Сделай Сам Свою Работу на 5

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.





К специфическим признакамформ социального обеспечения принято относить: 1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение; 2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника; 3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов; 4) систему органов, осуществляющих социальное обеспечение[122].

Значение организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.

Исторический путь, который прошли в своем становлении системы социального обеспечения развитых стран, свидетельствует о том, что основополагающим критерием при выборе той или иной формы социального обеспечения является социальное положение человека, т.е. обеспечивается ли он как работник (настоящий либо в прошлом) либо как член общества вне всякой связи с трудовой деятельностью. Именно с учетом этого критерия в развитых странах сложились на национальном уровне две основные формы социального обеспечения: работника (в случае смерти — его семьи) в порядке обязательного социального страхования и члена общества без учета его трудового вклада в порядке государственного социального обеспечения. Эти формы во многих государствах применяются в сочетании с многообразными дополнительными формами (отраслевым, профессиональным, производственным страхованием; системами социального обеспечения, в основу которых положены накопительные принципы, и др.).



Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также муниципальные и локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов.



Рассмотрим каждую из этих форм.

Обязательное социальное страхование в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»[123] представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

В этом законе впервые закреплены основные принципы осуществления обязательного социального страхования:устойчивость его финансовой системы, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность реализации социальных гарантий для застрахованных лиц; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение страховщиком обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления; уплата страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.



Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной государственной собственностью.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы; дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; штрафные санкции и пеня; денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования; иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Тарифы страховых взносов по всем видам обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами. По существу они являются составными частями единого социального налога. Размеры тарифов дифференцируются с учетом вероятности наступления страховых рисков, необходимости обеспечения полного исполнения страховых обязательств и создания соответствующих резервов.

В случае нехватки денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить выплаты по обязательному социальному страхованию. Практически такие дотации в федеральном бюджете не предусматриваются, поскольку фонды социального страхования обеспечивают исполнение страховых обязательств.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ. В то же время одним из основных принципов обязательного социального страхования является принцип паритетности участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления данной системы.

В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:

• Пенсионный фонд РФ;

• Фонд социального страхования РФ;

• Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы. Их тарифы, т.е. размеры по отношению к начисленному заработку, устанавливаются законом, как и порядок уплаты взносов. Плательщиками взносов являются работодатели.

Государственный фонд занятости упразднен. Следовательно, обязательного социального страхования по безработице в нашей стране в настоящее время нет, хотя оно предусмотрено Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования». Однако это не означает, что прекращено соответствующее социальное обеспечение безработных, в частности выплата им пособий по безработице. Социальное обеспечение безработных теперь осуществляется за счет бюджетных ассигнований.

С января 2001 г. введен «единый социальный налог (взнос)».С 1 января 2002 г. внесены коррективы в главу 24 Налогового кодекса РФ, которая предусматривала установление и взимание этого налога, а сам налог назван «единым социальным налогом».

Средства единого социального налога поступают в соответствующие Фонды обязательного социального страхования либо непосредственно, либо через федеральный бюджет (последнее относится к средствам, предназначенным для выплаты базовой части трудовых пенсий).

В соответствии с Налоговым кодексом РФ обязанными уплачивать единый социальный налог признаются все работодатели, производящие выплаты наемным работникам (первая группа), а также индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты (вторая группа).

Введен равный для всех объект налогообложения: это практически все доходы, начисленные работодателями в пользу работника, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам, выплаты в виде материальной помощи и иные выплаты. В отличие от прошлых правил объект обложения уже не различается в зависимости от вида социального страхования. Исключение предусмотрено лишь для платежей, предназначенных для передачи в Фонд социального страхования: в данном случае в налоговую базу, помимо некоторых выплат, не входящих в нее, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам. Исключение предусмотрено в связи с тем, что граждане, работающие по таким договорам, не получают пособий и других видов социального обеспечения за счет указанного фонда.

Ставки единого социального налога, введенного с 1 января 2001 г., дифференцированы по двум указанным выше группам налогоплательщиков и по уровню дохода (налоговой базе) на каждого работника (доход исчисляется с начала года нарастающим итогом). Для примера приведем данные уплаты социального налога налогоплательщиками первой группы с распределением его по соответствующим фондам (см. табл. 1).

Налоговым кодексом предусмотрены льготы по налогообложению, порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками двух указанных выше групп; предусмотрены переходные положения к социальному налогу.

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения единого социального налога осуществляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использованием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательством РФ. Таким образом, в 2001—2002 гг. существенно изменены все правила начисления платежей в перечисленные фонды (их размеры, порядок определения налоговой базы, налоговые льготы и т.д.), а также организация их аккумуляции. Однако сущность обязательного социального страхования сохраняется[124], за исключением пенсионного обес

Таблица 1

Налоговая база на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Федеральный бюджет Фонд Социального страхования РФ Фонды обязательного медицинского страхования Итого
Федеральный фонд обязатель- ного медицин- ского страхова- ния Территориальные фонды обязатель- ного медицин- ского страхова- ния
До 100000 руб. 28% 4,0% 0,2% 3,4% 35,6%
От 100001 руб. до 300000 руб. 28000 руб. + 15,8% с суммы, превыша- ющей 100000 руб. 4000 руб. + 2,2% с суммы, превыша- ющей 100000 руб. 200 руб. + 0,1% с суммы, превыша- ющей 100000 руб. 3400 руб. + 1,9% с суммы, превыша- ющей 100000 руб. 35600 руб. + 20,0% с суммы, превыша- ющей 100000 руб.
От 300001 руб. до 600000 руб. 59600 руб. + 7,9% с суммы, превыша- ющей 300000 руб. 8400 руб. + 1,1% с суммы, превышаю- щей 300000 руб. 400 руб. + 0,1% с суммы, превыша- ющей 300000 руб. 7200 руб. + 0,9% с суммы, превыша- ющей 300000 руб. 75600 руб. + 10,0% с суммы, превыша- ющей 300000 руб.
Свыше 600000 руб 83300 руб. + 2,0% с суммы, превыша- ющей 600000 руб. 11700руб. 700 руб. 9900 руб. 105600руб. + 2,0% с суммы, превыша- ющей 600000 руб.

 

печения застрахованных и их семей — с 1 января 2002 г. в России введена по существу обязательная индивидуально-накопительная система пенсионного обеспечения, вместо страховой распределительной системы (см. раздел II учебника).

Весьма сложная система взимания обязательных платежейпредусмотрена для выплаты трудовых пенсий. Непосредственно в ПФР поступает лишь половина единого социального налога под видом обязательных пенсионных взносов. Половина этого налога зачисляется, как отмечалось, в федеральный бюджет и затем перечисляется в ПФР в объеме, необходимом для выплаты базовой части трудовых пенсий. Часть этого налога, превышающая потребность для выплаты базовой части трудовых пенсий, остается в федеральном бюджете.

Тарифы страховых взносов, уплачиваемых в ПФР,установлены Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Они делятся на две части. Одна часть предназначена для финансирования страховой части трудовой пенсии, а другая — для финансирования накопительной части трудовой пенсии. При этом процентное соотношение платежей между их частями зависит от возраста застрахованного. Чем моложе застрахованный, тем большая часть страховых взносов предназначена для финансирования накопительной части и наоборот. За тех, кто 1967 г. рождения и моложе, например, при налоговой базе до 100 000 руб. для финансирования страховой части пенсии направляется 8% страховых взносов, а накопительной части 6% (из 14%), а за тех, кто 1952 г. рождения (мужчины) и 1956 г. (женщины) и старше все страховые взносы £14%) уплачиваются лишь для финансирования страховой части.

Далее в качестве примера приводится таблица 2 о тарифах страховых взносов для всех работодателей (страхователей), кроме выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств (для них страховые платежи пониже).

Этим же законом определены тарифы страховых взносов для граждан 1967 г. рождения и моложе на переходный период: на 2002—2003, 2004 и 2005 годы. Они несколько ниже тех, которые приведены в таблице 2.

Проанализировав способы аккумуляции финансовых средств в соответствующих внебюджетных фондах социального страхования, необходимо рассмотреть вопрос о круге субъектов, подлежащих обеспечению в порядке обязательного социального страхования,и видах предоставляемого данному кругу лиц социального обеспечения.

К таким субъектам относятся все застрахованные, а в случае смерти застрахованного — его семья. Застрахованные лица — это граждане России, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Виды страхового обеспечениясоответствуют конкретным видам социального страхового риска.

Таблица 2

База для начисления страховых взносов на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года Для мужчин 1952 г. рождения и старше и женщин 1956 г. рождения и старик Для мужчин 1953 г. по 1966 г. рождения и старше и женщин 1957 по 1966 г. рождения Для лиц 1967 г. рождения и моложе
на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии м финансирование страховой часта трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии на финансирование страховой части трудовой пенсии на финансирование накопительной части трудовой пенсии
до 100 000 рублей 14,0 процента 0,0 процента 12,0 процента 2,0 процента 8,0 процента 6,0 процента
от 100 001 рубля до 300 000 рублей 14000 рублей + 7,9% с суммы, превышающей 100 000 рублей 0,0 процента 12000 рублей + 6,8% с суммы, превышающей 100 000 рублей 2000 рублей + 1,1% с суммы, превышающей 100 000 рублей 8 000 рублей + 4,5% с суммы, превышающей 100 000 рублей 6 000 рублей + 3,4% с суммы, превышающей 100 000 рублей
от 300 001 рубля до 600 000 рублей 29 800 рублей + 3,95% с суммы, превышающей 300 000 рублей 0,0 процента 25600 рублей + 3,39% с суммы, превышающей 300 000 рублей 4200 рублей + 0,56% с суммы, превышающей 300 000 рублей 17000 рублей + 2,26% с суммы, превышающей 300 000 рублей 12 800 рублей + 1,69% с суммы, превышающей 300 000 рублей
Свыше 600 000 41 650 рублей 0,0 процента 35770 рублей 5880 рублей 23780 рублей 17870 рублей

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» к видам социальных страховых рисковотносит следующие: необходимость получения медицинской помощи, временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находившихся на его иждивении.

Каждый из указанных выше социальных рисков после его наступления трансформируется в страховой случай, с наступлением которого у страховщика возникает обязанность осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. При этом к видам страхового обеспечения относятся следующие: предоставление застрахованному необходимой медицинской помощи, оплачиваемой медицинскому учреждению по обязательному медицинскому страхованию; пенсионное обеспечение по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца; обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, отпуском по беременности и родам, отпуском по уходу за ребенком до достижения им возраста полугора лет, по безработице (ныне это не страховое пособие); женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; в случае санаторно-курортного лечения; на погребение. Это также и оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Кто же является участниками отношений по обязательному социальному страхованию?Прежде всего, это страхователи, страховщики и сами застрахованные лица.

Страхователи — это организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные уплачивать страховые платежи. Страхователями являются и органы исполнительной власти, местного самоуправления, обязанные в соответствии с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы.

Страховщики — некоммерческие организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Так как в России на современном этапе, по существу, только началось формирование единой системы обеспечения в порядке обязательного социального страхования, органы, предоставляющие те или иные виды страхового обеспечения, как правило, страховщиками не являются. Так, пенсионное обеспечение застрахованных и страховое обеспечение от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания осуществляется страховщиками. В то же время обеспечение многими иными видами пособий возложено действующим законодательством на различные органы (службы занятости, работодателя). Санаторно-курортное лечение застрахованным предоставляется по решению профсоюзных органов. К числу страховщиков сейчас относятся сами фонды, аккумулирующие соответствующие средства и распределяющие их между органами, непосредственно предоставляющими застрахованным страховое обеспечение. Очевидно, это не лучший способ организации функционирования системы обязательного социального страхования, поскольку при нем разобщается система «собирания» средств и их распределения. Пожалуй, более оптимальным было бы решение о создании единой системы органов, осуществляющих обязательное социальное страхование, в структуре которые

функционировали бы относительно самостоятельные подсистемы в зависимости от конкретного вида обязательного социального страхования (пенсионного; от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; в случае временной утраты заработка или снижения его размера при наступлении определенных страховых случаев; медицинского). С принятием Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» созданы предпосылки для полноценного функционирования в России наиболее адекватной потребностям рынка труда такой формы социального обеспечения, как обязательное социальное страхование.

Вторая централизованная форма социального обеспечения — это социальное обеспечение за счет бюджетных средств.При этом имеется в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, т. е. гарантируются самим государством. На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.

Специфика круга лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, заключается в том, что он охватывает, во-первых, лиц, получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой они не подлежат обязательному социальному страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными; во-вторых, все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.

К первой категории относятся, например, военнослужащие, служащие органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, горноспасательных частей, налоговой полиции и др. За счет средств Федерального бюджета им выплачиваются пенсии, пособия, предоставляются иные виды социального обеспечения именно в связи с прохождением данного вида службы.

Ко второй категории, как уже говорилось, относится все население страны, включая граждан из числа застрахованных, а также проходящих службу, поскольку определенные виды социального обеспечения гарантии гражданину как члену общества вне всякой связи с его трудом.

К таким видам обеспечения относятся: социальные пособия в связи с рождением ребенка; ежемесячные пособия на ребенка до достижения им 16 (учащимся 18) лет; социальное пособие на погребение; пособие по безработице гражданам, ищущим работу впервые или после длительного перерыва; государственная социальная помощь; различного рода компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством (например, трудоспособным, неработающим гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом; учащимся на питание; приемной семье на содержание детей и т.д.); социальная помощь на дому одиноким пожилым гражданам и инвалидам I и II групп, нуждающимся в постороннем уходе; полустационарное и полное стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспортными средствами; протезно-ортопедическая помощь; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение пожилых граждан и инвалидов; содержание детей в детских учреждениях; различного рода льготы. Указанные виды социального обеспечения предоставляются любому гражданину при наступлении обстоятельств, указанных в законодательстве, и независимо от того, что он получает те или иные виды страхового обеспечения либо иные виды социального обеспечения за счет бюджетных средств.

Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств (Минобороны, МВД, ФСБ и др.), а также органы социальной защиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения,когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую формы социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

Круг лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, достаточно широк. Сюда относятся, например, судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты и другие граждане, работающие по трудовому договору (контракту), они относятся к числу застрахованных и в качестве таковых полурот все виды страхового обеспечения в порядке обязательного социального страхования. В то же время, учитывая особую значимость их деятельности, государство вводит для них некоторые виды обеспечения за счет бюджетных средств: пенсионное обеспечение, а для судей — пожизненное денежное содержание; доплаты к пенсии; санаторно-курортное лечение; отдельные виды пособий. Уровень таких видов обеспечения гораздо выше того, который гарантируется застрахованным.

Будущее данной формы, очевидно, зависит от общего вектора развития системы социального обеспечения в России и, в частности, от того, станет ли дифференциация в социальном обеспечении в зависимости от социального положения человека определяющим принципом или общество сочтет такой принцип нарушающим представления о социальной справедливости.

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.

К числу муниципальных, локальных форм социального обеспеченияотносятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты человека, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц, для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе муниципальные и локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще ограничены.

Контрольные вопросы:

1. Какими объективными причинами обусловлено становление и функционирование в обществе систем социального обеспечения?

2. Раскройте основные этапы зарождения и развития систем социального обеспечения, в том числе в России.

3. Каковы основные черты систем социального обеспечения в настоящее время в развитых странах?

4. Выделите сущностные признаки социального обеспечения и дайте его определение.

5. Каково содержание социального страхования и социальной защиты населения?

6. Определите место социального обеспечения в системе социальной защиты населения.

7. Перечислите основные функции социального обеспечения, которые определяют его значение.

8. Каковы содержание права гражданина и человека на социальное обеспечение и его основные элементы?

9. Что такое социальная политика и какое место в ней занимает политика в сфере социального обеспечения?

10. Что сказано в Конституции РФ о социальном государстве и его политике?

11. Какова роль государства в обеспечении реализации прав человека на социальное обеспечение?

12. В чем конкретно заключаются гарантии государства в обеспечении прав гражданина на социальное обеспечение?

13. Расскажите об основных этапах формирования российской пенсионной системы и кратко оцените ее состояние к началу 2003 г.

14. Каковы значение социального обслуживания в системе социального обеспечения и его состояние в современный период?

15. Что понимается под формами социального обеспечения, в чем их основное различие?

16. Каковы основное содержание Федерального закона «Об основах социального страхования» и значение этого закона?

17. Назовите внебюджетные централизованные фонды обязательного социального страхования, источники их доходов. Каково целевое назначение этих фондов?

 


[1] См.: Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. М., 1986. С. 7.

[2] См.: Социальная защита населения в регионе: Учебн. пособие. Екатеринбург, 1999. С. 13.

 

[3] См.: там же. С. 15.

[4] См.: Социальная защита населения в регионе. С. 18.

[5] Шеламыгин И. И. Фабрично-трудовое законодательство в России (2-я половина XIX века). М., 1947. С. 87 и след.

[6] Хохлов Е.Б. Очерки истории правового регулирования труда в России. СПб.,

2000. С. 7.

[7] Андреев B.C. Право социального обеспечения в СССР: Учебник. М., 1987. С. 83.

[8] Шелымагин ИМ. Фабрично-трудовое законодательство в России. М., 1947. С. 87.

[9] Цит. по: Хохлов Е.Б. Указ. соч. С. 78.

[10] Хохлов Е.Б. Указ. соч. С. 78.

[11] Любимов Б. Социальное страхование в прошлом и настоящем. М., 1925. С. 98.

[12] Андреев B.C. Указ. соч. С. 85.

[13] Хохлов Е.Б. Указ. соч. С. 86.

[14] Андреев B.C. Указ. соч. С. 86.

[15] См.: Социальная защита за рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия / Под ред. М.Л. Захарова. М., 1993. С. 10.

[16] См.: Социальная защита за рубежом: Великобритания, ФРГ, Франция, Швеция, США, Австралия / Под ред. М.Л. Захарова. М., 1993. С. 11.

 

 

[17] См.: Социальное страхование и социальная защита: Доклад Генерального Директора МВТ на Международной конференции труда. Женева, 1993.

 

[18] См : Иванова Р.И. Указ, соч. С. 16.

[19] О современном состоянии законодательства о социальном обеспечении и организационно-правовых формах его осуществления см : Трудовое и социальное право зарубежных стран. М., 2002.

[20] СУ 1917. №2. Ст. 17.

 

[21] СУ РСФСР. 1917. № 2. Ст. 25.

[22] СУ РСФСР.1917. № 3. Ст. 34

[23] СУ РСФСР. 1917. № 13. Ст. 188.

[24] СУ РСФСР. 1917. № 8. Ст. 111.

[25] СУ РСФСР. 1917. № 13. Ст. 186.

[26] СУ РСФСР. 1917. № 8. Ст. 111.

[27] СУ РСФСР. 1918. № 89. Ст. 906.

[28] СУ РСФСР. 1919. № 6. Ст. 62.

[29] СУ РСФСР. 1919. № 17. Ст. 180.

[30] СУ РСФСР. 1918. № 57. Ст. 631.

[31] СУ РСФСР. 1918. № 99. Ст. 1014.

[32] СУ РСФСР. 1919. № 2. Ст. 20; № 19. Ст. 220.

[33] СУ РСФСР. 1919. № 18. Ст. 208.

 

[34] СУ РСФСР. 1919. № 20. Ст. 238.

[35] СУ РСФСР. 1921. № 76. Ст. 627.

[36] СУ РСФСР.1921.№79. Ст. 672.

[37] СУ РСФСР. 1921. № 79. Ст. 681.

[38] СУ РСФСР. 1921. №79. Ст. 682.

[39] СУ РСФСР. 1921. №79. Ст. 668.

[40] СУ РСФСР. 1921. №79. Ст. 669.

[41] СУ РСФСР. 1922. №1. Ст. 23.

[42] СУ РСФСР. 1921. № 80. Ст. 697.

[43] СУ РСФСР. 1922. № 1. Ст. 20.

[44] СУ РСФСР. 1924. №1. Ст. 8.

[45] СУ РСФСР. 1921. № 47. Ст. 232.

[46] См.: Вопросы страхования. 1923. № 24. С. 14.

[47] СУ РСФСР. 1921. № 48. Ст. 236

[48] СУ РСФСР. 1923. № 74. Ст. 723.

[49] См.: Вопросы страхования. 1926 № 4. С. 2.

[50] См.: Бюллетень Наркомздрава. 1924. № 8-9. Ст. 9-10

[51] СУ РСФСР. 1924. № 7. Ст. 44; СУ РСФСР. 1924. № 57. Ст. 567.

[52] СЗ СССР. 1926. № 20. Ст. 131.

[53]СУ РСФСР. 1926. № 86. Ст. 627.

[54] СЗ СССР. 1927. № 3 Ст. 30.

[55] Известия НКТ СССР. 1926. № 27-28. С. 20-21.

[56] См.: еженедельник Наркомпроса. 1926. № 25. С. 4—5.

[57] СЗ СССР. 1928. № 17. Ст. 145

[58] См: постановление ВЦИК СНК РСФСР от 30 ноября 1931 г. «О пенсионном обеспечении работников изобразительных искусств» — СУ РСФСР. 1931. № 73. Ст. 517.

[59] См.: Вопросы социального обеспечения. 1930. № 7—8. С. 22.

[60] См.: Известия НКТ СССР. 1928. № 3. С. 40-41; СЗ СССР. 1929. № 32. С. 289.

[61] СЗ СССР. 1931. № 41. Ст. 283.

[62] См.: Известия НКТ СССР. 1932. № 20. Ст. 265-268.

[63] См.: Известия НКТ СССР. 1932. № 30. Ст. 380.

[64] СЗ СССР. 1933. № 63. Ст. 378

[65] СУ РСФСР. 1931. № 16. Ст. 184.

[66] СЗ СССР. 1937. № 22. Ст. 88.

[67] СП СССР. 1940. № 19. Ст. 465.

[68] СП СССР. 1941. № 15. Ст. 282.

[69] См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1941. № 30.

[70] См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1944. № 37.

[71] СП РСФСР. 1946. № 5. Ст. 21.

[72] См.: Социальное обеспечение в СССР. Сборник нормативных актов. 1986. С. 408.

[73] СУ РСФСР. 1924. № 7. Ст. 44; № 57. Ст. 567.

[74] См.: Социальное обеспечение в СССР. М.: Профиздат, 1962. С. 84.

 

[75]СП СССР. 1963. № 20. Ст. 198.

[76] СП СССР. 1967. №23. Ст. 161.

[77] СП СССР. 1974. № 21. Ст. 121.

[78] СП СССР. 1968. № 4. Ст. 18.

[79] СП СССР. 1968. № 23. Ст. 172.

[80] СП СССР. 1968. №13. Ст. 82.

[81] СП СССР. 1970. № 15. Ст. 123.

[82] См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1973. № 48. Ст. 678.

[83] СП СССР. 1976. № 6. Ст. 29; 1977. № 20. Ст. 124.

[84] СП СССР. 1972. № 17. Ст. 86.

[85] СП СССР. 1975. №1. Ст. 1.

[86] СП СССР. 1978. № 18. Ст. 110.

[87] СП СССР. 1979. № 24. Ст. 152, 154.

[88] СП СССР. 1979. № 24. Ст. 154.

[89] СП СССР. 1979. № 14. Ст. 89.

[90] СП РСФСР. 1986. № 5. Ст. 33.

[91] СП СССР. 1982. №5. Ст. 26.

[92] СП СССР. 1980. № 9. Ст. 62; 1981. № 12. Ст. 71; 1985. № 9. Ст. 34.

[93] СП СССР. 1984. № 13. Ст. 84

[94] СП РСФСР. 1983. № 12. Ст. 69.

[95] См.: Астрахан Е.И. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим. М., 1971.

[96] Астрахан Е.И. Указ. соч. С. 207.

 

[97] См.: Иванова Р.И. Указ соч. С. 8

[98] См.: Иванова Р.И. Указ. соч. С. 22.

[99] См.: Батыгин К.С. Право социального обеспечения. Общая часть: Учебн. пособие. М., 1998. С. 7.

[100] См.: Шайхатдинов В.Ш. Система социальной защиты и обеспечения населения современной России // Социальная защита населения в регионе. С. 58.

[101] См.: Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебно-справочное пособие. М., 1997. С. 7.

 

[102] См.: Чорбинский С.И. Социальная работа и социальные программы в США. М., 1992. С. 23.

[103] См.: Дельпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. М., 1993. С. 231.

[104] См.: Социальное страхование и социальная защита. Доклад Генерального Директора МВТ МОТ на Международной конференции труда.

[105] Функции данного министерства впоследствии были возложены на Минтруда.

[106] Социальная защита населения. М., 1992. С. 24.

[107] Социальная защита населения. М., 1992. С. 25.

[108] См.: Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.