Сделай Сам Свою Работу на 5

Закрепление изученного на практике





ПОНЯТИЕ О ЧИСЛИТЕЛЬНОМ

( 6 класс)

 

Цели урока:

Познавательные: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных.

Практические:формировать умение находить в тексте числительные, уметь правильно определять разряд, морфологические и синтаксические признаки, знать, как правильно отличить числительное от слов других частей речи, имеющих корень со значением числа.

Развивающие:развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные:на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.

Тип урока:изложение нового материала.

Оборудование:учебники русского языка под ред. Бабайцевой В. В. в 2-х частях: «Теория» (2011г.) и «Практика» (2008г.), изд-во «Дрофа».

Вид контроля:словарно-орфографическая и словарно-орфоэпическая работа, комплексный анализ текста.

Ход урока.

1. Организационный момент (1-2 мин.);

2. Проверка домашнего задания (7 мин.)

3. Объяснение нового материала (15-20 мин.);



4. Закрепление изученного на практике (10-15 мин.);

5. Обобщение изученного (2-3 мин.);

6. Выставление оценок (1-2 мин.).

 

1. Организационный момент:

Учитель: Здравствуйте, дети! Рада вас приветствовать на уроке русского языка. Достаём учебники, тетради, ручки, готовимся слушать меня и работать.

 

2. Проверка домашнего задания.

3. Объяснение нового материала:

Учитель: Сегодня мы с вами будем изучать новую тему, но прежде чем перейти к её объяснению, давайте вместе попробуем ответить на несколько вопросов:

1) Сколько минут идёт урок? (45 мин.)

2) На какой странице вы закончили чтение книги дома? (стр. 141)

3) Сколько времени шестиклассник должен делать уроки? (2-3 часа)

4) Сколько дней осталось до Дня Защитника Отечества? (12 дней)

Дети, какую часть речи вы использовали в своих ответах?

Ученик: Имя числительное.

Учитель: Молодцы! О нём и пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Давайте запишем тему нашего урока в тетрадь и попробуем разобраться, что же это за часть речи.

Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Если хотят сказать, каково расстояние от дома до школы, то употребляют числительные. Например: От дома до школы триквартала. Если хотят что-то сообщить о времени, тоже употребляют числительные. Например: Великий русский писатель А. П. Чехов родился в тысяча восемьсот шестидесятом году. Сейчас одиннадцать часов двадцать минут. Мне двадцать лет. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их масса, стоимость. Дети, а как вы думаете, чем же очень часто заменяются слова-числа на письме?



Ученик: Цифрами.

Учитель: Верно. На письме цифры гораздо удобнее: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять, чем длинную строчку из нескольких слов. Однако в документах, при получении или выдаче денег требуется, чтобы сумма была написана не только цифрами, но и словами. Сейчас открываем § 108-ой на странице 141-ой в вашем учебнике. С простым карандашом в руках начинаем работу с теоретическим материалом. Выделяем опорные элементы. Итак:

Имя числительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который (какой?), например: Вышло тридцать томов сочинений А. П. Чехова (сколько томов вышло?). Получен тринадцатый том (который (какой) том получен?). Во втором томе напечатан рассказ «Каштанка» (в каком (котором) томе?).

Общее грамматическое значение числительного — число, количество предметов и порядок их при счёте.

По значению и грамматическим особенностям числительные делятся на два основных разряда:



1) количественные числительные (пять, двадцать три, шестьдесят);

2) порядковые числительные (пятый, сто двадцать третий).

Морфологические признаки числительных. Количественные числительные изменяются только по падежам. Рода и числа они не имеют (кроме слов один, два). Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

Начальная форма количественных числительных — форма им. п.: два, пять, сто.

Начальная форма порядковых числительных — форма им. п., м. р., ед. ч.: первый, пятый, сотый

Синтаксические признаки числительных. Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в им. и вин. п.) с существительным

(в род.п.) является одним членом предложения: Девять альпинистовразбили лагерь у подножия Казбека.

Порядковые числительные в предложении обычно бывают определениями: Второйдом от угла — музыкальная школа, реже — сказуемыми: Япервый, тывторой. Количественные числительные так же могут выполнять функцию дополнения (например: Класс поделили на четыре группы) и обстоятельства (например: Открытие выставки состоялось в двенадцать часов).

Закрепление изученного на практике

Учитель: Итак, мы ознакомились с теоретическим материалом. Теперь настало время закрепить наши знания. Открываем учебники с практическими заданиями на странице 168-ой, работаем со след. упражнениями:

 

456. (устно)1. Прочитайте текст. Определите его основную мысль.

Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем количество прочитанных страниц, число забитых голов на футбольном поле... А между тем имена числительные образуются всего лишь от нескольких корней...

2. Сделайте вывод: в каких случаях мы употребляем числительные в своей речи?

Учитель: Давайте попробуем ответить.

Ученик: Имя числительное играет очень важную роль в нашей жизни. Числами измеряются количество предметов, расстояние, время, величина, масса, стоимость. Поэтому, когда нам нужно что-то считать, без имени числительного обойтись просто нельзя.

Учитель: Всё верно. Перейдём к следующему упражнению.

457. (устно)1. Прочитайте текст. К какому стилю речи его можно отнести? Каковы средства связи первого и второго абзацев?

Нетрудно обнаружить, что почти миллион чисел от одного до девятисот девяноста девяти тысяч девятисот девяноста девяти выражается в языке при помощи всего лишь тринадцати корней: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять, сорок, сто, тысяча.

Эти слова нередко называются простыми числительными. Все они, кроме слова сорок, являются общими для всех славянских языков, и отличаются от них лишь фонетически.

(А. Супрун)

2. Подберите однокоренные слова к приведённым в тексте числительным.

Ученик: Данный текст можно отнести к научному стилю. Однокоренные слова: одиннадцать, двадцать, триста, сорок четыре и т.д.

Учитель: Верно. Теперь открываем тетради и выполняем следующее упражнение письменно. Даю вам на это 5 минут.

458.(письменно) 1. Прочитайте текст. Как его можно озаглавить и к какому стилю речи отнести?

Древняя русская летопись впервые упомянула имя Москвы в тысяча сто сорок седьмом году, а в тысяча сто пятьдесят шестом город укрепил суздальский князь Юрий Долгорукий.

За восемьсот шестьдесят лет наша столица значительно изменилась. Сейчас её территория составляет более девятисот квадратных километров. Около сорока процентов всей площади (около тридцати пяти тысяч гектаров) занимают одиннадцать естественных массивов, около ста парков и бульваров, более семисот скверов.

2. Укажите употреблённые в тексте числительные. Какова их роль? Какими членами предложения являются выделенные сочетания числительного с существительным?

* Просклоняйте устно слова километр, процент, которые часто используются вместе с числительными. Следите за нормами акцентологии (ударения)!

Ученик: Мой заголовок: Москва. Я думаю, это научный стиль. Выделенные сочетания выполняют роль обстоятельства времени и дополнения.

Учитель: Молодец, ты верно выполнил это задание.

461. (Данная словарная работа выполняется учениками письменно, без помощи и подсказок, затем проверяется учителем)1. Составьте со словами, данными справа, по 2 словосочетания: сначала подобрав к ним числительное, обозначающее количество предметов, а потом — числительное, обозначающее порядок предметов при счёте. Запишите получившееся словосочетание.

2. Запомните написание слов, данных справа, используя памятку 6.

Секретарь

Программа

Портфель

Саквояж

Обобщение изученного

Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с именем числительным. Что же это такое?

Ученик: Это самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов и отвечает на вопросы сколько? который? какой?

Учитель: Правильно. На какие два разряда делятся имена числительные?

Ученик: На количественные и порядковые.

Учитель: Хорошо. Каковы морфологические и синтаксические признаки числительных?

Ученик: Количественные числительные изменяются только по падежам, порядковые же — по всем категориям, которые присущи имени. В предложении количественные числительные могут быть любым членом предложения, а порядковые чаще являются определениями.

Учитель: Молодцы!

 

Выставление оценок

Учитель: Итак, наш урок подошёл к концу. Открываем дневники и записываем домашнее задание. К следующему уроку вам нужно будет выполнить упр.460, знать наизусть теоретический материал и словарные слова. Я обязательно всё проверю. Тем ученикам, кто отвечал на сегодняшнем уроке, я поставлю положительные оценки. До свидания!

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.