Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальное поведение и его уровни.





Сущность и уровни социального взаимодействия.

 

Соци­альные изменения — это совокупность многообразных перемен, про­исходящих в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных ста­тусах и ролях отдельных личностей и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества.

Вся совокупность социальных изменений в зависимости от их содержания подразделяется на пять основных типов:

1. Структурные социальные изменения

2. Профессиональные социальные изменения

3. Функциональные социальные изменения происходят во функциях всех структурных компонентов

4. Мотивационные социальные изменения

5, Социокультурные изменения

В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодей­ствуют друг с другом. В процессе взаимодействия производится:

1) вос­приятие людьми друг друга;

2) взаимная оценка друг друга;

3) совме­стное действие - сотрудничество, соперничество, конфликт и т. п.

Определение: социаль­ное взаимодействие ~ это система социально обусловленных индиви­дуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников являет­ся одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.



Выделяются четыре основных признака взаимодействия:

1) Предметность - наличие цели, причины, предмета и т.п., которые побуждают их взаимодействовать.

2) Ситуативность - жесткая регламентация взаи­модействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе, на загородном пикнике существенно отличается.

3) Эксплицирование - доступность для стороннего наблюдателя процесса взаимодействия, будь это работа на заводе, игра или танцы.

4) Рефлективная многозначность - возможность для взаимо­действия быть проявлением основных субъективных намерений и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в групповых видах деятель­ности (например, совместная работа).

Процесс взаимодействия имеет две стороны. Объективная сторона - это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на пред­приятии). Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на ожиданиях соответствующего поведения.



 

Социальный механизм и структура взаимодействия.

 

Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты:

I) индивиды (или их группы), совершающие определенные действия по отношению друг к другу;

2) изменения во внешнем мире, совер­шаемые этими действиями;

3) изменения во внутреннем мире участ­вующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оцен­ках, стремлениях и т.д.);

4) влияние этих изменений на других инди­видов;

5) обратная реакция последних на такое влияние.

В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разно­образие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два основных типа взаимодействия:

1) сотрудничество, существующее в тех случаях, когда про­движение каждого из партнеров к своей цели способствует или, по крайней мере, не препятствует реализации целей остальных партне­ров;

2) соперничество, при котором достижение цели одним инди­видом затрудняет или исключает осуществление целей другими уча­стниками взаимодействия.

Всякое взаимодействие представляет собой действие одного субъекта (личности, группы, команды и т.п.), выполненное в отноше­нии к другому субъекту; следовательно оно неизбежно включает определенное отношение к нему - дружественное, нейтральное, враждебное и т.п.



Совокупность связей, возникающих между индивидами в процессе их взаимодействия, называют индивидуальными (или межличностными) отношениями.

Такие связи приобретают устойчивый и длительный характер в тех случаях, когда они обусловлены коренными интересами не только отдельных личностей, но и целых со­циальных групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.), и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, кото­рые выполняют данные индивиды и группы в обществе.

Социаль­ные отношения — это совокупность многообразных связей, возни­кающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политиче­ской, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих соци­альных статусов и ролей.

Существует четыре основных отличия официальных отно­шений от неофициальных:

1) наличие у первых и отсутствие у вторых определенной нор­мативности, т.е. их регулирование определенными нормами - право­выми, нравственными и т.п.;

2) в отличие от неофициальных, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. остаются теми же самыми (покупатель - продавец, например), независимо от того, кто является их носителем;

3) в отличие от неофициальных, официальные отношения тре­буют обучения;

4) в официальных отношениях между людьми выбор осуществ­ляется редко, а в неофициальных отношениях именно личностный выбор играет решающую роль.

Широко распространенным типом социальных отношений являются субординационные отношениямежду руководителями и подчиненными. Они реализуются в нескольких разновидностях. Ос­новными типами таких отношений являются:

1) бюрократические (от франц. бюро - канцелярия и греч. кратос - власть) отношения, при которых начальники принимают реше­ния, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве рас­поряжений;

2) патерналистские (от лат. патер - отец) отношения, при ко­торых четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы; .

3) фратерналистские (от лат. фратер - брат) отношения, при которых иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается, господствует стремление принимать решения коллеги­ально, после их коллективного обсуждения;

4) партнерские (от франц. партнер - участник) отношения, при которых решения принимаются на основе совместного обсуждения, руководитель не приказывает, а координирует общие действия.

В процессе функционирования системы управления склады­ваются шесть основных типов социальных отношений. Они таковы:

1. Служебные отношения характеризуются несимметрично­стью, поскольку существует односторонняя зависимость подчинен­ного от начальника.

2. Функциональные отношения отличаются от первых тем, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект (например, дирек­тор учреждения и его юрисконсульт или советник),.

3. Информационные отношения связаны с односторонними или взаимными процессами информирования для осуществления должно­стных обязанностей.

4. Технические отношения заключаются в том, что каждый со­трудник должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться согласованной и эффективной деятельности.

5. Специализированные отношения складываются между управляющей подсистемой или ее отдельными звеньями со специали­зированными компонентами, звеньями, участками (например, секрет­ный отдел, спец. службы).

6. Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управляющей лестницы, при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.

 

Социальное поведение и его уровни.

 

Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому является по существу социальным.

Определение: это - сово­купность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, их определенная направленность, так или иначе затрагивающих ин­тересы других людей, групп, общностей или всего общества.

Социология исследует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности.

Если интегрировать все теоретические концепции социального поведения, то можно построить общую теоре­тическую модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует не­обходимость определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда факторов:

I) объективные условия (место жительства, доход семьи и т.п.);

2) существующие в обществе нормы как регуляторы социально­го поведения;

3) субъективные особенности личности (мотивация, интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т.п.). Со­вместное действие этих объективных и субъективных факторов при­водит индивида к определенному выбору, а на основании последнего принимается решение, какое поведение является наиболее адекват­ным в сложившейся ситуации.

В социологическом исследовании поведения первостепен­ное значение имеет определенная нормативность и ненорматив­ность (антинормативность) социального поведения.

Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как «нормальные», т.е. норма­тивные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере рас­ходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т.е. девиантным поведением.

Под ним понимается не только правонарушение, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. К различным проявлениям девиации относятся алко­голизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот, вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое дру­гое.

Девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением (например, взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или ином городе), другие - нормой, даже - героизмом. А это убеждает, что существует довольно трудная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту

Девиантное поведение может выражаться в трех различных формах:

а) поступка (ударил женщину);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством ;

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафи­озной группы, грабительской шайки, сообщества фальшиво­монетчиков).

В социологии большое значение придается выявлению при­чин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало'с классической работы Э. Дюркгейма «Самоубийство», продолженной в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других современных социоло­гов, основная причина отклоняющегося поведения коренится в спе­цифическом социальном явлении, называемой аномией, т.е. пренеб­режением или отрицанием существующих в обществе норм, стандар­тов поведения. Согласно этим концепциям девиантное поведение ощутимо возрастает в тех случаях, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха, например, материальные, ли­бо общество оказывается в ситуации социально-экономического кри­зиса. Развивая теорию аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося поведения является конфликт между культурными целями, ценностями, нормами, с одной стороны, и со­циально одобряемыми средствами их достижения, с другой.

В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Блумер обращали внимание на необхо­димость приоритетного изучения коллективного поведения, посколь­ку именно в коллективном поведении формируются основные соци­альные качества личности, осуществляются социально важные функ­ции, формируются определенные социальные роли и статусы. Г. Блу­мер, в частности, подчеркивал, что при изучении коллективного по­ведения мы касаемся условий возникновения нового социального строя.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.