Социальное поведение и его уровни.
Сущность и уровни социального взаимодействия.
Социальные изменения — это совокупность многообразных перемен, происходящих в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества.
Вся совокупность социальных изменений в зависимости от их содержания подразделяется на пять основных типов:
1. Структурные социальные изменения
2. Профессиональные социальные изменения
3. Функциональные социальные изменения происходят во функциях всех структурных компонентов
4. Мотивационные социальные изменения
5, Социокультурные изменения
В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодействуют друг с другом. В процессе взаимодействия производится:
1) восприятие людьми друг друга;
2) взаимная оценка друг друга;
3) совместное действие - сотрудничество, соперничество, конфликт и т. п.
Определение: социальное взаимодействие ~ это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.
Выделяются четыре основных признака взаимодействия:
1) Предметность - наличие цели, причины, предмета и т.п., которые побуждают их взаимодействовать.
2) Ситуативность - жесткая регламентация взаимодействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе, на загородном пикнике существенно отличается.
3) Эксплицирование - доступность для стороннего наблюдателя процесса взаимодействия, будь это работа на заводе, игра или танцы.
4) Рефлективная многозначность - возможность для взаимодействия быть проявлением основных субъективных намерений и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного участия людей в групповых видах деятельности (например, совместная работа).
Процесс взаимодействия имеет две стороны. Объективная сторона - это связи, не зависящие от отдельных личностей или групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их взаимодействия (например, содержание совместного труда на предприятии). Субъективная сторона - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на ожиданиях соответствующего поведения.
Социальный механизм и структура взаимодействия.
Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В простейшем случае он включает в себя следующие компоненты:
I) индивиды (или их группы), совершающие определенные действия по отношению друг к другу;
2) изменения во внешнем мире, совершаемые этими действиями;
3) изменения во внутреннем мире участвующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оценках, стремлениях и т.д.);
4) влияние этих изменений на других индивидов;
5) обратная реакция последних на такое влияние.
В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разнообразие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два основных типа взаимодействия:
1) сотрудничество, существующее в тех случаях, когда продвижение каждого из партнеров к своей цели способствует или, по крайней мере, не препятствует реализации целей остальных партнеров;
2) соперничество, при котором достижение цели одним индивидом затрудняет или исключает осуществление целей другими участниками взаимодействия.
Всякое взаимодействие представляет собой действие одного субъекта (личности, группы, команды и т.п.), выполненное в отношении к другому субъекту; следовательно оно неизбежно включает определенное отношение к нему - дружественное, нейтральное, враждебное и т.п.
Совокупность связей, возникающих между индивидами в процессе их взаимодействия, называют индивидуальными (или межличностными) отношениями.
Такие связи приобретают устойчивый и длительный характер в тех случаях, когда они обусловлены коренными интересами не только отдельных личностей, но и целых социальных групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.), и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, которые выполняют данные индивиды и группы в обществе.
Социальные отношения — это совокупность многообразных связей, возникающих между отдельными индивидами, их группами и общностями, а также внутри последних в процессе их экономической, политической, культурной и т.п. деятельности и реализации ими своих социальных статусов и ролей.
Существует четыре основных отличия официальных отношений от неофициальных:
1) наличие у первых и отсутствие у вторых определенной нормативности, т.е. их регулирование определенными нормами - правовыми, нравственными и т.п.;
2) в отличие от неофициальных, официальные отношения стандартизированы и обезличены, т.е. остаются теми же самыми (покупатель - продавец, например), независимо от того, кто является их носителем;
3) в отличие от неофициальных, официальные отношения требуют обучения;
4) в официальных отношениях между людьми выбор осуществляется редко, а в неофициальных отношениях именно личностный выбор играет решающую роль.
Широко распространенным типом социальных отношений являются субординационные отношениямежду руководителями и подчиненными. Они реализуются в нескольких разновидностях. Основными типами таких отношений являются:
1) бюрократические (от франц. бюро - канцелярия и греч. кратос - власть) отношения, при которых начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять, строго следуя букве распоряжений;
2) патерналистские (от лат. патер - отец) отношения, при которых четко выражена иерархичность отношений, а права "хозяина", который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы; .
3) фратерналистские (от лат. фратер - брат) отношения, при которых иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается, господствует стремление принимать решения коллегиально, после их коллективного обсуждения;
4) партнерские (от франц. партнер - участник) отношения, при которых решения принимаются на основе совместного обсуждения, руководитель не приказывает, а координирует общие действия.
В процессе функционирования системы управления складываются шесть основных типов социальных отношений. Они таковы:
1. Служебные отношения характеризуются несимметричностью, поскольку существует односторонняя зависимость подчиненного от начальника.
2. Функциональные отношения отличаются от первых тем, что функционально обусловливающий субъект отношений не решает, что должен делать функционально зависимый субъект (например, директор учреждения и его юрисконсульт или советник),.
3. Информационные отношения связаны с односторонними или взаимными процессами информирования для осуществления должностных обязанностей.
4. Технические отношения заключаются в том, что каждый сотрудник должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций, иначе невозможно добиться согласованной и эффективной деятельности.
5. Специализированные отношения складываются между управляющей подсистемой или ее отдельными звеньями со специализированными компонентами, звеньями, участками (например, секретный отдел, спец. службы).
6. Иерархические отношения - это отношения между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступеньках управляющей лестницы, при которых каждый нижестоящий уровень управления подчиняется вышестоящему уровню управления.
Социальное поведение и его уровни.
Поведение свойственно не только человеку, но и животным. Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому является по существу социальным.
Определение: это - совокупность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей, их определенная направленность, так или иначе затрагивающих интересы других людей, групп, общностей или всего общества.
Социология исследует поведение прежде всего в терминах деятельности, общения, вознаграждения, ценности и потребности.
Если интегрировать все теоретические концепции социального поведения, то можно построить общую теоретическую модель социального поведения. Всякое поведение человек осуществляет под влиянием сделанного им выбора в определенной проблемной ситуации. Таким образом, создавшаяся проблемная ситуация диктует необходимость определенного выбора дальнейшего поведения. Поэтому в социальном поведении исходным звеном в цепи поступков является проблемная ситуация. За нею следует осуществляемый индивидом выбор. На содержание и направленность выбора влияют три ряда факторов:
I) объективные условия (место жительства, доход семьи и т.п.);
2) существующие в обществе нормы как регуляторы социального поведения;
3) субъективные особенности личности (мотивация, интересы, ценностные ориентации, знания и способности и т.п.). Совместное действие этих объективных и субъективных факторов приводит индивида к определенному выбору, а на основании последнего принимается решение, какое поведение является наиболее адекватным в сложившейся ситуации.
В социологическом исследовании поведения первостепенное значение имеет определенная нормативность и ненормативность (антинормативность) социального поведения.
Те виды поведения, которые соответствуют общепринятым в обществе нормам, характеризуются как «нормальные», т.е. нормативные. Те же способы поведения, которые в той или иной мере расходятся с ними, называют отклоняющимися (от норм), т.е. девиантным поведением.
Под ним понимается не только правонарушение, но и любое поведение, нарушающее господствующие в данном обществе правила и нормы. К различным проявлениям девиации относятся алкоголизм, наркомания, проституция, рэкет, коррупция, подделка банкнот, вымогательство, измена Родине, убийство, самоубийство и многое другое.
Девиация связана с неопределенностью как самих поведенческих ожиданий, так и оценок, даваемых людьми одному и тому же поведению, которое одни считают преступлением (например, взрыв чеченскими боевиками жилого дома в Москве или ином городе), другие - нормой, даже - героизмом. А это убеждает, что существует довольно трудная проблема относительно того, что считать девиантным поведением, и граница между нормой и отклонением от нее может быть достаточно размытой, передвигаемой то в одну, то в другую сторону в зависимости от позиции того, кто дает оценку тому или иному поведенческому акту
Девиантное поведение может выражаться в трех различных формах:
а) поступка (ударил женщину);
б) деятельности (постоянное занятие вымогательством ;
в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).
В социологии большое значение придается выявлению причин девиантного поведения. Согласно традиции, берущей начало'с классической работы Э. Дюркгейма «Самоубийство», продолженной в трудах Р. Мертона, Р. Дарендорфа и других современных социологов, основная причина отклоняющегося поведения коренится в специфическом социальном явлении, называемой аномией, т.е. пренебрежением или отрицанием существующих в обществе норм, стандартов поведения. Согласно этим концепциям девиантное поведение ощутимо возрастает в тех случаях, когда в обществе превыше всего ценятся определенные символы успеха, например, материальные, либо общество оказывается в ситуации социально-экономического кризиса. Развивая теорию аномии, Р. Мертон подчеркивал, что основной причиной отклоняющегося поведения является конфликт между культурными целями, ценностями, нормами, с одной стороны, и социально одобряемыми средствами их достижения, с другой.
В жизнедеятельности людей важное значение имеет не только индивидуальное, но и коллективное поведение. К. Маркс, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, Г. Блумер обращали внимание на необходимость приоритетного изучения коллективного поведения, поскольку именно в коллективном поведении формируются основные социальные качества личности, осуществляются социально важные функции, формируются определенные социальные роли и статусы. Г. Блумер, в частности, подчеркивал, что при изучении коллективного поведения мы касаемся условий возникновения нового социального строя.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|