандарты эмиссии ценных бумаг, а также на требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации и использованию её радиочастотного диапазона [Закон].

 

Объекты технического регулирования

Закон предусматривает разделение объектов технического регулирования на две категории:

- объекты обязательных государственных требований;

- объекты, требования к которым устанавливают на добровольной основе.

Обязательные государственные требования устанавливаются на следующие объекты:

1) продукцию;

2) процессы производства продукции;

3) правила эксплуатации продукции;

4) правила хранения продукции;

5) правила перевозки продукции;

6) правила реализации продукции;

7) правила утилизации продукции.

Таким образом, закон регулирует порядок установления обязательных требований, как к самой продукции, так и к процессам, охватывающим стадии её жизненного цикла от изготовления до утилизации.

Кроме того, закон регулирует отношения, возникающие на стадии проектирования продукции. Явного указания на это в законе нет, однако сказано, что «Закон регулирует отношения, возникающие при разработке требований к продукции», а требования к продукции, как правило, разрабатываются на этапе её проектирования.

Обязательные требования к продукции содержатся в техническом регламенте. Согласно закону, технические регламенты принимаются Международным договором РФ, Федеральным Законом, указом Президента или Постановлением Правительства Российской Федерации.

Закон разграничивает понятия «Продукция», «Процесс», «Работа» и «Услуга» по характеру требований, которые могут к ним применяться.

Согласно закону, к продукции и связанным с ней процессам могут применяться как обязательные, так и добровольные требования. К выполнению работ и оказанию услуг могут применяться только требования, исполняемые добровольно.

При этом закон «О техническом регулировании» не даёт определения понятиям «Работа» и «Услуга», ссылаясь в этом на статью №702 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

В частности, к работам и услугам относят: работы и услуги связи, медицины, ветеринарии, аудита, консультационные, информационные, туристические, обучающие и другие, не связанные с хранением, перевозкой, реализацией или утилизацией продукции.

Закон распространяется также на отношения, связанные также с оценкой соответствия продукции и других объектов обязательным или добровольным требованиям.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.