|
в образовательном процессе ДОО»
Семинар-практикум «Культурологический подход
Дата и время проведения:25 – 26.02.2016 г., 09.00 – 11.00
Место проведения: МКОУ ДПО РЦ, ул. Мира, 116, каб. 6.
Участники:педагоги-психологи МБУ, реализующие ООП ДО г.о. Тольятти.
Слайд
| Текст
| Культурологический подход в образовательном процессе ДОО
| Тема семинара-практикума. План работы.
| Культурологический подход в личностно-ориентированной парадигме гуманистической концепции современного образования
| 2 часть. Культурологический подход в личностно-ориентированной парадигме гуманистической концепции современного образования
Модернизация всегда связана с изменением концептуальных основ, составляющих ядро сферы деятельности, структурных и функциональных компонентов. Сегодня центром инновационного поиска разработки функциональных компонентов современного образования является человек как составная часть и потребитель культуры. Анализ современной образовательной системы (для нас – система дошкольного образования) показывает, что результаты её функционирования в недостаточной степени отвечают запросам общества и государства. Подобно тому, как социально-экономическая и политическая системы проверяются жизненным самочувствием своих граждан, так образовательная система получает свою оценку в соответствии с предоставляемыми ею возможностями для самоосуществления человека (ребенка) в культуре [1].
В настоящее время утверждается то направление в образовательной практике, которое обеспечивает его подлинную гуманизацию и гуманитаризацию, и которое представляет иную концепцию процесса образования. В ее основе лежит принцип культуросообразности образования, никоим образом не противоречащий, а дополняющий и необходимо обогащающий научное содержание образования.
| Культурологический подход основан на использовании в процессе обучения и воспитания опыта ребенка и его семьи, на обеспечении ведущей роли социокультурного контекста развития, активизации деятельности ребенка, освоении знаково-символической структуры деятельности своего народа, творческом характере развития.
| Культурологический подход к образованию -это культурно-историческая парадигма, идущая на смену развивающему образованию. Суть ее состоит в признании приоритета культуры в образовании, воспитании и общественном развитии. Это значит, что в процессе воспитания и обучения человек не просто изучает культуру, а проживает и переживает ее как свой образ жизни и деятельности, как определенную культурную среду, а также продолжает ее развивать.
Современные требования образования определяют направленность образовательной деятельности на качественное образование, результатом которого выступает формирование свободной самостоятельной личности, способной конструировать свой внутренний мир на основе ориентации в мире культуры, ее ценностей, теорий, правил и, оставаясь неповторимым, сосуществовать с другими людьми, быть способным к совместному решению проблем самого разного характера. Только человек, осознающий себя носителем определенных культурных и иных ценностей способен адекватно выбирать глобальные и текущие цели своей деятельности, и, проявляя необходимую гибкость, диктуемую обстоятельствами, неуклонно продвигаться к ее осуществлению[4].
В рамках культурологического подхода необходимо изменяются и личностные позиции участников педагогического процесса - и не только ребенка, но и педагога. Применительно к воспитаннику сегодня настойчиво утверждается личностно-ориентированный подход, который выражается в осознании и отношении к ребенку как целостной личности, готовой и способной к многоразличному отношению к миру. Речь идет об отношенческом потенциале личности педагога, который невольно проявляется в нем как в индивидуальности - его способе мышления, своеобразии видения предметов и явлений, оттенках эмоциональных суждений, языке и стиле общения и т.п.
Н.В.Кузьмина выделяет в структуре профессионально-педагогической деятельности пять основных функций: гностическую (познавательную), конструктивную, коммуникативную, информационную, организационную.
| Для индивида есть один способ приобщения к культуре - проделать в кратчайший срок тот путь, который духовно уже пройден человечеством. Личность, чтобы «догнать человечество», должна прожить «для себя» культуру, т.е. пройти ее этапы в своем духовном развитии. С другой стороны, она должна участвовать в современном большом диалоге, полилоге культур и сознаний. Так осуществляется связь единичного с универсальным, всеобщим. Решить эти задачи призвано образование.
Культурологический подход – это, прежде всего, принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом. Он сосредоточивает внимание на человеке как субъекте культуры, способном вмещать в себя все «старые» смыслы культуры и одновременно производить новые.
| Естественный и эффективный способ передачи опыта человечества ребенку заключается в предоставлении возможностей для осуществления разнообразных культурных практик, а не только в передаче конкретных знаний, умений и навыков.
Для индивида есть один способ приобщения к культуре - проделать в кратчайший срок тот путь, который духовно уже пройден человечеством. Личность, чтобы «догнать человечество», должна прожить «для себя» культуру, т.е. пройти ее этапы в своем духовном развитии. С другой стороны, она должна участвовать в современном большом диалоге, полилоге культур и сознаний.
Культурологический подход позволяет трактовать усвоение культуры как процесс личностного открытия, создания мира культуры в себе, участия в диалоге культур, при котором происходит индивидуально-личностная актуализация заложенных в ней смыслов. В первую очередь культурологический подход является принципиальной гуманистической позицией, признающей человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом. Он сосредоточивает внимание на человеке как субъекте культуры, способном вмещать в себя все «старые» смыслы культуры и одновременно производить новые.
Культурологический подход – это, прежде всего, принципиальная гуманистическая позиция, признающая человека субъектом культуры, ее главным действующим лицом.
Культурологический подход выступает методологическим принципом функционирования и развития современной системы образования, являясь основой познания человека и реалии окружающего мира. Вариативность моделей культуры, обусловливающих содержание культурологического метода познания, определяет многообразие его стратегий и тактик.
| «В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены методики, формы организации образовательной работы:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы»
ФГОС ДО
| Согласно ФГОС ДО: «В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее – парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы».
| Процесс проектирования культурных практик
| Процесс включает: ситуацию-пробу, игровой тренинг и самостоятельную деятельность / (индивидуальный/коллективный) проект.
| Ситуация – проба –
| Ситуация – проба – вид взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, в ходе которого педагог и воспитанники получают и присваивают информацию об объектах и явлениях реальной действительности, осознают проблемы и опыт этого взаимодействия.
| Требования к созданию ситуации-пробы
| - д.б. приближенной к жизни ребенка и оформленной таким образом, чтобы позволяла установить непосредственную связь с накопленным ребенком жизненным опытом;
- должна предоставлять возможность интерпретации с точки зрения участников ООД;
- должна содержать проблемы и конфликты;
д.б. обозреваемой и решаемой в условиях временных рамок и индивидуальных ЗУН и способностей детей; должна допускать различные варианты решения.
| Алгоритм проведения ситуации-пробы
| - Знакомство – введение проблемную ситуацию и ситуацию принятия решения.
- Поиск информации – разработка плана сбора информации, поиск альтернативных решений.
- Анализ полученной информации – сопоставление и оценка вариантов решения.
- Групповое обсуждение – аргументированная защита решений.
- Подведение итогов – оценка работы.
| Игровой тренинг –
| Игровой тренинг – процесс освоения, отработки действий, демонстрируемой, заявляемой стороны реальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Технология культурных практик – очень психологична, так как задействует все сферы личности (эмоциональную, ценностно-нравственную, когнитивную), использует в большинстве психологические формы и приемы воздействия (от проективной диагностики до рефлексии)
| Цели, которые решают тренинговые игры:
| - развитие коммуникативные навыков: эмпатия, снятие психологических и тактильных барьеров в общении, развитие доверия, групповой сплочение, повышение эффективности взаимодействия и работоспособности в группе, обучение недеструктивным формам проявления агрессии, разрешению конфликтов, обучение ораторскому мастерству;
- регуляция психических и эмоциональных состояний;
- развитие внимания; концентрации, креативного мышления; предпосылкам УУД;
- расширение социально-ролевого потенциала участников игрового тренинга, анализ существующих коммуникативных установок и образование новых.
| Порядок проведения игрового тренинга
| - Подготовительный этап (организационно-рефлексивный):
- выбор объекта;
- определение цели;
- формирование групп.
2. Собственно игрой тренинг (практическая часть).
3. Завершающий этап (организационно-практический):
- оформление результатов практики;
- внешняя презентация результатов практики;
- групповое обсуждение (рефлексия).
| Проект / самостоятельная деятельность детей –
| Проект / самостоятельная деятельность детей – познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность детей при сопровождении педагога, имеющая проблему, цель, согласованные методы и способы решения детьми проблемы, направленные на достижение совместного результата.
Все этапы культурной практики могут существовать как взаимодополняющие, опосредующие виды деятельности, но могут существовать и как самостоятельные, конечные, завершенные, в зависимости от целей и содержания деятельности в структуре культурных практик.
| Содержание презентации КП:
- вид культурной практики
- ситуация –проба
- игровой тренинг (форма, методы, приемы, место проведения)
- самостоятельная деятельность/ проект
| 3. Практическая часть
Задание в подгруппах по 4-6 человека. Необходимо выбрать тему культурной практики: над развитием, формированием каких качеств, свойств личности будет организована работа. Привести примеры организации ситуации-пробы, формат, продолжительность игрового тренинга и условия для развития культурных самостоятельной деятельности.
Презентация проекта культурных практик психолога с воспитанниками ДОО.
| | Подведение итогов работы семинара-практикума. Анкета обратной связи.
|
Приложение 1
Приложение 2
Список нормативных правовых документов, регулирующих вид профессиональной деятельности специалиста в области педагогической психологии (деятельность по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся)
Нормативная документация:
Федеральные нормативные правовые акты:
• Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.).
• Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.), часть вторая от 26 января 1996 № 14-ФЗ (ред. от 21 июля 2014 г.), часть третья от 26 ноября 2001 № 146-ФЗ (ред. от 5 мая 2014 г.));
• Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 25 ноября2013 г., с изм. от 31 января 2014 г.)
• Федеральный закон от 03 декабря 2012г. № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»
- Законопроект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
• Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28 июня 2014 г.)
• Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 12 марта 2014 г.)
• Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 25 ноября 2013 г.)
• Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 25 ноября 2013 г.)
• Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 315-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
Постановления Правительства Российской Федерации
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. №23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (ред. от 23 сентября 2014 г.)
• Послание Президента Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г.
• «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» (Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761).
• Распоряжение Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг » (ред. от 25 июня 2014 г.).
• Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: «создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан Российской Федерации, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года
•Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
•Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы
•Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
• Общероссийские квалификационные справочники (ОКЗ, ЕКСД)
•ГОСТ 1.1- 2002 Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения;
•ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению;
•ГОСТ Р 1.5–2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения;
•Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)
•Профессионально-квалификационные справочники (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37) (с изменениями от 21 января, 4 августа 2000 г., 20 апреля 2001 г., 31 мая, 20 июня 2002 г., 28 июля, 12 ноября 2003 г., 25 июля 2005 г.,2010, 2012 г.,, в ред. от 12 февраля 2014 г.), а также корпоративные стандарты, учебно-программная документация по подготовке специалистов в данной области;
Методическая документация: (справочники, бюллетени, статьи, учебно-методические издания, ФГОС ВПО в рамках УГС «Образование и педагогика», «Гуманитарные науки», Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования),
Учебная документация (основные профессиональные образовательные программы высшего образования в рамках области знания «Образование и педагогика», «Гуманитарные науки», «Социальные науки», учебно-методические комплексы по вопросам работы с семьей),
Технологическая документация:
•План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р;
• Приказ Минтруда России №147н от 12 апреля 2013 г. об утверждении Макета профессионального стандарта
План-график подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 565.
Официальный сайт Агентства социальной информации www.asi.ru
Официальный сайт Российского детского фонда www.detfond.org
Официальный сайт Фонда «Общественное мнение» www.fom.ru
Сайт информационно-просветительской кампании «Наши дети»
Приложение 3
Виды культурных практик
| Ценностные ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка) на этапе завершения ДО
| Правовые практики
| - ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
| Практики культурной идентификации
| - ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
| Практики свободы
| - ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать
| Практики телесно-душевно-духовной целостности
| - у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими
- обеспечивают полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.
| Практики расширения возможностей способствуют детской деятельности
| - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|