Исследование языкового анализа и синтеза
КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ
ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
Анкетные данные
Фамилия, имя __________________________________________________________________________________
Возраст________________________________________________________________________________________
Школа, класс ___________________________________________________________________________________
Национальность (родной язык) ____________________________________________________________________
Приходящий или живущий в интернате ____________________________________________________________
Анамнез
1. Данные о наличии у родителей и родственников нервно-психических, соматических заболеваний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
2. Особенности протекания беременности у матери ____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
3. Роды (в срок, досрочные /в 8, 7 месяцев/, нормально протекающие, затяжные, стремительные, обезвоженные и др.) ___________________________________________________________________________________________
4. Стимуляция (химическая, механическая, электро-) __________________________________________________
5. Длительность родов ____________________________________________________________________________
6. Состояние ребёнка в момент рождения:
а) родовая травма _______________________________________________________________________________
б) асфиксия (белая, синяя) _______________________________________________________________________
в) когда закричал _______________________________________________________________________________
г) врождённые пороки ___________________________________________________________________________
д) вес ______________ рост______________
е) когда принесли кормить ________________________________________________________________________
ж) вскармливание (как сосал, наблюдались ли срыгивания, попёрхивания) _______________________________
_______________________________________________________________________________________________
Перенесённые заболевания
До 1-го года ____________________________________________________________________________________
После 1-го года _________________________________________________________________________________
Ушибы, травмы головы __________________________________________________________________________
Судороги при высокой температуре ________________________________________________________________
Раннее речевое развитие
Гуление ________________________________________________________________________________________
Лепет (время появления) __________________________________________________________________________
Характер лепета _________________________________________________________________________________
Фразовые слова _________________________________________________________________________________
Фразы _________________________________________________________________________________________
Были ли нарушения слоговой структуры ____________________________________________________________
Аграмматизмы __________________________________________________________________________________
Какие звуки долго произносились неправильно (характер неправильного произношения) ___________________
_______________________________________________________________________________________________
Характерные особенности понимания речи окружающих ______________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Занимались ли с логопедом, с какого возраста _______________________________________________________
Результаты логопедической работы ________________________________________________________________
Раннее психомоторное развитие
Головку держит с ___________ (в норме с 1,5 месяцев)
Сидит с ___________ (в норме с 6 месяцев)
Стоит с ___________ (в норме с 11-12 месяцев)
Ходит с ___________ (в норме с 1 года)
Первые зубы с ___________ (в норме с 6-8 месяцев)
К году зубов ___________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние звукопроизношения
Исследуемые звуки
Условия
| С
| С’
| З
| З’
| Ц
| Ш
| Ж
| Щ
| Ч
| Л
| Л’
| Р
| Р'
| При изолированном произношении
| | | | | | | | | | | | | | С
Л
О
Г
О
В
| открытых без стечения согласных
| | | | | | | | | | | | | | закрытых без стечения согласных
| | | | | | | | | | | | | | со стечением согласных
| | | | | | | | | | | | | | С
Л
О
В
| в начале
| | | | | | | | | | | | | | в середине
| | | | | | | | | | | | | | в конце
(кроме звонких)
| | | | | | | | | | | | | | Во фразах
| | | | | | | | | | | | | | В связной речи
| | | | | | | | | | | | | |
Логопедическое заключение______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Воспроизведение звукослоговой структуры слова
СЫР ОТЕЧЕСТВО
СНЕГ ЭЛЕКТРИЧКА
РОЗА РАЗВЕДЧИКИ
ВЕСНА ЭКСКАВАТОРЩИК
ГНЕЗДО МИЛИЦИОНЕР
СЕНОКОС СКОВОРОДКА
КАРТОФЕЛЬ КОСМОНАВТ
ЗВЁЗДОЧКИ ВЕЛОСИПЕДИСТ
ГОСУДАРСТВО ЧИСТИЛЬЩИК
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анатомическое строение органов артикуляторного аппарата
Челюсти (дефекты верхней, нижней челюсти)_________________________________________________________
Прикус (передний открытый, боковой открытый, перекрёстный прикус, прогения, прогнатия) _______________
Зубы (двойной ряд зубов, отсутствие зубов, редкие зубы, очень мелкие зубы, вне челюстной дуги, диастемы между передними зубами)_________________________________________________________________________
Язык (толстый, мясистый, “географический” язык, длинный узкий язык, короткая подъязычная связка) _______
Твёрдое нёбо (высокое, “готическое”, низкое, плоское, наличие расщелин, их характер) ____________________
_______________________________________________________________________________________________
Мягкое нёбо (нормальное или укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка, отсутствие его) ____________________________________________________________________________________________
Губы (толстые, тонкие, наличие рубцов, короткая верхняя губа) _________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности ручной и речевой моторики
А. Исследование состояния ручной моторики
1. Ведущая рука _________________________
ведущая нога _________________________
ведущий глаз _________________________
2. Выполнение пробы Хэда:
показать правой рукой левое ухо ________________________________________________________________
показать левой рукой правое ухо ________________________________________________________________
показать части тела у напротив сидящего человека ________________________________________________
3. Оптико-кинестетическая организация движений (пробы на праксис позы):
соединить 1-ый и 2-ой пальцы в виде кольца ______________________________________________________
вытянуть 2-ой и 3-ий пальцы (остальные согнуты)_________________________________________________
вытянуть 2-ой и 5-ый пальцы (остальные согнуты) ________________________________________________
4. Динамическая организация движений пальцев:
а) перебор пальцев
- правой рукой ___________________________________________________________________________________
- левой рукой ___________________________________________________________________________________
- одновременно двумя руками ______________________________________________________________________
б) “игра на рояле”
- правой рукой ___________________________________________________________________________________
- левой рукой ___________________________________________________________________________________
- одновременно двумя руками ______________________________________________________________________
Б) Исследование речевой моторики
Параметры упражнения
| Наличие или
отсутствие
движения
|
Тонус
| Активность
|
Объём
|
Точность
|
Темп
|
Замена
| Синкинезии
| Переключение
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Для мышц лица
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Нахмурить брови
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Поднять брови вверх (удивиться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Зажмурить глаза
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Спокойно закрыть и открыть глаза
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Последовательно закрыть правый затем левый глаз
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Надуть щёки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Втянуть щёки
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Надуть только правую щеку
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Надуть только левую щеку
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Для челюстей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Рот широко открыть - закрыть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Нижняя челюсть вправо – влево
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Для губ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Растянуть губы в улыбке
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Вытянуть губы вперёд трубочкой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Улыбка-трубочка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Поднять верхнюю губу вверх
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Опустить нижнюю губу вниз
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Одновременно поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Для языка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Язык широкий – (“лопаточкой”) на нижней губе
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Высунуть узкий язык – (“жалом”)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3. Язык широкий – узкий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4. Широкий язык на верхнюю, на нижнюю губу (“качели”)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5. Круговое облизывание кончиком языка губ - (“вкусное варенье”)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6. Язык в форме “лодочки” (боковые края языка приподняты)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7. Язык в форме “чашечки”
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8. Пощёлкать (поцокать) языком
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9. Язык вправо-влево (“маятник”)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Для мягкого нёба
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1. Отрывисто на твёрдой атаке голоса при широко открытом рте произносить звук “А”
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2. Широко открыть рот и зевнуть
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи
Темп ___________________________________________________________________________________________
Ритм ___________________________________________________________________________________________
Употребление ударений (словесного, логического) ____________________________________________________
Употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое) __________________________
________________________________________________________________________________________________
Особенности голоса:
- сила голоса (слишком громкий, очень тихий, затухающий и т.д.) _______________________________________
- высота голоса (высокий, низкий, соответствие возрасту) ______________________________________________
- тембр голоса (хриплый, сиплый, резкий, с носовым оттенком и др.)_____________________________________
- употребление основных видов интонации, их оттенков _______________________________________________
- выразительность (нормальная, выразительная, монотонная) ___________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование слуховой функции и восприятия речи
1. Состояние биологического слуха (по данным медицинской карты) ____________________________________
_______________________________________________________________________________________________
2. Состояние восприятия речи _____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Исследование фонематического восприятия
/дифференциации фонем/
а) повторение серий слогов
серии из двух слогов
БА-ПА ПА-БА ГА-КА КА-ГА
ЗА-СА СА-ЗА СА-ША ША-СА
ЖА-ША ША-ЖА ЗА-ЖА ЖА-ЗА
ЧА-ТЯ ТЯ-ЧА ЩА-ЧА ЧА-ЩА
ТА-ДА ДА-ТА СА-ЦА ЦА-СА
ША-ЩА ЩА-ША СЯ-ЩА ЩА-СЯ
серии из трёх слогов
БА-ПА-БА ПА-БА-ПА ГА-КА-ГА КА-ГА-КА
ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА
ЦА-СА-ЦА СА-ЦА-СА СА-ША-СА ША-СА-ША
ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША ЧА-ТЯ-ЧА ТЯ-ЧА-ТЯ
б) дифференциация звуков в словах (на материале картинок)
П-Б; П’-Б’ ______________________________________________________________________________________
Т-Д; Т’-Д’ ______________________________________________________________________________________
К-Г; К’-Г’ ______________________________________________________________________________________
Ф-В; В’-Ф’______________________________________________________________________________________
Л-В; Л’-В’ ______________________________________________________________________________________
Л-Й; Л’-Й _______________________________________________________________________________________
Р-Л; Р’-Л’; Р-Л’__________________________________________________________________________________
Р, Р’-Й _________________________________________________________________________________________
С-З ____________________________________________________________________________________________
C-Ц____________________________________________________________________________________________
Ш-Ж___________________________________________________________________________________________
Ч-Щ____________________________________________________________________________________________
Ч-Ш ___________________________________________________________________________________________
Ч-Т’ ___________________________________________________________________________________________
С-Ш ___________________________________________________________________________________________
С-Ж ___________________________________________________________________________________________
С-Ш ___________________________________________________________________________________________
С-Ч ____________________________________________________________________________________________
З-Ж____________________________________________________________________________________________
М-М’___________________________________________________________________________________________
Л-Л’ ___________________________________________________________________________________________
в) придумывание предложений со словами-квазиомонимами
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Исследование языкового анализа и синтеза
1. Анализ предложений на слова
а) СТОЯТ ТЁПЛЫЕ ДЕНЬКИ.
- количество слов _________
- последовательность слов ______________________________________________________________________
- место слов в предложении _____________________________________________________________________
б) ОСЕНЬЮ ЧАСТО ЛЬЮТ ДОЖДИ.
- количество слов _________
- последовательность слов ______________________________________________________________________
место слов в предложении ________________________________________________________________________
в) ЗИМОЙ В ПОЛЕ УНЫЛО ВОЕТ ВЕТЕР.
- количество слов _________
- последовательность слов ______________________________________________________________________
место слов в предложении ________________________________________________________________________
г) ЖЁЛТЫЕ ЛИСТЬЯ ПАДАЮТ НА ЗЕМЛЮ
- количество слов _________
- последовательность слов ______________________________________________________________________
место слов в предложении ________________________________________________________________________
д) ИЗ ЛЕСА ВЫШЕЛ СТАРИК С БОЛЬШОЙ КОРЗИНОЙ
- количество слов _________
- последовательность слов ______________________________________________________________________
место слов в предложении ________________________________________________________________________
2. Слоговой анализ и синтез
а) определить количество слогов в слове:
МЫТЬ - КРОВАТЬ- ЛАСТОЧКА- ВЕСЕЛЕЕ-
б) отобрать картинки, в названии которых 3 слога (дом, собака, зонт, муха, капуста, парта, стол, карандаш, портфель, велосипед)
в) назвать слово, предложение, произнесённое по слогам:
ско-во-ро-да - те-ле-фон-
за-мо-ро-жен-ный - по-лу-чи-ла-
ка-на-ва - ко-тё-нок-
по-то-лок - бу-ма-га-
На-сту-пи-ла вес-на.
На сто-ле ле-жат кни-ги.
О-сень-ю лас-точ-ки у-ле-та-ют на юг.
На де-ревь-ях рас-пус-ти-лись поч-ки.
3. Фонематический анализ
а) выделение звука на фоне слова:
Определить, есть ли звук “М” в словах: мышка, дерево, рама, рак, дом, кошка, комната, лампа.
Определить, есть ли звук “Ч” в словах: чулок, горка, качели, чистый, дрова, ночь, печка, табуретка.
б) выделение первого звука из слова:
АСТРА- ИНЕЙ- СОЛОВЕЙ- КРАН-
УДОЧКА- МУХОМОР- ШКАФ- ГРЕБЕШОК-
ДРОВА- СВИСТОК- РВАНЫЙ-
в) выделение последнего звука в слове:
МАК – АИСТ- ТАНКИСТ- РАДУГА-
КАРАНДАШ – ПАЛЕЦ- МИЛИЦИОНЕР-
ДОМ - КРОВАТЬ- АВТОМОБИЛЬ-
г) определение места звука в слове (начало, середина, конец слова):
- определение места звука “Р” в словах:
РАКЕТА- АРБУЗ- ДРОВА-
САМОВАР- ПАРКЕТ- КРУГ-
МОРЖ- КОРКА- ДВОР-
- определение места звука “Ц” в словах:
ЦАПЛЯ- ЦВЕТОК- ПАЛЕЦ-
НАСТУРЦИЯ- ОГУРЦЫ- ПЕРЕЦ-
д) определение количества звуков в словах:
ДЫМ- КАША- ШАПКА- КРЫШКА-
ЧЕРЁМУХА- СТЕНА- КАЛИТКА- ДИКТАНТ-
е) определение места звука по отношению к другим звукам в слове (позиционный анализ)
-определить, какой по счёту звук “Р” в словах:
РЫБА- ПАРОХОД- АРКА- ДОРОГА-
ТРАВА- ФЕВРАЛЬ- ЗАВТРАК- АРМИЯ-
- назвать “соседей” звука Ш словах:
КОШКА- СМЕШНО- УШКИ- СОЛНЫШКО-
ПОРОША- СЛЫШНО-
4. Фонематический синтез
Ч,А,С- ТЬ,М,А- З,В,У,К-
П,Ы,ЛЬ- П,А,Р,К- С,Т’,И,Х’,И-
Ф,У,Т,Б,О,Л- Г,В,О,З’,Д’,И- А,Л,Ф,А,В,И,Т-
П,Л,О,Щ,А,Д’,И-
5. Фонематические представления
Придумать слова, в которых есть звук “Ш” __________________________________________________________
Придумать слова, в которых 4 звука, 5 звуков ________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Отобрать картинки, в названии которых 5 звуков _____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|