Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические рекомендации по организации





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

СД.7 Комплексное использование и охрана

Водных экосистем

 

компонент СД ГОС ВПО,2003

по специальности 020801.65 "Экология"

 

 

Рыбное 2012

1. Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины – дать студентам знания о водных экосистемах, их рациональном использовании и охране.

 

Задачи:

– сформировать представление студентов о водных экосистемах;

– дать представление об организации управления в области использования и охраны водных экосистем;

– дать представление о влиянии водохозяйственных объектов на природные условия.

 

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

По окончании изучения дисциплины студент должен знать:

 

– комплексное использование водных экосистем при взаимодействии общества и природы;

– структуру организации водного хозяйства и государственного управления;

– мероприятия по сохранению и восстановлению чистоты водоемов.

 

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы Всего часов Семестр 9
Общая трудоемкость дисциплины
Аудиторные занятия
Лекции
Практические занятия (ПЗ) -- --
Семинары
Лабораторные работы    
и (или) др. виды аудиторных занятий    
Самостоятельная работа (СР)
Расчетно-графические контрольные работы    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы    
Контрольные работы    
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) зачет зачет

4. Содержание дисциплины



4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Разделы дисциплины ЛК ПЗ и С СР и С № недели Текущий и итоговый контроль
Введение. Проблема водных ресурсов и их комплексное использование   1-4  
Водные ресурсы Российской Федерации      
Биологические ресурсы внутренних водоемов и их рациональное использование 5-7  
Организация водного хозяйства Российской Федерации 8-10  
Комплексное использование озер 11-13 РК-1
Проблемы комплексного использования рек и водохранилищ 14-15  
Охрана водных экосистем 16-17 РК-2
Всего по видам учебной работы   Зачет
               

 



4.2 Учебная карта специальности 020801.65 «Экология»

Дисциплина «Комплексное использование и охрана водных экосистем»

9 семестр

Виды текущего контроля № недели Оценка в баллах ( максим)
Рейтинг–контроль 1
Рейтинг–контроль 2
Зачет

 

Содержание рейтинг-контроля по точкам 1,2, а также вопросы к зачету приводятся в приложении к РП

График работы студентов 5 курса специальности 020801.65 «Экология"

 

Вид занятий Все-го часов Номера недели
 
Лекции                
С                        
СРС  
Рейтинг- контроль                                    

 

4.3. Содержание разделов дисциплины

 

Тема 1. Введение. Проблема водных ресурсов и их комплексное использование (лк – 2 ч).

 

Тема 2. Водные ресурсы Российской Федерации (лк – 2 ч).

 

Тема 3. Биологические ресурсы внутренних водоемов и их рациональное использование. Рыбопромысловые бассейны России (лк – 6 ч).

 

Тема 4. Организация водного хозяйства Российской Федерации

Государственное управление в области использования и охраны вод. Водный кадастр. Водный и водохозяйственные балансы. Организация учета потребления водных ресурсов. Плата за пользование водными ресурсами. Водный кодекс Российской Федерации. Экологическая политика Российской Федерации при использовании и охраны вод в современных условиях. Единый государственный водный фонд. Бассейновое водное управление (лк – 4 ч).



 

Тема 5. Комплексное использование озер

Озера в хозяйственной деятельности человека (лк – 2 ч).

Тема 6. Проблемы комплексного использования рек и водохранилищ

Крупные реки России, и их использование. Водохранилища России. Проблемы создания водохранилищ. Регулирование стока рек водохранилищами. Предотвращение и уменьшение нежелательных изменений в природе. Биологический режим, формирование биоценоза, в том числе ихтиофауны (лк – 4 ч).

 

Тема 7. Охрана водных экосистем.

Государственный контроль за использованием и охраной вод. Источники и пути загрязнения поверхностных вод. Охрана водных экосистем от загрязнения. Водное законодательство. Мероприятия по сохранению и восстановлению чистоты водоемов (лк – 1 ч).

 

Семинарские занятия

 

Тема семинарского занятия Количество часов
Формирование биоценозов крупных равнинных водохранилищ (на примере Иваньковского в-ща)
Современные проблемы Каспийского моря
Экологические проблемы озера Байкал
Водохранилища Москворецкой системы
Современное состояние реки Волга

 

6. Учебно-методическое обеспечение изучения дисциплины

Литература

А) основная

Комплексное использование и охрана водных ресурсов. Под ред. Ю.Л. Юшманова. М.: Агропромиздат. 1985

Б) дополнительная

Беличенко Ю.П., Швецов М.М. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. М.: Россельхозиздат. 1980

Биологические ресурсы водохранилищ. Сб. под ред. Н.В. Буторина и А.Г. Поддубного. М.: Наука. 1984. – 280 с.

Биологические ресурсы океана. Под ред. Моисеева П.А. М.: Агропромиздат. 1985. -288 с.

Бондарев В.П., Долгушин Л.Д., Залогин Б.С. и др. Экологическое состояние территории России.М.: АСАДЕМА. 2001. – 128 с.

Привезенцев Ю.А., Власов В.А. Рыбоводство.М.:Мир. 2004.– 456 с.

Яковлев С.В. и др. Рациональное использование водных ресурсов.М.: Высшая школа. 1991.

В) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Информационная база данных Федеральной службы государственной статистики РФ - http://www.gks.ru/

2. Информационно-аналитический центр «Минерал» - www.mineral.ru

3. Информационное агенство «Новости Федерации» - http://www.regions.ru

4. Сайт библиотеки Гумер - http://www.gumer.info/

5. Сайт Глобальной сети оценки экологического следа - http://www.footprintnetwork.org

6. Сайт Института мировых ресурсов - http://earthtrends.wri.org

7. Сайт Портала ЮНЕП по состоянию окружающей среды - http://geodata.grid.unep.ch

8. Сайт федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации- http://www.govenment.ru,

9. Статистическая база Департамента населения ООН - http://www.un.org/esa/population/unpop.htm

10. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости - http://www.goscomzem.ru

11. Food and Agriculture Organization of the United Nations - http://www.fao.org/

12. Natural Environment Research Council (NERC) - http://www.nerc.ac.uk

USGS Global Change Research (USA) - http://geochange.er.usgs.gov/

7. Материально-техническое обеспечение освоения дисциплины

Для проведения лекций используются лекционные аудитории кафедры экологии. Имеется оборудование для демонстрации наглядного материала (проектор), тематических видеофильмов (видеоаппаратура), таблицы, графики, схемы, специальная документация.

Методические рекомендации по организации

изучения дисциплины

Организация изучения дисциплины предполагает следование принципам преподавания теоретического курса. Лекционный материал сопровождается демонстрацией наглядных пособий и видеоматериалов. Помимо прослушивания курса лекций студентами и их конспектирования, поскольку нет специального учебника или учебного пособия по данной дисциплине, предполагается самостоятельная работа с основной и дополнительной литературой.

Для семинарских занятий студенты готовят рефераты по предлагаемым преподавателем темам в рамках изучаемых вопросов для совместного изучения и обсуждения.

 

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 2003 г. по направлению подготовки специальности 020801.65 "Экология"

 

Программу составила Корабельникова О.В., к.б.н., ст. преподаватель

 

Программа рассмотрена на заседании кафедры (протокол № от 2011)

 

Программа одобрена на заседании методического совета ДФ ФГБОУ ВПО «Астраханский государственный технический университет»

 

Председатель Методсовета Бекина Е.Н.

Протокол №__ от «___» ______________201__ г.

 

 

Дополнения и изменения в рабочей программе на 201__/201__ учебный год.

в рабочую программу вносятся следующие изменения:

 

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

"____"_____________201_г. Протокол №_____________

Заведующий кафедрой____________________________

Внесенные изменения утверждаю

Заместитель директора по УМР_______________________________

"_____"______________201_г.

 

Дополнения и изменения в рабочей программе на 201__/__ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

"____"______________201_г. Протокол №______________

Внесенные изменения утверждаю

 

Заведующий кафедрой______________________

Заместитель директора по УМР_______________________________

"____"__________________201_г.

 

Приложение 1

Контрольные вопросы рейтинг-контроля № 1 (РК-1)

 

1. Какие водные ресурсы относят к вековым естественным запасам вод?

а) только подземные воды;

б) пресные воды суши, единовременно находящиеся в озерах, реках, ледниках, в водоносных слоях горных пород (подземные воды);

в) все пресные и соленые воды, единовременно находящиеся в реках, озерах, морях, океанах, ледниках.

 

2. Сколько процентов поверхности земного шара занимает Мировой океан?

а) 50%;

б) 60%;

в) 70%.

 

3. Какой из перечисленных континентов самый обеспеченный речной водой в м3/чел?

а) Южная Америка;

б) Северная Америка;

в) Европа.

 

4. Дать определение понятию водный кадастр –

 

5. Какую информацию должна содержать лицензия:

6. «Водохозяйственный баланс» –

 

7. Какие виды водопользования вы знаете?

 

8. Перечислите права водопользователей:

 

9. Перечислите обязанности водопользователей:

 

10. Какие участки реки берутся для оценки фонового загрязнения воды?

а) участки среднего течения рек;

б) участки верховьев рек и их притоков, расположенные вне зоны загрязнения;

в) участки нижнего течения рек.

11. Назовите наиболее водоемкую отрасль хозяйства.

а) сельское хозяйство;

б) промышленность;

в) коммунальное хозяйство.

12. Общее водопользование – это

13. Перечислите федеральные законы в области охраны и рационального использования водных ресурсов:

14. В чем заключается нормирование в области использования и охраны водных объектов?

 

Варианты контрольных заданий рейтинг-контроля 2 (РК-2)

 

Вариант 1

1. Назовите основные проблемы водных ресурсов.

2. Перечислите федеральные законы в области охраны и рационального использования водных ресурсов.

3. Назовите наиболее водоемкую отрасль хозяйства.

4. Назовите хозяйственное значение рек.

5. Что представляет собой государственный водный кадастр?

 

Вариант 2

1. Назовите виды использования водохранилищ.

2. Что называют водохозяйственным балансом?

3. Перечислите основные проблемы водного хозяйства.

4. Назовите основную задачу государственного учета вод.

5. Назовите основные водохранилища расположенных на реке Дон.

 

Вариант 3

1. Перечислите виды использования водохранилищ.

2. Какие виды водохозяйственных балансов различают?

3. Какие основные промысловые виды добываются в Северо-Западном федеральном округе?

4. Перечислите основные проблемы водного хозяйства.

5. Перечислите основные водохранилища Московской области.

 

Вариант 4

1. Сколько процентов поверхности земного шара занимает Мировой океан?

2. Что отражает отчетный водохозяйственный баланс?

3. Назовите наиболее водоемкую отрасль хозяйства.

4. Назовите крупные притоки Волги.

5. Назовите хозяйственное значение рек.

 

Вариант 5

1. Какие водные ресурсы относят к вековым естественным запасам вод?

2. Что означает понятие «оперативный» водохозяйственный баланс?

3. Назовите самое глубокое озеро мира.

4. Перечислите федеральные законы в области охраны и рационального использования водных ресурсов.

5. Назовите проблемы озер.

 

 

Приложение 2

 

Вопросы к зачету по дисциплине

«Комплексное использование и охрана водных экосистем

1. Водные ресурсы России (пресные водоемы)

2. Водные ресурсы России (моря и океанические воды)

3. Потребности в воде и использование водных ресурсов промышленностью, сельским, коммунальным хозяйством, энергетикой, рыбным хозяйством.

4. ВХК и их характеристика

5. Водохранилища, их характеристика, регулирование стока на примере водохранилищ волжского каскада

6. Характеристика и особенности биотопов континентальных водоемов: рек, озер, морей.

7. Основные черты и структура биоценозов рек, озер, водохранилищ

8. Структура биоценозов морей.

9. Биологическая продуктивность водоемов и способы ее оценки.

10. Промысловые объекты пресных водоемов, масштабы использования

11. Промысловые объекты соленых водоемов

12.Водохозяйственный баланс и его составляющие, роль в управлении водными ресурсами

13. Охрана водоемов от загрязнения.

14. Промышленная очистка сточных вод

15.Самоочищение водоемов и его роль в сохранении качества воды

16. Экосистема оз. Байкал, охрана чистоты вод и гидробионтов

17. Ладожское озеро, его уникальность и проблема загрязнения.

18. Экологические проблемы Каспийского. Азовского и Черного морей

19. Энергетические и минеральные ресурсы Мирового океана, влияние на экосистемы водоемов

20. Моря и океаны – их роль в климате планеты и обеспечении пищевыми ресурсами

21. Работа инспекций рыбоохраны на внутренних водоемах страны. Их функции и задачи.

22. Понятие об общем допустимом улове (ОДУ), принципы его расчета и использование для рациональной эксплуатации сырьевых биологических ресурсов

23. Пресноводная аквакультура и степень ее развития в РФ

24. Морская аквакультура мира.

25. Использование водных биоресурсов в аквакультуре.

26. Основы водного законодательства в области использования и охраны водных экосистем

 

 

Приложение 3

Вопросы для самостоятельной работы

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.