Сделай Сам Свою Работу на 5

Труд как предмет социологии труда.





Тема 6. Социальное управление и социология труда.

Понятие и функции социального управления.

Труд как предмет социологии труда.

Содержание понятия «трудовой коллектив». Функции трудового коллектива.

 

Понятие и функции социального управления.

Управление – это функция специфического органа организа­ции, которая обеспечивает направление деятельности всех без ис­ключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учре­ждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабо­чее время сотрудников, количество и качество их работы, отно­шения с другими отделами и т.п. Руководство отделом, выпол­няя функцию управления, контролирует соблюдение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания.

Впервые характеристики управления организации были опре­делены Г. Файолем, одним из основателей научной теории управ­ления. По его мнению, наиболее общими характеристиками являются:

- планирование общего направления действия и предвидение;



- организовывание человеческих и материальных ресурсов;

- выдача распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме;

- координация различных действий для достижения об­щих целей;

- контролирование поведения членов организации в со­ответствии с существующими правилами и нормами (См.: Сх. 2).

 

Одна из современных систем управленческих функ­ций может быть представлена следующим образом:

1) деятельность как руководителя и лидера организованного объединения, интеграции членов организации;

2) взаимодействие – формирование и поддержание контактов;

3) восприятие, фильтрование и распространение информации;

4) распределение ресурсов;

5) предупреждение нарушений и управление текучестью кад­ров рабочих;

6) ведение переговоров;

7) проведение инноваций;

8) планирование;

9) контроль и направление действий подчиненных.

Сущность социологического подхода к управлению состоит в выделении трех его компонентов.

Первый из них – целенаправлен­ное управляющее воздействие, включающее целеполагание и целеосуществление, составляет ядро управления.



Второй компонент управления – социальная само­организация, т.е. спонтанные процессы внутриколлективного регулирования (лидерство, «шкала престижа», неформальное группообразование, социальные нормы).

Оба названных компонента образуют третийорганизацион­ный порядок, включающий в себя как продукты «прошлого» уп­равленческого труда (решения, объективированные в стабильной должностной структуре, административном распорядке), так и систему стихийно сложившихся правил и норм отношений в кол­лективе, «деловых обыкновений».

В этом смысле проблематику управления составляют такие актуальные пробле­мы, как

- взаимосвязь формальной и неформальной структур,

- отно­шения «руководство-подчинение»,

- участие исполнителей в выра­ботке общих решений,

- соединение личных, групповых и общеор­ганизационных целей,

- оценка руководителей,

- адаптация персона­ла и др.

В последние годы стали активно разрабатываться также социологические проблемы управления техническими и организа­ционными нововведениями, формированиями гибких организа­ционных структур, управленческого консультирования.

Объекта­ми управления являются индивид, группа, организация, другие социальные образования и процессы.

Методы управления – это комплекс социальных методов це­ленаправленного воздействия на работников, группы и коллективы.

На каждом указанном уровне управление сталкивается со спе­цифическими проблемами, а значит и вырабатывает соответствую­щие методы, одни из них применимы в каждом из трех случаев, применение других ограничено каким-либо одним случаем.



По отношению к отдельному работнику предприятия можно выде­лить разные виды воздействия (методы социального управления) на его поведение:

а) прямое (приказ, задание);

б) через мотивы и потребности (стимулирование);

в) через систему ценностей (воспитание, образование и т.д.);

г) через окружающую социальную среду (изменение условий тру­да, статуса в административной и неформальной организации и др.).

Отношения «руководство-подчинение».

Понятие «руководство» близко к понятию «управление» и используется для выделения особого типа организационных отношений, а именно работы ру­ководителя с подчиненными в непосредственном контакте по ре­шению служебных задач.

Исходя из этого, социологический подход предполагает анализ руководства как особого, триединого отношения между людьми в организации.

Во-первых, руководство – это отношение между разными статусами,.

Во-вторых, руководство – это и отношение между отдельными рабо­чими функциями общего трудового процесса: одной – более «об­щей», другой – более «частной»

В-третьих, руководство – это так­же отношение между личностями, специфический тип общения.

Возможны два способа воздействия: прямой (приказ, задание) и опосредованный, мотивирующий (через стимулы).

В процессе руководства проявляются личные особенности ру­ководителя, поэтому складываются разные стили руководства. Стиль руководства можно обозначить как систематическое проявление каких-либо личных качеств руководителя в его отношениях с под­чиненными, в способах решения деловых проблем.

Различают следующие основные разновид­ности стиля руководства: авторитарный – руководитель не счита­ется с мнением подчиненных, навязывает им свою волю; демокра­тический – подчиненные привлекаются к выработке общих ре­шений: слабый – руководитель самоустраняется от руководства, его влияние в коллективе незначительно, слабо выражено. Стиль руководства тесно связан с культурой управления.

 

Труд как предмет социологии труда.

Основным и вечным естественным условием существования человеческой жизни является труд.

С социально-экономической точки зрения труд представля­ет процесс целенаправленного воздействия людей на природу, в результате которого создаются потребительские стоимости, материальные и духовные блага. Труд исторически обусловил и спо­собствовал выделению общества из природы, а человека – из животного мира.

Предметную область социологии труда составляет социоло­гический анализ процессов трудовой деятельности и отношений, возникающих в ходе ее развертывания между включенными в тру­довой процесс людьми.

В социологии труда исходным пунктом категориального ана­лиза выступает сам труд как процесс, совершающийся во взаимо­действии людей друг с другом и с природой, в котором человек ме­жду собой и природой помещает специфический предмет – орудие труда.Социологическое исследование труда как специфического процесса человеческой деятельности включает в себя выяснение его основных особенностей.

Первой из них является всеобщность тру­да. Она предопределяется тем, что труд лежит в основе всех других общественных явлений и процессов.

Вторая особен­ность заключается в том, что труд представляет собой основную форму жизнедеятельности человека и общества.

Труд как сложный социальный процесс, обладает определен­ной структурой. Ее основные компоненты таковы:

1. Предметы труда – это вещество природы, на которое че­ловек воздействует при помощи средств труда. Например, земля есть предмет труда, а плуг или трактор, используемые в сельском хозяйстве, – это средства труда.

Предметы труда подразделяются на:

а) сырье (необработанное вещество, например, каменный уголь);

б) полуфабрикат (частично обработанный материал);

в) естест­венные (находимые человеком в самой природе, например, нефть);

г) искусственные (не имеющиеся в природе, но изготавливаемые человеком, например, химические волокна).

2. Средства труда – вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда, чтобы получить в процессе трудовой деятельности нужный ему продукт. Сюда входят:

а) орудия труда (машины, станки, инструменты и т.п.);

б) всеобщие материальные условия труда (здания, сооруже­ния, автомобили, железные дороги, средства связи и т.п.), именуемые иногда инфраструктурой.

3. Продукт труда – это получившее промежуточную или окончательную обработ­ку вещество природы, превращенное трудовой деятельностью в за­конченную вещь или полуфабрикат, являющиеся целью производства.

4. Содержание труда, представляет собой совокупность определенных тру­довых функций, обусловленных предметом и средствами труда, технологией производства, его организацией и мастерством работ­ников.

Важное значение в социологии имеет выяснение функций, выполненных человеком в процессе труда, и функций самого труда как специфически человеческой деятельности.

Основные функции труда таковы:

а) создавать условия и средства жизни человека;

б) развивать человека как социальное существо, как личность;

в) приносить удовлетворение человеческой потребности в деятельности;

г) приносить удовлетворение (неудовлетворение) общением в процессе труда с другими людьми.

Основными элементами содержательности труда, если ее понимать как социально-психологическую структуру трудовой деятельности, являются:

- цель – осознанный образ предвосхищаемого результата, идеальный план действий;

- отношение к труду – в его основе лежит ощущение осмыс­ленности труда и положенности цели как своей собственной;

- стимулы труда – внешние факторы, побуждающие к трудо­вой активности;

- мотивы труда – внутренние побуждения, потребности, осозна­ваемые как нечто важное;

- ценности и ценностные ориентации – этические императи­вы трудовой деятельности.

 

Содержание понятия «трудовой коллектив». Функции трудового коллектива.

 

Трудовая деятельность, может быть индивидуальной и групповой.

Тру­довой коллектив – это «социально-политическое и экономиче­ское объединение людей, организованных для выполнения об­щественно-значимых и личностно ценных целей деятельно­сти».

Его необходимо рассматривать как социальную общность (одна сторона) и как социальную организацию (вторая сторона).

Трудовые организации распределяются на две основные группы:

1. Коллективы производственных от­раслей: промышленности, строительства, сельского и лесного хозяйства, грузового транспорта по обслуживанию производст­ва, материально-технического снабжения и т.д.

2. Коллективы непроизводственных отраслей: здравоохра­нения, социального обеспечения, народного образования, куль­туры, науки и научного обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и связи по обслужи­ванию населения и непроизводственных отраслей, аппарата го­сударственно-административных органов, органов управления, кооперативных, акционерных и общественных организаций, кредитования и страхования и т.д.

Существует несколько точек зрения на классификацию трудовых организа­ций. Наиболее распространенная из них следующая:

• Трудовые организации на базе кооперативной, акционер­ной собственности.

• Коллективы, в основе которых лежит общенародная, го­сударственная собственность.

• Коллективы, занятые трудом в частном секторе.

• Трудовые коллективы совместных предприятий с ино­странными фирмами.

• Трудовые организации, использующие имущество проф­союзных и других общественных организаций.

• Коллективы, занимающиеся подсобным хозяйством при промышленных и иных несельскохозяйственных предприятиях.

Трудовая организация, коллектив – многофункциональное образование. Его основны­ми функциями являются

- производственная,

- совладельческая,

- управленческая,

- социаль­ная,

- воспитательная и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.