Сделай Сам Свою Работу на 5

Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан





Нормы права социального обеспечения регулируют отношения не только имущественного (материального) характера, объектом которых является определенное материальное благо, но и другие, вспомогательные отношения, объективно необходимые для функционирования материальных отношений. Они возникают в связи с осуществлением компетентным органом правоприменительной деятельности, результатом которой может быть установление юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, либо принятие решения о применении нормы права. Это также правоотношения по защите нарушенного права на социальное обеспечение, т.е. правоотношения юрисдикционного характера.

Вспомогательные отношения подразделяются на процедурные и процессуальные.

Процедурные правоотношения — это отношения, возникающие по поводу установления юридических фактов либо реализации права на тот или иной вид социального обеспечения на основании волеизъявления гражданина, который вправе требовать, а компетентный орган юридически обязан на основе оценки фактических обстоятельств принять решение в установленные законом сроки о применении нормы права.



Процедурные правоотношения всегда предшествуют материальному правоотношению, а иногда могут и сопутствовать ему.

Единого процедурного правоотношения, как и единого имущественного отношения, по социальному обеспечению не существует. К процедурным относятся правоотношения по установлению юридических фактов, необходимых для реализации права на тот или иной вил социального обеспечения, о чем выше уже говорилось. Данное право отношение может предшествовать другому, также процедурному правоотношению, возникающему в связи с реализацией материального права на конкретный вид социального обеспечения.

Процедурные правоотношения, возникающие в связи с реализацией права на пенсию, пособие, компенсацию, медицинскую помощь и лечение, лекарственную помощь, социальную услугу, льготу, классифицируются на виды в зависимости от вида обеспечения, поскольку законом предусмотрены различные процедуры его реализации.



По сроку действия процедурные правоотношения — это всегда правоотношения с определенным сроком действия,причем он не должен быть более того, который предусмотрен законом для принятия соответствующего решения органом, осуществляющим социальное обеспечение. Так, орган, назначающий пенсию, в связи с волеизъявлением гражданина обязан в десятидневный срок рассмотреть представленные документы, проверить юридические факты и принять решение (положительное или отрицательное) о применении нормы права о назначении пенсии.

Круг субъектов процедурных правоотношений в основном тот же, что и в материальных правоотношениях, если речь идет о гражданах. Что же касается второго субъекта, обязанного принять решение о применении нормы права, то он не всегда совпадает с кругом субъектов, осуществляющих социальное обеспечение.Так, юридические факты могут устанавливаться органами, на которые не возложены функции по осуществлению социального обеспечения (факт инвалидности вправе установить только орган медико-социальной экспертизы; факт иждивения устанавливается, в частности, судом и т.д.).

Не всегда совпадает и субъект процедурного правоотношения, принимающий решение о применении нормы права, с субъектом, непосредственно предоставляющим тот или иной вид социального обеспечения (например, решение о помещении пожилого гражданина или инвалида на полное или полустационарное обслуживание принимает орган социальной защиты, а обслуживание предоставляет соответствующее учреждение социального обслуживания).

Основанием возникновения процедурных правоотношений всегда является волеизъявление гражданина, который обращается в соответствующий компетентный орган по поводу предоставления конкретного вида социального обеспечения.В литературе высказана точка зрения, в силу которой под объектом процедурного правоотношения понимается именно результат определенных законом действий обязанного субъекта26.



Какой же должна быть последовательность действий органа, применяющего норму права? В научных работах, посвященных проблемам применения норм права, обосновывается наличие следующих основных стадий правоприменения: а) установление и анализ фактических обстоятельств дела; б) отыскание и анализ правовых норм, подлежащих применению; в) принятие решения и издание акта, закрепляющего это решение27.

Таким образом, объектом процедурного правоотношения является юридическое действие обязанного субъекта, завершающееся принятием акта применения права.

Содержание процедурных правоотношений составляют права и обязанности их субъектов: право граждан требовать от компетентного органа совершения определенного юридического действия и обязанность этого органа такие действия выполнить в установленные законом сроки и в установленном законом порядке(установить юридический факт, рассмотреть заявление и представленные документы, определить на основе их оценки право на тот или иной вид социального обеспечения, принять решение о его предоставлении).

В отличие от процедурных процессуальные отношения всегда возникают по поводу защиты нарушенного права в связи с обращением граждан со спором или жалобой на действия соответствующего органа (должностного лица).

Специфика данных отношений заключается в том, что они регулируются, как правило, не нормами права социального обеспечения, а нормами гражданского процессуального и административного права.

Круг субъектов из числа граждан такой же, как в материальных правоотношениях (о них шла речь в предыдущих параграфах). Что же касается других субъектов, то это органы, компетентные рассматривать споры и жалобы по вопросам социального обеспечения.

В силу ст. 46 Конституции РФ каждый гражданин может реализовать свое право на судебную защиту. Поэтому право на социальное обеспечение может защищаться по всем видам социального обеспечения в судебном порядке без каких-либо предварительных условий.

Специфика процессуальных правоотношений в случае судебной защиты гражданином нарушенного права обусловлена тем, какой формой защиты он хочет воспользоваться: в виде искового требования к ответчику или в форме судебного обжалования действий, нарушивших его права. В первом случае рассмотрение спора регулируется нормами гражданского процессуального права, а во втором — нормами Закона РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободу граждан»28.

Решение по жалобе в пользу заявителя, как правило, влечет отмену или изменение обжалованного действия (решения).

Процессуальное правоотношение возникает в связи с обжалованием решений органов (должностных лиц), осуществляющих социальное обеспечение, также в административном порядке. К сожалению, такой порядок обжалования действий и решений определен лишь в самой общей форме.

Что касается общих правил административного производства по жалобам, то они следующие. Жалобы подаются в исполнительный орган (должностному лицу), к непосредственному ведению которого относится разрешение поставленного гражданином вопроса об оспаривании правомерности действий или решений подчиненного ему должностного лица или органа. Запрещается направлять жалобы для разрешения тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы. Если жалоба поступила в орган, не компетентный разрешить ее, он обязан в пятидневный срок направить ее компетентному органу с уведомлением об этом гражданина.

Гражданин вправе требовать, а компетентный орган обязан рассмотреть жалобу в месячный срок со дня ее поступления. Если жалоба не требует дополнительной проверки, она должна быть разрешена безотлагательно, но не позднее 15 дней. При необходимости дополнительной проверки сведений, содержащихся в жалобе, срок ее рассмотрения в порядке исключения может быть продлен до двух месяцев.

Решение по жалобе должно быть мотивированным, положительное решение — обоснованным, а исполнение решения — организованным. Оно своевременно сообщается гражданину. Если гражданин не согласен с решением по жалобе, он вправе обжаловать это решение в административном порядке в вышестоящий исполнительный орган, либо в суд. В связи с таким обращением вновь возникнут процессуальные отношения по защите гражданином своего нарушенного права.

 

Контрольные вопросы:

1. В каких правоотношениях, регулируемых нормами права социального обеспечения, объектом отношения является материальное благо?

2.Кто является субъектами правоотношений по социальному обеспечению?

3 Каковы содержание, основания возникновения, изменения и прекращения пенсионных правоотношений, возникающих по поводу: а) пенсии по старости; б) пенсии за выслугу лет; в) пенсии по инвалидности; , пенсии по случаю потери кормильца; д) социальной пенсии.

4. С какими юридическими фактами связано возникновение правоотношений по обеспечению граждан пособиями и компенсационными-выплатами? Каково их содержание?

5. Кто является субъектами правоотношений по социальному обслуживанию? Какие юридические факты влекут возникновение и прекращение данных правоотношений?

6. По поводу каких видов медицинской помощи возникают правоотношения? Каково их содержание и кто является их субъектами?

7. Каковы содержание правоотношений по обеспечению граждан лекарственной помощью и их субъекты?

8. Что является объектом процедурных и процессуальных отношений, регулируемых правом социального обеспечения?

9. Какие юридические факты, необходимые для возникновения материального правоотношения по социальному обеспечению, могут устанавливаться компетентными органами? Что это за органы? Каково содержание данных правоотношений?

10. Между какими субъектами возникают правоотношения по поводу реализации гражданами права на тот или иной вид социального обеспечения? Что является объектом данного правоотношения?

11. В каком порядке граждане могут обжаловать действия органов (должностных лиц), осуществляющих социальное обеспечение?

12. Дайте общую характеристику правоотношений, возникающих в связи с обращением граждан со спорами по вопросам социального обеспечения.

 


1 Алексеев С.С. Общая теория права М., 1982. Т. 2 С 85.

2 См . Теория права и государства: Учебник. М., 1995 С. 132.

3 См.: Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР. М., 1980. С. 109

4 См.: Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986. С. 58.

 

5 См.: Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть. М., 1998. С.73.

6 См.: Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1999. С. 66.

7 См : Протасов В Н Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М., 1999. С. 61.

 

8 См : Зажин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М., 19'4 С. 66; Право социального обеспечения: Учебн. пособие. С 69.

9 См.: Батыгин К.С. Право социального обеспечения: Общая часть. С. 72.

11 См Протасов. В Н Указ соч. С 67

12 См.: Андреев В.С Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М, 1987. С 31.

13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 6.

 

14 См.: Ачаркан В.А. Государственные пенсии. М., 1967. С 72; Андреев B.C. Социальное обеспечение в СССР: Курс лекций. М., 1969. С. 100; ЗайкинА.Д. Указ. соч. С. 34.

15 К страховым пенсионным правоотношениям в данном случае не могут быть отнесены правоотношения, которые возникнут в порядке негосударственного пенсионного страхования, поскольку правовые нормы, их регулирующие, относятся к гражданскому праву, а не к праву социального обеспечения.

 

16 См. Зайкин А.Д. Указ соч. С 27

17 См Советское пенсионное право М , 1974 С 53

18 См Андреев В С Право социального обеспечения в СССР С.111.

 

19 См: Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения . 1974 С 16

20 См.: Астрахан Е.И. Некоторые вопросы пенсионного правоотношения по советскому трудовому праву//Учен. зап. ВИЮН. М., 1962. Вып. 14. С. 166-16/.

21 См.: Андреев B.C. Право социального обеспечения. М., 1974. С. 120, 123.

22 См.: Советское пенсионное право. С. 66-68.

 

23 См : Тарасова В А. Указ. соч. С. 18.

24 О пенсионном обеспечении см разд. II Особенной части

25 О круге лиц, подлежащих такому страхованию, см. гл. 25.

 

26 См.: Субботенко В.К. Процедурные правоотношения в социальном обеспечении. Томск, 1980. С. 156.

27 См : Александров Н.Г. Применение норм советского социалистического права. M.1958. С. 9; Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1973. Т. 2. С. 233—234; Дюрягин И Я. Применение норм советского права: Теоретические вопросы. Свердловск, 1973. С. 51.

 

28 Ведомости РФ. 1993. №19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. №51 Ст. 4970

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.