Сделай Сам Свою Работу на 5

Классификация видов облигаций





КОРПОРАТИВНЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Понятие и виды акций

Стоимостная оценка акций

Понятие и виды облигаций

Стоимостная оценка облигаций. Доходность облигаций

Понятие и виды векселей

Особенности обращения и погашения векселей

Контрольные вопросы

Задания для самостоятельной работы

Тесты

Список литературы

Понятие и виды акций

Акция эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Группы держателей:

Ø физические лица;

Ø коллективные (институциональные) фонды;

Ø корпоративные держатели.

В мировой практике предпочтение отдается коллективному (институциональному) держателю, который поддерживается государством и имеет больше возможностей по сравнению с индивидуальным (физическим).

За рубежом наиболее влиятельными коллективными инвесторами считаются страховые компании, частные пенсионные фонды, паевые фонды (фонды взаимных вложений).



Преимущества акций для эмитента:

1. Акционерное общество не обязано возвращать инвесторам их капитал, вложенный в покупку акций.

2. Выплаты дивидендов не гарантируются.

3. Размер дивидендов может устанавливаться произвольно не зависимо от прибыли.

Преимущества акций для инвесторов:

1. Право голоса в обмен на вложенный капитал.

2. Право на дивиденд.

3. Прирост капитала (рост курсовой стоимости).

4. Дополнительные льготы, которые акционерное общество может предоставить своим акционерам.

5. Право преимущественного приобретения новых акций выпусков акций.

6. Право на часть имущества, остающегося после ликвидации имущества.

Акции обладают следующими свойствами:

• акция — это титул собственности, т.е. держатель акции является совладельцем акционерного общества с вытекающими из этого правами;

• она не имеет срока существования, т.е. права держателя акции сохраняются до тех пор, пока существует акционерное общество;

• для нее характерна ограниченная ответственность, так как акционер не отвечает по обязательствам акционерного общества. Поэтому при банкротстве инвестор не потеряет больше того, что вложил в акцию;



• для акции характерна неделимость, т.е. совместное владение акцией не связано с делением прав между собственниками, все они выступают как одно лицо;

• акции могут расщепляться и консолидироваться

 

Корпоративные действия - это действия, посредством которых компания меняет структуру или организацию своего акционерного капитала:

1. Бонусная эмиссия – это бесплатное размещение акций среди всех существующих акционеров, пропорционально имеющимся у них акций. В результате бонусной эмиссии компания не привлекает новых средств.

2. Выпуск прав – компания предлагает дополнительные акции существующим акционерам за определенную сумму в количестве пропорциональном имеющимся у них пакетам акций.

3. Дробление акций (сплит) – компания ставит своей целью сократить номинальную стоимость каждой акции и размещает бесплатно среди существующих акционеров компенсирующее количество акций для поддержания стоимости их пакетов акций. В результате дробления одна акция общества конвертируется в две или более акций общества той же категории. При этом в устав общества вносятся соответствующие изменения относительно номинальной стоимости и количества размещенных и объявленных акций общества.

4. Консолидация – это действие обратное дроблению. Компания увеличивает номинальную стоимость акций, но фактически аннулирует соответствующее число акций, чтобы сохранялась стоимость пакета акций. В результате консолидации две или более акций общества конвертируются в одну новую акцию той же категории. При этом в устав общества вносятся соответствующие изменения относительно номинальной стоимости и количества размещенных и объявленных акций общества.



5. Возврат капитала – применяется в том случае, когда компания полагает, что не может получить достаточную прибыль, позволяющую обеспечить акционерам доходность не ниже среднерыночной.

Классификация видов акций:

1.В зависимости от порядка владения: в соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах» все акции АО являются именными, выпуск акций на предъявителя не допускается.

 

2.В зависимости от типа Акционерного общества:

2.1.Акции открытых акционерных обществ – могут передаваться без согласия других акционеров;

2.2.Акции закрытых акционерных обществ при их реализации необходимо учитывать, что акционеры имеют преимущественное право их приобретения.

3.В зависимости от размещения:

3.1.Размещенные – это акции уже приобретенные акционерами; Уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимость размещенных акций и права, предоставляемые этими акциями.

3.2.Объявленные – акции, которые общество вправе размещать дополнительно к размещенным акциям Устав должен отражать номинальную стоимость и количество таких акций, а также права, предоставляемые этими акциями. При отсутствии в уставе общества этих положений общество не вправе размещать дополнительные акции.

 

4.В зависимости от объема прав:

4.1. Привилегированные акции – это акции, занимающие промежуточное положение между облигациями и обыкновенными акциями. Акционеры - владельцы привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров. Вместе с тем, они имеют право на участие в собрании акционеров при решении вопросов о реорганизации и ликвидации общества, а также в случае принятия решения о невыплате дивидендов.

В уставе общества должны быть определены размер дивиденда и стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества (ликвидационная стоимость) по привилегированным акциям каждого типа. Размер дивиденда и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.

Уставом общества может быть установлено, что невыплаченный или не полностью выплаченный дивиденд по привилегированным акциям определенного типа, размер которого определен уставом, накапливается и выплачивается не позднее срока, определенного уставом (кумулятивные привилегированные акции).

Уставом общества также может быть предусмотрена конвертация привилегированных акций определенного типа в обыкновенные акции или привилегированные акции иных типов по требованию акционеров - их владельцев или конвертация всех акций этого типа в срок, определенный уставом общества.

Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25% от уставного капитала общества.

4.2. Обыкновенные (простые) акции. Акционеры – владельцы обыкновенных акций общества могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества. По обыкновенным акциям доход не гарантируется, его размер определяется финансовыми результатами деятельности общества, а также решением общего собрания акционеров.

 

Общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов по акциям:

• до полной оплаты всего уставного капитала общества;

• если общество отвечает признакам несостоятельности (банкротства) или если указанные признаки появятся в результате выплаты дивидендов;

• если стоимость чистых активов общества меньше его уставного капитала, и резервного фонда, либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов.

Сроки выплаты дивидендов устанавливаются акционерным обществом. Они могут быть годовыми и промежуточными (ежеквартальными или полугодовыми).

Дивиденд рассчитывается только на те акции, которые находятся на руках у держателей. Акции, которые выкуплены у держателей или не размещены и находятся на балансе акционерного общества, в расчет при установлении дивидендов не принимаются.

Размер годового дивиденда не может быть больше того, который рекомендован советом директоров.

 

 

Стоимостная оценка акций

Номинальная стоимость акции указывается на лицевой стороне акции. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций АО должная быть одинаковой и обеспечивать всем держателям равный объем прав.

Эмиссионная стоимость акции – это цена, по которой ее приобретает первый держатель. Превышение эмиссионной цены над номинальной стоимостью называется эмиссионной выручкой. Она не может быть использована на цели потребления и должна быть присоединена к собственному капиталу АО.

Рыночная цена (курс акции) – это цена, по которой она продается и покупается на вторичном рынке. Рыночная оценка применяется в следующих случаях:

- при поглощении и слиянии АО;

- при покупке голосующего пакета акций;

- при выдаче кредита под обеспечение акций;

- при преобразовании открытого АО в закрытое АО;

- при разделении и выделении АО;

- при ликвидации АО.

При оценке акций компании важным условием является сопоставительный анализ, или метод аналогов, суть которого сводится к сравнению финансово-производственных показателей компании и сравнению ее рыночной оценки (мультипликаторов) с соответствующими показателями аналогов.

При выборе компаний-аналогов необходимо учитывать, что они должны производить схожую по своим качествам продукцию, причем в сравнимых объемах, принадлежать одной отрасли, а также акции компаний должны быть сравнимо ликвидны. Возможный аналог объекта оценки не признается аналогом, если он по анализируемым критериям значительно отличается от объекта оценки.

После выбора аналога рассчитывается ряд мультипликаторов, по которым в дальнейшем будет проводиться сравнение.

Основными фундаментальными показателями являются:

1) ;

 

Показатель отражает соотношение капитализации компании с чистой прибылью, или соотношение между рыночной ценой акции и доходом на одну акцию. Показатель имеет значение в равнении с показателями аналогов.

Величину “Цена-Прибыль” принято считать исходной. От нее зависят остальные мультипликаторы. Более удобно для обоснования P/E изучить величину “Прибыль на акцию” (EPS).

Прибыль на акцию можно считать величиной заданной. Компания почти не имеет рычагов влияния на нее. P/E зависит от ожиданий инвесторов относительно роста будущих прибылей и ожиданий относительно величины процентной ставки.

P/E нередко рассматривается как измеритель популярности компании со стороны инвесторов. По существу он количественно выражает ожидания и уверенность инвесторов относительно потенциала компании в отношении генерирования прибылей. Низкий P/E считается показателем недооценки акций рынком. Высокий P/E, напротив, может свидетельствовать о том, что ожидания роста компании несколько завышены, либо стоимость акций полностью покрывает имеющиеся у компании перспективы. Следовательно, акции с высоким P/E, скорее всего, не будут акциями роста (growth shares), поскольку он и так уже близок к пределу.

 

2)

 

Показатель отражает соотношение капитализации с выручкой компании, или соотношение между рыночной стоимостью акции и выручкой в расчете на одну акцию. Использование данного показателя целесообразно при наличии отрицательной чистой прибыли предприятия.

 

3)

EV (enterprise value) – показатель, отражающий совокупную стоимость предприятия для инвестора, с учетом долговых обязательств.

EBITDA (earnings before interests, taxes, depreciation and amortization) – показатель, отражающий прибыль предприятия до выплаты процентов, налогов амортизационных отчислений.

Показатель EV/EBITDA отражает рентабельность бизнеса с учетом структуры капитала.

Показатель EV ломает сложившиеся стереотипы о том, что стоимость бизнеса определяется рыночной капитализацией. Действительно, две компании могут иметь одинаковую рыночную стоимость, но различные структуры капитала.

Пример. Допустим, вы имеете дело с компанией “Золотой дождь”, капитализация которой держится на уровне 150 млн. долл. Балансовая чистая стоимость равна 15 млн. долл. Финансовый рычаг компании составляет 0,3.

Активы компании включают 400 тыс. долл. денежных средств и 350 тыс. долл. легкореализуемых ценных бумаг.

В таком случае стоимость предприятия составляет 150 + 15*0,3 – (0,4+0,35) = 153,75 млн. долл.

Операционная прибыль равна 700 тыс. долл. Амортизация материальных и нематериальных активов – 450 тыс. долл. Соответственно, EBITDA составляет 1,15 млн. долл. EV/EBITDA = 133,7.

Компания “Бриллиантовая рука” оценивается рынком по показателю market cap в 55 млн. долл. Балансовая стоимость ее собственного капитала – 50 млн. долл. Долг равен 40 млн. долл., EBITDA – 500 тыс. долл. EV/EBITDA = 190.

Фирма “Титаник” стоит на рынке всего 45 млн. долл. при собственном капитале в 55 млн. долл. Величина долга составляет 70 млн. долл. Прибыль, полученная в прошлом периоде, составляла 0,3 млн. долл. EV/EBITDA = 383.

Различия между примерами очевидны. Третья компания имеет высокую “стоимость предприятия” только потому, что у нее накоплена целая куча долгов. Для нее характерна относительно низкая прибыль (которая фактически образуется за счет высокого значения финансового рычага). Поэтому тест EV/EBITDA дает “наилучший” результат. Если смотреть только на него, можно заключить, что рынок переоценивает данное предприятие. Мы видим, что капитализации ниже балансовой стоимости. P/BV = 0,8. EBITDA образуется в основном за счет амортизации (0,25 млн. долл.). При этом P/E довольно высок – 150. Он образуется преимущественно за счет балансовой стоимости. Огромная величина долга, уловленная EV/EBITDA, фактически говорит о том, что капитализация рынка все еще слишком высока. Данное предприятие – кандидат в банкроты. Оно еще что-то стоит как имущественный комплекс, но с точки зрения акций яйца выеденного не стоит.

У первой компании больше всего перспектив. Наименьший EV/EBITDA образуется вследствие малой величины долгов и запаса денежных средств. У нее хорошая операционная прибыль. P/E = 130.

У второй компании P/E только 110. Но, у нее финансовый рычаг 0,8. Весомая часть ее прибылей – эффект финансового рычага. С учетом долга она выглядит менее привлекательной с точки зрения перспектив роста. EV/EBITDA это зафиксировал.

 

4)

 

Показатель EV/S позволяет сопоставить стоимость компании с годовой выручкой. Он показывает, сколько стоит единица продаж компании. Эта величина может быть очень полезной.

Предположим, мы оцениваем компанию, объем продаж которой составляет 700 млн. долл. в год. Ее реальная стоимость в терминах EV оказывается равной 300 млн. долл. (оценка потенциальных будущих денежных протоков и оттоков в пользу кредиторов). Тогда, путем нехитрых расчетов мы обнаружим, что EV/Sales составляет примерно 0.43, т.е. стоимость продаж компании составляет 43 цента за 1 доллар выручки. Что нам это дает? Мы получаем возможность оценивать непосредственно стоимость предприятия в зависимости от объемов реализации. При инвестировании в компанию с известными тенденциями в отношении темпов роста рынка и занимаемой доли рынка, появляется удобный индикатор для анализа. Особенно ценен он при приобретении компаний. Нужно учитывать, что приобретаются не только активы, но и доля рынка и лояльность клиентов к торговой марки и весь действующий маркетинговый комплекс.

 

5)

 

Показатель отражает прибыль компании в расчете на 1 акцию. Этот показатель считается одним из основных факторов, объясняющих формирование цены акции. EPS служит для характеристики прибыльности компании.

Базовая прибыль на акцию рассчитывается как отношение прибыли доступной владельцам обыкновенных акций (после вычета дивидендов по привилегированным акциям) к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении.

 

6)

 

Коэффициент показывает, какую долю прибыли компания направляет на выплату дивидендов.

 

7)

Коэффициент показывает, какую долю инвестор получит в виде дивидендов, если купит акцию по рыночной цене.

Понятие и виды облигаций

Облигация –это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

 

И акции, и облигации, как правило, выпускаются акционерными обществами, их выпуск и обращение регулируются законом «Об акционерных обществах». Принципиальная разница между акциями и облигациями заключается в следующем:

1) Покупая акцию, инвестор становится одним из собственников компании-эмитента. Купив облигацию компании-эмитента, инвестор становится ее кредитором.

2) В отличие от акций, облигации имеют ограниченный срок обращения, по истечении которого гасятся.

3) Облигации имеют преимущество перед акциями при реализации имущественных прав их владельцев: в первую очередь выплачиваются проценты по облигациям и лишь затем дивиденды; при делении имущества компании-эмитента в случае ее ликвидации акционеры могут рассчитывать лишь на ту часть имущества, которая останется после выплаты всех долгов, в том числе и по облигационным займам.

4) Акции, являясь титулом собственности, предоставляют их владельцам право на участие в управлении компанией-эмитентом, а облигации, будучи инструментом займа, такого права не дают.

Облигации выступают главным инструментом мобилизации средств правительствами, различными государственными органами и муниципалитетами. К организации и размещению облигационных займов прибегают и компании, когда у них возникает потребность в дополнительных финансовых средствах.

Выпуск облигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредством их размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительные ресурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управление финансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Однако облигационные займы компаний следует рассматривать как дополнение к заемным средствам, получаемым в виде банковских кредитов. Даже в странах с развитым фондовым рынком посредством выпуска облигаций компании покрывают далеко не всю потребность в заемных средствах. Поскольку облигационный заем выражает отношения по поводу возвратного движения ссуженной стоимости, то он по своей сути и назначению схож с банковской ссудой. В этой связи следует заметить, что право на эмиссию облигаций может быть предоставлено только таким компаниям, которые отвечают требованию кредитоспособности.

Порядок выпуска облигаций акционерными обществами регламентируется Федеральным законом «Об акционерных обществах». В соответствии с ним при выпуске облигаций акционерными обществами должны быть соблюдены следующие условия:

1) Выпуск облигаций обществом допускается после полной оплаты его уставного капитала.

2) Номинальная стоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала общества и (или) величину обеспечения, предоставленного в этих целях обществу третьими лицами.

3) При отсутствии обеспечения, предоставленного третьими лицами, выпуск облигаций допускается не ранее третьего года существования общества и при условии надлежащего утверждения годовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года.

Эти ограничения не применяются к:

1) облигациям с ипотечным покрытием;

2) хозяйственным обществам, эмиссионные ценные бумаги которых включены в котировальный список на фондовой бирже;

3) хозяйственным обществам и (или) облигациям, имеющим кредитный рейтинг одного из аккредитованных рейтинговых агентств, не ниже определенного уровня;

4) облигациям, предназначенным для квалифицированных инвесторов.

Одной из главных характеристик любой облигации является ее номинал или цена облигации в момент выпуска (эмиссии), которая аналогична начальной сумме долга. Облигации всегда выпускаются одним выпуском, который содержит определенное количество облигаций. Общая сумма номиналов всех облигаций в данном выпуске (данной эмиссии) представляет собой объем выпуска. Компания/корпорация за время своего существования может несколько раз эмитировать облигации, т.е. делать несколько выпусков.

Второй важной составной частью является купон или условие выплаты процентов по облигации ее владельцу в определенном размере через определенный срок, что аналогично выплате процентов по долгу или по тем деньгам, который инвестор заплатил при выпуске облигации. Размер процентов определяется в момент выпуска облигации и либо фиксируется на весь срок, либо привязывается к какому-либо рыночному показателю. Облигация может иметь от одного до нескольких купонов, каждый из которых будет погашаться через определенный промежуток времени, который называется купонным периодом. В момент выплаты процентов на облигацию происходит погашение купона, если у облигации еще остались купоны, то инвестор может ждать до погашения следующего купона. Если купонов больше нет, облигация погашается полностью, и владелец облигации получает назад сумму номинала, уплаченную за нее в начале.

В этом случае облигация как ценная бумага прекращает существование, т.е. любая облигация является инструментом с ограниченным сроком жизни и фиксированной доходностью.

 

Классификация видов облигаций

1.Облигации, в зависимости от типа эмитента, бывают трех основных видов:

1. Государственными, т.е. выпущенными государством. По степени надежности эти ценные бумаги считаются самыми лучшими среди всех остальных, и рынки таких облигаций являются самыми крупными среди всех остальных рынков ценных бумаг. Общая сумма, на которую выпущены данные облигации, представляет собой сумму долга государства инвесторам, купившим эти облигации.

2. Корпоративными, выпущенными крупнейшими компаниями, имеющими высокий рейтинг надежности. Это – тип облигаций, который становится все более популярным в нашей стране и является очень распространенным инструментом для инвесторов в развитых странах. По надежности эти ценные бумаги стоят после государственных ценных бумаг, поэтому являются более рискованным вложением денег, однако обеспечивают большую доходность на вложенные средства.

3. Муниципальными, которые эмитируются правительствами городов (муниципалитетами). В развитых странах эти облигации стоят по надежности между государственными и корпоративными, но в нашей стране некоторые корпоративные облигации по надежности превышают облигации многих российских городов. Среди наиболее распространенных и надежных муниципальных облигаций – облигации Москвы и Санкт-Петербурга.

2.В зависимости от сроков:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные.

Временные рамки, ограничивающие перечисленные облигационные группы, для каждой страны различны и определяются законодательством, действующим в этой стране, и сложившейся практикой. Например, в США к краткосрочным обычно относят облигации со сроком обращения от 1 года до 3 лет, к среднесрочным — от 3 до 7 лет, долгосрочным — свыше 7 лет. Что касается российского законодательства, то оно содержит указания о сроках обращения только для государственных долговых обязательств.

 

3. В зависимости от порядка подтверждения права владения облигации могут быть:

3.1.Именные, права владения которыми подтверждаются внесением имени владельца в текст облигации и в книгу регистрации, которую ведет эмитент;

3.2.На предъявителя, права владения которыми подтверждаются простым предъявлением облигации.

 

4. В зависимости от формы, в которой возмещается позаимствованная сумма, облигации делятся на:

4.1.С возмещением в денежной форме;

4.2.Натуральные, предполагающие получение имущественного эквивалента, указанного в облигации.

5. По методу погашения номинала могут быть:

5.1.Облигации, погашение номинала которых производится разовым платежом;

5.2.Облигации с распределенным по времени погашением, когда за определенный отрезок времени погашается некоторая доля номинала (облигации с амортизацией долга);

5.3.Облигации с последовательным погашением фиксированной доли общего количества облигаций (лотерейные или тиражные займы).

6.В зависимости от того, какие выплаты производятся эмитентом по облигационному займу, различают:

6.1.Облигации, по которым производится только выплата процентов, а капитал не возвращается, точнее, эмитент указывает на возможность их выкупа, не связывая себя конкретным сроком. К этой группе облигаций бессрочного займа относятся, например, английские консоли, выпущенные еще в середине XVIII в. и обращающиеся до настоящего времени;

6.2.Облигации, по которым лишь возвращается капитал по номинальной стоимости, но не выплачиваются проценты. Это так называемые облигации с нулевым купоном (дисконтные облигации);

6.3.Облигации, по которым проценты не выплачиваются до момента их погашения, а при погашении инвестор получает номинальную стоимость облигации и совокупный процентный доход. К таким облигациям можно отнести сберегательные сертификаты серии Е, выпускаемые в США;

6.4.Облигации, по которым возвращается капитал по номинальной стоимости, а выплата процентов не гарантируется и находится в прямой зависимости от результатов деятельности компании-эмитента, т.е. от того, получает компания прибыль или нет. Такие облигации называются доходными или реорганизационными, так как выпускаются, как правило, компаниями, которым грозит банкротство;

6.5.Облигации, дающие право их владельцам на получение периодически выплачиваемого фиксированного дохода, а номинальной стоимости облигации — в будущем, при ее погашении. Этот вид облигации наиболее распространен в современной практике во всех странах.

7. По способам выплаты купонного дохода облигации подразделяются на:

7.1.Облигации с фиксированной купонной ставкой;

7.2.Облигации с плавающей купонной ставкой, когда купонная ставка зависит от уровня ссудного процента;

7.3.Облигации с равномерно возрастающей купонной ставкой по годам займа. Такие облигации еще называют индексируемыми, они обычно эмитируются в условиях инфляции;

7.4.Облигации с минимальным или нулевым купоном (мелкопроцентные или беспроцентные облигации). Рыночная цена по таким облигациям устанавливается ниже номинальной, т.е. предполагает скидку. Доход по этим облигациям выплачивается в момент ее погашения по номинальной стоимости и представляет разницу между номинальной и рыночной стоимостью;

7.5.Облигации смешанного типа. Часть срока облигационного займа владелец облигации получает доход по фиксированной купонной ставке, а часть срока — по плавающей ставке.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.