Труд как предмет социологии труда.
Тема 6. Социальное управление и социология труда.
Понятие и функции социального управления.
Труд как предмет социологии труда.
Содержание понятия «трудовой коллектив». Функции трудового коллектива.
Понятие и функции социального управления.
Управление – это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учреждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабочее время сотрудников, количество и качество их работы, отношения с другими отделами и т.п. Руководство отделом, выполняя функцию управления, контролирует соблюдение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания.
Впервые характеристики управления организации были определены Г. Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, наиболее общими характеристиками являются:
- планирование общего направления действия и предвидение;
- организовывание человеческих и материальных ресурсов;
- выдача распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме;
- координация различных действий для достижения общих целей;
- контролирование поведения членов организации в соответствии с существующими правилами и нормами (См.: Сх. 2).
Одна из современных систем управленческих функций может быть представлена следующим образом:
1) деятельность как руководителя и лидера организованного объединения, интеграции членов организации;
2) взаимодействие – формирование и поддержание контактов;
3) восприятие, фильтрование и распространение информации;
4) распределение ресурсов;
5) предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;
6) ведение переговоров;
7) проведение инноваций;
8) планирование;
9) контроль и направление действий подчиненных.
Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов.
Первый из них – целенаправленное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро управления.
Второй компонент управления – социальная самоорганизация, т.е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы).
Оба названных компонента образуют третий – организационный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» управленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в коллективе, «деловых обыкновений».
В этом смысле проблематику управления составляют такие актуальные проблемы, как
- взаимосвязь формальной и неформальной структур,
- отношения «руководство-подчинение»,
- участие исполнителей в выработке общих решений,
- соединение личных, групповых и общеорганизационных целей,
- оценка руководителей,
- адаптация персонала и др.
В последние годы стали активно разрабатываться также социологические проблемы управления техническими и организационными нововведениями, формированиями гибких организационных структур, управленческого консультирования.
Объектами управления являются индивид, группа, организация, другие социальные образования и процессы.
Методы управления – это комплекс социальных методов целенаправленного воздействия на работников, группы и коллективы.
На каждом указанном уровне управление сталкивается со специфическими проблемами, а значит и вырабатывает соответствующие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким-либо одним случаем.
По отношению к отдельному работнику предприятия можно выделить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:
а) прямое (приказ, задание);
б) через мотивы и потребности (стимулирование);
в) через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);
г) через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в административной и неформальной организации и др.).
Отношения «руководство-подчинение».
Понятие «руководство» близко к понятию «управление» и используется для выделения особого типа организационных отношений, а именно работы руководителя с подчиненными в непосредственном контакте по решению служебных задач.
Исходя из этого, социологический подход предполагает анализ руководства как особого, триединого отношения между людьми в организации.
Во-первых, руководство – это отношение между разными статусами,.
Во-вторых, руководство – это и отношение между отдельными рабочими функциями общего трудового процесса: одной – более «общей», другой – более «частной»
В-третьих, руководство – это также отношение между личностями, специфический тип общения.
Возможны два способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы).
В процессе руководства проявляются личные особенности руководителя, поэтому складываются разные стили руководства. Стиль руководства можно обозначить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с подчиненными, в способах решения деловых проблем.
Различают следующие основные разновидности стиля руководства: авторитарный – руководитель не считается с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; демократический – подчиненные привлекаются к выработке общих решений: слабый – руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно, слабо выражено. Стиль руководства тесно связан с культурой управления.
Труд как предмет социологии труда.
Основным и вечным естественным условием существования человеческой жизни является труд.
С социально-экономической точки зрения труд представляет процесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого создаются потребительские стоимости, материальные и духовные блага. Труд исторически обусловил и способствовал выделению общества из природы, а человека – из животного мира.
Предметную область социологии труда составляет социологический анализ процессов трудовой деятельности и отношений, возникающих в ходе ее развертывания между включенными в трудовой процесс людьми.
В социологии труда исходным пунктом категориального анализа выступает сам труд как процесс, совершающийся во взаимодействии людей друг с другом и с природой, в котором человек между собой и природой помещает специфический предмет – орудие труда.Социологическое исследование труда как специфического процесса человеческой деятельности включает в себя выяснение его основных особенностей.
Первой из них является всеобщность труда. Она предопределяется тем, что труд лежит в основе всех других общественных явлений и процессов.
Вторая особенность заключается в том, что труд представляет собой основную форму жизнедеятельности человека и общества.
Труд как сложный социальный процесс, обладает определенной структурой. Ее основные компоненты таковы:
1. Предметы труда – это вещество природы, на которое человек воздействует при помощи средств труда. Например, земля есть предмет труда, а плуг или трактор, используемые в сельском хозяйстве, – это средства труда.
Предметы труда подразделяются на:
а) сырье (необработанное вещество, например, каменный уголь);
б) полуфабрикат (частично обработанный материал);
в) естественные (находимые человеком в самой природе, например, нефть);
г) искусственные (не имеющиеся в природе, но изготавливаемые человеком, например, химические волокна).
2. Средства труда – вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда, чтобы получить в процессе трудовой деятельности нужный ему продукт. Сюда входят:
а) орудия труда (машины, станки, инструменты и т.п.);
б) всеобщие материальные условия труда (здания, сооружения, автомобили, железные дороги, средства связи и т.п.), именуемые иногда инфраструктурой.
3. Продукт труда – это получившее промежуточную или окончательную обработку вещество природы, превращенное трудовой деятельностью в законченную вещь или полуфабрикат, являющиеся целью производства.
4. Содержание труда, представляет собой совокупность определенных трудовых функций, обусловленных предметом и средствами труда, технологией производства, его организацией и мастерством работников.
Важное значение в социологии имеет выяснение функций, выполненных человеком в процессе труда, и функций самого труда как специфически человеческой деятельности.
Основные функции труда таковы:
а) создавать условия и средства жизни человека;
б) развивать человека как социальное существо, как личность;
в) приносить удовлетворение человеческой потребности в деятельности;
г) приносить удовлетворение (неудовлетворение) общением в процессе труда с другими людьми.
Основными элементами содержательности труда, если ее понимать как социально-психологическую структуру трудовой деятельности, являются:
- цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, идеальный план действий;
- отношение к труду – в его основе лежит ощущение осмысленности труда и положенности цели как своей собственной;
- стимулы труда – внешние факторы, побуждающие к трудовой активности;
- мотивы труда – внутренние побуждения, потребности, осознаваемые как нечто важное;
- ценности и ценностные ориентации – этические императивы трудовой деятельности.
Содержание понятия «трудовой коллектив». Функции трудового коллектива.
Трудовая деятельность, может быть индивидуальной и групповой.
Трудовой коллектив – это «социально-политическое и экономическое объединение людей, организованных для выполнения общественно-значимых и личностно ценных целей деятельности».
Его необходимо рассматривать как социальную общность (одна сторона) и как социальную организацию (вторая сторона).
Трудовые организации распределяются на две основные группы:
1. Коллективы производственных отраслей: промышленности, строительства, сельского и лесного хозяйства, грузового транспорта по обслуживанию производства, материально-технического снабжения и т.д.
2. Коллективы непроизводственных отраслей: здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, культуры, науки и научного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и связи по обслуживанию населения и непроизводственных отраслей, аппарата государственно-административных органов, органов управления, кооперативных, акционерных и общественных организаций, кредитования и страхования и т.д.
Существует несколько точек зрения на классификацию трудовых организаций. Наиболее распространенная из них следующая:
• Трудовые организации на базе кооперативной, акционерной собственности.
• Коллективы, в основе которых лежит общенародная, государственная собственность.
• Коллективы, занятые трудом в частном секторе.
• Трудовые коллективы совместных предприятий с иностранными фирмами.
• Трудовые организации, использующие имущество профсоюзных и других общественных организаций.
• Коллективы, занимающиеся подсобным хозяйством при промышленных и иных несельскохозяйственных предприятиях.
Трудовая организация, коллектив – многофункциональное образование. Его основными функциями являются
- производственная,
- совладельческая,
- управленческая,
- социальная,
- воспитательная и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|